на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Банковский надзор и пути совершенствования в России

определяется в зависимости от его положения на рынке, степени и характера

финансовых проблем, клиентуры и учредителей, а также других факторов,

влияющих на принятие решения. Соответственно принимают решение о санации

банка или процедуре ликвидации в той или иной форме (под ликвидацией

понимается в том числе и потеря самостоятельности).

Программа санации кредитного учреждения — самостоятельная задача, требующая

работы коллектива высококвалифицированных специалистов, причем в области

банковского маркетинга и стратегии развития банка (а не бухгалтеров-

ревизоров) в течение определенного времени.

На стадии "угасания" банка важно определить степень тяжести проблем и

возможности банка, а также целесообразность проведения санационных

(оздоровительных) мероприятий. Тщательно анализируются причины попадания

банка в затруднительное положение, причем не все они возникают по вине

самого банка. Самые простые — намеренно рискованная кредитная политика,

недостаточно компетентное руководство. Тогда вступает в силу процедура

ликвидации, смены руководства или превращения кредитного учреждения в

филиал более благонадежного банка, хотя в этом случае непросто решить

проблему просроченной и безнадежной задолженности (как и вариант перевода

клиентов на обслуживание в другой банк). Стоит учитывать и неравномерность

территориального распределения участников банковского сообщества.

Насыщенностью кредитными организациями отличаются только Москва и Санкт-

Петербург. В других регионах выбор обслуживающего банка не велик.

Иначе обстоит дело с теми, кто был связан по линии кредитования с

предприятиями, попавшими в сложное положение из-за неблагоприятной

макроэкономической конъюнктуры. Вину банка как кредитного учреждения здесь

усмотреть трудно. Кроме того, он, как правило, выполняет в своем регионе

важную социально-экономическую функцию, и его ликвидация по чисто

формальным признакам чревата значительным экономическим ущербом. Задача

надзорных органов — возможно более точно установить причины трудностей

банка и помочь найти рациональный выход из создавшегося положения. Понятно,

что чем раньше будут установлены признаки проблемности и предприняты

адекватные меры, тем меньше негативных последствий вызовет явление.

Итак, системный подход к банковскому надзору за отдельными

банками предусматривает: четкое разграничение этапов жизненного цикла:

"зарождение" (закладывается фундамент дальнейшего развития);

"становление" (рост финансово-экономических показателей, расширение сферы

деятельности, увеличение персонала) и "затухание";

фиксацию на каждом из этапов основных целей банковского надзора: на первом

— отбор достойных претендентов, на втором — предотвращение сбоев в

нормальном развитии, на третьем — вывод из состояния "старения", в случае

невозможности — цивилизованная ликвидация с минимальными социально-

экономическими издержками и соответственное выделение важнейших

инструментов воздействия на банки;

поэтапное разграничение функций подразделений надзорного блока с выделением

управления — координатора. На первом этапе роль координатора закрепляется

за управлением лицензирования, на втором — за сводно-экономическим

управлением и управлением пруденциального надзора, на третьем — за

управлением санирования. Решения, принимаемые в рамках своих полномочий

управлениями-координаторами, обязательны для выполнения всеми другими

подразделениями надзорного блока.

Признаками существования финансовых трудностей у кредитных организаций

считаются:

нарушения законодательства и нормативных актов, в первую очередь

несоблюдение экономических нормативов и резервных требований;

наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому

счету;

резкие колебания ежедневных остатков средств на корреспондентских счетах

банков, особенно если минимальные остатки составляют критическую, близкую к

нулю, величину;

выявление в ходе проверок банка фактов нарушений правил бухгалтерского

учета, представления недостоверной отчетности, проведения рискованной

кредитной и процентной политики;

неудовлетворительные оценки результатов работы банка по системе ранней

диагностики Банка России;

убыточная деятельность, в том числе не обеспеченное собственными средствами

банка развитие внутренней инфраструктуры;

выплата дивидендов при неудовлетворительном финансовом положении банка (в

том числе до итогов отчетного года); резкие изменения в составе участников

и руководителей банка; отсутствие ежегодной аудиторской проверки

деятельности банка;

информация отрицательного характера о банке и его деятельности, поступающая

из министерств и ведомств, от граждан, средств массовой информации, жалобы

клиентов на его работу.

Разработаны рекомендации по определению степени проблемности банков,

позволяющие достаточно точно оценивать их состояние^. Все кредитные

организации в зависимости от характера выявленных у них проблем и причин их

возникновения подразделяются на финансово стабильные банки; банки, имеющие

первые признаки проблемности; банки, испытывающие временные трудности;

банки с первыми признаками банкротства; критические (финансово

нестабильные) банки. По состоянию на 1.10.1996 г. к стабильно работающим

относились 37,1% от общего числа российских банков. Банки с первыми

признаками проблемности составляли 21,5%, испытывали временные трудности-

22,7% ,первые признаки банкротства наблюдались приблизительно у 2% банков,

отрицательный капитал имели 11% от общего числа банков.

Введение данной классификации банков важно для организации надзора за ними,

разработки мер воздействия на проблемные банки, в том числе и для принятия

решений об их финансовом оздоровлении (санации) или ликвидации, так как

применение той или иной предусмотренной законодательством меры зависит от

степени проблемности кредитной организации и ее функциональной роли в

банковской системе.

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и

регулирования Банк России регулярно проводит тематические и комплексные

инспекционные проверки кредитных организаций и их филиалов на местах. Эти

проверки дают возможность получить более точное представление о реальном

финансовом состоянии банков, качестве работы их структур, достоверности

предоставляемой отчетности и тем самым позволяют в случае необходимости

принимать в отношении их более адекватные меры.

3. Формы воздействия со стороны надзорных органов на допускающие нарушения

кредитные организации

При нарушении кредитной организацией федерального законодательства,

нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставлении информации

или представления неполной или недостоверной информации ЦБ РФ вправе:

потребовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений,

взыскать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала

или ввести ограничения на проведение кредитной организацией отдельных

операций на срок до шести месяцев.

Если кредитная организация не выполняет в установленные надзорными органами

сроки предписания об устранении допущенных ею нарушений или если эти

нарушения или совершаемые банком операции создают реальную угрозу интересам

кредиторов и/или вкладчиков, Банк России имеет право по отношению к

кредитной организации:

взыскать штраф в сумме до 1% от размера оплаченного уставного капитала, но

не более 1% от минимального размера уставного капитала;

потребовать осуществить мероприятия по ее финансовому оздоровлению, в том

числе изменить структуру активов, произвести замену руководителей, провести

реорганизацию;

установить для нее индивидуальные обязательные нормативы на срок до шести

месяцев;

запретить проведение отдельных банковских операций, предусмотренных

выданной лицензией, на срок до одного года, а также ввести запрет на

открытие филиалов на срок до одного года;

назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на

срок до 18 месяцев;

отозвать лицензию на проведение банковских операций в порядке,

предусмотренном федеральным законодательством.

Основаниями для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление

банковских операций могут служить:

установление недостоверности сведений, на основании которых была выдана

лицензия;

задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных

лицензией, более чем на год со дня ее выдачи; установление фактов

недостоверности отчетных данных; проведение не предусмотренных лицензией

банковских операций (даже однократное);

нарушение банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, если в

течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры

воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)»;

неудовлетворительное финансовое положение, неисполнение кредитной

организацией своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.

После отзыва лицензии у кредитной организации Банк России имеет право

обратиться в арбитражный суд с иском о ее ликвидации.

Основные направления развития и совершенствования надзора за кредитными

организациями в России

Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы относительно перспектив

развития и совершенствования банковского надзора.

1. Надзор за банковской системой в широком плане распадается на три

взаимосвязанных блока: макроэкономический анализ, мониторинг банковской

системы, надзор за отдельным банком.

2. Надзор должен быть нацелен в первую очередь на максимальное укрепление

общественного доверия к банковской системе, предотвращение массовых

банкротств банков.

3. Центр тяжести банковского надзора следует перенести на возможно

более ранние стадии обнаружения проблем банков.

4. Надзорная практика должна учитывать различные этапы жизненного цикла

банка — лицензирование, достижение зрелости, прекращение деятельности,

рассматривая их как элементы единой системы. Для реализации поставленных

целей необходимо выработать новые подходы к отчетности банков. Документация

должна позволять выявить первые признаки неплатежеспособности банков и при

этом быть понятной и неперегруженной. В этой связи возможно более широкое

внедрение нетрадиционных экономико-статистических методов мониторинга.

5. Совершенствование надзорной практики должно опираться на соответствующие

структурные преобразования, модернизацию методов деятельности, максимальную

координацию усилий всех подразделений надзорного блока.

Банковский надзор в России - динамично развивающаяся система. Даже в

условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних условий

деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики,

появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков,

принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского

надзора задачу постоянного совершенствования применяемых инструментов

надзора за финансовым состоянием банков.

В ситуации же, когда сохраняются серьезные трудности в реальном секторе

экономики, существуют нерешенные проблемы в самой банковской сфере,

требуется принятие комплекса мер по укреплению банковской системы России,

поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного

кризиса. Занимая активную позицию, Банк России исходит из того, что

надзорная деятельность должна иметь конструктивный, созидательный характер,

т. е. использовать в практике регулирования такие инструменты, которые в

рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию

действенной прогрессивной банковской системы, оптимизации ее

институциональной структуры, инициировали бы реструктуризацию банковской

сферы в соответствии с перспективными сдвигами экономического развития

страны.

Органы банковского надзора России видят в качестве своей главной задачи не

поиск и наказание банков, допускающих нарушения, а создание условий для

более эффективного функционирования банковской системы в целом. Для

повышения эффективности и результативности надзорной деятельности органы

надзора стремятся добиться большей открытости («транспарентно-сти»)

ситуации в отдельных банках и в банковской сфере в целом как для Банка

России, так и для кредиторов и вкладчиков коммерческих банков на основе

совершенствования системы учета и отчетности в кредитных организациях

Российской Федерации и приближении ее к требованиям, вытекающим из

международного опыта банковской практики, улучшения методики оценки

состояния дел в кредитных организациях .Для этого Банком России разработан

новый План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской

Федерации, который планируется ввести с 1.01.98 г. вместе с переработанными

вариантами Инструкций ЦБ РФ № 1 и 17.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.