на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Эффективности методики оценки кредитоспособноcти клиентов коммерческого банка

Эффективности методики оценки кредитоспособноcти клиентов коммерческого банка

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА 6

1.1. Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических

целей коммерческого банка 6

1.2. Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке

15

1.3. Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки 26

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТА БАНКА 42

2.1. Сравнительный анализ кредитной политики ЗАО КБ «Пятигорск» и ОАО

«Ставропольпромстройбанка» 42

2.2. Оценка кредитоспособности заемщика 56

2.3. Эффективность методики оценки кредитоспособности заемщика и ее

совершенствование 72

Заключение. 90

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 93

Приложения 95

ВВЕДЕНИЕ

Кредитно-финансовая система – одна из важнейших и неотъемлемых

структур рыночной экономики. Развитие банковской системы и товарного

производства исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Находясь в

центре экономической жизни, банки опосредуют связи между вкладчиками и

производителями, перераспределяют капитал, повышают общую эффективность

производства.

Особую роль играют кредиты, превращаясь, по существу, в основной

источник, финансирующий народное хозяйство дополнительными денежными

ресурсами. С переходом от командно-административной к рыночной экономике

монополизированная, государственная банковская структура становится более

динамичной и гибкой. Банковская система основывается на частной и

коллективной собственности и ориентирована на преодоление конкуренции и

получение прибыли.

В процессе проведения активных кредитных операций с целью получения

прибыли банки сталкиваются с кредитным риском, то есть риском неуплаты

заёмщиком суммы основного долга и процентов, причитающихся кредитору. Для

каждого вида кредитной сделки характерны свои причины и факторы,

определяющие степень кредитного риска.

В частности, он может возникнуть при ухудшении финансового положения

заёмщика, возникновении непредвиденных осложнений в его планах, не

застрахованном залоговом имуществе, отсутствии необходимых организаторских

качеств или опыта у руководителя и т.д. Эти и многие другие факторы

учитываются работниками банка при оценке кредитоспособности предприятия и

обеспечения, предложенного в залог.

Задачи улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают

необходимость использования экономических методов управления кредитом,

ориентированных на соблюдение экономических границ кредита. Это позволит

предотвратить неоправданные кредитные вложения, обеспечить своевременный и

полный возврат ссуд, снизить риск неплатежа.

При анализе кредитоспособности банки должны решить следующие

вопросы: способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок, готов ли

он их исполнить? На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных

сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер,

а так же связан с личными качествами руководителей предприятия. Состав и

содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они

должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки

зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех

средств вообще, оценить способность и готовность заемщика совершать платежи

и погашать кредиты в заранее определенные сроки.

Тема данной дипломной работы: “Эффективность методики оценки

кредитоспособности клиента” - чрезвычайно актуальна. Всякая деятельность,

какой бы она ни была, содержит в себе известную долю риска и случайности

самого различного характера. Любая экономическая деятельность подвержена

неопределённости, связанной с изменениями обстановки на рынках, т.е. в

значительной мере с поведением других хозяйствующих субъектов, их

ожиданиями и их решениями. Поэтому интерес к данной теме никогда не

снизиться, а методики будут расширятся и дополняться. Больше всех в

информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки:

их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния

клиентов. Снижение риска при совершении ссудных операций возможно достичь

на основе комплексного изучения кредитоспособности клиентов банка, что

одновременно позволит организовать кредитование с учетом границ

использования кредита. Исходя из изученного материала, данная тема довольно

широко раскрывается и представляет собой большой интерес для более

глубокого изучения, особенно в аспекте эффективности методик оценки

кредитоспособности предприятий.

Данная тема представляет собой большой интерес для исследования не

только российских, но и зарубежных экономистов. В научной литературе очень

подробно уделяется внимание всем аспектам данной проблемы, в частности

финансовому анализу как предприятий, так и кредитных учреждений. Но

недостаточно информации по оценке эффективности используемых банками

методик оценки кредитоспособности клиентов.

Целью настоящей дипломной работы является изучение подходов к анализу

кредитоспособности клиентов, в том числе на примере деятельности

коммерческого банка «Пятигорск», и на этой основе – выработка рекомендаций

по совершенствованию этого процесса. Для достижения поставленных целей

необходимо решить следующие задачи:

- дать определение кредитной политики банка,

- дать определение кредитоспособности и кредитного риска,

- определить информационную базу анализа,

- проанализировать и сравнить кредитную политику ЗАО КБ «Пятигорск» с

кредитной политикой ОАО «Ставропольпромстройбанк»,

- проанализировать методику оценки кредитоспособности клиента на

примере ООО «Стройтехцентр»,

- рассмотреть тенденцию изменения финансового состояния банка,

- определить эффективность методики оценки кредитоспособности клиента

банка.

При написании работы использовалась экономическая литература

отечественных и зарубежных авторов, раскрывающая принципы и методику

исследования кредитоспособности заемщиков кредитных учреждений США, Франции

и России, финансовая отчетность ООО «Стройтехцентр», которое функционирует

в соответствии с уставом и другими учредительными документами, финансовая

отчетность ЗАО КБ «Пятигорск». Много информации на данную тему представлено

в периодических изданиях, таких как Банковское дело, Деньги и кредит,

Аудит и финансовый анализ, Банковский журнал, Коммерсант, Экономика и

жизнь. Кроме того, основу дипломной работы составили законы, инструкции и

другие правовые акты, а также внутренние положения и инструкции

коммерческого банка.

Для наглядности в дипломной работе отражены диаграммы, графики и

таблицы.

Практическая значимость дипломной работы заключается в выводах,

которые помогут коммерческим банкам улучшить свою методику определения

кредитоспособности клиента, а, следовательно, и повысить свои финансовые

показатели.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА

1.1. Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических

целей коммерческого банка

Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему

денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения

определенных финансовых результатов, и является одним из элементов

банковской политики.[1]

На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка

макроэкономической ситуации в стране в целом, региона работы потенциальных

заемщиков в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений

кредитования, проверке готовности персонала банка к работе с различными

категориями ссудополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных

документов. Проводимая работа происходит вне поля деятельности

непосредственного кредитного подразделения и относится больше к работе

аналитических и маркетинговых служб банка, но присутствие этих необходимых,

элементов анализа делают процесс кредитования осмысленным и

подготовленным.[2]

Исходя из проведенных исследований руководство банка принимает

меморандум кредитной политики на конкретный период (обычно 1 год). В этом

документе излагаются:

Основные направления кредитной работы банка на предстоящий период,

конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты),

обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от

кредитных рисков, например:

соотношения кредитов и депозитов;

соотношения собственного капитала и активов;

лимиты сегментов портфеля активов банка в целом;

лимиты сегментов кредитного портфеля (лимиты на кредитование предприятий

одной отрасли, одной формы собственности, одного вида кредитования и т.д.).

Обычно размер лимита включает не более 25 % от величины общего кредитного

портфеля. Увеличение определенного сегмента сверх лимита возможно при

наличии способов защиты от этого повышенного кредитного риска;

клиентские лимиты:

а) для акционеров (пайщиков);

б) для старых, с определенной историей взаимоотношений, клиентов;

в) для новых клиентов;

г) для неклиентов банка;

географические лимиты кредитования (требуются для банков, имеющих

иногородние филиалы с разным уровнем подготовленности персонала к

проведению качественной кредитной работы, а также для монобанков, но

желающих проводить активные операции в определенных регионах);

требования по проведению работы с обеспечением (виды залогов, стандарты

оформления, маржа в оценке и т.д.);

требования по документальному оформлению и сопровождению кредитов;

планируемый уровень кредитной маржи и механизмы принятия решения об его

изменении.

Утверждается Положение о порядке выдачи кредитов, где отражается:

организация кредитного процесса;

перечень требуемых документов от заемщика и стандарты подготовки проектов

кредитных договоров;

правила проведения оценки обеспечения.[3]

Только после принятия этих документов, регламентирующих кредитный

процесс, можно говорить о внутренней готовности банка к работе по

кредитованию.

Кредитная политика коммерческого банка основывается на реальных

экономических предпосылках и источниках кредитного потенциала. Для успешной

ее реализации банку необходимо вести учет всех факторов, которые оказывают

воздействие на реализацию потоков притока средств кредитного потенциала. В

этой связи необходимо рассмотреть основные факторы, воздействующие на

эффективность политики банка в части формирования средств кредитного

потенциала.[4]

К основным формам повышения источников кредитного потенциала

относятся:

1. повышение числа банковских клиентов;

2. увеличение средств существующих в банке участников и клиентов;

3. рост организационной сети банка;

4. объединение средств участников и клиентов банка по целевому назначению

(например, создание общего фонда жилищного строительства).[5]

Анализируя практику коммерческих банков США в части соблюдения

ликвидности, отмечено следующее: "При хорошей организации работы по

привлечению ресурсов не имеет существенного значения количественное

соотношение некоторых статей актива с привлеченными депозитами.

Действительно, более низкое процентное соотношение среднесрочных и

долгосрочных размещений средств по активу с привлеченными депозитами значит

меньше, чем более высокое соотношение, если во втором случае обеспечивается

стабильность депозитов из конкретных источников на базе давно установленных

традиционных связей".[6]

Экономичность, эффективность использования и ликвидность средств

предприятий и организаций непосредственно отражаются на стабильности

кредитного потенциала банка. В этой связи банк должен хорошо знать

деятельность своих клиентов, систематически анализируя такие его

показатели, как:

5. ликвидность баланса;

6. рентабельность использования средств, в частности оборачиваемость

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.