на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Кредитование проектов малого предпринимательства

| |Тыс. |В % к |Тыс. |В % к |Тыс. |В % | |

| | |итогу | |итогу | |итогу | |

|РФ, всего |896,9|100 |877,3 |100 |829,5|100 |-67,4 |

|Северный |26,4 |2,9 |25,7 |2,9 |17,6 |2,1 |-8,8 |

|Северо-Запад| | | | | | | |

|ный |78,6 |8,8 |84,6 |9,6 |96,9 |11,7 |+18,3 |

|Центральный |296,6|30,1 |267,6 |30,5 |270,3|32,6 |+0,7 |

|в т.ч. |159,4|17,8 |175,8 |20,0 |183,1|22,1 |+23,7 |

|Москва | | | | | | | |

|Волго-Вятски| | | | | | | |

|й |26,6 |2,9 |25,4 |2,9 |27,8 |3,4 |+1,2 |

|Центрально-Ч| | | | | | | |

|ерноземный |26,9 |3,0 |23,7 |2,7 |23,1 |2,8 |-3,8 |

|Поволжский |88,4 |9,9 |84,6 |9,6 |72,4 |8,7 |-16,0 |

|Северо-Кавка| | | | | | | |

|зский |79,5 |8,9 |86,5 |9,9 |68,9 |8,3 |-10,6 |

|Уральский |101,5|11,3 |93,7 |10,7 |73,1 |8,8 |-28,4 |

|Западно-Сиби| | | | | | | |

|рский |100,9|11,2 |91,7 |10,5 |90,2 |10,9 |-10,7 |

|Восточно-Сиб| | | | | | | |

|ирский |45,0 |5,1 |45,4 |5,2 |43,9 |5,3 |-1,1 |

|Дальне-восто| | | | | | | |

|чный |47,7 |5,3 |43,8 |5,0 |39,3 |4,7 |-8,4 |

|Калинин-град| | | | | | | |

|ская обл. |5,8 |0,6 |4,7 |0,5 |6,0 |0,7 |+0,2 |

Динамика численности постоянно занятых на малых предприятиях еще более

негативна: показатель сентября 1996 г. (6,01 млн. человек) составил лишь

70,9% от уровня 1994 г. Абсолютное падение за 1996 г. по сравнению с 1995

г. достигло, по оценкам Госкомстата РФ, 2,9 млн. человек, а в отраслевом

разрезе от этого больше всего пострадали промышленность и строительство

(см. рис. 1.3 и табл. 1.4).

Таблица 1.4

Распределение и динамика численности постоянно работавших на малых

предприятиях по ведущим отраслям в 1994 - 1996гг.

|Регион |1994г. |1995г. |Сентябрь |Сентябрь |

| | | |1996г. |1996г. к |

| | | | |1994г. абс. |

| | | | |прирост, тыс. |

| |Тыс.|В % к |Тыс.|В % к |Тыс.|В % | |

| | |итогу | |итогу | |итогу | |

|Всего постоянно| |100 |8,94|100 |6,01|100 |-2,47 |

|работавших |8,48| | | | | | |

|Промышленность |2,38|28 |2,59|29,0 |1,37|22,8 |-1,01 |

|Строительство |2,63|31 |2,62|29,3 |1,55|25,7 |-1,08 |

|Торговля и | | | | | | | |

|общественное | | | | | | | |

|питание |2,1 |25 |2,20|24,6 |1,77|29,4 |-0,33 |

|Наука и научное| | | | | | | |

|обслуживание |0,2 |2 |0,23|2,6 |0,17|2,8 |-0,03 |

|Общекоммерческа| | | | | | | |

|я деятельность | | | | | | | |

|по обеспечению | | | | | | | |

|функционировани| | | | | | | |

|я рынка |0,3 |4 |0,32|3,6 |0,22|3,6 |-0,08 |

[pic]

Рис. 1.3. Динамика численности постоянно занятых на малых предприятиях

РФ в 1991-1997гг.

Кризисное положение дел в сфере российского малого предпринимательства

во многом обусловлено силой отрицательных процессов, происходящих во

внешней среде. В чем же суть деструктивного действия основных факторов

внешней среды российского малого предпринимательства?

Первая из групп факторов связана с состоянием важнейших ресурсных

рынков. Характерные черты ситуации с факторами производства для малых

предприятий следующие:

- усложненность процедуры доступа к ресурсам (в первую очередь к земле

и производственным помещениям), обусловливающая существенные потери

времени и финансовых средств;

- отсутствие широкой информации о наличии ресурсов, порядке и условиях

доступа к ним;

- недостаточная степень конкурсности и открытости в предоставлении

ресурсов со стороны государства, ведущая к созданию неравных условий

доступа к ним субъектов малого предпринимательства;

В настоящее время на первое место по значимости для малого

предпринимательства в отношении ресурсного обеспечения выходит нехватка

производственных площадей. Имеющиеся на крупных предприятиях избытки

оборудования и неиспользуемых производственных мощностей только в

ограниченном объеме включаются в рыночный оборот. Наиболее часто

встречающимся вариантом взаимоотношений малых предприятий и основных

владельцев недвижимости (крупных предприятий и муниципальных органов) стал

договор краткосрочной аренды и, как правило, на неблагоприятных для малого

предприятия условиях (срок такого договора 3-5 лет с правом заключения

долгосрочной аренды в дальнейшем, однако реализация этого права по мнению

многих предпринимателей проблематична, что сдерживает и заставляет их

работать с оглядкой на возможность расторжения договора аренды). В

дополнение к этому можно отметить высокую монополизированность рынка

недвижимости.

Выход из данной ситуации видится в дальнейшем развитии рынка

недвижимости. Уже сейчас есть достаточно эффективные проекты, позволяющие

инициаторам окупить вложения в недвижимость в течение 2-3 лет. Развитие

кредитно-финансового рынка позволяет уже сегодня привлекать заемные ресурсы

на такой срок. К сожалению, большинство таких проектов относится к торговой

сфере.

На начальном этапе развития малого предпринимательства (конец 80-х -

начало 90-х годов) весьма острым был дефицит специализированного

оборудования для малых предприятий, поскольку отечественные производители

ориентировались на удовлетворение потребностей крупных государственных

предприятий. С развитием рыночных преобразований и активизацией

внешнеэкономической деятельности предложений по поставкам отечественного и

импортного оборудования стало во многих случаях достаточно. Однако теперь

трудности в приобретении малыми предприятиями подобного оборудования

связаны прежде всего с финансовыми проблемами и информационным вакуумом

(малый предприниматель зачастую не может выйти на импортного производителя

оборудования, не имеющего представительства в России). В связи с этим

актуален опыт поддержки инвестиционных проектов субъектов малого

предпринимательства, предлагаемый банком “Центр-инвест” в рамках “программы

поддержки малых предприятий Дона”: специалисты банка могут помочь малому

предприятию в поисках партнера, заключении контракта, оформлении сделки,

осуществлении платежей на наиболее выгодных условиях.

Ситуация на рынке сырья и вспомогательных материалов в последнее время

стабилизировалась: если раньше рост цен на продукцию базовых отраслей,

используемую малыми предприятиями, опережал рост цен на продукцию малого

предприятий, трудно было получить информацию по интересующим позициям, то

сейчас цены стабилизировались, а соответствующие каталоги подбирают

информацию практически по всем интересующим предпринимателя видам сырья и

комплектующих.

В последнее время наблюдаются положительные сдвиги на финансовом

рынке: расширяется набор услуг, предлагаемых банками малым предприятиям,

снижается “цена” кредитных ресурсов, увеличиваются сроки кредитования.

Вместе с тем продолжается концентрация капиталов в крупных городах,

периодически повторяющиеся кризисы различной природы и глубины, доступ

российских банков к недорогим долгосрочным ресурсам для кредитования не

снимает вопрос обеспечения кредитов.

По данным Центра социального прогнозирования и маркетинга в качестве

основных трудностей во взаимоотношениях с банками малые предприниматели

называют: 1) требование залога имущества - 14,6 %; 2) длительность

процедуры оформления кредита - 11,5% (14, стр.87).

Трудности взаимоотношений с банками побуждают представителей малого

предпринимательства обращаться к неформальному рынку ссудных ресурсов, в

частности, одалживать деньги у родных и знакомых или даже у ростовщиков

(такие случаи имеют место в основном в сфере торговли, где оборачиваемость

средств достаточно велика). Автор работы знаком с ситуацией, когда

достаточно известное торговое предприятие уже в 1998г. пользовалось ссудой

под 10 % в месяц в долларах США.

Свидетельством неблагополучного положения дел является также

гипертрофированная роль личных сбережений в структуре финансовой базы

начинающих предпринимателей. Это достаточно серьезная проблема: банки очень

осторожно подходят к рассмотрению стартовых проектов.

При характеристике рынка труда необходимо отметить, что он отличается

серьезными региональными и отраслевыми диспропорциями. Трудовые ресурсы

недостаточно мобильны. Относительная же их дешевизна “компенсируется”

недостаточной квалифицированностью.

Особенно негативно отражается на развитии малого предпринимательства

нехватка подготовленных специалистов в области маркетинга и финансов.

Решение этой проблемы видится в создании консультационных служб при банках

для работы с малыми предпринимателями. Финансы малого предприятия не

настолько сложны, чтобы руководитель предприятия не справился со своими

денежными потоками, а бухгалтерский учет и оптимизацию налогообложения

может взять на себя банк (такая услуга предлагается аудиторской фирмой

“Центр-аудит”, входящей в инновационно-финансовую группу “Центр-инвест”).

В отношении российского информационного рынка можно сказать, что он

приобретает цивилизованные формы (Internet, специальные каталоги, базы

данных), другое дело, что малое предприятие не всегда обладает техническими

средствами доступа к этой информации или не может позволить себе подписку

на достаточно дорогие обзоры по интересующему рынку. Вместе с тем в

условиях достаточно большого разброса цен у различных поставщиков сырья и

материалов владение информацией остается достаточно сильным конкурентным

фактором.

Для рынков сбыта продукции малых предприятий вплоть до 1996г.

характерно было их колоссальное сужение вследствие снижения уровня жизни

населения и неплатежеспособности большинства предприятий. Однако уже в

1996г. объем розничного товарооборота и платных услуг увеличился. Так по

Ростовской области прирост составил 2,5 % (в сопоставимых ценах), а в1997

г. – 6,7 % (12, стр.156). На сегодняшний день можно говорит о прекращении

пауперизации населения. Так по Ростовской области в 1997 г. соотношение

доходов 10 % наиболее обеспеченного и 10 % наименее обеспеченного населения

составило 7,9 раза против 8,8 раза в 1996 г., а рост среднемесячного дохода

одного работника в целом по экономике области превысил рост потребительских

цен (1,2 и 1,176 соответственно) (12, стр. 178).

Вторая группа негативных факторов порождена характером взаимоотношений

важнейших рыночных институтов и агентов с малым предпринимательством.

Негативное состояние хозяйственных связей между малым и крупным бизнесом

можно определить двумя ключевыми понятиями: неинтегрированность и

неравноправие. Первая означает неразвитость в России широко

распространенных в мире схем франчайзинга, венчурного финансирования и

т.п., что позволяет крупным и мелким агентам рынка в развитых странах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.