процедур, а также анализировать проблемы, возникающие в ходе ликвидации
кредитных организаций.
Одной из нерешенных проблем в этой области является завершение
ликвидации 144 кредитных организаций, решения о ликвидации которых приняты,
но соответствующие процедуры не проводятся в связи с отсутствием средств на
их осуществление.
В целях предоставления кредитным организациям возможности восстановить
размер своего капитала Банк России принял решение об отмене запрета на
оплату взносов в уставные капиталы кредитных организаций иностранной
валютой.
Актуальным остается вопрос о расчетах по форвардным контрактам между
российскими банками. Банк России считает нецелесообразными предложения по
административному решению этой проблемы. Выход в каждом конкретном случае
должен быть результатом переговоров между кредитором и должником, и
применять ко всем банкам одинаковый подход было бы неправильным. Вместе с
тем неурегулированность проблемы с форвардами замедляет процесс
восстановления взаимного доверия банков и активизации их работы, в том
числе на рынке межбанковских кредитов. Банк России считает, что Ассоциация
российских банков могла бы сыграть весьма значительную роль в
урегулировании этих вопросов.
Создание институциональных структур, обеспечивающих реструктуризацию
банковской системы
Важной составной частью программы реструктуризации банковской системы
явилось создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций
(АРКО), зарегистрированное в январе текущего года.
В марте текущего года Советом директоров Агентства по реструктуризации
кредитных организаций были приняты программа деятельности Агентства,
получившая предварительное одобрение миссии МВФ и МБРР, план первоочередных
мероприятий Агентства, решен ряд организационных вопросов.
Кроме того, были приняты за основу критерии отбора кредитных
организаций для проведения реструктуризации, предусматривающие, в
частности, приоритет восстановления региональных расчетов по платежам в
бюджеты всех уровней, и определены пять регионов Российской Федерации,
банковская система которых будет реструктурирована в первую очередь.
Агентство провело переговоры с представителями МВФ и МБРР о
технической помощи по реструктуризации кредитных организаций.
Предварительно согласованы условия финансирования, предусматривающие как
переориентацию имеющихся кредитных линий, так и предоставление грантового
(безвозмездного) финансирования, что не увеличит суммарных обязательств
Российской Федерации по внешним долгам.
Агентство также проводит переговоры с инвесторами (в основном
иностранными) об их участии в реструктуризации кредитных организаций, в том
числе за счет средств, полученных в результате реструктуризации
государственных ценных бумаг.
В то же время нельзя не заметить, что отсутствие полноценного
финансирования процедур реструктуризации не может не тормозить реализацию
планов, намеченных в этом направлении, и это, по нашему мнению, является
достаточно серьезной проблемой.
В настоящее время уже очевидно, что бюджет не сможет оказать
существенной поддержки и в достаточном объеме компенсировать потери банков.
Объем средств федерального бюджета, выделенных на нужды реструктуризации
банковской системы, в этом году определен вложениями в капитал АРКО (10
млрд. рублей) и Российского банка развития (до 3 млрд. рублей). Возможности
Банка России оказывать кредитную поддержку ограничены тем, что мы не можем
наложить инфляционный налог на все хозяйство страны и все население с целью
спасения банков.
По моему мнению, реальные источники рекапитализации банковской системы
лежат, прежде всего, в активизации ее работы с учредителями, акционерами,
кредиторами, органами местной власти.
По инициативе Банка России в целях содействия проведению
реструктуризации банковской системы создан Межведомственный координационный
комитет содействия развитию банковского дела в России (МКК).
Межведомственный координационный комитет будет обеспечивать согласованные
действия органов государственной власти по реформированию законодательства,
бухгалтерского учета и отчетности, платежной системы, банковских
технологий. МКК установил партнерские отношения с международными
финансовыми организациями в целях ускорения решения поставленных задач.
3.1. Год спустя после кризиса.
В течение 1999 г. выявилось определенное противоречие между
необходимостью восстановления капитала, связанного с увеличением объема
«работающих» активов ( кредиты, вложения в ценные бумаги) и требованиями к
повышению надежности банков и снижению рисков, что должно вести к
увеличению объема ликвидных, но одновременно неработающих или низкодоходных
активов. В результате 1999 г. произошли существенные изменения в структуре
совокупных банковских активов. Доля ликвидных активов (касса, средства на
корреспондентском счете в ЦБ РФ и средства на корреспондентских счетах у
нерезидентов) возросла с 10% на начало 1999 г. до 13,7% декабрю 1999 г.,
тогда как доля "работающих" активов снизилась декабрю 1999 г. до 60% по
сравнению с 68-70% в докризисный период. Скорее всего, банки не стремятся
повышать свою доходность и предпочитали минимизировать риски, хотя рост
ликвидных активов мог быть связан и с образованием "денежного навеса". Из-
за неуверенности в устойчивости рубля и значительной непогашенной
задолженности перед нерезидентами банковская система наращивала валютную
ликвидность. К декабрю 1999 г. величина остатков на счетах в банках-
нерезидентах достигла 4,6 млрд. долл. сравнению с 2 млрд. долл. на начало
года. За этот период 30 крупнейших банков сократили объем задолженности
перед нерезидентами с 3,3 млрд. до 2,1 млрд. долл., а величина остатков на
счетах в банкам нерезидентах почти вдвое превысила чистую задолженность
перенерезидентами по межбанковским кредитам. Международная инвестиционная
позиция банковской системы за три квартала 1999 г. возросла с -0,17 млрд.
до 4,1 млрд. долл.
Повышение ликвидности явилось естественной реакцией банков на кризис
платежеспособности и высокие системные риски кредитования экономики. В то
же время в среднесрочном плане была заложена ориентация банков на
повышение ликвидности (особенно валютной, которая может рассматриваться
как мягкая форма оттока капитала) , что вступает в противоречие с
потребностями восстановления капитала: чем выше ликвидность активов, тем
меньше их доходность. В результате обесценения государственных облигаций и
переоценки валютных активов банковская система внешне стала более активным
кредитором реального сектора. Объем кредитов экономике возрос 9,4% ВВП в
начале 1998 г. до 11% ВВП к началу 1999 г. и стабилизировался на этом
уровне[1]. Однако доля кредитов экономике в структуре банковских активов в
течение 1999 г. снизилась с 37,5 до 33,3%. Наращивая валютную ликвидность,
банки сократили валютные кредиты экономике, что было вызвано как снижением
объемов импорта (импортеры предъявляли значительный спрос на кредиты), так
и высокими рисками кредитования и повышенным уровнем просроченной
задолженности по валютным кредитам предприятиям. Хотя банковский кризис
1998 г. можно рассматривать в основном как кризис пассивов, в определенной
мере его породили и "плохие" долги предприятий, которые обусловили низкую
ликвидность валютных активов банков. Переориентация банков с кредитования
государства на кредитование реального сектора выразилась в устойчивом
росте объема рублевых кредитов экономике - в течение 1999 г. он возрос
почти на 30% в реальном выражении. Доля рублевых кредитов в общем объеме
выданных банками кредитов к концу года превысила 50% (на начало года -
около 30%). При этом качество кредитного портфеля, оцениваемое долей
просроченной задолженности в общем объеме выданных кредитов, заметно
повысилось, хотя и осталось ниже докризисного уровня (около 8% по
сравнению с 5-5,5%). Учитывая, что доля просроченных кредитов, выданных в
иностранной валюте, почти не уменьшилась в 1999 году , а сроки кредитования
в валюте заметно удлинились, можно предположить, что существенная часть
валютных кредитов, являющихся по сути безнадежными, не отражалась банками
как просроченные, а пролонгировалась в надежде на улучшение ситуации в
будущем.
Доля межбанковских кредитов не превышала 3% суммы чистых активов
банковской системы, вложения в государственные ценные бумаги сократились с
19 до 14%, вложения в иные ценные бумаги в течение прошлого года
оставались на уровне 7-7,5% чистых активов.
Основным источником привлеченных средств для российских банков вновь
стали, как и в 1992-1993 гг., текущие счета и срочные депозиты
предприятий. Это неудивительно, поскольку в целом денежные активы
реального сектора экономики увеличились до 3% ВВП к концу 1999 г. по
сравнению с 1,5% на начало 1998 г., а доля депозитов предприятий в
пассивах банковской системы поднялась до 30% (20% в июле-августе 1998 г.).
Снижение уровня реальных доходов населения в 1998-1999 гг. почти на
30% и кризис доверия к коммерческим банкам резко сузили возможности
наращивания банковских пассивов путем привлечения средств населения.
Частные депозиты населения в рублях возросли за год на 10%, но практически
исключительно благодаря вложениям в Сбербанке, который увеличил рублевые
депозиты населения на 25% по сравнению с серединой 1998 г. Валютные же
вклады населения не превышали 50% докризисного уровня. Можно полагать, что
процесс возрождения доверия населения к банковской системе и восстановления
организованных сбережений до докризисного уровня потребует как минимум 3-4
года.
В результате кризиса доверия зарубежных инвесторов к российскому рынку
государственного долга и российским банкам объемы привлеченных средств
нерезидентов сократился за 1999 г. - на 1/3 в валютном эквиваленте. Старые
кредиты погашались, новые, если и предоставлялись, то на короткие срок и в
меньших масштабах.
3.2. Качество капитала российских банков.
Оценка структуры совокупного капитала действующих кредитных
организаций показывает, что до кризиса базовый капитал превышал половину
совокупного капитала банковской системы (см. рис.). За период с августа по
октябрь 1998 г. базовый капитал сократился более чем на 40%. В конце 1998
г. его значение вернулось к уровню на начало года, однако убытки, не
показанные ранее и отраженные в I квартале 1999 г., привели к сокращению
базового капитала на 1/3 по сравнению с началом 1999 г. Лишь крупные
вливания в уставный фонд Внешторгбанка и прибыльная работа во II квартале
1999 г. позволили банковской системе восстановить 50-процентный уровень
базового капитала в общем капитале банковской системы, а к концу года
повысить его до 60%.
Структура капитала действующих кредитных организаций
Рис. 3.
[pic]
К концу I квартала 1999 г. вследствие увеличения убытков банковской
системы совокупные фонды составляли лишь 75% уровня возможных потерь.
Однако во II квартале наметилась тенденция к росту их соотношения в
основном за счет сокращения накопленных убытков, в результате чего во
втором полугодии 1999 г. величина фондов вновь превысила объемы потерь.
Однако не все фонды банков предназначены и могут быть использованы для
компенсации потерь. В частности, на начало 1998 г. совокупная величина
резервных фондов, прямое назначение которых - компенсировать потери,
составляла лишь 17% всех фондов, в то время как фонды экономического
стимулирования и производственного и социального развития - около 70%. С
середины 1999 г. доля резервных фондов в общем объеме банковских фондов
устойчиво находилась на уровне 15%.
Защищенность средств клиентов характеризуется отношением собственных
средств банков к привлеченным (см. рис.4). Этот показатель до кризиса был
достаточно высоким - на начало 1998 г. он равнялся 22,7%. В странах
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|