на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Пассивные и активные операции

| |средств |средств |(сокращение) |

| |(предложение) |(спрос) | |

|Домашние хозяйства |482 |284 |+198 |

|Деловые предприятия |126 |129 |-3 |

|Федеральное правительство|-17 |-171 |-188 |

|Местные органы власти |10 |-27 |-17 |

|Финансовые учреждения |688 |715 |-27 |

|Заграничный сектор |167 |99 |+68 |

В этой системе учета хозяйство разделено на ряд секторов: домашние

хозяйства, деловые фирмы, государственные учреждения, финансовые институты

и заграничный сектор. Если сравнить предложение и использование денежного

рынка агентами каждого сектора в течение определенного периода (года,

квартала), можно определить позицию сектора в целом как заемщика или

кредитора.

В ходе исторического развития возникли сегментированные и

универсальные банковские институты. Первый тип предполагает жесткое

законодательное разделение сфер операционной деятельности и функций

отдельных видов финансовых учреждений (например, в США и Японии). Второй

тип не содержит ограничений относительно отдельных видов операций и сфер

финансового обслуживания. При этом все кредитно-финансовые институты могут

осуществлять любые виды сделок и предоставлять клиентам полный набор

операций (например, в Германии, Франции, Швейцарии и Великобритании)[12].

Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и

популярность универсального типа банка создает трудности для определения

понятия банк и банковская деятельность, основным признаком которой

считается прием депозитов и выдача кредитов как профессиональное занятие.

Такая практика принята в Бельгии, Италии, Испании, Греции и других странах.

Начиная с 70-х годов XX века в деятельности банков большую роль стал

играть маркетинг, что было связано с универсализацией банковской

деятельности, усилением конкуренции с банками других стран, появлением

конкурентов в лице небанковских учреждений (страховых, сберегательных,

трастовых компаний, пенсионных фондов), оттоком вкладов из банков

вследствие развития рынка ценных бумаг и т.д. Это привело банки к

необходимости изучать рынок банковских услуг, осваивать новые их виды и

бороться за клиентов. Таким образом, банковский маркетинг — это поиск

наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных

потребностей клиентуры. При этом необходимо решать следующие задачи:

1. обеспечивать установление контактов с новой клиентурой;

2. способствовать развитию деловых связей;

3. проводить аналитические исследования, связанные с содействием

внедрения новых операций и банковских услуг;

4. изучать рыночную конъюнктуру;

5. оказывать организационную и консультационную помощь клиентам[13].

Таким образом, значение коммерческих банков в современных кредитных

системах столь велико, что необходимо особо подчеркнуть, что современный

коммерческий банк способен предложить клиенту до 2000 видов разнообразных

банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет

банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма

неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре. Не случайно во всех странах с

рыночной экономикой они остаются главным операционным звеном кредитной

системы контроля и управления. Резко расширилась сфера деятельности банков,

которая сегодня охватывает весь мир сегодня охватывает весь мир благодаря

формированию интернациональных рынков ссудных капитала. И хотя в некоторых

областях банки утрачивают позиции под напором конкурентов, они обнаруживают

поразительную способность приспосабливаться к меняющимся условиям

кредитного рынка.

Следует отметить, что далеко не все банковские операции повседневно

присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения

(например выполнение международных расчетов или трастовые операции). Но все

же есть определенный базовый «набор», без которого банк не может

существовать и нормально функционировать. К таким банковским операциям

относятся:

1. депозитные;

2. кредитные;

3. осуществление денежных расчетов.

Систематическое выполнение указанных функций и создает тот фундамент,

на котором зиждется работа банка. И хотя выполнение каждого вида операций

сосредоточено в специальных отделах банка и осуществляется особой

«командой» сотрудников, они теснейшим образом переплетаются между собой.

Развитие рыночных отношений в России делает чрезвычайно важным вопрос

о функциях и операциях коммерческих банков. Сегодня, в условиях развитых

товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко

усложняется. Идет поиск оптимальных форм институтционального устройства

кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов,

новых методов обслуживания коммерческих структур. Поэтому сегодня весьма

актуально изучение банковской системы и операций. Это и является целью

данной дипломной работы. Среди основных задач работы следует выделить

необходимость раскрытия сущности пассивных банковских операций, путей и

методов накопления первичного банковского капитала. Раскрыв механизм такого

накопления, дипломник сразу же обратится к характеристике активных

банковских операций, играющих первостепенную роль в развитии экономики

любого государства, в том числе и России. Предполагается рассмотреть и

проанализировать формы и методы кредитных операций коммерческих банков, в

том числе ссудных и учетных. Большое внимание необходимо уделить фондовым

операциям, а также операциям с иностранной валютой. В заключение следует

подвести итоги проведенного анализа, выявить плюсы и минусы банковской

системы Российской Федерации, сделать основные выводы дипломной работы.

В работе предполагается использование обширной литературы, как

советского, так и дореволюционного периода, в том числе сочинений

З.С.Канценеленбаума, З.П.Евзлина, Л.А.Эльяссона, М.М.Агаркова,

Г.Ф.Шершеневича, Ю.Вайденгаммера, Л.А.Рафаловича, М.Ф.Шимановского,

С.Кленовича, И.И.Кауфмана, А.Э.Вормса, А.Фиске, В.Т.Судейкина, А.Бишофа,

Я.Е.Рубинштейна, М.С.Саниева, Э.А.Баринова, Э.Долана, Э.Роде, Э.Рида,

И.С.Гуревича, О.С.Иоффе, Г.А.Ухтуева, Е.А.Флейшиц и др. Использование

примеров из дореволюционной и зарубежной банковской практики и теории

только ускорит проведение качественного анализа поставленных задач,

выявление сущностных характеристик банковских операций.

Глава 1 ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

( 1. Сущность и виды пассивных банковских операций. Заемные операции

В чем заключаются пассивные операции коммерческих банков? Прежде

всего, конечно, в составлении собственного капитала, который дает первые

оборотные средства. Но не в собственном капитале лежит сила банка. Как бы

ни был значителен собственный капитал, банк не может им удовольствоваться,

деятельность его в таком случае была бы узко ограничена и такое предприятие

не было бы банком. «Суть банкового дела заключается в том, что банк —

посредник между капиталом, ищущем помещения и предприимчивостью, ищущей

капиталах,— остроумно отмечают З.П.Евзлин и В.А.Дмитриев-Мамонов[14].

Собственно функции банкира начинаются с того момента, когда он утилизирует

чужие деньги; пока он оперирует собственными средствами, он только

капиталист.

Самую значительную часть своих оборотных средств банк получает извне,

привлекая чужие капиталы. Первой и главной операцией в этом направлении

является прием вкладов — сбор разрозненных крупиц народного достояния,

рассеянных по всей стране, свободных и находящихся в бездействии капиталов

и сбережений. Банк разыскивает капиталистов, располагающих свободными

средствами, и получает от них эти капиталы на известных условиях, уплачивая

им за время пользования их средствами определенное вознаграждение.

Коммерческим банкам необходимо систематически оказывать содействие

обслуживаемым хозяйствам по из финансовому оздоровлению с тем, чтобы они

могли иметь свободные средства на своих расчетных, текущих и других счетах.

Если раньше наличие свободных средств на расчетном или текущем счету

обслуживаемых хозяйств для банка являлось просто свидетельством его

финансового благополучия, то теперь это один из решающих источников

формирования кредитных ресурсов. Как известно, банк, при недостаточности

своих кредитных ресурсов, для удовлетворения потребности обслуживаемых

хозяйств в кредите должен «покупать их у других банков, уплачивая

соответствующие проценты[15].

Чем значительнее собственный капитал банка, тем большим доверием он

пользуется в публике и тем больше и постояннее будет прилив вкладов в его

кассу. Конечно, бывает и так, что банки со скромными собственными

капиталами пользуются большим доверием, чем банки со значительными

капиталами. Но это объясняется особым доверием, которое сумели внушить к

банку лица, стоящие во главе учреждения. При одинаковых же условиях

преимущество будет на стороне банка с большим собственным капиталом.

Вместо приема вкладов, некоторые банки выпускают банкноты, процентные

обязательства (облигации, закладные листы), которые продает капиталистам,

становясь их должниками. Если прилив капиталов в форме вкладов

недостаточен, то банк прибегает к займам у более крупных банков.

Собственный капитал банка является лишь «основным ядром», к которому

присоединяются чужие капиталы[16].

В широком смысле управление пассивными операциями представляет собою

деятельность, связанную с привлечением средств вкладчиков и других

кредиторов и определением соответствующей комбинации источников средств для

данного банка. В более узком смысле под управлением пассивными операциями

стали понимать действия, направленные на удовлетворение нужд в ликвидности

путем активного изыскания заемных средств по мере необходимости.

Способность размещать депозитные сертификаты и занимать евродоллары или

федеральные резервные фонды позволяет банку в меньшей степени зависеть от

низкодоходных вторичных резервных активов, а это расширяет его возможность

получать прибыль.

Взаимосвязь между управлением активами и управлением пассивными

операциями имеет решающее значение для прибыльности банка[17].

Сегодня банки уже не удовлетворяются ожиданием того, что вкладчики

сами придут в банк со своими предложениями. Для привлечения дополнительных

денежных средств банки обращаются к использованию совокупных финансовых

инструментов — управляемых пассивов. К ним относятся депозитные сертификаты

(ДС) крупного размера, займы у Федеральной Резервной Системы, покупки

федеральных фондов, продажа ценных бумаг с соглашениями об обратном выкупе

(РР), а также евродолларовые займы. Эти пассивы обладают рядом общих черт

со всеми денежными фондами, приобретенными на безличных,

высококонкурентных рынках, сходных, например, с рынками ценных бумаг. Если

некая фирма желает привлечь 100 млн. долларов путем выпуска ДС, ей

необходимо всего лишь повысить предлагаемую норму процента до конкурентного

уровня, и покупатели этих сертификатов сразу появятся. Если же фирма желает

привлечь 10 млн.долларов в виде федеральных фондов, ей необходимо привлечь

к делу брокера. Если фирма желает привлечь фонды с помощью РР, то

посредники обеспечат контакт фирмы с каким-либо субъектом, который и будет

обеспечивать предложение соответствующих фондов по конкурентной норме

процента[18].

Сущность пассивных фондов можно выразить следующей схемой[19]:

Заемное финансирование

Полученные средства (финансовые обязательства перед другими банками)

Змиссия ценных бумаг

Вклады (финансовые обязательства перед клиентами банка)

Депозиты

Сберегательные вклады

Ипотечные и коммунальные облигации

Банковские и сберегательные облигации

Депозиты до востребования (обязательства не имеющие конкретного срока)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.