на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проблемы внедрения пластиковых карточек на примере Ставропольского банка Сбербанка РФ

непревышением суммы покупок над остатком по счету, а также блокирования

операций с украденными (утерянными) картами.

Исходя из этих соображений, эмитент обычно вводит процедуру

авторизации. Авторизация – разрешение, которое должен получить у

организации-эмитента сотрудник пункта обслуживания во время оформления

операции. Авторизационный запрос обычно включает номер карточки, срок ее

действия и сумму операции, а также иногда некоторую другую информацию,

связанную с обеспечением безопасности операции. Практически всегда

авторизационный центр лишь подтверждает возможность или невозможность

оплаты запрошенной суммы данной карточкой. По тем же соображениям

безопасности и тайны вклада в авторизационном запросе не фигурирует имя

держателя карточки и его остаток на счете.

Рассмотрим эту схему с коммерческой точки зрения. Для клиента

желательно, чтобы такая карточка принималась в возможно большем количестве

коммерческих точек и банковских учреждений. С увеличением числа пунктов

обслуживания растут и доходы самого эмитента. Так изначально в карточном

бизнесе возникает потребность в создании максимально разветвленной системы.

Здесь важна для всех участников именно система, поскольку, если

имеется только один эмитент, пусть даже очень крупная компания, то число ее

клиентов измеряется тысячами. Количество филиалов и отделений – максимум

несколькими десятками. Допустим, этот эмитент выдал карточки всем своим

клиентам. Возникает вопрос, где они будут этими карточками пользоваться?

Следовательно, необходима коммерческая сеть магазинов и других

предприятий обслуживания, где эти карточки принимались бы в качестве

средства платежа. При этом любой клиент заинтересован, чтобы магазин

(банкомат, заправочная станция), был максимально приближен к месту его

пребывания в конкретный момент времени. Совершенно ясно, что ни один, даже

самый мощный финансовый институт не сможет организовать густую сеть

обслуживания, охватывающую всю страну. Но без создания такой сети

невозможно заинтересовать в приобретении карточки широкий круг

пользователей.

С другой стороны, руководство любой торговой компании при решении

вопроса о приобретении оборудования, обслуживающего пластиковые карты,

прежде всего заинтересуется вопросом о количестве своих собственных

клиентов (покупателей), уже имеющих карты, поскольку при отсутствии таковых

значительные средства, вложенные в карточный проект останутся

замороженными. В результате возникает противоречие: мало магазинов –

неинтересно клиентам, мало клиентов – неинтересно магазинам.

Из вышеизложенного вытекает два важных вывода. Во-первых, карточный

бизнес состоит из двух тесно взаимосвязанных и взаимозависимых частей:

клиенты-держатели карточек и коммерческая сеть, в которой данные карточки

принимаются в качестве платежного средства. В связи с этим в более выгодной

ситуации среди прочих коммерческих компаний находятся именно банки,

поскольку у них есть и то, и другое. Во-вторых, одного банка, даже очень

большого, для создания конкурентоспособной системы недостаточно,

предпочтительно объединение нескольких банков. Кроме всего прочего, это

также дешевле и эффективней для самих банков. Так появляется необходимость

в карточке с единым названием, эмблемой и изготовленная в едином стандарте,

которая тем не менее имеет своеобразный дизайн и логотип выпустившего ее

банка.

Именно этим путем развивались Виза, Мастер Кард и Европей, которым

принадлежит сейчас около 70% мирового карточного рынка.

Но в такой межбанковской ассоциации необходимо связующее звено –

организация, которая проводила бы расчеты между эмитентами. Ведь клиент

одного банка может прийти за покупкой в магазин, обслуживаемый другим

банком. И в этом случае все заинтересованы, чтобы оплата карточкой не

просто состоялась, но и все расчеты были произведены максимально быстро.

Это можно осуществить только имея единый центр, обрабатывающий операции, то

есть осуществляющий процессинг. Такая центральная процессинговая компания

может выполнять в платежной системе еще и другие важные функции, например,

авторизацию.

Таким образом, в развитую платежную систему входят:

o банки-эмитенты карт;

o банки-эквайреры – «владельцы коммерческой сети», работающие с магазинами

(от англ. Acquirer);

o магазины и другие сервисные точки;

o расчетные банки;

o центральная и связанные с ней региональные компании, обрабатывающие

операции (процессинговые компании).

Однако самое главное в платежной системе – клиенты -пользователи

карточек, поскольку именно они, в той или иной форме, оплачивают содержание

остальных участников системы.

Таким образом, при формировании крупной платежной системы, имеют место

следующие информационные и денежные потоки:

Держатель карточки получает от магазина покупку в кредит, поскольку не

передает в кассу непосредственно наличные деньги в момент получения товара.

Магазин, представив слип, получает от своего банка денежное возмещение

покупки. Банк магазина непосредственно или через расчетный банк платежной

системы получает эту же сумму от банка-эмитента данной карточки. Банк-

эмитент получает деньги с клиента путем их списания с его счета. Если

клиент и торговое предприятие имеют счета в одном банке, то этот банк

вообще может обходиться без услуг процессинговой компании, при условии что

сам проводит авторизацию. Однако это является скорее частным случаем

вышеприведенной схемы, хотя и часто встречающимся в условиях начала

развития карточных платежных схем (в том числе и в России).

В соответствии с вышеприведенной схемой, в разных направлениях

движутся финансовые средства и документы. Так, магазин, отпуская клиенту

товар, получает от него взамен слип с распиской на соответствующую сумму.

Банк магазина возмещает последнему сумму товаров, проданных держателем

карточек, строго в соответствии с представленными слипами. Переведя данные

слипов (операций) в электронную форму, банк создает из них файл, отправляет

его в процессинговую компанию и получает через расчетный банк возмещение на

соответствующую сумму. Документом на данном этапе является электронный файл

(журнал), созданный в установленном формате и соответствующим образом

зашифрованный. В компании в процессе обработки всех принятых файлов

происходит сортировка операций, представленных к оплате в систему за этот

день и формируются файлы для банков-эмитентов. Такой файл является

документом, на основании которого процессинговая компания получает от банка-

эмитента средства, соответствующие сумме всех операций, проведенных

держателями карточек данного банка. Банк-эмитент на основании электронных

журналов проводит дебетование или кредитование карточных счетов клиентов.

Впоследствии для каждого клиента формируется выписка по его счету,

включающая все операции, прошедшие за определенный период (как правило, 1

месяц). Для держателей кредитных и расчетных карт выписка является

документом, на основании которого клиент должен оплатить свой долг банку на

заранее оговоренных условиях. В случае с дебетными и предоплатными картами

выписка лишь информирует клиента о движении средств по его счету.

При большом объеме операций в платежной системе создается несколько

процессинговых центров, чтобы разгрузить центральную процессинговую

компанию от лишних информационных потоков, а расчетный банк от лишнего

движения средств. Банк, одновременно работающий по выпуску карточек и

обслуживанию коммерческой сети, также заинтересован в такой

«автономизации», поскольку ему не приходится выплачивать комиссию за обмен

информацией с центром.

Однако, чтобы получить такое преимущество, банку необходимо создать

свой процессинговый центр. В такой развитой зрелой платежной системе банк,

имеющий свой процессинговый центр, становится банком 1-го уровня. Это

означает, что он может обрабатывать операции и служить расчетным банком для

других банков, работающих в данной платежной системе. Банки 2-го уровня

также получают выгоду от такого сотрудничества, поскольку им не требуется

делать крупные инвестиции. Заключаемые с банками 1-го уровня агентские

соглашения, как правило, составляются таким образом, что банки-агенты несут

расходы только в случае реальной работы с клиентами, причем эти расходы

перекрываются доходами, получаемыми с держателей карточек.

Такая двухуровневая система уже формируется в России по карточкам

«Виза». Крупные коммерческие банки, вступившие раньше других в эту

платежную систему, наращивают количество выпущенных карточек не только за

счет своих собственных клиентов, но и благодаря привлечению к

сотрудничеству других банков, не имеющих возможности или намерения

самостоятельно эмитировать международные карточки.

Естественно, что в платежной системе происходит не только перевод

средств клиентов, но и движение комиссий, взимаемых учреждениями,

участвующими в цепочке, поскольку вся работа строится на коммерческой

основе. При этом взимание комиссий в операциях получения наличных денег

принципиально отличается от оплаты покупок в магазинах.

Банк, выдающий держателю карточки наличные деньги, фактически его

кредитует, и в международных системах эта операция называется «кассовым

авансом». Поэтому банк клиента при возмещении суммы «кассового аванса»

выплачивает также и комиссию за кредитование, которое было произведено

банком, обслужившим его клиента.

Для магазинных операций в системах вводится так называемая плата за

обмен (interchange fee). Ее цель – компенсировать банку-эмитенту период

между списанием суммы в пользу магазина и ее оплатой держателем карточки.

Российский карточный бизнес в настоящее время по многим вопросам

отличается от международных стандартов и традиций. Например, коммерческую

сеть организуют и проводят в ней расчеты на 90% сами центральные компании.

Это вызвано, главным образом, тем, что они находятся еще на начальном этапе

развития.

1.3 Виды карт и платежные схемы

Пластиковые карты, выпускаемые эмитентами, различаются и по целям

выпуска и, по технологии изготовления, и по технологии расчетов. Это

является причиной множественной классификации находящихся в обращении

пластиковых карточек, а именно:

По материалу, из которого они изготовлены:

o бумажные (картонные);

o пластиковые;

o металлические.

В настоящее время практически повсеместное распространение получили

пластиковые карточки. Однако для идентификации держателя (владельца)

карточки часто используются бумажные (картонные) карточки, запаянные или

запрессованные в пластиковую пленку. Если карточка используется для

расчетов, то с целью повышения защищенности от подделки применяют более

совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика.

В отличие от металлических карт пластик легко поддается термической

обработке и давлению (эмбоссированию), что весьма важно для персонализации

карты перед выдачей ее клиенту.

По способу записи информации на карту:

o графическая запись;

o эмбоссирование;

o штрих-кодирование;

o кодировка на магнитной полосе;

o чип (встроенный микропроцессор)

Самой ранней и простой формой записи информации на карточку было и

остается графическое изображение. Оно до сих пор используется во всех

картах, включая самые технологически совершенные карты. Вначале на карту

наносились только фамилия, имя держателя карты и информация о ее эмитенте.

Позже на универсальных банковских карточках был предусмотрен образец

подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).

Эмбоссирование позволило значительно быстрее оформлять операцию оплаты

карточкой, делая оттиск на ней слипа. Информация, эмбоссированная на карте,

моментально переносится через копировальную бумагу на слип. В целях борьбы

с мошенничеством могут использоваться слипы и без копировального слоя, но

способ переноса эмбоссированной на карте информации в сущности остался

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.