непревышением суммы покупок над остатком по счету, а также блокирования
операций с украденными (утерянными) картами.
Исходя из этих соображений, эмитент обычно вводит процедуру
авторизации. Авторизация – разрешение, которое должен получить у
организации-эмитента сотрудник пункта обслуживания во время оформления
операции. Авторизационный запрос обычно включает номер карточки, срок ее
действия и сумму операции, а также иногда некоторую другую информацию,
связанную с обеспечением безопасности операции. Практически всегда
авторизационный центр лишь подтверждает возможность или невозможность
оплаты запрошенной суммы данной карточкой. По тем же соображениям
безопасности и тайны вклада в авторизационном запросе не фигурирует имя
держателя карточки и его остаток на счете.
Рассмотрим эту схему с коммерческой точки зрения. Для клиента
желательно, чтобы такая карточка принималась в возможно большем количестве
коммерческих точек и банковских учреждений. С увеличением числа пунктов
обслуживания растут и доходы самого эмитента. Так изначально в карточном
бизнесе возникает потребность в создании максимально разветвленной системы.
Здесь важна для всех участников именно система, поскольку, если
имеется только один эмитент, пусть даже очень крупная компания, то число ее
клиентов измеряется тысячами. Количество филиалов и отделений – максимум
несколькими десятками. Допустим, этот эмитент выдал карточки всем своим
клиентам. Возникает вопрос, где они будут этими карточками пользоваться?
Следовательно, необходима коммерческая сеть магазинов и других
предприятий обслуживания, где эти карточки принимались бы в качестве
средства платежа. При этом любой клиент заинтересован, чтобы магазин
(банкомат, заправочная станция), был максимально приближен к месту его
пребывания в конкретный момент времени. Совершенно ясно, что ни один, даже
самый мощный финансовый институт не сможет организовать густую сеть
обслуживания, охватывающую всю страну. Но без создания такой сети
невозможно заинтересовать в приобретении карточки широкий круг
пользователей.
С другой стороны, руководство любой торговой компании при решении
вопроса о приобретении оборудования, обслуживающего пластиковые карты,
прежде всего заинтересуется вопросом о количестве своих собственных
клиентов (покупателей), уже имеющих карты, поскольку при отсутствии таковых
значительные средства, вложенные в карточный проект останутся
замороженными. В результате возникает противоречие: мало магазинов –
неинтересно клиентам, мало клиентов – неинтересно магазинам.
Из вышеизложенного вытекает два важных вывода. Во-первых, карточный
бизнес состоит из двух тесно взаимосвязанных и взаимозависимых частей:
клиенты-держатели карточек и коммерческая сеть, в которой данные карточки
принимаются в качестве платежного средства. В связи с этим в более выгодной
ситуации среди прочих коммерческих компаний находятся именно банки,
поскольку у них есть и то, и другое. Во-вторых, одного банка, даже очень
большого, для создания конкурентоспособной системы недостаточно,
предпочтительно объединение нескольких банков. Кроме всего прочего, это
также дешевле и эффективней для самих банков. Так появляется необходимость
в карточке с единым названием, эмблемой и изготовленная в едином стандарте,
которая тем не менее имеет своеобразный дизайн и логотип выпустившего ее
банка.
Именно этим путем развивались Виза, Мастер Кард и Европей, которым
принадлежит сейчас около 70% мирового карточного рынка.
Но в такой межбанковской ассоциации необходимо связующее звено –
организация, которая проводила бы расчеты между эмитентами. Ведь клиент
одного банка может прийти за покупкой в магазин, обслуживаемый другим
банком. И в этом случае все заинтересованы, чтобы оплата карточкой не
просто состоялась, но и все расчеты были произведены максимально быстро.
Это можно осуществить только имея единый центр, обрабатывающий операции, то
есть осуществляющий процессинг. Такая центральная процессинговая компания
может выполнять в платежной системе еще и другие важные функции, например,
авторизацию.
Таким образом, в развитую платежную систему входят:
o банки-эмитенты карт;
o банки-эквайреры – «владельцы коммерческой сети», работающие с магазинами
(от англ. Acquirer);
o магазины и другие сервисные точки;
o расчетные банки;
o центральная и связанные с ней региональные компании, обрабатывающие
операции (процессинговые компании).
Однако самое главное в платежной системе – клиенты -пользователи
карточек, поскольку именно они, в той или иной форме, оплачивают содержание
остальных участников системы.
Таким образом, при формировании крупной платежной системы, имеют место
следующие информационные и денежные потоки:
Держатель карточки получает от магазина покупку в кредит, поскольку не
передает в кассу непосредственно наличные деньги в момент получения товара.
Магазин, представив слип, получает от своего банка денежное возмещение
покупки. Банк магазина непосредственно или через расчетный банк платежной
системы получает эту же сумму от банка-эмитента данной карточки. Банк-
эмитент получает деньги с клиента путем их списания с его счета. Если
клиент и торговое предприятие имеют счета в одном банке, то этот банк
вообще может обходиться без услуг процессинговой компании, при условии что
сам проводит авторизацию. Однако это является скорее частным случаем
вышеприведенной схемы, хотя и часто встречающимся в условиях начала
развития карточных платежных схем (в том числе и в России).
В соответствии с вышеприведенной схемой, в разных направлениях
движутся финансовые средства и документы. Так, магазин, отпуская клиенту
товар, получает от него взамен слип с распиской на соответствующую сумму.
Банк магазина возмещает последнему сумму товаров, проданных держателем
карточек, строго в соответствии с представленными слипами. Переведя данные
слипов (операций) в электронную форму, банк создает из них файл, отправляет
его в процессинговую компанию и получает через расчетный банк возмещение на
соответствующую сумму. Документом на данном этапе является электронный файл
(журнал), созданный в установленном формате и соответствующим образом
зашифрованный. В компании в процессе обработки всех принятых файлов
происходит сортировка операций, представленных к оплате в систему за этот
день и формируются файлы для банков-эмитентов. Такой файл является
документом, на основании которого процессинговая компания получает от банка-
эмитента средства, соответствующие сумме всех операций, проведенных
держателями карточек данного банка. Банк-эмитент на основании электронных
журналов проводит дебетование или кредитование карточных счетов клиентов.
Впоследствии для каждого клиента формируется выписка по его счету,
включающая все операции, прошедшие за определенный период (как правило, 1
месяц). Для держателей кредитных и расчетных карт выписка является
документом, на основании которого клиент должен оплатить свой долг банку на
заранее оговоренных условиях. В случае с дебетными и предоплатными картами
выписка лишь информирует клиента о движении средств по его счету.
При большом объеме операций в платежной системе создается несколько
процессинговых центров, чтобы разгрузить центральную процессинговую
компанию от лишних информационных потоков, а расчетный банк от лишнего
движения средств. Банк, одновременно работающий по выпуску карточек и
обслуживанию коммерческой сети, также заинтересован в такой
«автономизации», поскольку ему не приходится выплачивать комиссию за обмен
информацией с центром.
Однако, чтобы получить такое преимущество, банку необходимо создать
свой процессинговый центр. В такой развитой зрелой платежной системе банк,
имеющий свой процессинговый центр, становится банком 1-го уровня. Это
означает, что он может обрабатывать операции и служить расчетным банком для
других банков, работающих в данной платежной системе. Банки 2-го уровня
также получают выгоду от такого сотрудничества, поскольку им не требуется
делать крупные инвестиции. Заключаемые с банками 1-го уровня агентские
соглашения, как правило, составляются таким образом, что банки-агенты несут
расходы только в случае реальной работы с клиентами, причем эти расходы
перекрываются доходами, получаемыми с держателей карточек.
Такая двухуровневая система уже формируется в России по карточкам
«Виза». Крупные коммерческие банки, вступившие раньше других в эту
платежную систему, наращивают количество выпущенных карточек не только за
счет своих собственных клиентов, но и благодаря привлечению к
сотрудничеству других банков, не имеющих возможности или намерения
самостоятельно эмитировать международные карточки.
Естественно, что в платежной системе происходит не только перевод
средств клиентов, но и движение комиссий, взимаемых учреждениями,
участвующими в цепочке, поскольку вся работа строится на коммерческой
основе. При этом взимание комиссий в операциях получения наличных денег
принципиально отличается от оплаты покупок в магазинах.
Банк, выдающий держателю карточки наличные деньги, фактически его
кредитует, и в международных системах эта операция называется «кассовым
авансом». Поэтому банк клиента при возмещении суммы «кассового аванса»
выплачивает также и комиссию за кредитование, которое было произведено
банком, обслужившим его клиента.
Для магазинных операций в системах вводится так называемая плата за
обмен (interchange fee). Ее цель – компенсировать банку-эмитенту период
между списанием суммы в пользу магазина и ее оплатой держателем карточки.
Российский карточный бизнес в настоящее время по многим вопросам
отличается от международных стандартов и традиций. Например, коммерческую
сеть организуют и проводят в ней расчеты на 90% сами центральные компании.
Это вызвано, главным образом, тем, что они находятся еще на начальном этапе
развития.
1.3 Виды карт и платежные схемы
Пластиковые карты, выпускаемые эмитентами, различаются и по целям
выпуска и, по технологии изготовления, и по технологии расчетов. Это
является причиной множественной классификации находящихся в обращении
пластиковых карточек, а именно:
По материалу, из которого они изготовлены:
o бумажные (картонные);
o пластиковые;
o металлические.
В настоящее время практически повсеместное распространение получили
пластиковые карточки. Однако для идентификации держателя (владельца)
карточки часто используются бумажные (картонные) карточки, запаянные или
запрессованные в пластиковую пленку. Если карточка используется для
расчетов, то с целью повышения защищенности от подделки применяют более
совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика.
В отличие от металлических карт пластик легко поддается термической
обработке и давлению (эмбоссированию), что весьма важно для персонализации
карты перед выдачей ее клиенту.
По способу записи информации на карту:
o графическая запись;
o эмбоссирование;
o штрих-кодирование;
o кодировка на магнитной полосе;
o чип (встроенный микропроцессор)
Самой ранней и простой формой записи информации на карточку было и
остается графическое изображение. Оно до сих пор используется во всех
картах, включая самые технологически совершенные карты. Вначале на карту
наносились только фамилия, имя держателя карты и информация о ее эмитенте.
Позже на универсальных банковских карточках был предусмотрен образец
подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).
Эмбоссирование позволило значительно быстрее оформлять операцию оплаты
карточкой, делая оттиск на ней слипа. Информация, эмбоссированная на карте,
моментально переносится через копировальную бумагу на слип. В целях борьбы
с мошенничеством могут использоваться слипы и без копировального слоя, но
способ переноса эмбоссированной на карте информации в сущности остался
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|