банке ведется уже более 3-х лет. За это время были разработаны и опробованы
на практике различные технологии. На первом этапе в ряде отделений банка
использовались карты с магнитной полосой. Фактически они служили
заменителями традиционных сберегательных книжек. Эффективность их
применения заключалась преимущественно в ускорении процесса обслуживания
клиентов, отсутствии необходимости сличения подписи на расходном ордере с
имеющимся образцом, обеспечения для клиента возможности получения и
внесения средств на счет в любом филиале отделения, независимо от места
открытия счета. Низкая стоимость карточек, быстрота изготовления,
оперативность замены, высокая безопасность – все это получило высокую
оценку клиентов банка. Так, только по Невинномысскому отделению №1583, в
короткий срок более 70 % физических лиц непосредственно при открытии счета
получали пластиковую карточку.
Однако, внедренная в ряде отделений Ставропольского банка система,
наряду с достоинствами, имела и ряд существенных недостатков. Во-первых,
она не являлась, как таковой, системой расчетов. С использованием карточки
нельзя было оплатить товары (услуги), невозможно было получить наличные
деньги в банкомате. Главный же недостаток – система действовала в рамках
отдельных ОСБ. Даже в пределах одного территориального банка клиент не мог
получить средства в Пятигорском отделении Сбербанка, если счет был открыт в
Невинномысском ОСБ.
В 1996 году, с началом жесткой централизации всех вопросов
деятельности в центральном офисе, Сбербанк России начал активный поиск
единой платформы для развития карточного бизнеса, обязательной к применению
во всех своих территориальных подразделениях, в том числе и в
Ставропольском Банке. Именно к этому периоду относится начало разработки и
развития в Ставропольском Банке системы карточных расчетов на основе ЧИП-
технологий.
В настоящее время Ставропольским Банком эмитируются пластиковые карты
Сбербанка России, карты международных платежных систем «VISA»,
«Europay/Master Card». На 1 апреля 1999 года Банком эмитировано более 24
тысячи этих карт. Кредитовый оборот по счетам клиентов только за последний
год составил 174 млн. рублей. Динамика количества карточных счетов
юридических и физических лиц в банке за период с 01 октября 1997 года по 01
апреля 1999 года представлена в таблице (приложение 7). Для удобства
восприятия эти же данные оформлены на диаграмме в разрезе отделений,
находящихся на территории Ставропольского края (приложение 8). Данные
таблицы показывают, что за 1998 год число карточных счетов увеличилось
более чем в 2 раза. В настоящее время наличные денежные средства по
указанным типам микропроцессорных карт можно получить во всех 30-ти
отделениях и многих филиалах Ставропольского банка. Кроме того, на
территории края установлено 13 банкоматов для выдачи наличных в рублях и
иностранной валюте, 140 торговых терминалов по приему оплаты за товары и
услуги путем списания с карточных счетов. Торговыми терминалами охвачены
сети автозаправочных станций «ЛукОйл», крупные торговые центры большинства
городов края.
На диаграмме (приложение 9) представлена динамика остатков на
карточных счетах и дебетовых оборотов по ним. При составлении таблицы и
диаграммы использовались данные по рублевым счетам Автоматизированной
Системы «Сберкарт». Методом полиномиальной аппроксимации 2-й степени
построены линии трендов этих показателей. Оба тренда свидетельствуют, что
при отсутствии воздействия негативных внешних факторов, оба показателя
получат наибольший прирост во 2-3 кварталах 1999 года.
Представленные выше данные свидетельствуют о том, что несмотря на то,
что процесс развития карточного бизнеса в Ставропольском Банке СБ РФ
развивается достаточно активно, тем не менее наиболее существенный рост у
него все же впереди. Причем темпы развития этого процесса напрямую зависят
от количества торговых терминалов и пунктов выдачи наличных денежных
средств.
2.3 Анализ оснащения платежной системы и технологические вопросы ее
функционирования
Как уже отмечалось выше, Ставропольский Банк СБ РФ, как и весь
Сбербанк России, прошел достаточно длинный и сложный путь определения
платформы своего карточного бизнеса. В процессе работы, на практике, были
опробованы карточки с магнитной полосой, так называемые MEMORY-карты. И все
же окончательное решение было избрано в пользу микропроцессорных (ЧИП)-
карт, базирующихся на платформе UEPS, несмотря на более высокую стоимость
как самих карт, так и оборудования для организации банковского сервиса.
Система UEPS – Универсальная Электронная Система Платежей, разработана
французской компанией NET1 Prodacts и в настоящее время признана
национальным банковским стандартом в ряде стран. В России на этой платформе
развивают свой карточный бизнес не только Сбербанк России, но и
Промстройбанк России, Башпромбанк, Кубаньбанк, Далькомбанк и другие
коммерческие банки.
UEPS является закономерным этапом развития технологии пластиковых
карт, следующим шагом на пути развития платежных операций.
Основным технологическим принципом UEPS является осуществление
платежных транзакций в торговых точках в режиме OFF-Line при
непосредственном взаимодействии двух карт – карты покупателя и карты
продавца.
С теоретической точки зрения, UEPS способна заменить практически все
существующие операции с наличностью на электронные транзакции. Необходимым
условием для клиента является при этом только наличие счета в банке.
Основными целями разработчиков платформы являлось удовлетворение
следующих основных потребностей : платформа должна быть универсальна для
всех существующих и вновь возникающих финансовых услуг, не требуя при этом
какой- либо модификации; платформа должна быть рассчитана на
неквалифицированных пользователей и , вместе с тем, обеспечивать
минимальные риски финансовым и торговым организациям; платформа должна в
максимальной степени использовать возможности существующей банковской
инфраструктуры и технологии.
В результате разработки и внедрения универсальной системы расчетов на
платформе UEPS значительные преимущества получают не только компании-
эмитенты (банки), но и торговые организации, их клиенты, а также финансовая
система всего государства.
Остановимся кратко на этих преимуществах:
Преимущества UEPS для страны
- уменьшение инфляции путем более продуктивной и быстрой оборачиваемости
денежных средств;
- централизованный контроль над процессом денежного обращения;
- сокращение расходов, связанных с поддержанием наличного денежного
обращения (выпуск новых купюр, их инкассация, хранение, пересчеты, убытки
связанные с выпуском в обращение фальшивых купюр и т.п.);
- ужесточение контроля за торговыми организациями со стороны налоговых
служб, а следовательно – повышение собираемости налоговых платежей;
- уменьшение криминальности (фальшивомонетчество, ограбления преступлений в
налоговой сфере и т.п.);
- теоретическая возможность использования в системе государственного
страхования и государственного дотирования с учетом дифференцированного
подхода к различным социальным группам населения;
Преимущества UEPS для банков-эмитентов
- новые источники доходов от размещения средств, хранящихся на карточных
счетах;
- доходы от участия банка в платежных операциях в торговых точках;
- минимизация потерь и рисков от взломов системы и подделок
микропроцессорных карт;
- отсутствие рисков неплатежеспособности клиентов;
- высокая информативность системы, позволяющая получать актуальную
информацию на любой момент времени;
- четкий контроль состояния счетов клиентов;
- привлечение новых клиентов за счет предоставления им новых банковских
услуг;
- значительное сокращение расходов на поддержание, контроль, обеспечение
безопасности системы по сравнению с альтернативными платежными системами;
- полная автоматизация обработки финансовых транзакций, отсутствие ручного
ввода информации с первичных документов торговых точек;
- уменьшение «физических» контактов с клиентами посредством автоматизации
всех процессов и, как следствие – сокращение административных расходов;
- отсутствие ответственности банка (и соответствующих рисков), связанных с
поддержанием центральной базы по ПИН-кодам всех владельцев карточек;
- уменьшение нагрузки на центральную компьютерную систему банка в связи с
отсутствием PN-Line – связи с торговыми точками, уменьшение затрат на
приобретение и эксплуатацию выделенных каналов связи;
- простота, быстрота, надежность операций инкассации;
- улучшение имиджа банка как кредитного учреждения, использующего новейшие
современные технологии;
- возможность принимать к обслуживанию на одном и том же торговом терминале
как микропроцессорные карточки на платформе UEPS, так и традиционные
магнитные карточки (VISA?, AmEx и т.п.);
Преимущества платформы UEPS для предприятий торговли и сферы услуг
- гарантированность оплаты транзакций;
- непосредственное кредитование счета магазина в момент инкассирования
карточки в банковском учреждении (поскольку, если покупатель
обслуживается в другом банке, то средства фактически зачисляются на счет
магазина до того, как они будут перечислены в банк его обслуживающий);
- оперативность обслуживания клиентов (отсутствие затрат времени на
проведение авторизации, отсутствие необходимости заполнения каких-либо
бумажных документов). Время совершения транзакции – 4 секунды;
- простота операций. Отсутствие необходимости получения персоналом
специальных знаний и подготовки его для работы с оборудованием;
- отсутствие крупных сумм наличности в кассе и, как следствие,- отсутствие
проблем, связанных с риском ограбления, воровства, сложностей инкассации;
- низкие банковские комиссии по операциям;
- отсутствие затрат на эксплуатацию выделенных каналов связи с банком;
- возможность подключения торгового терминала к другим электронным
устройствам и системам – компьютерам, кассовым аппаратам и т.п.;
- широкий спектр разработанных аппаратов для приема оплаты с карточек –
автоматы по выдаче билетов, сигарет, телефонные аппараты, метро, гаражи,
бензозаправочные станции и т.п.;
- возможность принимать к обслуживанию на одном торговом терминале как
микропроцессорные карточки системы UEPS, так и традиционные магнитные
карточки международных платежных систем.
Преимущества UEPS для владельцев карточек
- Отсутствие крупных сумм наличности при себе и связанных с этим рисков
потери, порчи, ограбления, ошибок в расчетах;
- возможность начисления процентов на карточном счете;
- возможность использования карточки как для крупных, так и для мелких
покупок (при наличии достаточно разветвленной сети торговых терминалов);
- нет никаких ограничений по использованию карты кроме наличия средств в
банке;
- уменьшение затрат времени на совершение покупки;
- легкий и удобный контроль личных финансовых расходов для физических лиц,
а для юридических лиц – расходов сотрудников компании;
- возможность менять пароль по мере необходимости в OFF-Line режиме в любом
торговом терминале. Пароль известен исключительно карточке и ее владельцу
и неизвестен даже банку;
- при утрате карты неизрасходованная часть средств остается в банке и может
быть возвращена клиенту;
- конфиденциальность информации о состоянии финансовых дел клиента;
- возможность осуществления денежных переводов и специальных платежей с
помощью карты (например – коммунальные платежи- для физических лиц,
прямая оплата контрактов, поставок товаров на счет поставщика – для
юридических лиц);
- деньги на микропроцессорной карте могут храниться в двух областях памяти.
Первая область (SCA) для хранения крупных сумм денег защищена паролем и
расходование средств с этого счета возможно только по предъявлении
пароля. Вторая область (HSSS) предназначена для хранения небольших сумм,
она не защищена паролем и предназначена для совершения мелких быстрых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|