в коммерческие банки сведений о предприятиях, нарушающих платежную
дисциплину, задерживающих возврат банковских ссуд.
Информация о состоянии рынка может касаться не только клиентов
коммерческих банков, но и их самих. Специальные рейтинговые агентства
эпизодически публикуют сведения о степени надежности кредитных учреждений.
Этими сведениями пользуются не только банки во взаимоотношениях друг с
другом, но и предприятия, отдельные граждане, желающие правильно выбрать
более надежный банк.
В условиях рынка Сберегательный Банк значительную часть своих ресурсов
направляет на развитие научного обеспечения. В Сбербанке работают
аналитики, изучающие рынок. Анализ рынка, разработка новых банковских
продуктов, совершенствование организации труда, механизма совершения
банковских операций позволяют банку устоять в конкурентной борьбе, избегать
ошибок, в целом повысить надежность и эффективность своей работы.
Существенным блоком банковской инфраструктуры выступает кадровое
обеспечение. Кадры, как говорят, решают все. От специалистов-профессионалов
зависит эффективность всей банковской деятельности. В современных условиях,
когда экономические риски в банковской деятельности усиливаются,
обостряется необходимость подготовки экономических кадров, обладающих
большими профессиональными знаниями в области банковского дела, управления
банком и его отделениями.
Особым блоком банковской инфраструктуры является банковское
законодательство. Так же как и другие блоки, оно оказывает существенное
влияние как на развитие банковской системы, так и ее взаимоотношения с
предприятиями, организациями, населением.
Новая редакция банковских законов, регламентирующих деятельность
эмиссионного и коммерческих банков, появилась в 1995 и 1996гг.: Федеральный
закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26
апреля 1995г. и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3
февраля 1996г. Принятая редакция этих законов не является кардинальным
изменением законодательной базы. Новые законы направлены на известную
либерализацию банковской деятельности, устранение излишней бюрократии,
субъективизма чиновников. Так, в Федеральном законе «О банках и банковской
деятельности» при создании кредитного учреждения устранены ограничения на
число участников, по размеру их доли в уставном капитале. Сократился
перечень документов, необходимых для оформления регистрации банков. Для
облегчения банковской деятельности введена заявительная процедура создания
филиалов и др.
В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке
России)» введены статьи, посвященные Национальному банковскому Совету как
органу, задачей которого является рассмотрение Концепции совершенствования
банковской системы, проектов основных направлений государственной денежно-
кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля,
наиболее важных вопросов регулирования деятельности кредитных организаций и
др.
Новые банковские законы в известной степени модернизируют российское
банковское законодательство. В качестве достижений здесь можно выделить
разграничение понятий банка и кредитного учреждения; Центральному банку РФ
предписано прекратить свое участие в капиталах кредитных учреждений,
запрещается кредитовать бюджет (если это не предусмотрено Федеральным
законом о бюджете), обеспечить взаимодействие с банками и их ассоциациями
при принятии наиболее важных решений нормативного характера. В Федеральном
законе «О банках и банковской деятельности» декларируется необходимость
создания Федерального Фонда обязательного страхования вкладов. Участниками
этого фонда должны стать как банки, осуществляющие привлечение средств
населения, так и ЦБ РФ. Кроме того, закон дает банкам право объединяться в
целях добровольного создания фондов страхования вкладов граждан и
юридических лиц. Более подробно вопросы гарантирования вкладов граждан в
коммерческих банках должны были найти отражение в специальном законе,
прошедшем определенную процедуру обслуживания в Государственной Думе РФ и
Совете Федерации РФ. Важным шагом в деле развития банковского
законодательства стало принятие Федеральных законов:
. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (февраль
1999г.),
. «О реструктуризации кредитных организаций» (июль 1999г.),
. «О валютном регулировании и валютном контроле»
. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (26 марта 1998г.).
Законодательно – нормативные акты:
. Положение Банка России «О консолидированной отчетности кредитных
организаций» от 12 мая 1998г.,
. Положение Банка России «О порядке эмиссии облигаций РФ» от 28
августа 1998г.,
. Положение Банка России «О порядке предоставления Банком России
кредитов банком, обеспеченных залогом государственных ценных
бумаг» от 6 марта 1998г.,
. Инструкция ЦБ РФ от 17 сентября 1996г. «О правилах выпуска и
регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории
РФ»
. Инструкция ЦБ РФ от 1 октября 1997г. «О порядке регулирования
деятельности банков»,
. Инструкция «О порядке совершения учреждениями Сберегательного
Банка РФ операций по вкладам населения» (№ 1-р от 1993г.)
. Инструкция Банка России от 30 июня 1997г №62а «О порядке
формирования и использования резерва на возможные потери по
ссудам»,
. Правила кредитования физических лиц учреждениями Сбербанка
России (№ 229-р от 1997г.)
Разумеется, принятая новая редакция банковских законов сделала определенный
шаг вперед в области совершенствования российского банковского
законодательства, однако далеко не все вопросы оказались решенными. В
федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)» еще не в полной мере прописаны функции данного эмиссионного
института. Сохранилось некоторое количество отсылочных норм. В банковском
законодательстве по-прежнему отсутствуют как прямые банковские законы (о
кредитах, платежах и др.), так и параллельно действующие законодательные
акты (об инвестиционных фондах, финансово-промышленных компаниях и др.). В
условиях переходного периода в стране еще не создана система банковских
законов, которая позволяла бы полнее регулировать деятельность кредитных
институтов. Тем не менее при всех сохранившихся недостатках современные
банковские законы позволяют банковской системе адаптироваться к условиям
рыночной экономики, выполнять возложенные на нее задачи.
Раздел III. Отражение комплекса работ по кредитованию
населения Сбербанком России.
В Томском банке Сбербанка РФ организация кредитной работы возложена на
отдел кредитования. В течение отчетного периода кредитованием занимаются
все кредитующие подразделения банка.
По состоянию на 01.01.02г. сформирован кредитный портфель в общей
сумме 480740 тысяч рублей (юридические лица – 393022 тысяч рублей,
физическим лицам и предпринимателям, осуществляющим деятельность без
образования юридического лица – 85721 тысяч рублей).
На 01.01.02г. общий объем кредитных вложений финансовых учреждений в
регионе составил 855723 тысяч рублей, в том числе Томского банка Сбербанка
России -–393022 тысяч рублей. Это означает, что на долю Томского банка
Сбербанка России приходится примерно 46% от общего объема кредитных
вложений всех финансовых учреждений в регионе. Рассмотрим на примере
«таблицы 2» отраслевую структуру кредитного портфеля Томского банка СБ РФ.
Таблица 2. Остаток ссудной задолженности по выданным кредитам на
01.01.02г.
|Отрасли кредитования |В тысячах рублей|В тысячах |
| | |долларов США |
|А |1 |2 |
|Торгово-посредническая |31075 | |
|деятельность | | |
|строительство |16113 | |
|В том числе жилое |600 | |
|строительство | | |
|Энергетика |2246 | |
|Металлургическая |259 | |
|промышленность | | |
|Химическая промышленность |125494 | |
|Лесная деревообрабатывающая и |1323 | |
|целлюлозно-бумажная | | |
|промышленность | | |
|Радио – и приборостроение |1000 | |
|Легкая промышленность |- | |
|Пищевая промышленность |23047 |74 |
|Жилищно-коммунальное хозяйство|20450 | |
|Прочие |172015 | |
|В том числе исполнительные |171537 | |
|органы власти разных уровней | | |
|Сфера услуг |478 | |
|Всего |393022,00 |74,00 |
Из этой таблицы видно, что основная масса кредитных вложений приходится на
долю исполнительных органов власти разных уровней (примерно 43.6%) и
химической промышленности (примерно 31.9%) . На третьем месте стоит торгово-
посредническая деятельность (примерно 7.9%), а на все остальные отрасли
приходится около 16.6% кредитных вложений.
Общий объем кредитов, выданных предпринимателям и юридическим лицам,
приобретенных векселей, выданных (в том числе не взысканных) гарантиях,
факторинговых и форфейтинговых операциях, прочих размещенных средств на
01.01.01г составлял 135.745,00 тысяч рублей, а на 01.01.02г. – 393.022,00
тысяч рублей. Отсюда следует, что кредитные вложения за последний год
выросли в 2,9 раза.
Таблица 3. Структура размещения ресурсов, привлеченных Сбербанком РФ
( %)
|Рублёвые ресурсы |на 01.01.2002г. |
| |бизнес-план удельный|фактически |фактически |
| |вес |удельный вес |вып. плана |
|А |1 |2 |3 |
| задолженность |11,6 |3,5 |14,6 |
|населения | | | |
|задолженность по |63,1 |43,7 |34,1 |
|ссудам юридических лиц| | | |
|в том числе: | | | |
|Межбанковские |25,4 |10,3 |20,1 |
|Инвестиционные | | | |
|(долгосрочные) ссуды | | | |
|Краткосрочные | | | |
| |5,4 |0,6 |5,2 |
| |20,4 |62,2 | |
|в т.ч. ссуды на | | | |
|финансирование |11,9 |7 |28,9 |
|жилищного | | | |
|строительства | | | |
|размещение в ценные | | | |
|бумаги |25,3 |52,8 |102,7 |
|Всего размещено |100 |100 |49,2 |
|ресурсов | | | |
Основную долю потребительских ссуд в настоящее время в России предоставляет
Сбербанк Российской Федерации.
Виды кредитов, предоставляемых физическим лицам:
. а) Кредиты на приобретение, строительство и реконструкцию
объектов недвижимости (далее – кредиты на приобретение объектов
недвижимости);
. б) Кредиты на неотложные нужды (приобретение транспортных
средств, гаражей, дорогостоящих предметов домашнего обихода,
хозяйственное обзаведение, платные медицинские услуги,
приобретение туристических и санаторных путевок и другие цели
потребительского характера).
Кредиты на приобретение объектов недвижимости предоставляются на срок до 15
лет под 23% годовых.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|