выдачи кредита (отказа в выдаче) и согласовывает с заемщиком условия
предоставления кредита. Заключение кредитного работника, завизированное
руководителем кредитующего подразделения, заключения других служб Банка
прилагаются к пакету документов заемщика. Кредитный работник вправе
самостоятельно принять решение об отказе в выдаче кредита:
- если при проверке выявлены факты предоставления поддельных
документов или недостоверных сведений;
- если платежеспособность заемщика или предоставленное обеспечение
возврата кредита не удовлетворяет требованиям.
- При принятии положительного решения кредитный работник вносит
соответствующую информацию в единую базу данных индивидуальных
заемщиков и приступает к оформлению документов.
Погашение кредита производится ежемесячно равными долями, начиная с 1-го
числа месяца, следующего за месяцем заключения кредитного договора.
Последний платеж производится не позднее даты, установленной договором.
При предполагаемом снижении доходов заемщика, в течение периода
действия кредитного договора (например, достижении пенсионного возраста),
составляется график платежей, в котором предусматривается погашение большей
части кредита на начальном этапе договора. При этом размеры платежей
устанавливаются с соблюдением следующего условия:
- в периоде, приходящемся на трудоспособный возраст, суммы
единовременного платежа по кредиту вместе с максимальной суммой
платежа по процентам (за 30 дней со всей суммы кредита), не
должна превышать величину Dr1 * K1 (см. гл. 2 п. 2.1);
- в периоде, приходящемся на пенсионный возраст, сумма
единовременного платежа по кредиту вместе с суммой платежа по
процентам (за 30 дней от остатка основного долга на момент
наступления пенсионного возраста), не должна превышать величину
Dr2 * K2 (см. гл.2 п.2.1).
В других случаях, не связанных с достижением заемщиком пенсионного
возраста, график составляется таким образом, чтобы сумма первого платежа по
кредиту вместе с суммой платежа по процентам, не превышала величину Dr * K
(см. гл.2 п.2.1). Не допускается составление графиков, в которых размер
любого единовременного платежа по кредиту, был бы меньше размера какого-
либо из платежей.
Заемщик вправе досрочно погасить кредит или его часть. В случае
досрочного погашения части кредита, заемщик обязан производить ежемесячную
уплату процентов на оставшуюся сумму задолженности, до наступления срока
следующего платежа по погашению основного долга.
Погашение задолженности по кредиту, уплата процентов и неустоек,
производится наличными деньгами, через кассы учреждений Сбербанка России;
через предприятия связи; перечислением со счетов по вкладам; посредством
удержания из заработной платы, пенсии и т.д.
Датой погашения задолженности по кредиту (уплаты процентов,
неустойки), считается дата поступления средств в кассу или на
корреспондентский счет Банка (выдавшего кредит), или дата списания средств
со счета клиента по вкладу, если вклад открыт в Банке, выдавшем кредит.
Отсчет срока, для начисления процентов за пользование кредитом, начинается
с даты образования задолженности по ссудному счету (включительно), и
заканчивается датой погашения задолженности по нему (не включая эту дату).
Соответственно, при промежуточных платежах, дата уплаты процентов не
включается в период, за который эта уплата производится.
Начисление и уплата процентов авансом не допускается. При не
поступлении от заемщика платежей до окончания календарного месяца,
относятся на счета просроченных ссуд и просроченных процентов.
При завершении погашения кредита, после поступления последнего
платежа, бухгалтер делает в карточке лицевого счета под последней
заполненной строкой надпись «Кредит погашен», и заверяет ее подписью.
Каждый российский коммерческий банк в рамках своей кредитной политики
должен разработать собственную методику анализа кредитоспособности
индивидуальных клиентов и по мере изменения условий функционирования,
рыночной конъюнктуры и приоритетов кредитной политики вносить в методику
необходимые коррективы.
Ниже приводится «таблица 4». Примерная методика балльной оценки
кредитоспособности индивидуальных клиентов Сбербанка, разработанная с
учетом зарубежного опыта и адаптированная к реалиям российской практики.
Таблица 4. Методика оценки кредитоспособности индивидуального клиента
Сбербанка
|Показатели |Баллы |Критериальный уровень |
| |Менее 10 |5 |
|1.Совокупный годовой |10 – 20 |15 |
|доход ( тыс. руб.) |20 – 40 |30 |
| |40 – 60 |45 |
| |более 60 |60 |
|1–а. В том числе | |Дифференцированно по |
|годовой доход на | |регионам |
|одного члена семьи | | |
|2. Ежемесячный платеж |Более 40% |0 |
|в погашение ссуды (в |30 – 40% |5 |
|%) |20 – 30% |20 |
| |10 – 20% |35 |
| |менее 10% |50 |
|3.Долги заемщика: |более 10% размера |- 10 |
|- прочим кредитным |ссуды |- 5 |
|институтам |менее 10% | |
|- налоговым органам | |- 10 |
| |более 10% размера |- 5 |
| |ссуды | |
| |менее 10% | |
| |До 1 года |0 |
|4. Период |1 – 2 года |5 |
|обслуживания в данном |2 – 3 года |10 |
|банке |3 – 5 лет |25 |
| |5 – 10 лет |40 |
| |10 и более лет |50 |
| |Любые нарушения в |- 10 |
|5. История кредитных |течение последних 3 |- 0 |
|отношений |лет |+30 |
| |нет сведений | |
| |Имеет счет до |30 |
|6. Наличие банковских |востребования |50 |
|счетов |Счета до востребования| |
| |и сберегательные |40 |
| |До востребования и |30 |
| |другие счета | |
| |Только счет | |
| |сберегательный | |
| | | |
|7. Владение |Нет |0 |
|пластиковыми картами |1 или более |30 |
|(кредитными, |нет ответа |0 |
|дебетовыми) | | |
| |До 50 лет |5 |
|8. Возраст заемщика |Свы[pic]ше 50 лет |25 |
| |Владелец квартиры / |50 |
|9. Статус резидента |дома |40 |
| |Приобретает квартиру |15 |
| |Арендатор |10 |
| |Проживает с родителями|5 |
| | | |
| |Другие варианты | |
|10. Срок проживания по|До 1 года |0 |
|последнему адресу |1 – 2 года |15 |
| |2 – 4 лет |35 |
| |более 4 лет |50 |
|11. Срок работы на |До 1 года |5 |
|одном предприятии |1 – 2 года |20 |
|(рабочем месте) |2 – 4 года |50 |
| |более 4 лет |70 |
| |пенсионер |70 |
| |безработный |5 |
|Итого |Выдача ссуды |Более 300 |
| |Экспертная оценка |200 – 300 |
| |Отказ в выдаче ссуды |менее 200 |
На основе данной методики каждый коммерческий банк может создать единый
интегральный показатель, в котором отразить – взвесить значения
показателей, положительных в основу оценки кредитоспособности клиентов с
учетом специфики функционирования и собственного видения своих клиентов.
Возможно, также не устанавливать верхний предел для автоматической выдачи
кредита, а анализировать все кредитные заявки, не отклоненные банком на
этапе автоматического отказа в выдаче ссуды индивидуально, используя
экспертную оценку кредитоспособности индивидуальных заемщиков.
В настоящее время потребительские ссуды предоставляются индивидуальным
заемщикам разными коммерческими банками. При этом, к числу основных
факторов влияющих, на выбор формы кредитного договора и условия
кредитования, можно отнести макроэкономические факторы и микроэкономические
факторы, действующие на уровне банка и его клиента. Эти и многие другие
факторы принимает во внимание банк при разработке своей кредитной политики,
определяющей сроки кредитования, уровень взимаемых процентных ставок и
другие условия кредитования.
Исследование показало, что современная российская практика
кредитования индивидуальных клиентов на потребительские цели требует своего
совершенствования, как с точки зрения расширения объектов кредитования, так
и дифференциации условий предоставления ссуд.
Известно, что большинство коммерческих банков в нашей стране сегодня
сводят «обслуживание частных лиц» лишь к привлечению средств во вклады.
Необходимо развивать комплексное банковское обслуживание населения,
предоставляя последним широкий выбор банковских продуктов и услуг,
увеличивая доходы, формируя ресурсную базу банка, расширять кредитные
взаимоотношения с населением. Макроэкономическая стабилизация в целом и
преодоление инфляции, в частности, также позволяет населению шире
использовать банковские ссуды для решения жизненно важных проблем. Все это
указывает на необходимость дальнейшего развития и совершенствования
кредитных связей коммерческих банков с населением.
Дальнейшее улучшение организации кредитования индивидуальных заемщиков
требует решения ряда проблем. Потребительские кредиты в настоящее время
выдаются не только кредитными инстанциями, но и предприятиями и
организациями, которым кредитные функции не присущи. Кроме того,
кредитование потребительских нужд населения многими организациями
препятствуют решению многих вопросов. Например, отсутствует планирование
потребительских кредитов в целом по стране и по отдельным регионам. В
кредитных планах банков предусматриваются лишь выдаваемые ими кредиты.
Затруднено изучение перспектив дальнейшего развития потребительских
кредитов, согласование условий пользования ими. Выдача и погашение кредитов
увязаны с показателями баланса денежных доходов и расходов населения.
Вышесказанное подтверждает необходимость решения вопроса о постепенной
концентрации выдачи всех видов потребительских кредитов в банковской
системе и, в первую очередь, в Сбербанке, располагающем крупными кредитными
ресурсами, широкой сетью своих учреждений, максимально приближенных к
населению.
В этой связи представляется целесообразным существенно расширить
перечень видов ссуд, предоставляемых клиентам на образование, на
организацию собственного бизнеса, а также предоставлять различные услуги, в
том числе информируя клиентов о программах стимулирования инвестиций и
предпринимательства. Кроме того, положительный эффект для развития
кредитования индивидуальных заемщиков в Сбербанке, имело бы также:
- введение жилищно-ипотечных кредитов населению на приобретение,
строительство и реконструкцию жилья под залог недвижимого
имущества;
- проведение маркетинговых исследований с целью выявления
потребности населения в новых видах ссуд;
- повышение уровня информированности, частных клиентов, о новых
видах кредитных и банковских услуг;
- максимальный учет интересов клиента, индивидуальный подход при
кредитовании.
Развитие кредитных отношений населения с банками – это вопрос не только
экономический, но и политический, и социальный. Помимо необходимой
экономической и политической стабильности, разработки коммерческими банками
социально – ориентированной кредитной политики во взаимоотношениях с
населением, он требует также модернизации форм и методов кредитования,
совершенствования кредитов, использования опыта зарубежных стран с рыночной
экономикой.
Список литературы:
Официальные источники:
Инструкция Банка России от 30.06.1997г № 62а «О порядке формирования и
использования резерва на возможные потери по ссудам.»
Инструкция от 1993г № 1-р «О порядке совершения учреждениями СБ РФ
операций по вкладам населения».
Правила кредитования физических лиц учреждениями Сбербанка России от
1997г № 229-р.
Федеральный закон РФ от 03.02.96г № 17-ФЗ «О банках и банковской
деятельности» // Консультант плюс: ВерсияПроф: Справочно-правовая система.
Федеральный закон РФ от 26.04.1995г «О Центральном банке Российской
Федерации (Банка России)» // Консультант плюс: ВерсияПроф: Справочно-
правовая система.
Книги:
Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. -
М.: Логос, 2000. – 342с.
Банковское дело: Учебник./ Под.ред. О.И.Лаврушина. – Изд.2-е, перераб.
и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 672с.
Негашев Е.В., Сайфулин Р.С., Шермет А.Д. Методика финансового анализа.
– М.: Инфоро – М, 2001. – 208с.
Периодические издания:
Афанасьева О.Н. О современной системе краткосрочного банковского
кредитования. // Бизнес и Банка. – 2002. - № 34-35. – с.1-3.
Жуков Е.Ф. Деньги, Кредит, Банки. // Юнити. – 1999. - № 12. – с.25.
Крупнов Ю.С. Банковский потребительский кредит в России. // Бизнес и
Банки. – 2002.- № 42-43. – с.5-8.
Крупнов Ю.С. О природе банковского потребительского кредита. // Бизнес
и Банки. – 2002. - № 8. – с.1-3.
Маневич В.Е. Кредитно-денежная политика и экономическая динамика в
России. // Бизнес и Банки. – 2002. - № 7. – с.1-5.
Минц В.М. Контрактно-Сберегательная система и ипотечное кредитование.
// Бизнес и Банки. – 2002. - № 7. – с.8.
Интернет:
Концепция развития Сбербанка России до 2005года. //
http:www.sbrf.ru/concept/2005 c 00.htm
-----------------------
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|