все предвидел и Сам отбирал Себе двенадцать учеников-апостолов, можно смело
говорить, что Иуда Искариот исполнял не только и не столько сатанинскую волю
/Лука,22,3/ сколько “промысел Божий”, а может быть и человеческий (иными
словами, грамотно задуманную провокацию). Косвенные указания на это: фраза
Иисуса: “То, что делаешь, делай скорее” /Иоанн,13,27/,– и обращение “друг”,
когда уже все ясно (хотя Ему и раньше все было ясно), когда Иуда привел народ
“с мечами и кольями” и вполне очевидной целью /Матфей, 26,50/. Возможно, сюда
же относятся “поцелуй Иуды” и его последующее самоубийство /Матфей,27,3-5/,
хотя это, психологически, значительно более зыбко. То есть, исходя из
сказанного, Иуда Искариот, возможно, фигура более трагическая, чем обычно
принято думать. Правда, было также сказано Иисусом апостолам: “Один из вас
есть дьявол” (лжец и отец лжи?) /Иоанн,6,70/.
Чем еще интересны проповеди Иисуса для внимательного читателя, так это их
непоследовательностью. Возможно, вследствие позднейших правок, а, возможно,
вследствие слегка параноидального стиля мышления и характерной для него
нелогичности. “Кто не со Мною, тот против Меня” /Матфей,12,30/ “...Кто не
против вас, тот за вас (апостолам)” /Марк,9,40/. С одной стороны, “...удобнее
верблюду пройти через игольные уши, нежели богатому в Царство Божие”, и, тут же
“человекам это невозможно, Богу же все возможно.” /Матфей,19,23-26/. Про
отношение к родителям уже говорилось. Еще? “...всякий, гневающийся на брата
своего напрасно, подлежит суду” /Матфей,5,22/, а апостолам, попавшим под
горячую руку (исцелять прикосновением не научились, бездельники!): “О род
неверный и развращенный! доколе я буду с вами? доколе буду терпеть
вас?..”/Матфей,17,17/. Вывод? Одна из причин популярности христианства, как
этического учения, может заключаться в том, что здесь каждый находит
жизненные принципы по вкусу. Вспомним крестовые походы со всей сопутствующей
кровью и сравним с христианским “возлюби ближнего своего, как самого себя”.
Возвратимся, однако, к дьяволу, с которого мы начинали. Чаще всего (в
Евангелиях) он встречается в двух местах. Во-первых, в так называемых
бесноватых, то есть одержимых бесом, психически больных, которых
Иисус и ученики его, походя, исцеляют. Любопытно, что народная молва делит
душевнобольных на две группы, что, кстати, отражено в языке, на бесноватых
и на блаженных или убогих, т.е. принадлежащих богу. “Корень зла”
один – психические болезни, а отношение совершенно разное. И это не только в
русском языке, арабское слово “джинн” обозначает и “злой дух” и “сумасшедший”,
от него же происходит слово “гений”. Еврейское слово “нави” обозначает и
“пророк” и “сумасшедший” (библейский Иисус Навин, тот самый, который начисто
стер с лица земли пять народов и перебил “все дышащее”, чтобы расчистить евреям
жизненное пространство /Книга Иисуса Навина,10/ ведет свое прозвище от этого
корня; забавно, но наводит на размышления). И, во-вторых, в обличениях,
направленных против книжников, фарисеев и саддукеев,
хотя и не так часто.
В обвинениях в адрес упомянутых власть имущих нет недостатка. Они, если
верить Христу, скупы, лживы, лицемерны, жадны, злобны /например,
Матфей,12,34-40/. Сам же Спаситель постоянно находится среди “мытарей и
грешников”, совершенно резонно объясняя это тем, что “не здоровые имеют нужду
во враче, но больные” /Матфей,12,9/. И “не праведников он пришел призвать к
покаянию, но грешников” /Там же/. Однако, нигде и никогда не звучат в его
проповедях обвинения в адрес этих самых грешников. Одни лишь мягкие призывы и
увещевания. И ни разу не называет он их кем-нибудь, вроде “сынов дьявола
”. Вот уж, воистину, христианское терпение! Когда читаешь Евангелия,
невольно возникает впечатление, что иудейские первосвященники, которых
Спаситель перманентно обличает в пороках /например, Матфей,15,1-20,
Лука,11,39-54/, одержимы сатаной гораздо сильнее, чем основная
аудитория, состоящая из неимущих. Эти пороки, естественно, не афишируются,
однако народу о них известно, поскольку таковые обличения он встречает с
пониманием. Но! Не идет Иисус к книжникам и фарисеям, чтобы “призвать к
покаянию”. И не только не идет, но и отказывается им хотя бы “знамение явить”,
хотя те ему недвусмысленно говорят: покажешь чудо, уверуем, что ты Сын Божий
/Матфей,16,1-4/. Ну, что ему стоит? Покажет, глядишь, и уверуют. Ну, хотя бы
один-два. И спасутся. Ан, нет! “Род лукавый и прелюбодейный (это Он о
фарисеях!) ищет знамения, и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы
пророка” /Матфей,12,39-40/. Речь идет о том, что Иисус будет распят и мертв три
дня, а на третий день воскреснет, подобно тому, как Иона пребывал три дня “во
чреве китовом” /Кн. Ионы,2,1/. Странно?
Конечно, основная тема Евангелий – это проповеди и притчи
Спасителя. Для внимательного читателя с логичным складом ума, они
подобны лабиринту, в котором, местами, отдельные мысли или фразы лежат
совершенно открыто, сверкая и переливаясь, однако чаще встречаются запечатанные
ларцы, а то и сундуки, которые надо уметь открыть, если хочешь насладиться
содержимым. Подробно анализировать все (по мнению авторов Евангелий) сказанное
Христом, увы, нет времени и места, ограничимся одним примером первого рода и
одним второго.
“Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они
не попрали его ногами своими...” /Матфей,7,6/. Отлично сказано и вошло во
многие поговорки.
“Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево
доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: Не может
дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.”
/Матфей,7,16-18/. Дальше идут конкретные рекомендации, как поступать с
худыми деревьями. Думаете, под этими словами подпишутся только садовники?
Нет, еще генетики и селекционеры, психологи и воспитатели, криминалисты и
социологи, историки и ..., да, мало ли еще, кому приходится иметь дело с
плодами чего бы то ни было.
Честно говоря, из-за отсутствия места, мы взяли в качестве второго примера
вещь достаточно очевидную. Приведем еще одну, более темную для истолкования,
фразу, но уже без комментариев: “Входите тесными вратами; потому что широки
врата, ведущие к погибели, и многие идут ими...” /Матфей,7,13/
Всем праведникам и раскаявшимся грешникам Иисус обещает Царствие Небесное.
Что бы это могло быть? Это будущее, и будущее реальное, земное и
человеческое, ибо “...и приидет Царствие Твое ... и на земле, как на небе”
/Матфей,6,10/. Это вещь тайная и не для всех очевидная, ибо “...для того, что
вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано.” /Матфей,13,11/. Но:
“Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.”
/Лука,12,2/. И “...не придет Царствие Божие приметным образом,... ибо вот,
Царство Божие, внутрь вас есть.” /Лука,17,20-21/. “И Я знаю, что заповедь Его
есть жизнь вечная” /Иоанн,12,50/. Что бы это такое могло быть, что сулит
“жизнь вечную”, находится внутри нас, будучи тайным, проявляется явно и
реально (“на земле”)? Не скажем, поскольку в нашем понимании, это есть всего
лишь модель, а любая модель, по отношению к оригиналу, является
односторонней. Почему и сказано: “Слово реченное есть ложь”. Ну, и, конечно,
дьявол, как обычно, бродит где-то поблизости. “Поле есть мир, доброе семя,
это – сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; Враг, посеявший их, есть
дьявол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.” /Матфей,13,38-39/.
К счастью, Новый Завет (и это, конечно, не случайно) включает не только
Евангелия, но и Деяния Апостолов, и Послания, преимущественно одного из них,
Павла. Деяния есть не что иное, как описания проповедования раннего
христианства немногочисленными последователями, и почти ничего интересного не
содержат. Есть только три исключения (о третьем немного позже): во-первых,
клеймя некоего волхва и чародея (лжепророка) Павел называет его “сыном
дьявола” /Деяния,13,10/. И, во-вторых, дальше упоминается некая служанка,
“одержимая духом прорицания”, которая возвещала, что Павел и прочие есть
“рабы Бога Всевышнего и возвещают путь спасения”. Павлу это не понравилось, и
духа он из нее изгнал /Деяния,16,16-18/. А непонятно здесь, чем этот самый
“дух прорицания” отличался от “Святого Духа”, который периодически “нисходит”
на избранных, ведь говорил абсолютно то же самое и теми же словами? И почему,
в этой связи, говорят, что самые ревностные святые – обращенные грешники (сам
Апостол Павел не кто иной, как...)? Почему пророков так часто обвиняют в
“одержимости”, что во многих языках эти слова слились в одно? Почему про
Иисуса Христа, который, кстати, в мусульманской традиции почитается, не как
Сын Божий, а как один из пророков (“Исса”), наравне с Моисеем (“Муса”) и
Мухаммедом, “многие из Иудеев” говорят, что он “одержим бесом и безумствует”?
/Иоанн,10,20/ И дорога от безумия к святости, от сумасшедшего к Апостолу и от
беса к Богу не короче ли, чем обычно думают? Слово Павлу: “...если кто из вас
думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо
мудрость мира сего есть безумие пред Богом...” /1Коринфянам,3,18/.
Но вернемся, в очередной раз, к нашему дьяволу. В посланиях он встречается
весьма часто, преимущественно как искуситель, отец греха, покровитель язычников
и идолопоклонников и т.д. Обличая и обвиняя же всех грешников, язычников и
идолопоклонников Апостолы всегда и везде в первую очередь ставят им в вину
“блуд” /1Петра,4,3-4; Иуда7-9; Римлянам,1,24-32; 1Коринфянам,5,1-2; там
же,6,9-10; там же,10,6-7; Галатам,5,19-21; и т.д./. Что понимается под блудом,
тоже дают понять достаточно ясно. Это самые разнообразные половые
извращения, в первую очередь, гомосексуализм, ну, и все остальное,
перечисленное достаточно подробно /например, Римлянам,1,24-32/. То есть то,
что, как уже упоминалось, в американском законодательстве называется
“преступление против природы”. Кстати, третье любопытное место в “Деяниях”
касается выступления Павла против храма Артемиды в Эфесе /Деяния,19,24-37/.
Вроде бы ничего особенного. Тонкость, однако, в том, что Артемида (у римлян
Диана) считалась богиней охоты, чего-то еще и ... девственности. Жрицы ее
давали нечто вроде обета чистоты, а культ был в античной традиции тесно связан
с понятием “амазонка”, то есть женщина, отрицающая пол и нормальные отношения
вплоть до выжигания одной груди, чтобы удобнее было стрелять из лука. Этакая
античная феминистка. То есть почему-то, всегда и везде, особое внимание
разнообразным половым отклонениям. Помните, Ветхий Завет и первородный грех,
первопричину всех грехов человеческих, непосредственно связанный с полом? А
Новый Завет развивает эту мысль: “Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь
собственной похотью; Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает
смерть...” /Иакова,1,14-15/. И дальше поясняется, что все грехи ходят букетом,
будучи между собою связаны: “Кто соблюдает весь закон, и согрешит в одном
чем-нибудь, тот становится виновным во всем.” /Иаков,2,10/. А старик Фрейд
много веков спустя аргументированно показал, что сексуальные нарушения очень
тесно связаны с психическими, которые, в свою очередь, часто ведут к
преступлению (тут и агрессивность, и садизм-мазохизм, и масса прочих прелестей,
но это выходит за рамки данной работы). Кстати, в этом же кроются корни
разнообразного анархизма, нигилизма и прочего бунтарства из принципа,
против всего на свете (мания разрушения?): “А наипаче тех, которые идут вслед
скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся
злословить высших...” /2Петра,2,10/; “...вас, мертвых, по преступлениям и
грехам вашим, В которых вы некогда жили, по обычаям мира сего, по воле князя,
господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя
желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие...”
/Ефесянам,2,1-3/. И, увы, сейчас можно говорить достаточно определенно: если
сам грех не наследуется, то предрасположенность к нему,
сексуальная (латентная гомосексуальность) и психопатологическая наследуется, и
еще как. А что по этому поводу говорят Апостолы? “Ибо мы знаем, что закон
духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то
делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю ... А потому уже не я делаю то, но
живущий во мне грех.” /Римлянам,7,14-17/. “Мы знаем, что рожденный от Бога не
грешит; но что рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.”
/1Иоанна,5,18/.
Что же мудрейшие отцы церкви советуют для борьбы с врагом рода человеческого,
воплотившегося в нечто вроде наследуемого сексопатологического и
психопатологического комплекса? Ну, рецепт известен. Христос, например, “И
сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.”
/Матфей,17,21; Марк,9,29/ “Итак, как Христос пострадал за нас плотью, то и вы
вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотью перестает грешить”
/1Петра,4,1/ “Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую
похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, За которые гнев Божий грядет
на сынов противления...” /Колоссянам,3,5-6/. В том-то и фокус! Не говорят отцы:
“Женись, роди детей и живи нормально”, нет. Комплекс-то наследуемый. А говорят:
“Умерщвляй плоть, постись и кайся, глядишь и отмолишь прощение за грехи”.
Получай прощение и ступай в рай, а детей пускай нормальные люди плодят. У
Иисуса об этом сказано довольно кратко и афористично: “...оставит человек отца
и мать и прилепится к жене своей и будут два одною плотью.” /Матфей,19,5;
Лука,16,18/ А кто разводится с женой, тот грешит, ибо прелюбодействует /Там
же/. У Апостола же Павла сказано гораздо пространнее, поскольку он, в отличие
от Иисуса, давал конкретные рекомендации. Этому вопросу посвящена вся глава 7 в
1-м Коринфянам. Но идеи те же самые, то есть именно то, что можно назвать
нормальным супружеством. То, что наиболее соответствует биологической и
социальной природе человека. Однако анализ этого момента, который может быть
оспорен многими последователями иных религий и учений, живущими по иным
принципам, выходит далеко за рамки этой скромной работы, вследствие чего на сем
мы и закончим, сказав на прощание: “Не обманывайтесь: худые сообщества
развращают добрые нравы” /1Коринфянам,15,33/
Закончим же иными словами /2Коринфянам,4,18/, которые особенно близки истинно
биологическому сердцу, поскольку говорят о сокровенном:
“Когда мы смотрим не на видимое,
но на невидимое, ибо видимое временно,
а невидимое вечно.”
Страницы: 1, 2, 3
|