на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Лекция: Учебник по биологии

зигота проделала два цикла деления). Эта методика значительно проще и

дешевле, чем клонирование от более поздних стадий развития (как было в случае

с Долли), и она по сути воспроизводит лишь то, что иногда происходит в

природе. Именно так, но без участия экспериментатора, получаются обычные

однояйцовые близнецы: начавшая делиться зигота по разным причинам не

удерживает дочерние клетки, они расходятся и развиваются далее

самостоятельно. Получаются абсолютно идентичные дети.

Проблема клонирования решена в биологическом плане, но встали чисто

гуманитарные вопросы о допустимости клонирования человека. Шотландский ученый

Ян Вильмут, который со своими сотрудниками и проделал опыты по выращиванию

Долли (и наверное может считаться ее «крестным отцом»), высказался против

клонирования людей. В ряде стран такие эксперименты запрещены законодательно.

Но история науки и техники знает, как трудно удержать в стенах лаборатории

выдающиеся открытия. Так было с расщеплением радиоактивных материалов,

которое вылилось в гонку ядерных вооружений, так же, вероятно, будет и с

клонированием человека. Последствия пока трудно предвидеть, но это вопрос не

биологический. Это поле деятельности политиков, юристов, правозащитников,

церкви - всей мировой общественности.

Половое размножение принципиально отличается от бесполого и различных

форм клонирования тем, что в образовании нового организма участвуют два

родителя разного пола. Как уже показано в сегменте 20 и на рис. 12, первая

клетка нового организма - зигота - образуется от слияния яйцеклетки и

сперматозоида. Их ядра несут по гаплоидному (одинарному) набору хромосом, так

что ядро зиготы получает после слияния нормальный диплоидный набор. Но если при

бесполом размножении во всех поколениях копируется одна и та же комбинация

парных (аллельных) генов, то в зиготе всякий раз образуются новые комбинации из

отцовских и материнских генов.

Надо понимать важную тонкость природы генов. Как мы уже знаем, ген - это участок

молекулы ДНК, отвечающий за синтез одного вида белка. Но дело в том, что под

действием различных факторов среды гены постоянно изменяются, то есть

мутируют, и, если эти мутации не приводят к полной потере структуры и

функции кодируемого белка, такие организмы выживают, и мутация закрепляется в

потомках. Если родители не являются близкими родственниками, то как правило, у

них один и тот же ген чем-нибудь да различается, а если у них появляются дети,

то эти различия комбинируются. Так, если одна половая клетка несет полноценный

ген (исходный, или дикий, тип), а в другой этот же ген мутантный, то после

слияния хромосом в зиготе полноценный ген доминирует над мутантным (доминантный

и рецессивный гены, аллели), но если оба гена мутантные (рецессивные), причем

каждый в своей степени, то в фенотипе проявится один из них. Это будет новый

фенотипический признак, отсутствовавший у дикого предка. Кроме того, если

углубиться в процесс формирования самих половых клеток, то можно увидеть, что в

процессе мейоза (особое деление, которое и приводит от диплоидного набора

хромосом к гаплоидному) идет так называемый кроссинговер - схождение и

коньюгация одноименных (гомологичных) хромосом, разрезание нитей ДНК, их

переворот крест-накрест и сшивка в новом сочетании генов. Так что даже у одного

родителя в разных половых клетках (допустим - в двух сперматозоидах) комбинации

разнокачественных генов получаются разные. Поэтому у одной родительской пары

дети различаются по многим признакам (кроме уже упомянутых случаев однояйцовых

близнецов). Кроме того, яйцеклетка имеет большой объем цитоплазмы с

питательными веществами и некоторыми дополнительными цитоплазматическими генами

(нехромосомная ДНК ряда органоидов), которые тоже вносят свой вклад в

генетическое разнообразие потомков.

Таким образом, в результате случайного сочетания отцовских и материнских

хромосомных наборов, в которых одноименные гены могут заметно различаться,

потомство получает самые разнообразные комбинации признаков родителей, так что

у детей общий баланс генов - генотип - будет отличаться и от отцовского, и от

материнского. Поэтому у людей разный цвет кожи и глаз, разная форма носа,

разные группы крови, разные предпочтения в пище (разные ферменты и рецепторы),

разные интеллектуальные способности и т. д. и т. п. На Земле нет двух

одинаковых людей, если они не однояйцовые близнецы.

Заметим, что половое размножение свойственно всем эукариотным организмам,

начиная от одноклеточных водорослей и простейших и кончая человеком. (Даже у

прокариот, у бактерий, где нет настоящей диплоидности и полового размножения,

внехромосомные гены - плазмиды - могут мигрировать от одной клетки-особи к

другой, внося генетическое разнообразие в популяцию). Те виды, которые хорошо

размножаются бесполым путем (растения, низшие беспозвоночные - см. выше), через

несколько вегетативных поколений обязательно вступают в половой процесс.

Комбинативная изменчивость особей одного вида, возникающая только при

половом размножении, - очень важный фактор генетического разнообразия, которое

служит материалом для отбора на лучшие комбинации признаков. В этом - движущий

фактор эволюции. Исключение полового размножения, переход на варианты

клонирования обедняет генетическое разнообразие и становится тормозом эволюции.

С другой стороны, бесполое размножение и клонирование позволяют тиражировать

однажды полученную генетическую комбинацию во многих поколениях, что и

используется в сельскохозяйственной практике.

СЕГМЕНТ 25. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА

Развитие нового организма, полученного половым путем, начинается от

оплодотворенной яйцеклетки - зиготы и заканчивается смертью. В сегменте 20 мы

уже рассмотрели общую схему онтогенеза, идущего от слияния половых клеток

(см. рис. 12). Важно помнить, что в ядре зиготы содержатся два набора

хромосом от двух родителей (гибридный генотип). При клонировании в целом

выдерживается та же схема онтогенеза, с той лишь разницей, что зигота имеет

подсаженное диплоидное ядро от одного родителя.

Биологическое развитие происходит по общим диалектическим принципам

развития, которое можно наблюдать в неживой природе или в обществе. Чтобы

убедиться в этом, сопоставим стадии «развития вообще», заимствованные нами из

философского словаря, и стадии нормального онтогенеза многоклеточного

организма, например, человека.

Стадии «развития вообще»Стадии онтогенеза человека

Подготовка предпосылок развития -

внешнее движение, совершаемое пока что за пределами данной системы.

Предзародышевое развитие -

образование половых клеток (гаметогенез), формирование окружающей среды будущего организма.

Возникновение -

переход к внутреннему движению и возникновение системы.

Оплодотворение -

слияние половых клеток, возникновение новой клетки - зиготы.

Формирование -

преобразование новым процессом развития тех условий, из которых он возник.

Зародышевое развитие -

эмбриогенез, построение принципиально новой многоклеточной системы.

Собственно развитие -

зрелость процесса развития, его существование на своей основе.

Послезародышевое развитие -

постэмбриогенез. У человека выделяют: период роста (0-20 лет),

репродуктивный период (20-50 лет),

период старения (после 50 лет).

Умирание -

разрушение процесса развития.

Смерть - конец индивидуального развития, распад структуры.

Индивидуальное развитие системы, в том числе организма, происходит циклично

, так что восходящее развитие всякий раз сменяется нисходящим.

Восходящее развитие идет от простого, низшего (предзиготическая стадия) к

сложному, высшему (многоклеточный организм). Нисходящее - от сложного, высшего

(многоклеточный организм) к простому, низшему (бесклеточная мертвая материя).

Законы диалектики утверждают, что развитие как конечный процесс с самого начала

в скрытом виде содержит тенденции, ведущие от низшего к высшему и обратно. То

есть развитие имеет векторный, направленный характер.

Чем же задается этот вектор? Чем детерминировано (предопределено)

индивидуальное развитие? Где программа развития и как она реализуется? Как

из оплодотворенного яйца - из одной клетки - получается сложный многоклеточный

организм, в котором тканевые клетки с одинаковым набором генов (одним

генотипом) имеют разную структуру и функции (разный фенотип)? Поставленные

вопросы составляют основной научный смысл науки эмбриологии или, говоря шире,

биологии индивидуального развития. Они имеют и практическое

медико-биологическое значение, так как нарушение процессов развития приводит к

болезни и сокращает сроки полноценной жизни человека.

Чтобы сократить путь к пониманию программы развития, вспомним главную идею о

том, что развитие находится под контролем двух начал - генетического

(внутреннего) и эпигенетического (внешнего). Найдем эти начала в

развивающемся организме.

Внутренняя, генетическая программа развития заложена в ДНК

зиготы. Это генотип организма. Помним, что при размножении клеток - от

зиготы до самой последней клетки тела - ДНК каждый раз удваивается и делится

поровну, так что все клетки получают полный набор генов. В ДНК записана

информация о всех белках организма.

При этом надо иметь в виду, что существуют гены и белки двух классов:

структурные и регуляторные. Первые обеспечивают построение рабочих структур

клеток и межклеточного вещества, ферментативный катализ, транспорт и прочие

жизненно важны функции. Вторые регулируют активность первых, то есть

гены-регуляторы производят соответствующие регуляторные белки, которые

управляют активностью структурных генов. Сейчас установлено, что и среди

регуляторных генов есть взаимозависимость - одни гены активируются другими.

Таким образом, гены образуют функциональные цепи с заранее предопределенной

последовательностью включения. Работает принцип домино: продукт первого

гена активирует второй ген, продукт второго - третий и т. д. Благодаря

слаженной работе таких конвейеров контролируются тесно увязанные шаги

морфогенеза, развитие приобретает динамичный и направленный (векторный)

характер.

Однако организм - очень сложная система, чтобы ее развитие было выстроено по

простому алгоритму домино. Отдельные морфогенетические процессы часто идут

независимо и параллельно. В разных зачатках эмбриона, а потом в клетках разных

тканей эти процессы расходятся, идет дифференциация клеток по функциям. Но при

этом все клетки имеют один и тот же набор генов (!). Возникает ключевой

вопрос проблемы клеточной дифференциации - почему при одинаковом наборе генов

синтезируются разные белки и получаются разные клетки? Современная биология

развития дает ответ и на этот сложный вопрос.

Внешняя, эпигенетическая программа развития контролирует и

направляет реализацию генетической программы. Под действием внешних сигналов,

биологически активных веществ, через посредство клеточных рецепторов и

внутриклеточных мессенджеров (молекул-посланников) происходит избирательная

активация одних генов и подавление других. В итоге в дифференцированных

клетках разных органов и тканей работают не все гены, а только та их часть,

которая ответственна за данную тканевую функцию. Генетики называют этот

механизм дифференциальной экспрессией генов. Но встает новый вопрос: что

является самой первой командой к дифференциации клеток? Ведь развитие

начинается с одной клетки - зиготы.

Установлено, что в онтогенезе работают, сменяя друг друга, три системы

регуляции.

1. Эмбриональная детерминация развития на основе позиционной

информации, заложенной в яйце. В процессе роста и созревания яйцеклетки,

когда она еще находится в материнском организме, в ее цитоплазме неравномерно

откладываются различные РНК и белки-регуляторы, которые предопределяют будущий

план раннего развития и ранней дифференциации клеток. Начало этой

топологической неоднородности цитоплазмы яйца задает его полярное положение в

яичнике: одним полюсом яйцо контактирует со стенкой (отсюда идет питание),

другим обращено в просвет (здесь сосредотачиваются продукты сложных синтезов)

(рис. 17а). Таким образом, еще до начала развития генетический материал

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.