зигота проделала два цикла деления). Эта методика значительно проще и
дешевле, чем клонирование от более поздних стадий развития (как было в случае
с Долли), и она по сути воспроизводит лишь то, что иногда происходит в
природе. Именно так, но без участия экспериментатора, получаются обычные
однояйцовые близнецы: начавшая делиться зигота по разным причинам не
удерживает дочерние клетки, они расходятся и развиваются далее
самостоятельно. Получаются абсолютно идентичные дети.
Проблема клонирования решена в биологическом плане, но встали чисто
гуманитарные вопросы о допустимости клонирования человека. Шотландский ученый
Ян Вильмут, который со своими сотрудниками и проделал опыты по выращиванию
Долли (и наверное может считаться ее «крестным отцом»), высказался против
клонирования людей. В ряде стран такие эксперименты запрещены законодательно.
Но история науки и техники знает, как трудно удержать в стенах лаборатории
выдающиеся открытия. Так было с расщеплением радиоактивных материалов,
которое вылилось в гонку ядерных вооружений, так же, вероятно, будет и с
клонированием человека. Последствия пока трудно предвидеть, но это вопрос не
биологический. Это поле деятельности политиков, юристов, правозащитников,
церкви - всей мировой общественности.
Половое размножение принципиально отличается от бесполого и различных
форм клонирования тем, что в образовании нового организма участвуют два
родителя разного пола. Как уже показано в сегменте 20 и на рис. 12, первая
клетка нового организма - зигота - образуется от слияния яйцеклетки и
сперматозоида. Их ядра несут по гаплоидному (одинарному) набору хромосом, так
что ядро зиготы получает после слияния нормальный диплоидный набор. Но если при
бесполом размножении во всех поколениях копируется одна и та же комбинация
парных (аллельных) генов, то в зиготе всякий раз образуются новые комбинации из
отцовских и материнских генов.
Надо понимать важную тонкость природы генов. Как мы уже знаем, ген - это участок
молекулы ДНК, отвечающий за синтез одного вида белка. Но дело в том, что под
действием различных факторов среды гены постоянно изменяются, то есть
мутируют, и, если эти мутации не приводят к полной потере структуры и
функции кодируемого белка, такие организмы выживают, и мутация закрепляется в
потомках. Если родители не являются близкими родственниками, то как правило, у
них один и тот же ген чем-нибудь да различается, а если у них появляются дети,
то эти различия комбинируются. Так, если одна половая клетка несет полноценный
ген (исходный, или дикий, тип), а в другой этот же ген мутантный, то после
слияния хромосом в зиготе полноценный ген доминирует над мутантным (доминантный
и рецессивный гены, аллели), но если оба гена мутантные (рецессивные), причем
каждый в своей степени, то в фенотипе проявится один из них. Это будет новый
фенотипический признак, отсутствовавший у дикого предка. Кроме того, если
углубиться в процесс формирования самих половых клеток, то можно увидеть, что в
процессе мейоза (особое деление, которое и приводит от диплоидного набора
хромосом к гаплоидному) идет так называемый кроссинговер - схождение и
коньюгация одноименных (гомологичных) хромосом, разрезание нитей ДНК, их
переворот крест-накрест и сшивка в новом сочетании генов. Так что даже у одного
родителя в разных половых клетках (допустим - в двух сперматозоидах) комбинации
разнокачественных генов получаются разные. Поэтому у одной родительской пары
дети различаются по многим признакам (кроме уже упомянутых случаев однояйцовых
близнецов). Кроме того, яйцеклетка имеет большой объем цитоплазмы с
питательными веществами и некоторыми дополнительными цитоплазматическими генами
(нехромосомная ДНК ряда органоидов), которые тоже вносят свой вклад в
генетическое разнообразие потомков.
Таким образом, в результате случайного сочетания отцовских и материнских
хромосомных наборов, в которых одноименные гены могут заметно различаться,
потомство получает самые разнообразные комбинации признаков родителей, так что
у детей общий баланс генов - генотип - будет отличаться и от отцовского, и от
материнского. Поэтому у людей разный цвет кожи и глаз, разная форма носа,
разные группы крови, разные предпочтения в пище (разные ферменты и рецепторы),
разные интеллектуальные способности и т. д. и т. п. На Земле нет двух
одинаковых людей, если они не однояйцовые близнецы.
Заметим, что половое размножение свойственно всем эукариотным организмам,
начиная от одноклеточных водорослей и простейших и кончая человеком. (Даже у
прокариот, у бактерий, где нет настоящей диплоидности и полового размножения,
внехромосомные гены - плазмиды - могут мигрировать от одной клетки-особи к
другой, внося генетическое разнообразие в популяцию). Те виды, которые хорошо
размножаются бесполым путем (растения, низшие беспозвоночные - см. выше), через
несколько вегетативных поколений обязательно вступают в половой процесс.
Комбинативная изменчивость особей одного вида, возникающая только при
половом размножении, - очень важный фактор генетического разнообразия, которое
служит материалом для отбора на лучшие комбинации признаков. В этом - движущий
фактор эволюции. Исключение полового размножения, переход на варианты
клонирования обедняет генетическое разнообразие и становится тормозом эволюции.
С другой стороны, бесполое размножение и клонирование позволяют тиражировать
однажды полученную генетическую комбинацию во многих поколениях, что и
используется в сельскохозяйственной практике.
СЕГМЕНТ 25. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА
Развитие нового организма, полученного половым путем, начинается от
оплодотворенной яйцеклетки - зиготы и заканчивается смертью. В сегменте 20 мы
уже рассмотрели общую схему онтогенеза, идущего от слияния половых клеток
(см. рис. 12). Важно помнить, что в ядре зиготы содержатся два набора
хромосом от двух родителей (гибридный генотип). При клонировании в целом
выдерживается та же схема онтогенеза, с той лишь разницей, что зигота имеет
подсаженное диплоидное ядро от одного родителя.
Биологическое развитие происходит по общим диалектическим принципам
развития, которое можно наблюдать в неживой природе или в обществе. Чтобы
убедиться в этом, сопоставим стадии «развития вообще», заимствованные нами из
философского словаря, и стадии нормального онтогенеза многоклеточного
организма, например, человека.
Стадии «развития вообще» | Стадии онтогенеза человека | Подготовка предпосылок развития - внешнее движение, совершаемое пока что за пределами данной системы. | Предзародышевое развитие - образование половых клеток (гаметогенез), формирование окружающей среды будущего организма. | Возникновение - переход к внутреннему движению и возникновение системы. | Оплодотворение - слияние половых клеток, возникновение новой клетки - зиготы. | Формирование - преобразование новым процессом развития тех условий, из которых он возник. | Зародышевое развитие - эмбриогенез, построение принципиально новой многоклеточной системы. | Собственно развитие - зрелость процесса развития, его существование на своей основе. | Послезародышевое развитие - постэмбриогенез. У человека выделяют: период роста (0-20 лет), репродуктивный период (20-50 лет), период старения (после 50 лет). | Умирание - разрушение процесса развития. | Смерть - конец индивидуального развития, распад структуры. |
Индивидуальное развитие системы, в том числе организма, происходит циклично
, так что восходящее развитие всякий раз сменяется нисходящим.
Восходящее развитие идет от простого, низшего (предзиготическая стадия) к
сложному, высшему (многоклеточный организм). Нисходящее - от сложного, высшего
(многоклеточный организм) к простому, низшему (бесклеточная мертвая материя).
Законы диалектики утверждают, что развитие как конечный процесс с самого начала
в скрытом виде содержит тенденции, ведущие от низшего к высшему и обратно. То
есть развитие имеет векторный, направленный характер.
Чем же задается этот вектор? Чем детерминировано (предопределено)
индивидуальное развитие? Где программа развития и как она реализуется? Как
из оплодотворенного яйца - из одной клетки - получается сложный многоклеточный
организм, в котором тканевые клетки с одинаковым набором генов (одним
генотипом) имеют разную структуру и функции (разный фенотип)? Поставленные
вопросы составляют основной научный смысл науки эмбриологии или, говоря шире,
биологии индивидуального развития. Они имеют и практическое
медико-биологическое значение, так как нарушение процессов развития приводит к
болезни и сокращает сроки полноценной жизни человека.
Чтобы сократить путь к пониманию программы развития, вспомним главную идею о
том, что развитие находится под контролем двух начал - генетического
(внутреннего) и эпигенетического (внешнего). Найдем эти начала в
развивающемся организме.
Внутренняя, генетическая программа развития заложена в ДНК
зиготы. Это генотип организма. Помним, что при размножении клеток - от
зиготы до самой последней клетки тела - ДНК каждый раз удваивается и делится
поровну, так что все клетки получают полный набор генов. В ДНК записана
информация о всех белках организма.
При этом надо иметь в виду, что существуют гены и белки двух классов:
структурные и регуляторные. Первые обеспечивают построение рабочих структур
клеток и межклеточного вещества, ферментативный катализ, транспорт и прочие
жизненно важны функции. Вторые регулируют активность первых, то есть
гены-регуляторы производят соответствующие регуляторные белки, которые
управляют активностью структурных генов. Сейчас установлено, что и среди
регуляторных генов есть взаимозависимость - одни гены активируются другими.
Таким образом, гены образуют функциональные цепи с заранее предопределенной
последовательностью включения. Работает принцип домино: продукт первого
гена активирует второй ген, продукт второго - третий и т. д. Благодаря
слаженной работе таких конвейеров контролируются тесно увязанные шаги
морфогенеза, развитие приобретает динамичный и направленный (векторный)
характер.
Однако организм - очень сложная система, чтобы ее развитие было выстроено по
простому алгоритму домино. Отдельные морфогенетические процессы часто идут
независимо и параллельно. В разных зачатках эмбриона, а потом в клетках разных
тканей эти процессы расходятся, идет дифференциация клеток по функциям. Но при
этом все клетки имеют один и тот же набор генов (!). Возникает ключевой
вопрос проблемы клеточной дифференциации - почему при одинаковом наборе генов
синтезируются разные белки и получаются разные клетки? Современная биология
развития дает ответ и на этот сложный вопрос.
Внешняя, эпигенетическая программа развития контролирует и
направляет реализацию генетической программы. Под действием внешних сигналов,
биологически активных веществ, через посредство клеточных рецепторов и
внутриклеточных мессенджеров (молекул-посланников) происходит избирательная
активация одних генов и подавление других. В итоге в дифференцированных
клетках разных органов и тканей работают не все гены, а только та их часть,
которая ответственна за данную тканевую функцию. Генетики называют этот
механизм дифференциальной экспрессией генов. Но встает новый вопрос: что
является самой первой командой к дифференциации клеток? Ведь развитие
начинается с одной клетки - зиготы.
Установлено, что в онтогенезе работают, сменяя друг друга, три системы
регуляции.
1. Эмбриональная детерминация развития на основе позиционной
информации, заложенной в яйце. В процессе роста и созревания яйцеклетки,
когда она еще находится в материнском организме, в ее цитоплазме неравномерно
откладываются различные РНК и белки-регуляторы, которые предопределяют будущий
план раннего развития и ранней дифференциации клеток. Начало этой
топологической неоднородности цитоплазмы яйца задает его полярное положение в
яичнике: одним полюсом яйцо контактирует со стенкой (отсюда идет питание),
другим обращено в просвет (здесь сосредотачиваются продукты сложных синтезов)
(рис. 17а). Таким образом, еще до начала развития генетический материал
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|