на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Шпора: Билеты по биологии 11 класс

особенности строения и жизнедеятельно­сти от родителей потомству.

Наследственность — основа сходства родителей и потомства, особей од­ного вида,

сорта, породы.

2. Размножение организмов — основа передачи наследственной информации от

родителей потомст­ву. Роль половых клеток и оплодотворения в насле­довании

признаков.

3. Хромосомы и гены — материальные основы наследственности, хранения и

передачи наследст­венной информации. Постоянство формы, размеров и числа

хромосом, хромосомный набор — главный признак вида.

4. Диплоидный набор хромосом в соматических и гаплоидный в половых клетках.

Митоз — деле­ние клетки, обеспечивающее постоянство числа хромосом и

диплоидный набор в клетках тела, пе­редачу генов от материнской клетки к

дочерним. Мейоз — процесс уменьшения вдвое числа хромо­сом в половых клетках;

оплодотворение — основа восстановления диплоидного набора хромосом, пе­редачи

генов, наследственной информации от роди­телей потомству.

5. Строение хромосомы — комплекс молекулы ДНК с молекулами белка.

Расположение хромосом в ядре, в интерфазе в виде тонких деспирализован-ных

нитей, а в процессе митоза в виде компактных спирализованных телец. Активность

хромосом в деспирализованном виде, образование в этот период хроматид на основе

удвоения молекул ДНК, синте­за иРНК, белка. Спирализация

хромосом — при­способленность к равномерному распределению их между дочерними

клетками в процессе деления.

6. Ген — участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной

структуре одной молеку­лы белка. Линейное расположение сотен и тысяч генов в

каждой молекуле ДНК.

7. Гибридологический метод изучения наследст­венности. Его сущность:

скрещивание родитель­ских форм, различающихся по определенным при­знакам,

изучение наследования признаков в ряду поколений и их точный количественный

учет.

8. Скрещивание родительских форм, наследст­венно различающихся по одной паре

признаков, — моногибридное, по двум — дигибридное скрещива­ние. Открытие с

помощью этих методов правила единообразия гибридов первого поколения, законов

расщепления признаков во втором поколении, не­зависимого и сцепленнрго

наследования.

3. Надо приготовить микроскоп к работе: положить

микропрепарат, осветить поле зрения микроскопа, найти клетку, ее оболочку,

цитоплазму, ядро, вакуо­ли, хлоропласты. Оболочка придает клетке форму и

защищает ее от внешнего воздействия. Цитоплазма обеспечивает связь между ядром

и органоидами, ко­торые в ней располагаются. В хлоропластах на мем­бранах гран

расположены молекулы хлорофилла, который поглощает и использует энергию

солнечно­го света в процессе фотосинтеза. В ядре находятся хромосомы, с помощью

которых осуществляется пе­редача наследственной информации от клетки к клетке.

Вакуоли содержат клеточный сок, продукты обмена, способствуют поступлению воды

и клетку.

Билет № 14

1. 1. Образование зиготы, ее первые деления - начало

индивидуального развития организма при половом размножении. Эмбриональный и

постэмб­риональный периоды развития организмов.

2. Эмбриональное развитие — период жизни ор­ганизма с момента образования

зиготы до рожде­ния или выхода зародыша из яйца.

3. Стадии эмбрионального развития (на приме­ре ланцетника): 1) дробление —

многократное деле­ние зиготы путем митоза. Образование множества мелких

клеток (при этом они не растут), а затем шара с полостью внутри — бластулы,

равной по размерам зиготе; 2) образование гаструлы — двух­слойного зародыша с

наружным слоем клеток (эк­тодермой) и внутренним, выстилающим полость

(энтодермой). Кишечнополостные, губки — приме­ры животных, которые в процессе

эволюции оста­новились на двухслойной стадии; 3) образование трехслойного

зародыша, появление третьего, сред­него слоя клеток — мезодермы, завершение

образо­вания трех зародышевых листков; 4) закладка из зародышевых листков

различных органов, специ­ализация клеток.

4. Органы, формирующиеся из зародышевых

листков.

Зародышевые листки

Название частей и

органов зародыша

1. Наружный, эк­тодерма

Нервная пластинка, нервная трубка, нару-жный слой кожного покрова, орга­ны зрения и

слуха

2.Внутренний, энтодерма

Кишечник, легкие,

печень, поджелу­дочная

железа

3. Средний, мезо­дерма

Хорда, хрящевой

и костный скелет,

мышцы, почки,

кровеносные

сосуды

5. Взаимодействие частей зародыша в процессе эмбрионального развития — основа

его целостности. Сходство начальных стадий развития зародышей по­звоночных

животных — доказательство их родства.

6. Высокая чувствительность зародыша к воз­действию факторов среды. Вредное

влияние алко­голя, наркотиков, курения на развитие зародыша, на подростка и

взрослого человека.

2. 1. Г. Мендель — основоположник генетики.

Открытие им законов наследственности на основе применения методов скрещивания

и анализа по­томства.

2. Изучение Г. Менделем генотипов и феноти­пов исследуемых организмов.

Фенотип — совокуп­ность внешних и внутренних признаков, особенно­стей

процессов жизнедеятельности. Генотип — совокупность генов в организме.

Доминантный признак — преобладающий, господствующий; ре­цессивный —

исчезающий, подавляемый признак. Гомозиготный организм содержит аллельные

толь­ко доминантные (АА) или только рецессивные (аа) гены, которые

контролируют формирование опре­деленного признака. Гетерозиготный организм

со­держит в клетках доминантный и рецессивный ге­ны (Аа). Они контролируют

формирование альтер­нативных признаков.

3. Правило единообразия (доминирования) при­знаков у гибридов первого

поколения — при скре­щивании двух гомозиготных организмов, различаю­щихся по

одной паре признаков (например, желтая и зеленая окраска семян гороха), все

потомство гиб­ридов первого поколения будет единообразным, по­хожим на одного

из родителей (желтые семена).

4. Запись схемы скрещивания, отражающая пра­вило единообразия гибридов

первого поколения.

Особи с генотипом Аа имеют жел­тый цвет семян, так как ген А

до­минирует над геном а.

3. Для обнаружения ферментов надо на кусочки сы­рого и

вареного картофеля нанести по капле перок-сида водорода (Н2О2

), наблюдать, где произойдет его «вскипание». Под влиянием фермента пероксидазы

в клетках сырого картофеля происходит реакция разложения пероксида водорода с

выделением кис­лорода, вызывающего «вскипание». При варке кар­тофеля фермент

разрушается, поэтому на срезе варе­ного картофеля «вскипания» не происходит.

Билет № 15

1. Индивидуальное развитие организма (онто­генез) — период

жизни, который при половом раз­множении начинается с образования зиготы,

ха­рактеризуется необратимыми изменениями (увели­чением массы, размеров,

появлением новых тканей и органов) и завершается смертью.

2. Зародышевый (эмбриональный) и послезаро-дышевый (постэмбриональный)

периоды индиви­дуального развития организма.

3. Послезародышевое развитие (приходит на смену зародышевому) — период от

рождения или выхода зародыша из яйца до смерти. Различные пути

послезародышевого развития животных — прямое и непрямое:

1) прямое развитие — рождение потомства, внешне похожего на взрослый

организм. Примеры: развитие рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопита­ющих,

некоторых видов насекомых. Так, малек рыбы похож на взрослую рыбу, утенок на

утку, ко­тенок на кошку;

2) непрямое развитие — рождение или выход из яйца потомства, отличающегося от

взрослого орга­низма но морфологическим признакам, образу жизни (типу

питания, характеру передвижения). Пример: из яиц майского жука появляются

черве­образные личинки, живут в почве и питаются кор­нями в отличие от

взрослого жука (живет на дере­ве, питается листьями).

Стадии непрямого развития насекомых: яйцо, личинка, куколка, взрослая особь.

Особенности жизни животных на стадии яйца и куколки — они неподвижны.

Активный образ жизни личинки и взрослого организма, разные условия обитания,

ис­пользование разной пищи.

4. Значение непрямого развития — ослабление конкуренции между родителями и

потомством, так как они поедают разную пищу, у них разные места обитания.

Непрямое развитие — важное приспособ­ление, возникшее в процессе эволюции.

Оно способ ствует ослаблению борьбы за существование между родителями и

потомством, выживанию животных на ранних стадиях послезародышевого развития.

2. 1. Изучение Г. Менделем наследственности с помощью

гибридологического метода — скре­щивания родительских форм, различающихся по

определенным признакам, и изучение характера их наследования в ряду поколений.

2. Скрещивание гомозиготной доминантной и рецессивной особей, появление в первом

гибрид­ном поколении всех особей с доминантным призна­ком. Причина: все

гибридные особи имеют гетеро­зиготный генотип, например, Аа, в котором

доми­нантный ген подавляет рецессивный.

3. Проявление закона расщепления при скре­щивании между собой гибридов первого

поколе­ния Аа хАа. Дальнейшее размножение гибридов — причина расщепления,

появления в потомстве F2 особей с рецессивными признаками,

составляющих примерно четвертую часть от всего потомства.

4. Причины отсутствия расщепления во втором и последующих поколениях

гомозиготных рецес­сивных особей — образование гамет одного типа, наличие в них

лишь рецессивного гена, например, гамет с генами а. Слияние при

оплодотворении мужской и женской гамет с генами а и а — причи­на образования

гомозиготного потомства с рецес­сивным генотипом — аа.

5. Гомозиготы — организмы, содержащие в клетках два одинаковых гена по

данному признаку (АА либо аа), отсутствие у них расщепления призна­ков в

последующих поколениях. Гетерозиготы — ор­ганизмы, содержащие в клетках

разные гены по ка­кому-либо признаку (Аа), дающие расщепление признаков в

последующих поколениях.

3. Надо исходить из того, что ДНК служит матри­цей

для иРНК, она обеспечивает последовательность нуклеотидов в иРНК.

Двойная спираль ДНК с помощью ферментов разъединяется, к одной ее цепи

пос­тупают нуклеотиды. На основе принципа дополните­льности нуклеотиды

располагаются и фиксируются на матрице ДНК в строго определенной

последова­тельности. Так, к нуклеотиду Ц всегда присоеди­няется

нуклеотид Г или наоборот: к Г — Ц, а к нук­леотиду А — У (в

РНК вместо тимина нуклеотид урацил). Затем нуклеотиды соединяются между

со­бой и молекула иРНК сходит с матрицы.

Билет № 16

1. 1. Ген — отрезок молекулы ДНК, носитель

на­следственной информации о первичной структуре одного белка. Локализация в

одной молекуле ДНК нескольких сотен генов. Каждая молекула ДНК —

носитель наследственной информации о первичной структуре сотен молекул белка.

2. Хромосома — важная составная часть ядра, состоящая из одной молекулы ДНК

в соединении с молекулами белка. Следовательно, хромосомы — носители

наследственной информации. Число, фор­ма и размеры хромосом — главный признак,

гене­тический критерий вида. Изменение числа, формы или размера хромосом —

причина мутаций, кото­рые часто вредны для организма.

3. Высокая активность деспирализованных хромосом в период интерфазы.

Самоудвоение мо­лекул ДНК, их участие в синтезе иРНК, белка.

4. Ген (отрезок молекулы ДНК) — матрица для синтеза иРНК, а

иРНК — матрица для синтеза бел­ка. Матричный характер реакций самоудвоения

молекул ДНК, синтеза иРНК, белка — основа пере­дачи наследственной

информации от гена к призна­ку, который определяется молекулами белка.

Мно­гообразие белков, их специфичность, многофунк­циональность — основа

формирования различных признаков у организма, реализации заложенной в генах

наследственной информации.

5. Самоудвоение хромосом, сиирализация, чет­кий механизм их распределения

между дочерни­ми клетками в процессе митоза — путь передачи наследственной

информации от материнской к до­черним клеткам.

6. Путь передачи наследственной информации от родителей потомству:

образование половых кле­ток с гаплоидным набором хромосом, оплодотворе­ние,

образование зиготы — первой клетки Дочерне­го организма с диплоидным набором

хромосом.

2. 1. Многообразие видов растений, животных и других

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.