на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная: Концепция материальности сознания

отделы головного мозга. У рыб передний мозг почти не дифференцирован, но у

них хорошо развиты задний, а также средний мозг; наибольшего развития у

рыб достигает мозжечок. У земноводных и пресмыкающихся задний мозг

зани­мает относительно меньший объём, чем у рыб, мозжечок же уступает в

развитии среднему мозгу, который делится на 2 ча­сти, образуя двухолмие.

Усложняется структурно и функционально передний мозговой пузырь, он

дифференцируется на промежуточный мозг и 2 полушария с развитой нервной

тканью, образующей т. н. первичную кору мозга. Передний мозг, первоначально

связанный лишь с обонянием, затем приобретает и более сложные функции.

Несколько обособлен­ное место в эволюционном ряду занимают птицы, у которых

доминируют структуры т. н. мозгового ствола, т. е. средний мозг и только те

части переднего мозга, которые расположены в глубине полушарий (базальные

ганглии, промежуточный мозг); сильно развит у птиц и мозжечок; кора

головного мозга дифференцирова­на слабо. Высшего развития нервная система

достигает у млекопитающих. Головной конец нервной трубки в эмбриогенезе

делится у них на 5 пузырей: передний — даёт начало большим полушариям и

промежу­точному мозгу, средний — среднему мозгу, задний — делится на

собственно задний (варолиев мост и мозжечок) и продолгова­тый мозг. Кора

больших полушарий голов­ного мозга образует многочисленные борозды и

извилины. Первичная полость нервной трубки превращается в желудочки мозга и

спинномозговой канал. Нейронная орга­низация мозга крайне усложняется.

Раз­витие и дифференциация структур нервной системы у высокоорганизованных

животных обус­ловили её разделение на соматиче­скую и вегетативную

нервную систе­му. Особенность строения вегетативной нервной системы та, что

её волокна, отходящие от ЦНС, не доходят непосредственно до эф-фектора, а

сначала вступают в периферич. ганглии, где оканчиваются на клетках, от­дающих

аксоны уже непосредственно на иннервируемый орган. В зависимости от того,

где расположены ганглии вегетатив­ной нервной системы и некоторых её

функциональных особенностей вегетативную нервную систему делят на 2 части:

парасимпатическую и симпати­ческую. Кроме нервных клеток, в структуру

нервной системы входят глиальные клетки. Нейроны являются в известной мере

самостоятельными, единицами — их протоплазма не переходит из одного нейрона

в другой. Взаимодействие между нейронами осуществляется благодаря

контактам между ними. В области контакта между оконча­нием одного

нейрона и поверхностью другого в большинстве случаев со­храняется

особое пространство — синап-тич. щель — шириной в несколько сот аксон.

Основные функции нейронов: восприятие раздражении, их переработка,

передача этой информации и формирование от­ветной реакции. В зависимости

от типа и хода нервных отростков (волокон), а также их функций нейроны

подразде­ляют на: а) рецепторные (афферентные), волокна которых проводят

нервные импуль­сы от рецепторов в ЦНС; тела их нахо­дятся в спинальных

ганглиях или ганг­лиях черепно-мозговых нервов; б) двига­тельные

(эфферентные), связывающие ЦНС с эффекторами; тела и дендриты их

находятся в ЦНС, а аксоны выходят за её пределы (за исключением эфферент­ных

нейронов вегетативной нервной системы, тела которых расположены в периферич.

гангли­ях); в) вставочные (ассоциативные) ней­роны, служащие связующими

звеньями между афферентными и эфферентными нейронами; тыла и отростки их

распо­ложены в ЦНС. Деятельность нервной систем основывается на двух

процессах: возбуждении и тормо­жении, Возбуждение может быть

распро­страняющимся или местным — не распространяющимся, стационарным

(последнее открыто Н. Е. Введенским в 1901) Торможение — процесс, тесно

связанный с возбужде­нием и внешне выражающийся в сниже­нии возбудимости

клеток. Одна из ха­рактерных черт тормозного процесса — отсутствие

способности к активному рас­пространению по нервным структурам (явление

торможения в нервных центрах впервые было установлено И. М. Сече­новым в

1863). Клеточные механизмы возбуждения и торможения подробно изучены.

Тело и отростки нервной клетки покрыты мемб­раной, постоянно несущей на себе

раз­ность потенциалов (т. н. мембранный потенциал). Раздражение

расположенных на периферии чувствит. окончаний аф­ферентного нейрона

преобразуется в из­менение этой разности потенциалов. Возни­кающий

вследствие этого нервный им­пульс распространяется по нервному во­локну и

достигает его пресинаптического окончания, где вызывает выделение в

синаптическую щель высокоактивного химического вещества — медиатора. Под

влияни­ем последнего в постсинаптической мемб­ране, чувствительной к действию

медиато­ра, происходит молекулярная реорганиза­ция поверхности. В результате

постсинап-тическая мембрана начинает пропускать ионы и деполяризуется,

вследствие чего на ней возникает электрич. реакция в виде местного

возбуждающего постсинап-тич. потенциала (ВПСП), вновь генериру­ющего

распространяющийся импульс. Нервные импульсы, возникающие при

возбуждении особых тормозящих нейро­нов, вызывают гиперполяризацию пост-

синаптич. мембраны и, соответственно, тормозящий постсинаптич. потенциал

(ТПСГТ). Помимо этого, установлен и др. вид торможения, формирующийся в

пре-синаптич. структуре,— пресинаптич. тор­можение, обусловливающее

длительное снижение эффективности синаптич. пе­редачи . В основе

деятельности нервной системы лежит реф­лекс, т. е. реакция организма на

раздра­жения рецепторов, осуществляемая при посредстве нервной систем .

Термин «рефлекс» был впервые введён в зарождавшуюся физио­логию Р. Декартом

в 1649, хотя конк­ретных представлений о том, как осуще­ствляется

рефлекторная деятельность, в то время ещё не было. Все рефлекторные

процессы связаны с распространением возбуждения по определённым нервным

структурам — рефлекторным дугам. Осн. элементы рефлекторной дуги:

рецепторы, центро­стремительный (афферентный) нервный путь,

внутрицентральные структуры раз­личной сложности, центробежный

(эф­ферентный) нервный путь и исполни­тельный орган (эффектор).

Различные группы рецепторов возбуждаются раз­дражителями разной

модальности (т. е. качественной специфичности) и вос­принимают

раздражения, исходящие как из внешней среды (экстерорецепторы — органы

зрения, слуха, обоняния и др.), так и из внутренней среды организма (инте-

рорецепторы, возбуждающиеся при механических,. химических, температурных и

др. раздражениях внутри органов, мышц и др.). Нервные сигналы, несущие в

ЦНС информацию от рецепторов по нервным волокнам, лишены модальности, и

обычно передаются в виде серии однородных им­пульсов. Информация о

различных ха­рактеристиках раздражении кодируется изменениями частоты

импульсов, а также приуроченностью нервной импульсации к определённым

волокнам (т. н. простран­ственно-временное кодирование). Совокупность

рецепторов данной обла­сти тела животного или человека, раздра­жение которых

вызывает определённый тип рефлекторной реакции, называют рецептив­ным

полем рефлекса. Такие поля могут накладываться друг на друга. Совокуп­ность

нервных образований, сосредоточен­ных в ЦНС и ответственных за

осущест­вление данного рефлекторного акта, обо­значают термином нервный

центр. На отдельном нейроне в нервной системе может сходить­ся огромное

число окончаний волокон, несущих импульсы от др. нервных кле­ток. В каждый

данный момент в резуль­тате сложной синаптич. переработки этого потока

импульсов обеспечивается даль­нейшее проведение лишь одного, опреде­лённого

сигнала — принцип конвергенции, лежащий в основе деятельности всех уров­ней

нервной системы («принцип конечного общего пу­ти» Шеррингтона, получивший

развитие в трудах Ухтомского и др.). Пространственно-временная суммация

синаптич. процессов служит основой для различных форм избирательного

функ­ционального объединения нервных кле­ток, лежащего в основе анализа

поступаю­щей в нервной системы информации и выработки за­тем команд для

выполнения различных ответных реакций организма. Такие ко­манды, как и

афферентные сигналы, передаются от одной клетки к другой и от ЦНС к

исполнит, органам в виде после­довательностей нервных импульсов, воз­никающих

в клетке в том случае, когда суммирующиеся возбуждающие и тормо­зящие

синаптич. процессы достигают определённого (критического для данной клетки)

уровня — порога возбуждения.

Несмотря на наследственно закреплён­ный характер связей в основных

рефлектор­ных дугах, характер рефлекторной реак­ции может в значит, степени

изменяться в зависимости от состояния центр, обра­зований, через которые они

осуществляют­ся. Так, резкое повышение или пониже­ние возбудимости центр,

структур реф­лекторной дуги может не только количе­ственно изменить реакцию,

но и привести к определённым качественным изме­нениям в характере

рефлекса. Примером такого изменения может служить явление доминанты. Важное

значение для нормального про­текания рефлекторной деятельности имеет механизм

т. н. обратной афферента-ции — информации о результате вы­полнения

данной рефлекторной реак­ции, поступающей по афферентным пу­тям от

исполнит, органов. На основа­нии этих сведений в случае, если резуль­тат

неудовлетворителен, в сформировав­шейся функциональной системе могут

происходить перестройки деятельности отд. элементов до тех пор, пока

результат не станет соответствовать уровню, необхо­димому для организма (П.

К. Анохин, 1935). Всю совокупность рефлекторных реак­ций организма делят

на две основные группы: безусловные рефлексы — врождённые, осуществляемые

по наследственно за­креплённым нервным путям, и услов­ные рефлексы,

приобретённые в тече­ние индивидуальной жизни организма путём

образования в ЦНС временных связей. Способность образования таких связей

присуща лишь высшему для дан­ного вида животных отделу нервной системы (для

млекопитающих и человека — это кора го­ловного мозга). Образование

условнореф-лекторных связей позволяет организму наиболее совершенно и тонко

приспосаб­ливаться к постоянно изменяющимся условиям существования.

Условные ре­флексы были открыты и изучены И. П. Павловым в кон. 19 —

нач. 20 вв. Исследование условно-рефлекторной дея­тельности животных и

человека привело его к созданию учения о высшей нервной деятельности (ВНД)

и анализаторах. Каждый анализатор состоит из воспри­нимающей части —

рецептора, проводя­щих путей и анализирующих структур ЦНС, обязательно

включающих её выс­ший отдел. Кора головного мозга у выс­ших животных —

совокупность корковых концов анализаторов; она осуществляет высшие формы

анализаторной и интегра-тивной деятельности, обеспечивая совер­шеннейшие и

тончайшие формы взаимо­действия организма с внешней средой. Нервная система

обладает способностью не только немедленно перерабатывать поступающую в неё

информацию при помощи механиз­ма взаимодействующих синаптич. процес­сов, но

и хранить следы прошлой актив­ности (механизмы памяти). Клеточные механизмы

сохранения в высших отде­лах нервной системы длительных следов нервных

процессов, лежащие в основе памяти, интенсивно изучаются. Наряду с

перечисленными выше функ­циями нервной системы осуществляет также

регули­рующие влияния на обменные процессы в тканях — адаптационно-

трофическую функцию (И. П. Павлов, Л. А. Орбели, А. В. Тонких и др.). При

перерезке или повреждении нервных волокон свойства иннервируемых ими

клеток изменяются (это касается как физико-химич. свойств поверхностной

мембраны, так и биохимических процессов в протоплазме), что, в свою

очередь, сопровождается глубокими на­рушениями в состоянии органов и

тканей (напр., трофич. язвами). Если иннерва­ция восстанавливается (в

связи с регенера­цией нервных волокон), то указанные нарушения могут

исчезнуть. Изучением строения, функций и раз­вития нервной системы у

человека зани­мается неврология.

4.Физиология восприятия.

Восприятие сложная система про­цессов приёма и преобразования инфор­мации,

обеспечивающая организму отра­жение объективной реальности и ориенти­ровку в

окружающем мире. Восприятия вместе с ощущением выступает как отправной

пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал.

Будучи необходимым условием процесса познания, восприятия в этом процессе

всегда так или иначе опосредуется деятельно­стью мышления и проверяется

практи­кой. Вне такого опосредования и провер­ки восприятия может выступать

источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии. К числу

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.