на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная: Научный метод

Здесь мы имеем дело уже с принципиально иным видом обобщения, позволяющим

выделять всеобщее в предметах не номинально, а по существу. В этом случае

всеобщее понимает­ся не как простая одинаковость предметов, многократный

по­втор в них одного и того же признака, а как закономерная связь многих

предметов, превращающая их в моменты, сторо­ны единой целостности, системы. А

внутри этой системы все­общность, т.е. принадлежность к системе, включает не

только одинаковость, но и различия, и даже противоположности. Общ­ность

предметов реализуется здесь не во внешней похожести, а в единстве генезиса,

общем принципе их связи и развития.

Именно эта разница в способах отыскания общего в вещах, т.е. установления

закономерностей, и разводит эмпирический и теоретический уровни

познания. На уровне чувственно-практи­ческого опыта (эмпирическом) возможно

фиксирование только внешних общих признаков вещей и явлений. Существенные же

внутренние их признаки здесь можно только угадать, схватить случайно. Объяснить

же их и обосновать позволяет лишь тео­ретический уровень познания. [1, с.36]

В теории происходит переорганизация или переструктури­зация добытого

эмпирического материала на основе некоторых исходных принципов. Это вроде

игры в детские кубики с фраг­ментами разных картинок. Для того чтобы

беспорядочно раз­бросанные кубики сложились в единую картинку, нужен некий

общий замысел, принцип их сложения. В детской игре этот принцип задан в виде

готовой картинки-трафаретки. А вот как такие исходные принципы организации

построения научного знания отыскиваются в теории — великая тайна научного

твор­чества.

Наука потому и считается делом сложным и творческим, что от эмпирии к теории

нет прямого перехода. Теория не строится путем непосредственного индуктивного

обобщения опыта. Это, конечно, не означает, что теория вообще не связа­на с

опытом. Изначальный толчок к созданию любой теорети­ческой конструкции дает

как раз практический опыт. И прове­ряется истинность теоретических выводов

опять-таки их прак­тическими приложениями. Однако сам процесс построения

теории и ее дальнейшее развитие осуществляется от практики относительно

независимо.

1.3. Общие, особенные и частные методы естествознания

Различаются рассматриваемые уровни познания и по объек­там исследования.

Проводя исследование на эмпирическом уровне, ученый имеет дело непосредственно с

природными и социальными объектами. Теория же оперирует исключительно с

идеализированными объектами (материальная точка, идеаль­ный газ, абсолютно

твердое тело и пр.). Все это обусловливает и существенную разницу в применяемых

методах исследования. Для эмпирического уровня обычны такие методы, как

наблю­дение, описание, измерение, эксперимент и др. Теория же предпочитает

пользоваться аксиоматическим методом, систем­ным, структурно-функциональным

анализом, математическим моделированием и т.д.

Существуют, конечно, и методы, применяемые на всех уровнях научного познания:

абстрагирование, обобщение, ана­логия, анализ и синтез и др. Но все же

разница в методах, применяемых на теоретическом и эмпирическом уровнях, не

случайна. [3, с.67]

Более того, именно проблема метода была исходной в процес­се осознания

особенностей теоретического знания. В XVII в., в эпоху зарождения классического

естествознания, Ф. Бэкон и Р. Декарт сформулировали две

разнонаправленные методо­логические программы развития науки: эмпирическую

(индукционистскую) и рационалистическую (дедукционистскую).

Под индукцией принято понимать такой способ рассужде­ния, при

котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Проще говоря,

это движение познания от частного к общему. Движение в противоположном

направле­нии, от общего к частному, получило название дедукции.

Логика противостояния эмпиризма и рационализма в во­просе о ведущем методе

получения нового знания в общем проста.

Эмпиризм. Действительное и хоть сколько-нибудь практич­ное знание о мире

можно получить только из опыта, т.е. на ос­новании наблюдений и экспериментов.

А всякое наблюдение или эксперимент — единичны. Поэтому единственно возмож­ный

путь познания природы — движение от частных случаев ко все более широким

обобщениям, т.е. индукция. Другой способ отыскания законов природы, когда

сначала строят самые об­щие основания, а потом к ним приспосабливаются и

посредст­вом их проверяют частные выводы, есть, по Ф. Бэкону, «матерь

заблуждений и бедствие всех наук».

Рационализм. До сих пор самыми надежными и успешными были математические

науки. А таковыми они стали истому, что применяют самые эффективные и

достоверные ме­тоды дознания: интеллектуальную интуицию и дедукцию. Ин­туиция

позволяет усмотреть в реальности такие простые и са­моочевидные истины, что

усомниться в них невозможно. Де­дукция же обеспечивает выведение из этих

простых истин бо­лее сложного знания. И если она проводится по строгим

пра­вилам, то всегда будет приводить только к истине, и никогда — к

заблуждениям. Индуктивные же рассуждения, конечно, тоже бывают хороши, но они

не могут приводить ко всеобщим суж­дениям, в которых выражаются законы.

Эти методологические программы ныне считаются устарев­шими и неадекватными.

Эмпиризм недостаточен потому, что индукция и в самом деле никогда не приведет

к универсальным суждениям, поскольку в большинстве ситуаций принципиально

невозможно охватить все бесконечное множество частных слу­чаев, на основе

которых делаются общие выводы. И ни одна крупная современная теория не

построена путем прямого ин­дуктивного обобщения. Рационализм же оказался

исчерпан­ным, поскольку современная наука занялась такими областями

реальности (в микро- и мегамире), в которых требуемая «само­очевидность»

простых истин исчезла окончательно. Да и роль опытных методов познания

оказалась здесь недооцененной. [3, с.69]

1.4. Истина – предмет познания

Теория является высшей формой организации научного знания, дающей целостное

представление о существенных свя­зях и отношениях в какой-либо области

реальности. Разработка теории сопровождается, как правило, введением понятий,

фик­сирующих непосредственно не наблюдаемые стороны объек­тивной реальности.

Поэтому проверка истинности теории не может быть непосредственно осуществлена

прямым наблюде­нием и экспериментом. Такой «отрыв» теории от непосредст­венно

наблюдаемой реальности породил в XX в. немало дис­куссий на тему о том, какое

же знание можно и нужно при­знать научным, а какому в этом статусе отказать.

Проблема за­ключалась в том, что относительная независимость теоретиче­ского

знания от его эмпирического базиса, свобода построения различных

теоретических конструкций невольно создают иллю­зию немыслимой легкости

изобретения универсальных объяс­нительных схем и полной научной

безнаказанности авторов за свои сногсшибательные идеи. Заслуженный авторитет

науки зачастую используется для придания большего веса откровени­ям всякого

рода пророков, целителей, исследователей «астраль­ных сущностей», следов

внеземных пришельцев и т.п. Внешняя наукообразная форма и использование

полунаучной термино­логии создают впечатление причастности к достижениям

боль­шой науки и еще непознанным тайнам Вселенной одновре­менно.

Критические же замечания в адрес «нетрадиционных» воз­зрений отбиваются

нехитрым, но надежным способом: тради­ционная наука по природе своей

консервативна и склонна уст­раивать гонения на все новое и необычное — и

Джордано Бру­но ведь сожгли, и Менделя не поняли и пр. Возникает вопрос:

можно ли четко отграничить псевдонаучные идеи от идей соб­ственно науки?

При этом можно отметить, что сами работающие в науке ученые считают вопрос о

разграничении науки и ненауки не слишком сложным. Дело в том, что они

интуитивно чувствуют подлинно и псевдонаучный характер знания, так как

ориенти­руются на определенные нормы и идеалы научности, некие эталоны

исследовательской работы. В этих идеалах и нормах науки выражены представления

о целях научной деятельности и способах их достижения. Хотя они исторически

изменчивы, ко все же во все эпохи сохраняется некий инвариант таких норм,

обуслоапенный единством стиля мышления, сформиро­ванного еще в Древней Греции.

Его принято называть рацио­нальным. Этот стиль мышления основан по сути

на двух фун­даментальных идеях:

• природной упорядоченности, т.е. признании существова­ния универсальных,

закономерных и доступных разуму причинных связей;

• формального доказательства как главного средства обос­нованности знания.

В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуют следующие

методологические критерии:

• универсальность, т.е. исключение любой конкретики — места, времени,

субъекта и т.п.;

• согласованность или непротиворечивость, обеспечивае­мая дедуктивным

способом развертывания системы зна­ния;

• простота; хорошей считается та теория, которая объясня­ет максимально

широкий круг явлений, опираясь на ми­нимальное количество научных принципов;

• объяснительный потенциал;

• наличие предсказательной силы.

Эти общие критерии, или нормы научности, входят в эта­лон научного знания

постоянно. Более же конкретные нормы, определяющие схемы исследовательской

деятельности, зависят от предметных областей науки и от социально-культурного

контекста рождения той или иной теории. [6, с.107]

1.5. Принципы научного познания

Для этих целей разными направлениями методологии науки сформулировано несколько

принципов. Один из них получил название принципа верификации:

какое-либо понятие или суж­дение имеет значение, если оно сводимо к

непосредственному опыту или высказываниям о нем, т.е. эмпирически

проверяемо. Если же найти нечто эмпирически фиксируемое для такого

су­ждения не удается, то оно либо представляет собой тавтологию, либо лишено

смысла. Поскольку понятия развитой теории, как правило, не сводимы к данным

опыта, то для них сделано по­слабление: возможна и косвенная верификация.

Скажем, ука­зать опытный аналог понятию «кварк» невозможно. Но кварковая теория

предсказывает ряд явлений, которые уже можно за­фиксировать опытным путем,

экспериментально. И тем самым косвенно верифицировать саму теорию.

Принцип верификации позволяет в первом приближении отграничить научное знание от

явно вненаучного. Однако он не может помочь там, где система идей скроена так,

что реши­тельно все возможные эмпирические факты в состоянии истол­ковать в

свою пользу — идеология, религия, астрология и т.п. В таких случаях полезно

прибегнуть еще к одному принципу разграничения науки и ненауки, предложенному

крупнейшим философом XX в. К. Поппером, — принципу фальсификации. Он

гласит: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость или

опровержимость. Иначе говоря, только то знание может претендовать на звание

«научного», которое в принципе опровержимо.

Несмотря на внешне парадоксальную форму, а, может быть, и благодаря ей, этот

принцип имеет простой и глубокий смысл. К. Поппер обратил внимание на

значительную асимметрию процедур подтверждения и опровержения в познании.

Никакое количество падающих яблок не является достаточным для окончательного

подтверждения истинности закона всемирного тяготения. Однако достаточно всего

лишь одного яблока, поле­тевшего прочь от Земли, чтобы этот закон признать

ложным. Поэтому именно попытки фальсифицировать, т.е. опровергнуть теорию,

должны быть наиболее эффективны в плане подтвер­ждения ее истинности и

научности.

Теория, неопровержимая в принципе, не может быть науч­ной. Идея божественного

творения мира в принципе неопро­вержима. Ибо любую попытку ее опровержения

можно пред­ставить как результат действия все того же божественного за­мысла,

вся сложность и непредсказуемость которого нам про­сто не по зубам. Но раз

эта идея неопровержима, значит, она вне науки.

Можно, правда, заметить, что последовательно проведен­ный принцип

фальсификации делает любое знание гипотетич­ным, т.е. лишает его

законченности, абсолютности, неизменно­сти. Но это, наверное, и неплохо:

именно постоянная угроза фальсификации держит науку «в тонусе», не дает ей

застояться, почить на лаврах. Критицизм является важнейшим источником роста

науки и неотъемлемой чертой ее имиджа. [7, с.97]

1.6. Антинаучные тенденции в развитии науки

Достижения научного метода огромны и неоспоримы. С его помощью человечество

не без комфорта обустроилось на всей планете, поставило себе на службу

энергию воды, пара, элек­тричества, атома, начало осваивать околоземное

космическое пространство и т.п. Если к тому же не забывать, что подав­ляющая

часть всех достижений науки получена за последние полторы сотни лет, то

эффект получается колоссальный — че­ловечество самым очевидным образом

ускоряет свое развитие с помощью науки. И это, возможно, только начало. Если

наука и дальше будет развиваться с таким ускорением, какие удиви­тельные

перспективы ожидают человечество! Примерно такие настроения владели

цивилизованным миром в 60-70-е гг. на­шего века. Однако ближе к его концу

блистательные перспек­тивы немножко потускнели, восторженных ожиданий

поубави­лось и даже появилось некоторое разочарование: с обеспечени­ем

всеобщего благополучия наука явно не справлялась.

Сегодня общество смотрит на науку куда более трезво. Оно начинает постепенно

осознавать, что у научного метода есть свои издержки, область действия и

границы применимости. Самой науке это было ясно уже давно. В методологии

науки вопрос о границах научного метода дебатируется по крайней мере со

времен И. Канта. То, что развитие науки непрерывно наталкивается на

всевозможные преграды и границы, — естест­венно. На то и разрабатываются

научные методы, чтобы их преодолевать. Но, к сожалению, некоторые из этих

границ пришлось признать фундаментальными. Преодолеть их, веро­ятно, не

удастся никогда.

Одну из таких границ очерчивает наш опыт. Как ни крити­куй эмпиризм за

неполноту или односторонность, исходная его посылка все-таки верна: конечным

источником любого челове­ческого знания является опыт (во всех возможных

формах). А опыт наш, хоть и велик, но неизбежно ограничен. Хотя бы временем

существования человечества. Десятки тысяч лет об­щественно-исторической

практики — это, конечно, немало, но что это по сравнению с вечностью? И можно

ли закономерно­сти, подтверждаемые лишь ограниченным человеческим опы­том,

распространять на всю безграничную Вселенную? Распро­странять-то, конечно,

можно, только вот истинность конечных выводов в приложении к тому, что

находится за пределами опыта, всегда останется не более чем вероятностной.

Причем и с противником эмпиризма — рационализмом, от­стаивающим дедуктивную

модель развертывания знания, поло­жение не лучше. Ведь в этом случае все

частные утверждения и законы теории выводятся из общих первичных допущений,

по­стулатов, аксиом и пр. Однако эти первичные постулаты и ак­сиомы, не

выводимые и, следовательно, не доказуемые в рам­ках данной теории, всегда

чреваты возможностью опроверже­ния. Это относится и ко всем фундаментальным,

т.е. наиболее общим теориям. Таковы, в частности, постулаты бесконечности

мира, его материальности, симметричности и пр. Нельзя ска­зать, что эти

утверждения вовсе бездоказательны. Они доказы­ваются хотя бы тем, что все

выводимые из них следствия не противоречат друг другу и реальности. Но ведь

речь может идти только об изученной нами реальности. За ее пределами

истин­ность таких постулатов из однозначной превращается опять-таки в

вероятностную. Так что сами основания науки не имеют абсолютного характера и

в принципе в любой момент могут быть поколеблены.

Таким образом, можно подвести своеобразный итог сказан­ному: наш

«познавательный аппарат» при переходе к областям реальности, далеким от

повседневного опыта, теряет свою на­дежность. Ученые вроде бы нашли выход:

для описания недос­тупной опыту реальности они перешли на язык абстрактных

обозначений и математики. [2, с.121]

1.7. Рациональная и реальная картины мира и познаваемость природы

Другой пограничный барьер на пути к всемогуществу науки возвела природа

человека. Загвоздка оказалась в том, что чело­век — существо макромира (т.е.

мира предметов, сопоставимых по своим размерам с человеком). И средства,

используемые учеными в научном поиске — приборы, язык описания и пр., — того

же масштаба. Когда же человек со своими макроприбо­рами и

макропредставлениями о реальности начинает штурмовать микро- или мегамир, то

неизбежно возникают нестыков­ки. Наши макропредставления не подходят к этим

мирам, ни­каких прямых аналогов привычным нам вещам там нет, и по­этому

сформировать макрообраз, полностью адекватный мик­ромиру, невозможно. Для

нас, к примеру, все электроны оди­наковы, они неразличимы ни в каком

эксперименте. Возмож­но, что это и не так, но чтобы научиться их различать,

надо самому человеку стать размером с электрон. А это невозможно.

Что такое, например, «аромат» или «цвет» кварка? Совер­шенно определенные

физические понятия? Это некие физиче­ские состояния субэлементарных частиц,

которым соответст­вуют определенные математические параметры. Больше о них

ничего сказать нельзя. Реальность исчезла, когда дело дошло до математических

формул. И дело не только в том, что это не слишком удобно: представьте себе,

что фразу «солнце всходит и заходит» пришлось бы передавать окружающим с

помощью системы ньютоновских уравнений. Сложность ситуации в том, что сами

логика и математика родом из привычного нам мак­ромира. На тех «этажах»

реальности, до которых сумел доб­раться ученый мир, они работают. А вот

сработают ли на сле­дующих?!

Другую пограничную полосу наука соорудила себе сама. Мы привыкли к выражениям

типа: «наука расширяет горизонты». Это, конечно, верно. Но не менее верно и

обратное утвержде­ние: наука не только расширяет, но и значительно сужает

гори­зонты человеческого воображения. Любая теория, разрешая од­ни явления,

как правило, запрещает другие. Классическая тер­модинамика запретила вечный

двигатель, теория относительно­сти наложила строжайший запрет на превышение

скорости света, генетика не разрешает наследование приобретенных признаков и

т.п. К. Поппер даже отважился на утверждение: чем больше теория запрещает,

тем она лучше. [5, с.88]

Открывая человеку большие возможности, наука одновре­менно высвечивает и

области невозможного. И чем более развита наука, тем больше «площадь» этих

запрещенных областей. Наука — не волшебница. И хотя мечтать, как говорится,

не вредно, делать это рекомендуется исключительно в разрешен­ных наукой

направлениях.

И наконец, еще одно значимое ограничение потенциала на­учного метода связано с

его инструментальной по сути приро­дой. Научный метод — инструмент в

руках человека, обладаю­щего свободой воли. Он может подсказать человеку, как

до­биться того или иного результата, но он ничего не может ска­зать о том, что

именно надо человеку делать. Человечество за два последних столетия настолько

укрепилось в своем доверии к науке, что стало ожидать от нее рекомендаций

практически на все случаи жизни. И во многом эти ожидания оправдывают­ся. Наука

может существенно поднять комфортность существо­вания человека, избавить от

голода, многих болезней и даже клонировать его почти готова. Она знает или

будет знать, как это сделать. А вот во имя чего все это надо делать, что в

ко­нечном счете хочет человек утвердить на Земле — эти вопросы вне компетенции

науки. Наука — это рассказ о том, что в этом мире есть и что в принципе

может быть. О том же, что «должно быть» в социальном, конечно, мире —

она молчит. Это уже предмет выбора человека, который он должен сделать сам.

«Научных рекомендаций» здесь быть не может.

Итак, наука, научный метод, безусловно, полезны и необ­ходимы, но, к

сожалению, не всемогущи. Точные границы на­учного метода пока еще размыты,

неопределенны. Но то, что они есть, — несомненно. Это не трагедия и не повод

лишать науку доверия. Это всего лишь признание факта, что реальный мир

гораздо богаче и сложнее, чем его образ, создаваемый нау­кой.

Заключение

В данной работе были рассмотрены методы научного познания.

В заключении можно сделать следующие выводы:

Традиционная модель строения научного знания предполагает движение по

цепочке: установление эмпи­рических фактов — первичное эмпирическое обобщение

— об­наружение отклоняющихся от правила фактов — изобретение теоретической

гипотезы с новой схемой объяснения — логический вывод (дедукция) из гипотезы

всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность.

Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Такая мо­дель

научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Счи­тается, что большая

часть современного научного знания по­строена именно таким способом.

Теория не строится путем непосредственного индуктивного обобщения опыта. Это,

конечно, не означает, что теория вообще не связа­на с опытом. Изначальный

толчок к созданию любой теорети­ческой конструкции дает как раз практический

опыт. И прове­ряется истинность теоретических выводов опять-таки их

прак­тическими приложениями. Однако сам процесс построения теории и ее

дальнейшее развитие осуществляется от практики относительно независимо.

Общие критерии, или нормы научности, входят в эта­лон научного знания

постоянно. Более же конкретные нормы, определяющие схемы исследовательской

деятельности, зависят от предметных областей науки и от социально-культурного

контекста рождения той или иной теории.

Можно подвести своеобразный итог сказан­ному: наш «познавательный аппарат»

при переходе к областям реальности, далеким от повседневного опыта, теряет

свою на­дежность. Ученые вроде бы нашли выход: для описания недос­тупной

опыту реальности они перешли на язык абстрактных обозначений и математики.

2. Задача

Рассчитать материальный и тепловой баланс процесса выпаривания

Список литературы

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр,

2003.

2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и само­организации

сложных систем. — М.: Наука, 1994.

3. Концепции современного естествознания. / Под

ред.проф.В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 1999.

4. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. —

М.: Агар, 1996.

5. Лакатос И. Методология научных исследовательских

программ. – М.: Владос, 1995.

6. Современная философия науки. — М.: Логос, 1996.

7. Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и

техники. — М.: Гардарика, 1996.

8. Философия и методология науки. — М.: Аспект Пресс, 1996.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.