на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная: Ноосфера

со­противляемость травоядных и ухудшает их генофонд. Подоб­ный «черный

список» локальных воздействий человека и от­ветной реакции природы можно

продолжать бесконечно.

Игнорирование человеком целостного диалектического ха­рактера природы

приводит к отрицательным последствиям как для нее, так и для общества. Об

этом в свое время прозорливо писал Ф. Энгельс: «Не будем, однако, слишком

обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам

мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую оче­редь те последствия,

на которые мы рассчитывали, но во вто­рую и третью очередь совсем другие,

непредвиденные послед­ствия, которые очень часто уничтожают последствия

первых». [2, с.46]

Пробелы в общем уровне культуры, игнорирование поколе­ниями людей

закономерностей и особенностей живого мира, к сожалению, печальная реальность

и сегодняшнего дня. Горь­ким свидетельством тому, как упорно человечество не

желает учиться на собственных ошибках, могут служить обмелевшие после вырубки

лесов реки, засоленные в результате неграмот­ного орошения и ставшие

непригодными для земледелия поля, высохшие моря (Аральское) и т.п.

Отрицательным как для природы, так и для общества ста­новится бесцеремонное

вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия его из-

за высокого уровня развития производительных сил зачастую носят уже

глобальный характер и порождают глобальные экологические проблемы.

Термин «экология», впервые употребленный немецким био­логом Э.Геккелем в

1866 г., обозначает науку о взаимоотноше­ниях живых организмов с окружающей

средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только

взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Однако говоря

сегодня о проблемах экологии (этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х гг.

XX столетия), мы фактически имеем в виду социальную экологию —

науку, изучающую проблемы взаимо­действия общества и окружающей среды.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охаракте­ризовать как близкую к

критической. Первая Конференция ООН по окружающей среде в 1972 г. официально

констатиро­вала наличие на Земле глобального экологического кризиса всей

биосферы. Сегодня налицо уже не локальные (регио­нальные), а глобальные

(всемирные) экологические проблемы: уничтожены и продолжают уничтожаться

тысячи видов расте­ний и животных; в значительной мере истреблен лесной

по­кров; стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; мировой

океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и

перестает быть регулято­ром природных процессов; атмосфера во многих местах

загряз­нена до предельно допустимых норм, чистый воздух становится дефицитом;

на Земле практически нет ни одного квадратного метра поверхности, где бы не

находилось искусственно создан­ных человеком элементов.

С началом космических полетов проблемы экологии пере­местились и в открытое

космическое пространство. Неутилизи­рованные отходы от космической

деятельности человека нака­пливаются в космосе, что также становится все

более острой проблемой. Даже на Луне американские астронавты обнаружи­ли

многочисленные обломки и остатки от искусственных спут­ников Земли, посланных

туда в свое время человечеством. Можно уже сегодня говорить о проблеме

космической эколо­гии. Не решен вопрос о влиянии космических полетов на

по­явление озоновых дыр в атмосфере Земли.

Возникла еще одна неведомая ранее проблема — экология и здоровье человека.

Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы привели к росту и изменению структуры

человеческих заболе­ваний. Появляются новые болезни, принесенные цивилизаци­ей:

аллергические, лучевые, токсические. Происходят генетиче­ские изменения в

организме. В связи с крайне неблагоприят­ной экологической ситуацией в крупных

промышленных горо­дах во много раз увеличилось число заболеваний верхних

дыха­тельных путей. Сверхвысокий ритм жизни и информационные перегрузки привели

к тому, что кривая сердечно-сосудистых, нервно-психических, онкологических

заболеваний сделала рез­кий скачок вверх.

Становится совершенно очевидной пагубность потребитель­ского отношения

человека к природе лишь как к объекту полу­чения определенных богатств и

благ. Для человечества сегодня жизненно необходимо изменение отношения к

природе и в ко­нечном счете к самому себе. [4, с.216]

Каковы же пути решения экологических проблем? Прежде всего, следует

перейти от потребительского, технократического подхода к природе к поиску

гармонии с нею. Для этого, в част­ности, необходим ряд целенаправленных мер

по экологизации производства, применение природосберегающих технологий

и производств, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, а в идеале

— создание безотходных технологий замк­нутого цикла, безвредных как для

природы, так и для здоровья человека. Необходим неумолимый, жесткий контроль за

произ­водством продуктов питания, что уже осуществляется во мно­гих

цивилизованных странах.

Кроме того, нужна постоянная забота о поддержании дина­мического равновесия

между природой и человеком. Человек должен не только брать у природы, но и

отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков,

за­поведников и т.п.).

Однако ощутимый эффект перечисленные и другие меры могут принести лишь при

условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка

такого междуна­родного объединения была сделана в начале нашего века. В

ноябре 1913 г. в Швейцарии собралось первое международное совещание по

вопросам охраны природы с участием представи­телей 18 крупнейших государств

мира. Ныне межгосударствен­ные формы сотрудничества выходят на качественно

новый уро­вень. Заключаются международные концепции по охране окружающей

среды, осуществляются различные совместные разработ­ки и программы. Активна

деятельность «зеленых» (общественных организаций по защите окружающей среды —

«Гринпис»). Экологический интернационал Зеленого Креста и Зеленого Полумесяца

в настоящее время разрабатывает программу по решению проблемы «озоновых дыр»

в атмосфере Земли. Следу­ет, однако, признать, что из-за весьма различного

уровня соци­ально-политического развития государств мира международное

сотрудничество в экологической сфере еще весьма далеко от желаемого и

необходимого уровня.

Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотноше­ний человека и природы,

является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно

энергетических источников, имеющих для жизни человечества важнейшее

зна­чение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из

современного уровня потребления, то запасов угля хватит на 430 лет, нефти —

на 35 лет, природного газа — на 50. Срок, особенно по запасам нефти, не такой

уж и боль­шой. В связи с этим необходимы разумные структурные изме­нения в

мировом энергобалансе в сторону расширения приме­нения атомной энергии, а

также поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для

природы источни­ков энергии.

Еще одним важным направлением решения экологической проблемы является

формирование в обществе экологического сознания, понимания природы как

другого существа, над кото­рым нельзя властвовать без ущерба для себя.

Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на

государственный уровень и проводиться с раннего детства.

С большим трудом, совершая мучительные ошибки, челове­чество постепенно все

больше начинает осознавать необходи­мость перехода от потребительского

отношения к природе к гармонии с ней. [5, с.89]

1.5. Единство и многообразие органического мира

Как считает большинство биологов, примерно 1 млрд. лет назад произошло

разделение живых существ на два царства — растений и животных. Различия между

ними можно разделить на три группы: 1) по структуре клеток и их способности к

росту; 2) по способу питания; 3) по способности к движению.

Отнесение к одному из царств проводится не по каждому признаку, а по

совокупности различий. Так, кораллы, моллюски, речная губка — бодяга всю

жизнь остаются неподвижными, и тем не менее, имея в виду другие свойства, их

относят к животным. Существуют насекомоядные растения, которые по способу

питания относятся к животным. Выделяют и переходные типы, как, скажем,

эвглена зеленая, которая питается, как растение, а двигается, как животное. И

все же три отмеченные группы различий помогают в подавляющем большинстве

случаев.

Кристаллы растут, но не воспроизводятся; растения воспроизводятся, но не

двигаются; животные двигаются и воспроизводятся. В то же время у растений

некоторые клетки сохраняют способность к активному росту на протяжении всей

жизни организма. В пластидах — белковых телах клеток растений заключен

хлорофилл, придающий растениям зеленую окраску. Его наличие связано с

основной космической функцией растений — улавливанием и превращением

солнечной энергии. Эта функция определяет строение растений. «Свет лепит

формы растений, как из пластического материала», —писал австрийский ботаник

И.Визнер. По словам В.И.Вернадского, «в биосфере видна неразрывная связь

между освещающим ее световым солнечным излучением и находящимся в ней зеленым

живым миром организованных существ». Самое большое дерево в мире — акация

гальпини (высотой 122 м, 44м в периметре).

У животных клеток есть центриоли, но нет хлорофилла и кле­точной стенки,

мешающей изменейию формы. Что же касается раз­личий в способе питания, то

большинство растений необходимые для жизни вещества получают в результате

поглощения минераль­ных соединений. Животные питаются готовыми органическими

со­единениями, которые создают растения в процессе фотосинтеза.

В ходе развития животного мира происходила дифференциа­ция органов по

функциям, которые они выполняют, и возникли дви­гательная, пищеварительная,

дыхательная, кровеносная, нервная системы и органы чувств.

В XVIII—XIX веках ученые потратили много усилий для сис­тематизации всего

многообразия растительного и животного мира. Появилось направление в

биологии, получившее название «систе­матики». Были созданы классификации

растений и животных в со­ответствии с их отличительными признаками. Основной

структур­ной единицей был признан вид, а более высокие уровни составили

последовательно род, отряд, класс.

На Земле существует 500 тыс. видов растений и 1,5 млн. видов животных, в том

числе позвоночных — 70 тыс., птиц — 16 тыс., мле­копитающих —12540 видов.

Подробная систематизация различных форм жизни создала предпосылки для

изучения живого вещества как целого, что впервые осуществил выдающийся

русский ученый Вернадский в своем учении о биосфере. [7, с.78]

1.6. Жизнь как биологический круговорот веществ

В зависимости от характера питания строится пирамида пита­ния, состоящая из

нескольких трофических уровней. Низший зани­мают автотрофные организмы,

питающиеся неорганическими соеди­нениями, прежде всего растения. На более

высоком уровне распола­гаются гетеротрофные организмы, использующие в пищу

биомассу растений. Затем идут гетеротрофы второго порядка, питающиеся

гетеротрофами первого порядка, т. е. травоядными животными и т. д.

Пирамида питания связана с круговоротом вещества в био­сфере , который

выглядит следующим образом:

Контрольная: Ноосфера

Один из важнейших принципов экологии — принцип устой­чивости, в соответствии

с которым, чем больше трофических уров­ней и чем они разнообразнее, тем

устойчивей биосфера.

Экология показала также, что живой мир — не совокупность живых существ, а

единая система, сцементированная множеством цепочек питания и иных

взаимоотношений. Если даже небольшая часть его погибнет, погибнет и все

остальное. В то же время, как писал Н.Винер, «сообщество простирается лишь до

того предела, до которого простирается действительная передача информации».

К важным выводам экологии можно отнести следующие, отме­чавшиеся еще

Вернадским. 1. Каждый организм может существовать только при условии

постоянной тесной связи со средой, т. е. с другими организмами и неживой

природой. 2. Жизнь со всеми ее проявлениями произвела глубокие изменения на

нашей планете. Совершенствуясь в процессе эволюции, живые организмы все шире

распространялись на планете, стимулируя перераспределение энергии и веществ.

3. Размеры популяции возрастают до тех пор, пока среда может вы­держивать их

дальнейшее увеличение, после чего достигается равно­весие. Численность

колеблется вблизи равновесного уровня.

Принцип равновесия играет в живой природе огромную роль. Равновесие

существует между видами и смещение его в одну сторо­ну, скажем, уничтожение

хищников, может привести к исчезнове­нию жертв, у которых не будет хватать

пищи. Естественное равно­весие существует и между организмом и окружающей его

неживой средой. Великое множество равновесий поддерживает общее рав­новесие в

природе.

Равновесие в живой природе не статично, как равновесие крис­талла, а

динамично, представляя собой движение вокруг точки устой­чивости. Если эта

точка не меняется, то такое состояние называется гомеостазом («гомео» — тот

же, «стасис» — состояние). Гомеостаз — ме­ханизм, посредством которого живой

организм поддерживает параметры своей внутренней среды, противодействуя

внешним воз­действиям, на таком постоянном уровне, который обеспечивает

нор­мальную жизнь. Кровяное давление, частота пульса, температура тела — все

это обусловлено гомеостатическими механизмами, которые рабо­тают настолько

хорошо, что мы обычно их не замечаем. В пределах «гомеостатического плато»

действует отрицательная обратная связь, за пределами его — положительная

обратная связь, и система гибнет. [8, с.56]

Заключение

В данной работе рассмотрены теоретические аспекты учения Вернадского о ноосфере.

В заключении можно сделать следующие выводы:

В уче­нии Вернадского о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку

Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличива­ется, человечество

становится основной планетарной геолого-образующей силой. Поэтому (стержень

учения Вернадского о ноосфере) человек несет прямую ответственность за

эволюцию планеты. Понимание им данного тезиса необходимо и для его

собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной

для обитания людей. В связи с этим че­ловеку следует соизмерять свои

потребности с возможностями биосферы.

Техносфе­ра все больше преобразует природу, изменяя прежние и созда­вая новые

ландшафты, активно влияя на другие сферы и обо­лочки Земли, и прежде всего

опять-таки на биосферу.

Отрицательным как для природы, так и для общества ста­новится бесцеремонное

вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия его из-

за высокого уровня развития производительных сил зачастую носят уже

глобальный характер и порождают глобальные экологические проблемы.

На Земле существует 500 тыс. видов растений и 1,5 млн. видов животных, в том

числе позвоночных — 70 тыс., птиц — 16 тыс., мле­копитающих —12540 видов.

Подробная систематизация различных форм жизни создала предпосылки для

изучения живого вещества как целого, что впервые осуществил выдающийся

русский ученый Вернадский в своем учении о биосфере.

2. Задача

Рассчитать материальный и тепловой баланс ступенчатого восстановления железа

из оксидов.

Список литературы

1. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. — М.: Наука, 1998.

2. Гиренок Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера. — М.: Наука, 1997.

3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр,

2003.

4. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994.

5. Казначеев В.П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. —

М.: Наука, 1999.

6. Концепции современного естествознания. / Под

ред.проф.В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 1999.

7. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. — М.: Молодая гвар­дия, 1990.

8. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. — М.: Паимс, 1992.

9. Чижевский А. Л. Космический пульс жизни. — М.: Мысль,

1995.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.