проявления состояний движения. Если признать это правильным,
то очевидно, что соотношение симметрии и асимметрии в таком
случае таково же, как соотношение покоя и движения. Мы, следовательно, можем
сказать, что симметрия относительна, а асимметрия
абсолютна. Симметрию мы должны, далее, рассматривать как частный случай
асимметрии, как ее момент. Поэтому ни о каком равноправии симметрии и
асимметрии и речи быть не может. Взаимоотношение симметрии и асимметрии здесь
явно асимметрично. Но
вряд ли можно с таких позиций правильно понять многие свойства
симметрии и асимметрии. Почему, например,
такую симметрию пространства, как его однородность, должны
рассматривать как соответствующую покою? Почему мы должны искать симметрию
только среди покоящихся
явлений? Разве нет симметрии во взаимодействии и движении явлений мира? Мысль
о связи между понятиями симметрии и асимметрии и соответственно между
понятиями покоя и движения точнее
можно выразить как единство покоя и движения. Понятие сим-
метрии раскрывает момент покоя, равновесия в состояниях движения, а понятие
асимметрии — момент движения, изменения в со стояниях покоя, равновесия. Но и
такой формулировкой не охватывают основные признаки симметрии и асимметрии.
Например, симметрия частиц и античастиц и их ассиметрия в известной нам
области мира не могут быть истолкованы исходя из понятий о единстве покоя и
движения. Вряд ли существование частиц и античастиц можно рассматривать как
момент покоя в каком-то движении материи, а несоответствие числа частиц числу
античастиц в известной нам области мира — как моменты движения в каком-то
состоянии покоя. Можно сделать вывод, что в идее А. В. Шубникова о
соотнесении симметрии с покоем, а асимметрии — с движением заключается
только момент истины.
Хорошо известно, что понятие симметрии охватывает и такие стороны
существования явлений, которые ничего общего с покоем не имеют. Например,
регулярная повторяемость тех или иных состояний движения, их определенная
периодичность является одним из признаков симметрии, но к покою, она никакого
отношения не имеет. Такой вид асимметрии, как анизотропность пространства, из
свойств движения, конечно, выведена быть не может. Тем не менее многие
свойства симметрии и асимметрии соответственно связаны с покоем и движением.
К общим определениям понятий симметрии и асимметрии можно подойти исходя из
следующих положений:
во-первых, нужно признать, что эти понятия относятся ко всем известным нам
атрибутам материи, что они отражают взаимные связи между ними;
во-вторых, эти понятия основываются на диалектике соотношения тождества и
различия, существующей как между атрибутами материи, так и между их
состояниями и признаками;
в-третьих, нужно иметь в виду, что единство симметрии и асимметрии
представляет собой одну из форм проявления закона единства и
взаимоисключения противоположности. Правильность этих отправных положений
может быть доказана как выводом их из многочисленных частных определений
симметрии и асимметрии, так и правильностью их следствий, т. е.
необходимостью и всеобщностью определений симметрии и асимметрии, полученных
на их основе.
Непосредственной логической основой для определения понятий симметрии и
асимметрии, на наш взгляд, является диалектика тождества и различия. Здесь
нужно отметить, что в диалектике тождество и различие рассматриваются лишь в
определенных отношениях, во взаимодействии, во включении различия в
тождество, а тождества в различие.
Тождество проявляется только в определенных отношениях и в определенных
процессах; тождество всегда конкретно. К тождеству можно отнести: равновесие,
равнодействие, сохранение, устойчивость, равенство, соразмерность,
повторяемость и т. д. Тождество не существует вечно: оно возникает,
становится и развивается. Если дать его общее определение, то можно сказать,
что оно представляет собой процесс образования сходства в различном и
противоположном.
Для того, чтобы имело место тождество, необходимо существование различного и
противоположного. Вне различий тождество вообще не имеет смысла, поэтому
нельзя говорить о тождественном в тождественном, а только в различном и
противоположном.
Характеризуя диалектическое понимание тождества, нужно выделить его следующие
стороны: тождество не существует вне различия и противоположности, тождество
возникает и исчезает; тождество существует только в определенных отношениях и
возникает при определенных условиях, наиболее полным выражением тождества
является полное превращение противоположностей друг в друга. Проявления
тождества бесконечно многообразны. Поэтому в процессе познания явлений мира
нельзя ограничиваться только установлением тождества между ними, но
необходимо раскрывать то, как возникает это тождество, при каких условиях и в
каких отношениях оно существует. Основываясь на этой характеристике
диалектики тождества и различия, можно сформулировать следующие определения
симметрии и асимметрии.
Симметрия — это категория, обозначающая процесс существования и
становления тождественных моментов в определенных условиях и в определенных
отношениях между различными и противоположными состояниями явлений мира.
Действительно ли является всеобщим
сформулированное нами определение понятия симметрии, охватывает
ли оно все известные нам формы проявления симметрии как в объективном мире,
так и в процессе нашего познания? Очевидно, что
при ответе на этот вопрос придется ограничиться только наиболее
общими характерными примерами. Представим себе две точки, находящиеся по
отношению к какой-то прямой на ее противоположных
сторонах; если эти противоположные точки равноудалены от этой
прямой, то о них говорят как о симметричных по отношению к
данной прямой. Если мы теперь совершим операцию перегиба, то
в результате наши точки полностью совпадут, сольются друг с другом,
следовательно, можно говорить об их полном тождестве. Симметрия
расположения данных точек указывает именно на то, при каком
процессе и при каких условиях они становятся тождественными.
Значит, этот вид симметрии полностью подходит под сформулирован-
ное определение симметрии. Как известно, существует определенная
симметрия между протоном и нейтроном; она выражается в том, что
в условиях сильных взаимодействий они не отличаются друг от друга,
становятся тождественными друг другу. Их симметрия и есть не что иное, как
образование тождества между этими различными части-
цами в процессе сильных взаимодействий. В понятии изотопического
спина как раз и выражаются моменты тождества, имеющиеся у
протонов и нейтронов, т. е. их симметрия в условиях сильного
взаимодействия. Но подходят ли под данное определение симметрии
такие общие симметрии пространства и времени, как, например, их
однородность?
Однородность пространства означает, что по отношению к вза-
имодействиям явлений все места в пространстве тождественны и ни-
как не сказываются на характере взаимодействия. Тождествен-
ность всех мест в пространстве (точек в пространстве) по отноше-
нию к взаимодействиям явлений и есть их,строгая полная симметрия.
То же в общем виде можно сказать и об однородности времени.
Тождественность всех временных интервалов по отношению к взаимо-
. действию явлений и есть их строгая и полная,симметрия. На наш
взгляд, нельзя найти ни одного вида симметрии, который бы
противоречил данному нами определению. Но это не значит, что
данное определение симметрии является законченным и вполне
строгим — видимо, будут необходимы какие-то его уточнения.
Сформулированное определение понятия симметрии позволяет
распространить это понятие на все атрибуты материи, на все ее
состояния и структуры, а также на все типы связей и взаимодействий.
Так, группа преобразований Лоренца выражает существующую сим-
метрию во взаимосвязи пространства, времени и движения — этих
атрибутов материи'. Симметрия группы изотопического спина выра-
жает тождественные моменты по отношению к сильным взаимодей-
ствиям у частиц, участвующих в этих взаимодействиях.
В первом издании этой книги (1968) мы писали: «Поскольку
существуют различные взаимодействия, и даже во многих отноше-
ниях противоположные, как, например, сильные и слабые, то есте-
ственно допустить, что в них при определенных условиях возникают
и существуют тождественные моменты, т. е. им свойственна опреде-
ленная симметричность. Открытие такой симметрии было бы значи-
тельным шагом вперед в деле создания теории элементарных
частиц. В настоящее время связь между известными видами взаимо-
действия в физике еще не установлена, но можно предвидеть эти
связи исходя из принципа симметрии». Теперь эти связи между
сильным, слабым и электромагнитным взаимодействиями установле-
ны, и это действительно явилось важным звеном в развитии теории
элеменарных частиц. Хотелось бы высказаться против жесткого
разделения многообразных видов симметрии на геометрические и
динамические. Первые отражают свойства симметрии пространства и
времени, а вторые — свойства симметрии состояния взаимодействия.
Но поскольку пространство, время, движение и входящее в него вза имодействие
внутренне связаны между собой, должна быть внут-
ренняя связь также между геометрической и динамической сим-
метриями. И она на самом деле существует. Так, симметрия равно-
мерного прямолинейного движения и покоя (одна из черт сим-
метрии группы Галилея), очевидно, не может быть охарактери-
зована только как динамическая или только как геометрическая.
В ней выражены свойства симметрии как пространства и времени',
так и состояния движения. Вообще любая симметрия в своей основе
имеет единство и взаимосвязь различных атрибутов материи. Правда,
не всегда эта взаимосвязь носит непосредственный характер, что
и создает возможность разделения видов симметрии на геометри-
ческие и динамические. Оба эти вида симметрии могут быть вы-
ражены и в динамической, и в геометрической форме. Так, группу
симметрии изотопического спина, которая обычно относится к дина-
мической симметрии, можно выразить и в геометрической форме;
ядерные взаимодействия инвариантны относительно поворотов в изо-
топическом пространстве. Из этой формулировки можно получить
ряд характеристик взаимодействия нуклонов, например, положение
о том, что ядерные силы между протоном и протоном и протоном
и нейтроном одинаковы, и ряд других. При изучении различных видов
симметрии весьма важно учитывать единство атрибутов материи, а
следовательно, и внутреннюю связь между симметриями их свойств
и состояний. Значение этого положения особенно ясно выступает
при изучении вопроса о взаимоотношении группы симметрии и зако-
нов сохранения.
По этому вопросу существуют две точки зрения.
Часть физиков (Берестецкий, Вигнер, Штейнман и др.) утверж-
дает, что фундаментом законов сохранения являются формы геомет-
рической симметрии, в то время как другие, наоборот, считают,
что законы сохранения определяют формы геометрической сим-
метрии.. Согласно первой точке зрения, например, однородность
времени определяет закон сохранения энергии, а согласно второй—
закон сохранения энергии определяет однородность времени. Мы
думаем, что обе точки зрения являются некоторой абсолютизацией
возможных подходов к проблеме. Наличие обеих точек зрения про-
явилось в том, что возникло мнение о разделении законов сохранения
на две группы: наиболее общие из них связаны с геометрическими
симметриями, а менее общие — с динамическими.
Так, законы сохранения оказались разделенными на две группы:
кинематические (основанные на геометрических симметриях) и
динамические (основанные на динамических симметриях). К первой
группе относятся законы сохранения энергии, импульса, момента
импульса, ко второй — закон сохранения электрического заряда,
барионного числа, лептонного числа, изотопического спина и ряд
других.
Такое разделение законов сохранения в итоге основано на игно-
рировании единства атрибутов материи и на таком следствии этого
игнорирования, как противопоставление динамических и геоме-
трических симметрий друг другу. Непосредственной же предпосылкой
деления законов сохранения на две группы является убеждение,
что законы сохранения зависят от определенных симметрий.
Бесспорно, что между формами симметрии и законами сохранения
существует глубокая связь, но эту связь нельзя преувеличивать.
С определенными симметриями связаны не сами законы сохранения,"
а определенные формы их проявления. Так, известные нам формы
проявления закона сохранения энергии, конечно, связаны с однород-
ностью времени, но в целом этот закон может быть связан и с другими
Страницы: 1, 2, 3
|