на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Внешнеэкономическая политика России

установлен льготный налоговый режим.

Иностранным инвесторам га­рантируется репатриация прибы­ли. Российское

земельное законодательство не содержит различий в порядке приобретения и

пользо­вания приватизированными участ­ками земли для российских и иностранных

инвесторов.

Емкость российского рынка, объем природных ресурсов, имею­щийся

производственный потенци­ал в условиях ограниченности в настоящее время

собственных средств создают взаимную заинтересованность и открывают

значи­тельные возможности для осуще­ствления капиталовложений в

российскую экономику.

Стратегические направления внешнеэкономической политики России

Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является

дальнейшая интеграция России в мировое экономиче­ское сообщество в целях

макси­мального использования внешне­экономических связей для реали­зации

долгосрочной структурной перестройки российской экономи­ки. Однако в

современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном

за счет расширения торговли товара­ми, преимущественно сырьем и материалами.

Россия слабо вовле­чена в международную коопера­цию производства, торговлю

услу­гами, международную миграцию капитала в форме прямых инве­стиций, а

также в научно-технический и информа­ционный обмен. Экономика Рос­сии

оказалась зависимой от экс­порта узкого круга товаров, прежде всего

топливно-сырьевой группы, а также от импорта мно­гих потребительских

товаров. Степень ее открытости на опреде­ленном этапе перестала

соответст­вовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем,

стоящих перед ней.

В этой связи для решения за­дач по стабилизации роста наци­ональной экономики

с учетом тенденций развития мировой эко­номики и торговли, а также

обес­печения равноправной интеграции России в мировую экономику не­обходимо

обеспечить реализацию, следующих основных целей:

- повышение конкурентоспо­собности российской экономики;

- сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье,

материалы, комплектное оборудование, вооружение и воен­ная техника), а также

дальней­шее расширение экспорта готовых изделий и услуг;

- обеспечение равноправных условий доступа российских това­ров и

услуг на мировые рынки при адекватной защите внутрен­него рынка от

недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся

практи­кой международных экономиче­ских отношений;

- проведение таможенно-тарифной политики, способствую­щей созданию

благоприятных ус­ловий для расширения националь­ного производства и повышения

его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на

внутреннем рын­ке;

- сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли пу­тем

создания более благоприятных экономических условий в России, а также

ужесточения контроля над осуществлением экс­портно-импортных операций,

включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабанд­ного ввоза

товаров.

Присоединение России к Все­мирной торговой организации (ВТО) позволит

более эффектив­но содействовать развитию экс­портных возможностей российских

производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки

отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит

облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа

рос­сийских товаров и услуг на зару­бежные рынки и увеличит сте­пень

защищенности отечествен­ных производителей на россий­ском и зарубежном

рынках. Сей­час Россия пока находится вне рамок действия согласованного

«кодекса поведения» участников мирового внешнеэкономического обмена и не

может использовать механизм разрешения споров в рамках ВТО в случаях

дискрими­нации торговых интересов россий­ских производителей. Сегодня это

наиболее ярко проявляется приме­нительно к российской сталели­тейной и

химической продукции.

В настоящее время в основном уже завершен так называемый «информационный

этап» этого процесса. Начаты консультации и переговоры на двустороннем и

многостороннем уровнях по выработке конкретных условий приня­тия России в

ВТО. В ходе этих переговоров имеется в виду до­биться обеспечения таких

условий членства России в этой междуна­родной организации, которые

спо­собствовали бы улучшению торгово-политического режима в це­лом, учитывали

бы интересы российских производителей и экспор­теров, а также интересы стран

- членов ВТО в плане условий до­ступа иностранных товаров и ус­луг на

российский рынок.

Присоединение России к ВТО возможно лишь после достижения в ходе

переговорного процесса указанного баланса интересов, что в свою очередь

зависит не только от российской стороны, но и от позиции наших торговых

партне­ров.

Установленный в России внеш­неторговый режим либерализован до уровня

промышленно развитых стран с устоявшимися рыночными отношениями. Это

позволяет со­здавать на внутреннем, рынке конкурентную среду, обеспечивать

его наполнение товарами и услу­гами, объем которых способен удовлетворить

потребности, как производственного сектора, так и населения. В то же время

следу­ет отметить, что наши торговые партнеры не всегда готовы от­крыть свои

рынки для российских товаров, применяя ограничитель­ные меры и тем самым

нарушая принцип взаимности в торгово-экономических отношениях.

В настоящее время ограничитель­ные меры (главным образом анти­демпинговые

пошлины и угрозы при­менения таковых) по отношению к российским товарам

используют ЕС и еще 11 стран (США, Канада, Тур­ция, Индия и др.).

В этой связи ведется постоян­ная работа по устранению искус­ственных

барьеров, сдерживаю­щих экспорт российских товаров, путем урегулирования

торговых споров. В частности, в 1998 г. было урегулировано 7 таких споров, в

том числе по экспорту титано­вой губки, кованого титана, капролактама и

вольфрама.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей

С целью повышения эффек­тивности функционирования внешнеэкономического

комплекса необходимо развитие системы и принципов государственного

регу­лирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства

на поддержку реаль­ного сектора экономики. Оно включает ряд основных

направле­ний. Речь идет:

во-первых, о выработке и реа­лизации целостной экспортной политики России,

включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспор­та

готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессив­ных их видов,

включая экспорт технологий и ноу-хау). Большую роль в развитии промышленного

экспорта должна сыграть Концеп­ция промышленной политики с экспортной

ориентацией на пери­од до 2005 г.;

во-вторых, об улучшении до­ступа российских товаров на внешние рынки, имея

в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых ус­ловий для

российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в

мировой торговле, усиление роли государ­ства в снятии необоснованных

ог­раничений и создание более бла­гоприятных условий для продви­жения

российских товаров на внешние рынки;

в-третьих, о защите внутрен­него рынка, исходя из общепри­нятых международных

норм и правил, с использованием всего арсенала предусмотренных рос­сийским

законодательством инструментов.

При этом введение дополни­тельных мер по упорядочению до­ступа импортных

товаров на российский рынок не должно стать орудием необоснованного

протек­ционизма. Они должны быть направлены, в первую очередь, на защиту

конкурентоспособных и перспективных отечественных производств.

Реализация указанных направ­лений должна сопровождаться усилением контроля за

осуществлением внешнеторговой деятель­ности;

в-четвертых, о формировании международных региональных приоритетов

внешнеэкономической политики.

Регулирование экспорта

Экспорт – вывоз из страны товаров отечественного производства, а

также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также

товары иностранного происхождения, ввезённые в страну и подвергшиеся

существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические

характеристики товаров.

Важнейшим событием в области регулирования экспорта в 1998 году – начале 1999

года стал возврат к применению экспортных пошлин. Они были отменены

весной 1996 года, под давлением МВФ и Всемирного банка. Но в связи с новыми

экономическими условиями международные финансовые организации не стали

препятствовать восстановлению экспортных пошлин, с помощью которых

Правительство РФ рассчитывало в 1999 году получить 30.2 млрд. рублей

дополнительного дохода.

Одновременно был усилен государственный контроль над экспортом и в некоторых

других направлениях. В отдельных случаях необходимость введения пошлин и

усиление контроля было вызвано не только фискальными соображениями. Это

было вызвано и тем, что в результате увеличения оттока отдельных товаров за

границу, в результате девальвации рубля, возник их дефицит на

внутреннем рынке.

В октябре 1998 года постановлением Правительства РФ было введено

лицензирование экспорта из России необработанных шкур крупного рогатого

скота, овец и некоторых других животных, а также семян подсолнечника, репса и

соевых бобов. А в начале 1999 года на данные товары, на необработанные

лесоматериалы из дуба, ясеня и бука, на отходы и лом цветных металлов были

установлены комбинированные экспортные пошлины в размере 10%, но не менее

определённой суммы (в ЭКЮ, а позже в евро) с единицы веса.

В конце января 1999 года были введены пошлины на экспорт мазута, кокса, газов

и каменноугольных смол, битума и асфальта, сланцев, природного газа, изделий

из цветных металлов, нефти и нефтепродуктов в размере 5% от таможенной

стоимости (на природный газ – 5%, но не менее 2-х евро за тонну).

Правительство связывало особые надежды с обложением вывозимой нефти, но

мировые цены на нефть снизились почти до уровня себестоимости её добычи в

России. К тому же влияние девальвации рубля на экспорт нефти ослабло из-за

того, что значительная часть валютных доходов нефтяных компаний остаётся за

границей: тратится на закупку иностранного оборудования и материалов, на

погашение иностранных кредитов.

Другим направлением мероприятий в области регулирования экспорта стало усиление

контроля за возвратом валютной выручки от экспортных операций в страну,

недопущение незаконного перевода валюты за границу под фиктивные импортные

контракты. В 1998 году размеры не поступившей экспортной валютной выручки и

непогашенных импортных авансов составили более 9 млрд. долларов.

В сентябре 1998 года, после кризиса, ЦБ РФ ввёл жёсткие ограничения на формы

расчетов в иностранной валюте по экспортным и импортным операциям. Позже был

ужесточён контроль над сроками зачисления валютной выручки. Фактически срок

перевода валютной выручки был сокращён со 180-ти до 60-ти дней. 31 декабря

1998 года ЦБ РФ повысил норматив обязательной продажи валютной выручки

экспортёрами на рынке с 50 до 75% и сократил срок её реализации с 14 до 7

дней.

Доступ России на зарубежные рынки

В последние годы обострилась проблема доступа России на зарубежные рынки. В

отношении российских товаров в разных странах действует 67 дискриминационных

ограничений. Они, как правило, связаны с обвинениями в демпинге и подрыве

рынков. В ЕС под такие ограничение попадают 13 товарных групп, поставки

которых оцениваются в 250 млн. ЭКЮ и составляют около 10 % российского

промышленного экспорта в страны ЕС.

В начале 1999 года США использовали крупнейшие по своим негативным

последствиям антидемпинговые процедуры против российских товаров на

американском рынке. США до сих пор отказывают России в предоставлении статуса

рыночной экономики, что позволяет применять к российским товарам

дискриминационные и произвольные правила.

Администрация США пыталась ограничить развитие торгово-экономических связей и

расширение военно-технического сотрудничества России с некоторыми третьими

странами, например, Ираном. Под нажимом США 20 января 1998 года было принято

правительственное постановление о контроле за внешнеэкономическими контактами

ракетно-космической промышленности.

В феврале 1999 года США приняли решение о запрете на торговлю и оказание

технического содействия против 10 российских организаций. Они подозревались в

сотрудничестве с Ираном в ракетной и ядерной областях. Это решение было

принято не смотря на то, что Правительство РФ усилило контроль над

коммерческой деятельностью, которая вызывает беспокойство американцев.

Однако США продолжают расширять круг, предоставляемых России претензий. В

феврале 1999 года госдепартамент США официально предупредил Правительство

РФ, что если Россия будет поставлять Сирии противотанковое оружие, то

финансовая помощь США будет сокращена на 16%.

Проводя такую политику, США пытается поставить под свой контроль внешнюю

политику России, вытеснить её с рынков высоких технологий. В ответ российским

властям вполне можно было бы активизировать использование защитных мер или

угроз их применения по отношению к американским товарам. Мировой опыт

показывает, что применение встречных санкций в ответ на дискриминационные

акции других стран – довольно эффективное оружие защиты интересов своих

экспортёров.

Регулирование импорта

Импорт – ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезённые

товары, предназначенные для потребления в народном хозяйстве страны, для

реэкспорта, и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для

потребления на месте. К реэкспортным товарам относятся товары, ввезённые в

страну, а затем вывезенные за границу без переработки.

До августовского кризиса 1998 года ограждение отечественных производителей от

разрушительной, а иногда и недобросовестной иностранной конкуренции, то есть

проведение политики протекционизма, осуществлялось Россией довольно робко, с

оглядкой на мнения влиятельных международных организаций и иностранных

партнёров.

Первые шаги по направлению к протекционизму были сделаны в начале 1998 года.

Был упорядочен ввоз в страну крепких спиртных напитков, повышены пошлины на

ввоз лекарств, аналоги которых производятся в России. Также были введены

временные пошлины на белый сахар (20%) и сахар-сырец (74%), повышены пошлины

на импорт посуды, некоторых изделий домашнего обихода и изделий из дерева.

Было введено лицензирование импорта цветных телевизоров.

Ряд решений государственных органов был направлен на усиление таможенного

контроля, который остаётся слабым местом системы внешнеторгового

регулирования. В мае 1998 года приказом ГТК были введены новые правила

транзита табачных изделий по территории РФ, т. к. раньше под видом транзита

они в значительных количествах ввозились беспошлинно. Транзит был разрешён

при условии уплаты таможенных платежей путём внесения на депозит таможенного

органа причитающихся сумм. Транзит же с перегрузкой на другое транспортное

средство стал возможен только с разрешения ГТК. В июне 1998 года был

ужесточён порядок перевозки транзитом с использованием автомобильного

транспорта таких товаров, как шоколад, продукты питания, содержащие какао,

приёмная аппаратура для телевизионной связи, мебель. В январе 1999 года был

усилен контроль за перемещением по территории РФ этилового спирта.

Но Правительство так и не решилось пойти на более радикальные меры по

ограничению импорта, когда стал резко ухудшаться торговый и платёжный баланс.

Правда в середине июня 1998 года оно ввело временный 3%-ый налог на весь

импорт, который стал слишком мал, чтобы выполнять какие-то иные функции кроме

фискальных. Через месяц льготная ставка НДС, применяемая к ввозимым продуктам

питания и товарам для детей, была повышена на 10%. Но всё равно это были

недостаточные меры. Правила ВТО допускают применение и более жёстких мер с

целью воздействия на платёжный баланс и поддержания национальной валюты, если

того требуют обстоятельства.

Падение рубля само по себе представило мощный дополнительный барьер на пути

импорта. Естественно задачи государственного регулирования торговых потоков

стали несколько иными. Однако руки Правительства остались связанными

значительной зависимостью федерального бюджета от таможенных доходов. Поэтому

его конкретные шаги по ослаблению таможенного обложения ввозимых товаров,

вполне уместному в изменившейся ситуации, были довольно осторожными и не

слишком масштабными. Уже 5 сентября 1998 года Правительство освобождает от

3%-ого налога небольшую группу «социально значимых» товаров. 22 октября оно

восстанавливает льготное 10%-ое обложение НДС продовольственных (кроме

деликатесных) и сельскохозяйственных товаров, отменяет 3%-ый налог на эти же

товары плюс лекарства.

В ноябре на основании принятого ещё до финансового кризиса закона

освобождается от уплаты НДС ввозимое по контрактам технологическое

оборудование и специальные транспортные средства. Отменяется введённая ранее

специальная пошлина на сахар-сырец и белый сахар.

Другие решения, несколько ужесточившие таможенный режим, скорее, направлены

на укрепление таможенной дисциплины, упорядочение ввоза и закрытие лазеек,

которые позволяют избегать уплаты таможенных платежей, чем на ограничение

импорта. К таким мерам можно отнести постановление Правительства о

лицензировании импорта табака и лекарственных средств, а так же отмену

льготного беспошлинного режима ввоза товаров для собственных нужд

представительствами иностранных фирм в России.

Важным событием стало принятие в апреле 1998 года федерального Закона №63 «О

мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли

товарами». Этот закон в значительной мере рассчитан на то, чтобы подтолкнуть

Правительство на более решительные действия по защите отечественных

производителей. Однако в результате торга с исполнительной властью он

приобрёл скорее рекомендательный характер, потерял первоначальную жёсткость.

В Законе определены принципы и процедуры применения специальных защитных мер,

антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также мер по защите экономических

интересов России при экспорте товаров. Но он не обязывает исполнительную

власть применять ограничительные санкции против иностранных поставщиков,

которые осуществляют «доказанный» демпинг или субсидированный экспорт, даже

если они нанесли серьёзный ущерб соответствующим российским производителям. В

Законе указано, что Правительство лишь может применить соответствующие меры.

В целом данный Закон всё же можно приветствовать как небольшой шаг по пути

формирования соответствующего международным стандартам внешнеторгового

законодательства.

Заключение

У России есть все необходимые предпосылки для дос­тижения уровня внешней

торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний

рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние

нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический

уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические

технологии, энергетическое машиностроение и другие).

Во внешней торговле особое значение должно предаваться созданию благоприятных

условий для привлечения иностранных инвестиций. Наша страна должна принимать

меры, чтобы стать более предсказуемой для внешнего инвестирования.

В области экспорта приоритетным направлением должна стать под­держка

высокотехнологичного и наукоемкого экспорта.

Регулирование импорта должно осуществятся только тарифными ме­тодами с

постепенной либерализацией. Нужно уменьшить зависимость страны от импортного

продовольствия, то есть увеличить производство АПК России.

Кроме этого, Россия должна получить доступ к механизму урегулирования

торговых споров. Хотя он и не идеален, но дает возможность не только

оспаривать и отменять необоснованные ограничения, во и играет важную роль,

удерживания страны от произвольных односторонних действий.

Россия должна стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы

получить возможность продвижения своих интересов через участие в качестве

полноправного партнера, в формировании международного торгового режима,

который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так

же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную

торговлю.

Россия должна бороться за равноправие на мировом рынке.

Список использованной литературы

1. Е.Т.Гайдар «Экономика переходного периода», 1999 г., стр.827-856.

2. Д.Д.Дэниэлс, Ли.Х.Радеба «Международный бизнес», 2001 г.

3. «Российская торговля», №11, 1998 г., стр.7; №5, 2001 г., стр.15.

4. Курьеров В. Г. Внешнеторговая политика, иностранные инвестиции и

внешний долг России//ЭКО. – 1999. – №9. – с. 15 – 33.

5. «Экономика и жизнь», №12, 2000 г., стр.25; №10, 2001 г., стр.45.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.