на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Банкротство коммерческих организаций
p align="left">Осуществление досудебных процедур имеет как преимущества (конфиденциальность действий, широкие возможности достижения договоренностей во внеконкурсном порядке), так и недостатки (ограниченный круг возможностей и опасность упустить время, когда судебные процедуры дали бы результаты).

§2. Наблюдение

Процедура наблюдения впервые была предусмотрена Законом 1998 г.

Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст.2 Закона).

Не все государства используют наблюдение в качестве процедуры банкротства. Американской системой такая процедура не предусмотрена, поскольку в отношении должника в соответствии с американским законодательством сразу могут быть открыты либо процедура ликвидации, либо - реорганизации. Во Франции начало процедур несостоятельности открывается периодом наблюдения, который имеет и второе название - оздоровление производства, при открытии которого права кредиторов значительно ослабляются. За счет ущемления этих прав производится попытка реабилитации предприятия Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Англии, Франции, Германии. М., 1999. С.22-23..

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.

Вместе с тем Законом предусмотрены некоторые исключения из этого правила. Так, наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации (ст.225), к отсутствующему должнику (ст.228).

Кроме того, Законом установлены некоторые особенности осуществления данной процедуры в отношении отдельных категорий должников, а именно: сельскохозяйственных предприятий, профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, на профессиональных участников рынка ценных бумаг не распространяются ограничения на совершение сделок, предусмотренных Законом, на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по их поручениям и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве (ст.188 Закона).

Для проведения процедуры наблюдения арбитражный суд утверждает временного управляющего, который наделен большими правами. По его требованию органы управления должника должны предоставлять ему любую информацию, которая касается деятельности должника. Временный управляющий может обращаться в арбитражный суд с различными просьбами, как-то:

- об отстранении руководителя должника от должности;

- о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника;

- о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки и о признании сделок и решений недействительными.

Кроме того, он может заявлять возражения относительно требований кредиторов и принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности возражений должника относительно требований кредиторов.

В течение трех дней с момента введения процедуры наблюдения временный управляющий должен опубликовать сообщение о введении на предприятии должника наблюдения. А через 14 дней со дня публикации этого сообщения - поставить в известность всех кредиторов должника о введении наблюдения.

Работников предприятия - должника и его учредителей о введении наблюдения уведомляет руководитель должника.

После окончания процедуры наблюдения временный управляющий должен представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности. В отчете описывается финансовое положение должника и вносятся предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. К отчету прилагается протокол первого собрания кредиторов и прочие документы, установленные пунктом 7 статьи 12 Закона о банкротстве.

После того, как арбитражным судом вынесено определение о введении наблюдения, для сохранности имущества должника вводятся некоторые ограничения в деятельности организации.

1. Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве.

2. По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств.

3. Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям. В том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, которые были наложены в ходе исполнительного производства. Это положение не распространяется на исполнительные документы, которые выданы на основании судебных актов о взыскании задолженности, вступивших в законную силу до даты введения наблюдения: по заработной плате; по выплате вознаграждения по авторским договорам; об истребовании имущества из чужого незаконного владения; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения.

4. Запрещается удовлетворение требований учредителя должника о выделе доли в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей, а также выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли.

5. Запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.

6. Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

Для обеспечения этих условий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в различные инстанции. В частности, в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

После введения наблюдения руководитель должника продолжает осуществлять свои функции. Однако сделки в этот период проводятся только при наличии письменного согласия временного управляющего. Это относится к приобретению или продаже имущества должника, стоимость которого превышает 5 процентов балансовой стоимости активов, а также к получению и выдаче кредитов и займов, поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, учреждению доверительного управления имуществом должника.

Органам управления должника запрещено принимать решения:

- о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

- о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

- о создании филиалов и представительств;

- о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

- о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

- о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

- об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

- о заключении договоров простого товарищества.

В течение 10-ти дней с даты введения наблюдения руководитель должника обязан обратиться к учредителям с предложением провести общее собрание учредителей. На этом собрании учредители должны обратиться к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении на предприятии финансового оздоровления, проведения дополнительно эмиссии акций и др.

Одной из обязанностей временного управляющего в соответствии со ст. 70 Закона о банкротстве является проведение финансового анализа деятельности должника в соответствии с Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа" // СЗ РФ от 30 июня 2003 г. N 26 ст. 2664 (25 июня 2003 г.). Цель анализа - определение стоимости имущества должника, выявление средств для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также определение возможности восстановления платежеспособности должника.

Если в ходе анализа выясняется, что имущества должника недостаточно для покрытия судебных расходов, то кредиторы должны изыскать источник покрытия этих расходов. И только в этом случае будет введено внешнее управление.

В течение 30-ти дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения кредиторы могут предъявить свои требования к должнику. Для этого кредитор должен направить свои требования в арбитражный суд, должнику и временному управляющему. К ним необходимо приложить судебный акт или другие документы, которые подтверждают обоснованность этих требований.

Арбитражный суд проверяет обоснованность требований кредиторов, и, на основании определения суда, эти требования включаются в реестр требований кредиторов. В определении суда указывается размер и очередность удовлетворения таких требований.

Если кредитор опоздал с предъявлением своих требований, то их рассмотрение будет происходить после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.

Организацию и проведение собрания кредиторов обеспечивает временный управляющий. Он определяет дату первого собрания кредиторов. Он же уведомляет всех участников этого собрания о его проведении. На основании пункта 1 статьи 72 Закона о банкротстве первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Число голосов этих участников пропорционально доле их требований в общей сумме требований в реестре требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. Для определения числа голосов на собрании кредиторов суммы штрафов и пеней не учитываются.

В собрании кредиторов могут участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, которые относятся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

За 14 дней до проведения собрания кредиторов уполномоченному органу и конкурсному кредитору направляется сообщение. В нем указывается:

- наименование, место нахождения должника и его адрес;

- дата, время и место проведения собрания кредиторов;

- повестка собрания кредиторов;

- порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов;

- порядок регистрации участников собрания.

Если число участников собрания превышает 500 человек, то сообщение по проведении собрания публикуется в СМИ.

На первом собрании кредиторов выбирается саморегулируемая организации, реестродержатель и представитель собрания кредиторов.

Первое собрание кредиторов может принять следующие решения.

1. О введении финансового оздоровления. Это решение должно содержать срок финансового оздоровления, план финансового оздоровления и график погашения задолженности, а также может содержать требования к кандидатуре административного управляющего.

2. О введении внешнего управления. Это решение должно содержать срок внешнего управления и требования к кандидатуре внешнего управляющего.

3. Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В этом случае указывается срок конкурсного производства и требования к кандидатуре конкурсного управляющего.

4. О заключении мирового соглашения.

5. Об образовании комитета кредиторов.

В ходе собрания кредиторов составляется протокол. Один экземпляр протокола направляется в арбитражный суд в течение 5-ти дней с даты проведения собрания кредиторов, а другой остается у арбитражного управляющего.

К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:

- реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;

- бюллетеней для голосования;

- документов, подтверждающих полномочия участников собрания;

- материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;

- документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов.

Оригиналы этих документов хранятся арбитражным управляющим или реестродержателем до завершения арбитражного процесса по делу о банкротстве. Лица, которые участвуют в деле о банкротстве, а также представитель работников должника и представитель учредителей могут в любой момент ознакомиться с копиями этих документов.

На основании решения первого собрания кредиторов арбитражный суд выносит свое решение. Это может быть:

- решение о введении финансового оздоровления или внешнего управления;

- признание должника банкротом и открытие конкурсного производства;

- утверждение мирового соглашения и прекращение дела о банкротстве.

С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Таким образом, мы видим, что Законодатель постарался регламентировать процедуру наблюдения достаточно подробно. Однако мы обратили внимание на следующие моменты - проблемы:

1. Наблюдение осуществляется до первого заседания суда, которое в соответствии со ст. 51 Закона должно состояться не более чем через 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд. Таким образом, по общему правилу, продолжительность наблюдения - 7 месяцев. Оленин А.Е.обращает внимание на то, что Закон не определил последствия незавершения наблюдения в установленные сроки Оленин А.Е. Правовые основы и особенности наблюдения как процедуры процесса о банкротстве//Законодательство. 2000. N 2. С. 38.. Позиция Высшего Арбитражного Суда, высказанная в п. 21 информационного письма Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 г. N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике"// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999 г. N 10.., состояла в том, что "в исключительных случаях, когда проверку обстоятельств, связанных с платежеспособностью должника и возможностью ее восстановления, не удалось осуществить в установленный срок, арбитражный суд, руководствуясь ст. 2, 120 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в целях принятия обоснованного решения вправе отложить рассмотрение дела для дополнительного исследования обстоятельств". Как видно, не конкретизируются ни обстоятельства, которые могут являться основаниями для отложения дела, ни сроки, на которые рассмотрение может быть отложено. Кроме того, не ясно, чье ходатайство может служить основанием для отложения рассмотрения дела.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.