p align="left">Избирательные комиссии осуществляют свою деятельность гласно и открыто. Заседание избирательной комиссии считается правомочным, если в нем приняло участие большинство от ус-тановленного числа членов избирательной комиссии. На заседа-ниях соответствующей избирательной комиссии могут присутст-вовать кандидаты или их доверенные лица, представители изби-рательных объединений и средств массовой информации. Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кан-дидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о при-знании выборов несостоявшимися или недействительными, про-ведении повторного голосования или повторных выборов прини-маются на заседании избирательной комиссии большинством го-лосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения по иным вопросам прини-маются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в сроки, ус-тановленные законодательством. Решение избирательной комиссии, противоречащее законода-тельству либо принятое с превышением установленных полномо-чий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избира-тельную комиссию или суд. Предварительное обращение в выше-стоящие избирательные комиссии не препятствует обращению в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, прини-маются в пятидневный срок, а в день выборов -- немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, то решения по ним принимаются не позднее десяти дней. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы. Списки избирателей. Ключевым этапом в организации муни-ципальных выборов является составление списков избирателей. Списки необходимы для того, чтобы предоставить возможность каждому избирателю реализовать свое активное избирательное право, а также исключить участие в выборах лиц, не проживаю-щих на данной территории либо лишенных избирательного права. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на ос-новании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. В список включаются все граж-дане, постоянно или преимущественно проживающие на терри-тории избирательного участка и обладающие на день голосова-ния активным избирательным правом. Основанием для составления списков являются данные регист-рации (учета) избирателей, проживающих на территории муници-пального образования. Регистрацию (учет) избирателей организует глава муниципального образования или уполномоченное им ли-цо на основании сведений, представляемых паспортно-визовыми службами органов внутренних дел, военными комиссариатами, органами записи актов гражданского состояния, территориальны-ми органами миграционной службы России, учреждениями, орга-низациями, осуществляющими учет населения. Порядок, сроки и формы представления сведений определяются главой муници-пального образования или уполномоченным лицом. Регистрация (учет) избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах располо-жения воинской части, дислоцированной на территории муни-ципального образования, осуществляется командиром части. В списки избирателей включаются только те военнослужащие, ко-торые до призыва на военную службу постоянно или преимуще-ственно проживали на территории данного муниципального об-разования. Список избирателей представляется для всеобщего ознаком-ления не позднее 20 дней до дня голосования. Это дает возмож-ность каждому избирателю убедиться в правильности его включения в списки избирателей и в случае необходимости своевре-менно обжаловать нарушение его активного избирательного права. Избирательные округа и избирательные участки. На основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на со-ответствующей территории муниципального образования, для проведения выборов образуются избирательные округа. Избира-тельный округ представляет часть территории муниципального образования, от которой непосредственно гражданами избирает-ся депутат (депутаты), либо вся его территория -- при выборах должностных лиц. Границы избирательных округов и число избирателей в каж-дом округе определяются муниципальной избирательной комис-сией и утверждаются представительным органом не позднее 60 дней до дня голосования. При этом должен соблюдаться прин-цип примерного равенства избирательных округов по числу из-бирателей с допустимым отклонением от средней нормы пред-ставительства избирателей не более 10--15%. Характеристики округов зависят от применяемой избиратель-ной системы. Как известно, местные Советы избирались на ос-нове мажоритарной системы: один избирательный округ -- один депутат. Некоторые ученые полагают, что в условиях политиче-ского плюрализма элементы пропорциональной избирательной системы целесообразно использовать на местном уровне. Одна-ко практика показывает, что в законах субъектов Федерации о выборах органов местного самоуправления пропорциональная избирательная система используется редко. Среди причин мож-но назвать относительно неразвитую многопартийность на ме-стном уровне, а главное -- депутат должен отстаивать интересы местного населения, а не своей партии. Выборы представительного органа местного самоуправления могут проводиться как по одномандатному, так и по многоман-датному избирательному округу. Многомандатные избирательные округа способствуют сокращению расходов на организацию вы-боров: не надо печатать разные бюллетени, достаточно одного. Однако в соответствии с Законом об основных гарантиях изби-рательных прав в случае образования многомандатного округа чис-ло мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пяти. Следовательно, в большинстве муниципальных образований одним многомандатным округом не обойтись. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются избирательные участки. Они формируются главой местной администрации по согласованию с муниципальной избира-тельной комиссией с учетом местных и иных условий и на осно-вании данных о численности избирателей (не более 3 тыс. на ка-ждом участке) и не позднее 30 дней до дня голосования. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избира-тельных округов. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публику-ются главой муниципального образования в местной печати не позднее 25 дней до дня голосования. Выдвижение и регистрация кандидатов. Важными этапами под-готовки выборов являются выдвижение и регистрация кандида-тов. С процедуры выдвижения кандидатов начинается осуществ-ление гражданином пассивного избирательного права. Выдви-жение кандидатов является свободным. Каждый гражданин, об-ладающий пассивным избирательным правом, имеет возмож-ность, получив определенную поддержку непосредственно от из-бирателей либо избирательных объединений, участвовать в вы-борах в качестве кандидата. Право выдвижения кандидатов при-надлежит избирательным объединениям и непосредственно из-бирателям. Выдвижение непосредственно избирателем прово-дится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирате-ля, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются тайным голосованием на собраниях местных либо региональных отделений, общероссийских изби-рательных объединений или избирательных объединений субъ-екта Федерации. Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избира-теля или избирателей. О своей инициативе избиратели и объе-динения уведомляют избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация данного кандидата. В поддержку кандидатов собираются подписи избирателей в порядке и количестве, также определяемых законами субъектов Российской Федерации. Максимальное количество подписей, не-обходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать: 2% от числа избирателей, зарегистриро-ванных на территории избирательного округа, а в многомандатном избирательном округе -- 2% от числа избирателей соответ-ствующего избирательного округа, поделенного на число манда-тов. В муниципальных образованиях с числом избирателей ме-нее 10 тыс. человек сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов может не производиться, если законом субъекта Фе-дерации предусмотрен иной порядок их выдвижения. Подписи могут собираться только среди избирателей, обла-дающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где выдвигаются кандидаты. Период выдвижения канди-датов при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований составляет не менее 20 дней. Избирательная комиссия регистрирует кандидатов по пред-ставлению выдвинувших их избирательных объединений и из-бирателей при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу и опреде-ленного (установленного законом) числа подписей избирателей в поддержку кандидата. Если в избирательном округе ко дню голосования не останет-ся ни одного кандидата либо число зарегистрированных кандида-тов меньше установленного количества мандатов или равно ему, то по решению избирательной комиссии выборы откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвиже-ния кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. В случае наступления указанных обстоятельств при вы-борах депутатов представительного органа местного самоуправле-ния законом субъекта Федерации может предусматриваться про-ведение голосования по одной кандидатуре. Кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирате-лей, принявших участие в голосовании. Статус кандидата. С момента регистрации кандидат приобре-тает установленный законодательством статус кандидата, пред-ставляющий собой совокупность прав, обязанностей и гарантий его деятельности. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установлен-ных законами. Вместе с тем юридическое равенство кандидатов не означает равенства их фактических возможностей в организа-ции избирательной кампании. Государство гарантирует, как пра-вило, установленную законодательством организационную, финан-совую, информационную поддержку для всех кандидатов в равном объеме. Сверх этого каждый кандидат, каждое избирательное объе-динение в соответствии с правилами предвыборной агитации са-мостоятельно принимают меры, способствующие их избранию. Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее трех дней до дня голосования. Статус кандидата включает определенные гарантии. Таково вре-мя проведения выборов он не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя) или без его согласия переведен на другую работу, привлечен к уголовной ответствен-ности без согласия прокурора, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Предвыборная агитация. Одним из важных, политически зна-чимых этапов избирательной кампании является предвыборная агитация. Государство обеспечивает гражданам, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами, предоставляет им право в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию «за» или «против» любого кандидата, избирательного объединения. Зарегистрированным кандидатам и избирательным объедине-ниям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Они имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих теле- и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, пуб-личных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстра-ций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Зарегистрированный кандидат, избирательное объеди-нение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. Вместе с тем законодатель выделил категорию организаций и лиц, на которых распространяются запрет или ограничение агита-ционной деятельности. Например, в предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом ре-шающего голоса, государственные органы, органы местного само-управления, благотворительные организации, религиозные объе-динения, а также лица, замещающие государственные и муници-пальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных и слу-жебных обязанностей. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кан-дидатов и прекращается в 0 час. за сутки до дня голосования. В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещена. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные в установленном законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|