на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Демократический режим
p align="left">Собрания (сходы) и конференции (съезды) граждан обычно созываются на основании решения, принятого на их предыдущих заседаниях, либо представительным органом по собственной ини-циативе, либо по требованию не менее 5% жителей. Конферен-ции (съезды) считаются правомочными при участии не менее двух третей представителей (делегатов) жителей муниципального образования.

Решение о созыве собрания (схода) либо конференции (съез-да) граждан, их повестка дня доводятся до жителей заблаговре-менно. Вопросы повестки дня собрания (схода) определяются инициаторами созыва и утверждаются на собрании большинст-вом голосов присутствующих, граждан. Для ведения собрания избираются председатель и секретарь. Возможность для озна-комления с проектами решения предоставляется не позднее чем за десять дней до собрания, конференции. Решения по наиболее важным вопросам местного значения могут приниматься на со-брании (сходе), конференции (съезде) граждан тайным голосо-ванием, и они являются обязательными для исполнения на тер-ритории муниципального образования. Изменять и отменять при-нятые собранием (сходом), конференцией (съездом) решения мо-гут только сами собрание (сход), конференция (съезд) граждан либо местный референдум, либо суд.

Так, в соответствии с Законом Тверской области от 27 фев-раля 1997 г. «О собраниях (сходах) граждан в Тверской области» к компетенции собраний граждан отнесено:

* избрание старост и комитетов общественного самоуправ-ления населения;

* утверждение программ деятельности органов общественного самоуправления населения по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их вы-полнении;

* заслушивание отчетов должностных лиц местного самоуп-равления, старосты, комитета общественного самоуправ-ления, в том числе об исполнении программ социально-экономического развития, бюджета, использования внебюд-жетных фондов и муниципального имущества;

* решение в установленном порядке вопросов администра-тивно-территориального устройства и других вопросов, за-трагивающих интересы населения соответствующий территории. В собрании (сходе) граждане участвуют непосредственно, на равных основаниях, каждый имеет один голос. Участие в собрании (сходе) является свободным и добровольным. В этом Зако-не также предписано, что принятие решения на собрании (сходе) граждан осуществляется, как правило, открытым голосова-нием путем поднятия руки. Решения принимаются большинст-вом голосов от общего числа граждан, фактически принявших участие в собрании (сходе). Протокол, который ведется на собрании и содержит необходимые атрибуты, передается в соответ-ствующий орган местного самоуправления или орган территори-ального общественного самоуправления населения.

Собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Следует выделить еще один вид собраний населения. Речь идет о такой форме реализации конституционного права граждан, как право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, ми-тинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Различие между этими формами непосредственной демократии состоит в том, что собрания (сходы) жителей как фор-ма местного или территориального общественного самоуправления имеют более регламентированный характер и служат целям решения вопросов местного значения. Собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования как форма реализации конституци-онного права не имеют жесткого нормативного ограничения ни по составу участников, ни по целям, формам и процедурам их проведения. Они используются, как правило, в качестве средства либо поддержки, либо давления на органы власти, в том числе муници-пальной, с целью принудить их к принятию каких-либо решений.

Народная правотворческая инициатива

Понятие и значение народной правотворческой инициативы. Законодательство России закрепляет такие формы прямого волеизъ-явления граждан, которые призваны выявить общественное мне-ние, в том числе по вопросам правового регулирования общест-венных отношений на местном уровне, и обязывает соответствую-щие органы и должностных лиц местного самоуправления прини-мать решения с учетом мнения и в интересах населения муни-ципального образования.

Под народной правотворческой инициативой понимается преду-смотренное уставом муниципального образования право населения вносить на рассмотрение органов местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения. Проекты таких актов в соответствии со ст. 25 Закона об общих принципах организации местного самоуправления подлежат обязательному рас-смотрению на открытом заседании органа местного самоуправле-ния с участием представителей населения, а результаты рассмот-рения -- официальному опубликованию (обнародованию).

Народная правотворческая инициатива как один из важных институтов демократии дает реальную возможность любым соци-альным группам населения принимать непосредственное участие в решении местных вопросов. Следует отметить, что таким пра-вом население муниципального образования обладает только в том случае, если оно закреплено в уставе муниципального обра-зования. Законы о местном самоуправлении большинства субъ-ектов Федерации воспроизводят именно эту формулу наделения населения правом на правотворческую инициативу, предоставляя муниципальным образованиям самостоятельно определять, при-менять ли такую форму непосредственной демократии, и конкре-тизировать процедуру.

Например, в соответствии с Уставом г. Са-мары проекты правовых актов, поддержанные не менее 1 тыс. жи-телей, обладающих избирательным правом, должны официально публиковаться в городских средствах массовой информации. Не позднее месячного срока со дня внесения эти проекты подлежат рассмотрению на открытом заседании соответствующего органа городского самоуправления с участием представителей инициато-ров проектов, а результаты рассмотрения проектов -- официаль-ному обнародованию (опубликованию).

Из содержания ст. 25 Закона об общих принципах организации местного самоуправления не ясно, какие органы (представитель-ные или исполнительные) должны принимать решение по поводу проектов нормативных актов, внесенных в порядке народной пра-вотворческой инициативы. Поскольку идет речь о создании нормы права на заседании коллегиального органа, то по смыслу Закона имеются в виду прежде всего представительные органы местного самоуправления. Это положение целесообразно конкретизировать в уставе муниципального образования.

Процедура народной правотворческой инициативы. Уставы му-ниципальных образований, как правило, наделяют правом на народную правотворческую инициативу группу граждан, а также представительные органы других муниципальных образований, находящихся в границах территории муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления, общественные объединения, трудовые коллективы. При этом обычно устанавливается, что инициаторы проекта правового ак-та представляют его вместе с заявлением, в котором обосновы-вается необходимость его принятия. Заявление должно быть подписано всеми инициаторами с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта. Иногда предусматривается процедура сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы, аналогичная сбору подписей в поддержку инициативы референдума.

Если инициатором проекта правового акта выступают пред-ставительные органы других муниципальных образований, орга-ны территориального общественного самоуправления, общест-венные объединения или трудовые коллективы, то заявление подписывается их уполномоченными представителями и к нему прилагается протокол либо постановление собрания. Органы ме-стного самоуправления обязаны рассмотреть внесенный проект правового акта на открытом заседании с участием представите-лей инициативной группы граждан обычно в течение одного месяца либо в другой срок с согласия его инициаторов.

Орган местного самоуправления, рассматривающий проект правового акта, не обязан безусловно принимать его. Предложе-ния населения могут быть переработаны или отвергнуты орга-ном местного самоуправления. Обязательно лишь последующее информирование населения об итогах рассмотрения проекта пу-тем официального опубликования (обнародования).

От народной правотворческой инициативы следует отличать индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к их должностным лицам. Коллективные об-ращения имеют много общего с правотворческой инициативой, но не связаны с принятием нормативного правового акта.

Обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Обращения граждан в органы местного самоуправления дают возможность населению участвовать в определении задач и на-правлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Право граждан на индивидуальные и коллективные обраще-ния в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления закреплено в Конституции РФ (ст. 33).

Порядок работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления урегулирован действующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рас-смотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»1. Некото-рые субъекты Федерации издали свои законы по этому вопросу, которые редко выходят за рамки названного Указа.

В Указе выделены три вида обращений: предложения, заявле-ния, жалобы.

Предложения -- это мнения людей о том, что можно и целе-сообразно сделать для улучшения жизни людей (например, вне-сти поправку в устав муниципального образования, скорректи-ровать график рейсов муниципального транспорта с учетом по-требностей населения).

Заявления, как правило, содержат просьбы о реализации субъ-ективных прав (о постановке на учет как нуждающихся в улуч-шении жилищных условий и т.п.). Предложения и заявления по-даются гражданами в те органы местного самоуправления, пред-приятия, учреждения, организации или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса.

Жалобы обычно содержат сведения о нарушении прав кон-кретных лиц. Они подаются в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган местного са-моуправления, предприятие, учреждение, организация или долж-ностное лицо, действия которых обжалуются.

Обращения граждан могут быть сделаны как в письменной, так и в устной форме. Письменное обращение гражданина долж-но быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать, помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы, данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Устное обращение граждане адресу-ют непосредственно должностным лицам местного самоуправле-ния, которые обязаны проводить личный прием граждан. Прием проводится в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы, в удобное для них время, а в необходимых случаях -- в вечерние часы, по месту жительства граждан.

В соответствии с п. 2 ст. 26 Закона об общих принципах орга-низации местного самоуправления органы и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обра-щений граждан в течение одного месяца. Названный выше Указ конкретизирует это положение Закона, определяя, что заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, должны рассматриваться безотлагательно (не позднее 15 дней). В случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходи-мо провести специальную проверку, истребовать дополнительные материалы либо принять другие меры, сроки разрешения заявле-ния или жалобы могут быть, в порядке исключения, продлены руководителем или заместителем руководителя органа местного самоуправления, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.

Предложения граждан рассматриваются в срок до одного ме-сяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. В силу специфики предложения как одной из форм обращений ясно, что дополнительное изучение, как правило, необходимо.

Органы и должностные лица местного самоуправления, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в предложениях, заявлениях, жалобах, обязаны направлять их не позднее пятидневного срока по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме -- разъяснять, куда им следует обратиться.

Решение, принятое по жалобе и заявлению, может быть обжа-ловано в вышестоящий орган (должностному лицу) в порядке под-чиненности либо в суд в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»1 Надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления возложен на органы прокуратуры.

Федеральным законом, законами субъектов Федерации в соответствии с п. 3 ст. 26 Закона об общих принципах организации местного самоуправления может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к их должностным лицам.

Местное отделение региональной общественной организации «За правое дело», устав которой зарегистрирован в органах юстиции за 7 месяцев до этого и предусматривает участие в выборах, образовало инициативную группу по проведению местного референдума и обратилось в избирательную комиссию муниципального образования с ходатайством о ее регистрации и другими необходимыми документами. Однако избирательная комиссия муниципального образования отказала в регистрации, сославшись на то, что для выступления с инициативой проведения референдума законодательством предусмотрен срок регистрации устава общественного объединения не менее 1 года в соответствующем органе. Руководители общественного объединения оспорили решение избирательной комиссии в суде. Какое решение примет суд?

Ответ

Суд не удовлетворит иск руководителей организации, так как по условию задачи срок регистрации устава составляет 7 месяцев, а на основании п. 25 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. от 5 декабря 2006 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002 г. № 24. Ст. 2253.- предусмотрено, что при проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования.

25) избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее, чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения;

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изм. от 16 октября 2006г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст.3822.

3. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. № 35. Ст. 3506.

4. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (с изм. от 12 июля 2006 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5497.

5. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. от 5 декабря 2006 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002 г. № 24. Ст. 2253.

6. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 28 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4464.

7. Прудников А.С., Еремян В.В., Лимонов А.М. и др. Муниципальное право России. Курс лекций. М. Книжный мир. 2005.

8. Нудненко Л.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления России. М.: ИНИОН РАН, 2000.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.