на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Договор аренды транспортных средств
ак показывает практика применения норм об аренде транспортных средств арендаторами, из числа физических лиц, выступают, как правило, индивидуальные предприниматели. Данное обстоятельство объясняется, в первую очередь, тем, что транспортные средства арендуются по рассматриваемому договору, главным образом, с целью коммерческой эксплуатации, то есть предпринимательской деятельности.

Если транспортное средство арендуется для потребительских целей, то арендатором может выступать и физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Рассматривая вопросы сторон в договоре аренды транспортных средств, представляется желательным отметить сформированное в практике арендных правовых отношений положение, когда арендаторам, в лице которых, как правило, выступают коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие транспортные средства в коммерческой деятельности, менее рентабельно заключать договоры аренды транспортных средств с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Это объясняется неодинаковым подходом законодателя к налогообложению арендаторов при учете осуществляемых ими арендных платежей.

Арендная плата по объектам основных средств производственного нaзнaчeния, к которым, в том числе, относятся транспортные средства, включается в себестоимость продукции (работ, услуг) арендатора и налог уплачивается соответственно за вычетом осуществленных арендных платежей. При ином условии, когда арендная плата по объектам, не относящимся к основным средствам производственного назначения, не входит в себестоимость продукции (работ, услуг), арендные платежи арендатор производит из чистой прибыли, то есть из денежной суммы, уже освобожденной от налогов.

Таким образом, как правильно отмечается в научной литературе: «суд связал правомочность включения в себестоимость арендной платы объектов основных средств не с производственным использованием их у арендатора, а с формой учета их у арендодателя» Медведев, А. Договор аренды: бухгалтерский учет и налогообложение // Хозяйство и право. - 2008. - № 1. - С. 18..

По нашему мнению, данное законодателем различие в степени рентабельности аренды, в зависимости от наличия или отсутствия у физического лица как арендодателя правового статуса индивидуального предпринимателя, не способствует расширению гражданского оборота, снижению себестоимости продукции (работ, услуг), развитию конкуренции и, в частности, укреплению конкурентноспособности продукции (работ, услуг). Для устранения указанного негативного правового эффекта, правового ограничения, представляется необходимым внести законодателем соответствующие изменения в требуемые нормативно-правовые акты по определению основных производственных фондов не по бухгалтерскому учету арендодателя, а, главным образом, по фактическому использованию арендованного имущества, и в частности, транспортных средств, в производственной и коммерческой деятельности арендатора.

Арендодателями могут быть как сами собственники транспортных средств, так и лица, управомоченные собственниками либо законом на заключение соответствующих договоров аренды транспортных средств. Данное положение вытекает из общих норм об аренде ГК РФ (ст. 608 «Арендодатель»).

Управление и распоряжение объектами федеральной собственности (в том числе, заключение договоров аренды имущества), за исключением случаев, предусмотренных законом, осуществляет Правительство Российской Федерации, которое может делегировать министерствам и ведомствам отдельные полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в частности, в отношении подведомственных им предприятий. Если полномочия по сдаче соответствующего имущества в аренду не делегированы Правительством Российской Федерации иным государственным органам исполнительной власти, то арбитражно-судебная практика исходит из того, что Госкомимущество РФ и комитеты по управлению имуществом, являющиеся его территориальными управлениями, обладают полномочиями арендодателя государственного имущества. Государственное имущество, относящееся к собственности субъектов Российской Федерации, а также муниципальное имущество должны сдаваться в аренду в порядке, определяемом правовым актом соответствующего субъекта Российской Федерации. При отсутствии такого акта, определяющего управомоченный орган на сдачу указанного имущества в аренду, арбитражно - судебная практика признает надлежащими арендодателями соответствующие комитеты по управлению имуществом.

Таким образом, при сдаче в аренду транспортных средств, относящихся к государственной или муниципальной собственности, в качестве арендодателей выступают специально уполномоченные органы, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия, за которыми рассматриваемый вид имущества закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. Права данных хозяйствующих субъектов закреплены общими положениями пункта 4 статьи 214, пункта 3 статьи 215, статьями 295, 296 ГК РФ и другими нормативно-правовыми актами.

Предприятиям и учреждениям, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует учитывать дифференцированный подход законодателя к отнесению тех или иных видов транспортных средств к движимому либо недвижимому имуществу, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 295 ГК РФ сдача в аренду объектов недвижимости рассматриваемыми хозяйствующими субъектами возможна только с согласия собственника.

Как правило, арендодателями выступают крупные транспортные организации. Данное обстоятельство объясняет, помимо других объективных причин, высокая степень монополизации в рассматриваемой области общественной деятельности, отнесение некоторых транспортных отраслей к числу естественных монополий (в частности, железнодорожный, трубопроводный транспорт).

Следует различать правовой статус руководителя экипажа (капитана судна) и так называемого «распорядителя», оперативного руководителя (менеджера) по коммерческому использованию транспортного средства (например, суперкарго). Распорядитель назначается при наличии, главным образом, нескольких титульных владельцев (как правило, сособственников). Объем его полномочий определяется по общим правилам, закрепленным в главе 10 ГК РФ, соответствующим решением совладельцев (сособственников) транспортного средства или законом. Права и обязанности руководителя экипажа, как правило, определены нормами законов. Если руководитель экипажа производит управление и техническую эксплуатацию, то распорядитель осуществляет именно реализацию коммерческой эксплуатации транспортного средства.

По общему правилу, «распорядитель», также как и руководитель экипажа, не наделяется правом сдавать соответствующее транспортное средство в аренду.

Предметом рассматриваемого договора выступает транспортное средство. Поскольку положения ГК РФ не ограничивают предмет указанного договора какими-либо видами или типами транспортных средств, предполагается, что они распространяются на любые транспортные средства, не изъятые из гражданского оборота.

Отметим характерные, юридически значимые черты транспортных средств, которые прямо отражаются на содержании рассматриваемых арендных правоотношений, формировании условий договора, ответственности сторон. Это: а) транспортные средства обладают (как и иные вещи, которые потенциально могут стать предметом аренды) индивидуально-определенными признаками; б) они относятся к источникам повышенной опасности; в) это сложные технические устройства, требующие в эксплуатации специальных знаний и навыков, то есть соответствующей подготовки; г) транспортные средства, как правило, - относительно дорогостоящее имущество; д) некоторые из видов транспортных средств отнесены к объектам недвижимости (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты) Хохлов, В.А. Ответственность за нарушение договора по гражданскому праву. - Тольятти., Волжский университет им. Татищева В.Н. 2007. - С. 82..

ГК РФ не содержит обобщающего определения транспортного средства. Необходимость его описания имеется, и она отражена лишь применительно к некоторым видам транспортных средств в отраслевых транспортных нормативно-правовых актах, в частности, в статье 32 Воздушного кодекса РФ. Отсутствие обобщающего юридического определения транспортного средства приводит к необходимости довольно широкого толкования данного понятия.

Например, транспортное средство - средство, «способное к самостоятельному перемещению в пространстве» Гражданское право. Учебник. Часть 2 / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М., Проспект. 2007. - С. 178..

Пробел в законодательстве вызывает ряд вопросов. В частности, можно ли отнести к транспортным средствам то или иное имущество, сходное по каким-либо техническим и другим характеристикам с традиционно обозначенными видами транспорта в транспортных кодексах и уставах, либо непосредственно обозначенное законодателем термином транспорт (например, «гужевой транспорт», «вьючный транспорт», «трубопроводный транспорт»), однако, как правило, не рассматриваемое в современном буквальном, непрофессиональном понимании как транспортное средство. Являются ли транспортными средствами устройства, «не оборудованные двигателем и предназначенные для движения в составе с механическими транспортными средствами» (например, железнодорожные вагоны, контейнеры, автомобильные прицепы, тележки) или ими можно назвать только самоходные технические устройства (локомотивы, тепловозы, автомобили, космические, воздушные и морские суда и так далее).

На наш взгляд, ГК РФ к транспортным средствам относит исключительно механические транспортные средства, так как в § 3 главы 34 ГК речь идет об их технической эксплуатации и управлении.

На неоднозначность данного вопроса указывает и отсутствие в работах некоторых авторов Васильева, В.В. Договор аренды: юридические аспекты. - М., ГроссМедиа. 2007. - С. 78. родового обозначения транспортных устройств, не оборудованных двигателем, либо применение для их обозначения в научно-теоретических работах Шапкина, Г. Договор аренды // Хозяйство и право. - 2008. - № 1. - С. 23. словосочетания «перевозочные средства» без определения этого понятия.

По всей видимости, не следует отождествлять, с юридической точки зрения, понятия «перевозочные средства», «средства транспорта» и «транспортные средства». Понятие «средства транспорта» включает в себя как сами транспортные средства, так и другие механизмы и устройства, способствующие транспортировке грузов и багажа и перевозке пассажиров (вагоны, тележки, прицепы и другие). Последние не обладают полным набором качественных технических характеристик, позволяющих в полной мере отнести их к самоходным механизмам (устройствам), то есть перемещающимся и осуществляемым транспортировку грузов с помощью собственной силовой тяги. Понятие «перевозочные средства» более широкое, включающее в себя как средства транспорта, так и немеханические средства передвижения (транспортировки) - «гужевой и вьючный транспорт» и др.

Представляется, что именно представленный структурный подход позволил бы иметь единое нормативно-правовое толкование и употребление указанных понятий в характеристике различных видов перевозочных средств.

Вышеуказанные аргументы позволяют ответить и на другой вопрос. Можно ли считать транспортными средствами механизмы, не способные к выполнению своего главного функционального предназначения, а именно, передвижения, перемещения, транспортировки пассажиров либо имущества и используемые для иных целей, в частности, в качестве складского помещения? Например, вдоль побережья Волги у саратовских грузовых и пассажирских пристаней стоят малотоннажные речные суда, не функционирующие, как правило, по своему прямому предназначению в качестве перевозочных средств, а используемые как надводные станции (стоянки) катеров и лодок.

По всей видимости, нельзя использовать нормы статей 632 - 649 ГК РФ для регулирования отношений аренды данного вида имущества. Эта специфика обусловлена особенностями материального объекта аренды - транспортного средства Липавский, В.Б. Тайм-чартер в системе договоров фрахтования // Транспортное право. - 2005. - № 3. - С. 12., которое отличает его от договоров имущественного найма (аренды), регулируемыми общими (§ 1 гл. 34 ГК РФ) и другими специальными (§ 2, 4, 5, 6 гл. 34 ГК РФ) положениями об аренде. «При сдаче помещений судна под склад, отель или ресторан отнюдь не имеется в виду эксплуатировать судно как плавучее сооружение», и потому данное «судно» не может рассматриваться в качестве транспортного средства. «Судно должно быть мореходным», так как транспортное средство предоставляется арендатору как самоходное устройство для использования в целях перемещения, транспортировки физических лиц и материальных объектов.

Трубопроводный транспорт - одна из ветвей транспортной промышленности наряду с железнодорожным, водным, воздушным и автомобильным транспортом Галиева, Р.Ф. Правовое обеспечение сделок с транспортными средствами // Нотариус. - 2008. - № 1. - С. 12. и преследует ту же единую народнохозяйственную цель перемещения грузов (жидких, газообразных, а в перспективе и некоторых других), однако техника его эксплуатации и «управления» имеют иной характер, порождающий иные юридические последствия. Как было отмечено в научном исследовании, посвященном этим вопросам, технико-экономические особенности трубопроводного транспорта «оказывают существенное влияние на юридические свойства и юридическую квалификацию договоров, выступающих в качестве правовой формы регулирования экономического процесса перемещения продукции по магистральным трубопроводам». Поэтому договорные арендные отношения по данному предмету требуют отдельного законодательного регулирования, отличного от общих норм § 3 главы 34 ГК РФ.

Таким образом, в системе анализа общего подхода статей 632 - 649 Кодекса, наиболее обобщенное, правильное определение, включающее в себя главные, конструктивные признаки и требующее своего включения в кодифицированный гражданско-правовой акт, следующее: транспортное средство - техническое устройство, способное к самостоятельному, без посторонней тяги, движению в пространстве (самоходное), с целью перевозки (перемещения) физических лиц и материальных объектов Гражданское право. Учебник. Часть 2. / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - С. 177,178..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.