на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Договор аренды транспортных средств
о всей видимости, законодатель сознательно не охарактеризовал рассматриваемый объект гражданско-правовых сделок. Налицо полисистемный подход, заключающийся в том, что в конкретно рассматриваемой области необходимо узкоспециальное определение транспортного средства для отграничения от других видов транспортных средств и наиболее полного и совершенного правового регулирования. Например, Воздушный кодекс РФ дает следующее определение воздушного судна. Это «летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды». Кроме того, законодателем дано и более широкое определение воздушных транспортных средств - это «самолеты, вертолеты, авиационные, авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и другие летательные аппараты».

Правовая характеристика транспортных средств уходит своими корнями в историю. В частности, одно из первых легальных определений автомобильного транспортного средства было дано еще 11 сентября 1896 года (официальная дата рождения отечественного автомобильного транспорта). Это «самодвижущийся экипаж».

Полисистемный подход к юридическому определению транспортных средств отражен и в зарубежном законодательстве. В частности, Торговый кодекс Японии определяет морское судно: «Судно ... означает средство, которое сделано пригодным для плавания с целью использования в торговых сделках».

И все же, поскольку транспортные кодексы и уставы не могут охватить все возможные транспортные средства (например, транспортное средство на воздушной подушке Рябова, Е. Судно или самолет? // Морской флот. - 1976. - № 11. - С. 38; Беляев, В. Смотр гидроавиации // Гражданская авиация. - 2007. - № 10. - С. 22.), необходимость включения в ГК РФ их обобщающего юридического определения очевидна.

Таким образом, специфика рассматриваемого договора в общей характеристике договора аренды обусловлена предметом соглашения - транспортным средством. Особенности содержания правовых отношений аренды транспортных средств проистекают из тех характерных черт предмета договора и условий его обслуживания, которые потребовали на законодательном уровне актуализировать договор аренды данного вида имущества.

Одним из примеров отличия в регулировании аренды транспортных средств от общего правового регулирования аренды является форма заключения договора. Договоры аренды транспортных средств, как с экипажем, так и без экипажа в соответствии с императивными нормами статей 632, 643 ГК РФ заключаются в простой письменной форме и не подлежат государственной регистрации.

Как отмечается, «это принципиальный момент» Витрянский, В.В. Общие положения об аренде. (Комментарий ГК РФ)// Хозяйство и право. - 1996. - №2. - С. 7., так как, по общему правилу, сделки с недвижимым имуществом (к которым, как отмечалось относятся и некоторые виды транспортных средств) и, в частности, договоры аренды недвижимости, заключаемые на срок более одного года, требуют государственной регистрации (см. статьи 164, 169 ГК РФ).

Представляется, что простая письменная форма договора аренды транспортного средства, содержащаяся в ГК РФ, является достаточной для удостоверения соответствующих прав и оптимальной по оперативности и рациональности в гражданском обороте.

Как правило, транспортные средства подлежат обязательной государственной регистрации, в частности, автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см. и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 17. - Ст. 1999.. Однако в данном случае она является актом административным, носящим характер разрешения на безопасную техническую эксплуатацию транспортного средства, и с возникновением вещного права и его регистрацией (удостоверением вещных прав) не связана. Например, в соответствии с Федеральным законом РФ «О безопасности дорожного движения» Ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4873. регистрация автотранспортного средства устанавливается не в целях регистрации прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к дорожному движению.

Другая особенность правового регулирования аренды транспортных средств, которая позволяет выделить данный договор в самостоятельный вид договора аренды, положение о неприменении правил статьи 621 ГК РФ «о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок» Павлова, И.Ю. Система преимущественных прав в современном гражданском праве // Право и политика. - 2007. - № 9. - С. 21..

Данные нормы являются императивными, поэтому обязательны для сторон, независимо от их волеизъявления.

В данном примере арбитражной практики налицо отсутствие правильного представления у истца о нормах статей 642 и 643 ГК РФ, их приоритете по отношению к общим нормам об аренде и об их императивном характере.

Моментом окончания действия договора будет являться не передача арендуемого автомобиля арендодателю, а истечение указанного в договоре срока. Устная договоренность не соответствует форме заключения договора аренды транспортных средств. Должна быть исключительно письменная форма соответствующего договора независимо как от его срока, так и от лиц (физических и юридических) его заключивших. Данное правило в соответствии со статьями 633, 643 ГК РФ распространяется как на договоры аренды транспортных средств с экипажем, так и на договоры аренды транспортных средств без экипажа. Пункт 1 статьи 609 Кодекса, допускающий для соглашений, заключаемых физическими лицами на срок не более года, устную форму, не действует. Поэтому и устная договоренность в рассматриваемом примере арбитражной практики не будет иметь юридическую силу.

В каждом случае, когда стороны заключают договор, они должны согласовывать не только его условия, которые определяют права и обязанности контрагентов, но, наряду с этим, учитывать, что «в силу заключенного ими договора они оказываются связанными также правами и обязанностями, которые предусмотрены в законе» Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Указ. соч. - С. 14..

Для возобновления договорных отношений аренды транспортных средств необходима не пролонгация (в понимании п. 2 ст. 621 ГК РФ о возобновлении договора на тех же условиях) уже имеющегося договора и закончившего срок своего действия, а, в любом случае, даже при сохранении прежних условий, заключение совершенно нового договора с обязательным уточнением (например, по срокам) либо возможным включением в него новых условий, устанавливающих права и обязанности сторон.

В соответствии с этим предполагается наличие, как правило, акта приемки-передачи транспортного средства при завершении срока договора и составление другого акта приемки-передачи транспортного средства при заключении нового договора аренды транспортного средства, хотя может быть и на условиях предыдущего, а значит, фактически идентичного договора.

Используя метод правового моделирования, можно предположить возникновение на практике следующих позитивных ситуаций, в которых форма соответствует содержанию взаимоотношений, воле договаривающихся субъектов. Например, договор прекратил свое действие в соответствии с истечением срока договора. Правовые отношения прекратились. Стороны заключили новый договор на основе прежних существенных и несущественных условиях.

Таким образом, из рассматриваемых, данных законодателем, положений, на первый взгляд, вытекает, что срок договора и срок, на который наниматель может получить транспортное средство в пользование, всегда не совпадают и различаются как по существу, так и по длительности. Если срок, на который наниматель может получить транспортное средство в пользование, рассматривать не в рамках срока договора («когда транспортные средства подаются нанимателю только по его заявкам, а в нерабочее время они находятся во владении наймодателя» Завидов, Б.Д. Договор аренды в современном гражданском праве России // Российская юстиция. - 2007. - № 11. - С. 42.), то он может быть объективно ограничен при позитивном волеизъявлении сторон, лишь сроком возможной эксплуатации транспортного средства, а по длительности может включать в себя определенное количество заключаемых договоров.

Например, закрытое акционерное общество «Московское такси» (г. Москва) сдает в аренду легковые автомобили индивидуальным предпринимателям либо на двенадцать часов, либо на сутки. Данный временной промежуток действия договоров аренды автомобилей с целью коммерческой перевозки физических лиц и багажа, является, как показала практика, наиболее удобным и экономичным, независимо от того, что заключаются они, как правило, с одними и теми же лицами на один и тот же предмет договора, точнее, на идентичные как по номеру, так и по серии автомобили.

Срок договора аренды транспортного средства является диспозитивным, то есть устанавливаемым по соглашению сторон. Однако можно ли его отнести к абсолютно определенным срокам? В ГК РФ не оговаривается ни предельно возможный срок договора аренды транспортных средств, ни срок как обязательное условие заключения договора, без которого он не может считаться заключенным. То есть, если договор заключается на неопределенный срок своего действия, либо он вообще не указывается в соответствии с общей нормой п. 2 ст. 610 ГК РФ, положения ч. 2 ст. 632 и ч. 2 ст. 642 Кодекса теряют свою актуальность, юридическую значимость для конкретных возникающих правоотношений. Из данного вывода следует, что срок договора аренды может быть неопределенным (неуказанным). А значит, срок договора и срок, на который арендатор может получить транспортное средство в пользование, могут совпадать, в отличие от прежнего законодательства, которое ограничивало срок действия договора аренды транспортных средств, по общему правилу, до одного года.

И все же остается вопрос, может ли быть договор аренды транспортного средства бессрочным?

С одной стороны, общие нормы о сроке аренды (п.п. 1,2 ст. 610 ГК РФ) диспозитивны и не ограничивают, как правило, срок договора минимальными и максимальными временными рамками. С другой стороны, системное толкование норм § 3 главы 34 ГК РФ (прежде всего, ст.ст. 632, 642) и, в частности, положений действующего Кодекса торгового мореплавания Союза ССР (ст.ст. 178, 182) определенно формирует представление о срочном характере договора аренды транспортного средства.

Данная коллизия, на наш взгляд, только кажущаяся, так как договор аренды транспортного средства, безусловно, фактически срочен, что вытекает, прежде всего, из самого предмета договора аренды, срок эксплуатации которого в силу технических характеристик ограничен, а значит, и время существования договора его аренды предельно.

Однако в рассматриваемом договоре срок его действия может не оговариваться, поскольку не является его существенным, обязательным условием. При этом не следует считать, что договор заключен бессрочно. Данный факт лишь означает, «что срок договора наступает тогда, когда та или другая из договаривающихся сторон потребует его прекращения... Срок только не определен точно при самом его заключении, а контрагенты предоставили себе определить его впоследствии» Мейер, Д.И. Указ. соч. - С. 262..

Это теоретическое положение подтверждается новым ГК РФ. В комментарии к нему подчеркивается: правовые последствия оформления договора без указания срока аренды заключаются в том, что каждая из сторон такого договора получает право отказаться от него в любое время в одностороннем порядке при условии предупреждения об этом другой стороны за один месяц, а при аренде недвижимости - за три месяца Витрянский, В.В. Указ. соч. - С. 10..

Исключительно сам собственник, другие управомоченные и заинтересованные стороны, как ни какие другие лица, заинтересованы и могут точно определить целесообразность, экономичность и рентабельность установления необходимых сроков.

2. Виды договора аренды транспортных средств

2.1 Договор аренды транспортных средств без экипажа

Договор аренды транспортного средства без экипажа - один из двух видов, обозначенных в Гражданском кодексе России (ст.ст. 642-649, выделенные в подпараграф 2 § 3 главы 34), договоров аренды транспортных средств. Статья 642 ГК РФ дает определение договора следующим образом: «По договору аренды транспортных средств без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации».

Как следует из законодательного определения, данный договор регулирует исключительно арендные отношения, то есть не включает в себя, прежде всего обязательств по предоставлению возможных сопутствующих услуг по управлению и технической эксплуатации транспортным средством. К примеру, при договоре аренды морского (речного) судна (димайз-чартере, бербоут - чартере) это означает, что «в период действия договора судно в коммерческом, административном и навигационно-техническом отношении переходит во владение фрахтователя. Судовладелец получает лишь арендную плату за использование судна, находящегося в его собственности» Ерпылева, Н.Ю. Международное транспортное право// Законодательство и экономика. - 2007. - № 9. - С. 17..

Главным образом, поэтому в научной правовой литературе рассматриваемый договор не вызывает полемики по определению своей правовой природы. В отличие от договора фрахтования на время с экипажем его однозначно относят к гражданско-правовому институту аренды.

Аренда транспортного средства без экипажа может иметь место в составе договора аренды определенного имущественного комплекса, в инфраструктуру которого входит транспортное средство. Например, договор аренды между акционерными обществами открытого типа «Тюменьавиатранс» и «Аэропорт Сургут» от 30 марта 1994 г. № ДА-034/94 на здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства и иное имущество, необходимое для деятельности аэропорта Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июня 2007 г. - № 3140/07 // Вестник ВАС РФ. - 2007. - № 12. - С. 23.. Тесная технологическая связь транспортного средства с иными вещами в инфраструктуре имущественного комплекса, их единая производственная целевая применимость делает практически целесообразным не выделять аренду транспортного средства в отдельное соглашение, а рассматривать ее в общей составляющей договора аренды имущественного комплекса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.