на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Договор подряда и его виды
p align="left">Подрядчиками по договору строительного подряда признаются субъекты гражданского права, имеющие необходимые для выполнения строительно-монтажных работ и связанных с ними услуг полномочия.

Данные полномочия основываются на соответствующем объеме дееспособности и правоспособности субъекта гражданского права, виде и организационно-правовой форме юридического лица и лицензии, поэтому не все организации с установленным предметом деятельности могут заключать и исполнять договоры строительного подряда в качестве подрядчиков (например, банки, инвестиционные фонды, страховые организации).

Спикер Совета Федерации Сергей Миронов в настоящее время готовит законопроект, предусматривающий создание государственной строительной корпорации, которая занималась бы основными вопросами строительного рынка. В одном из интервью он говорил: «Я готовлю закон о государственной строительной корпорации, создание которой позволит решить во многом проблему с доступным жильем»[ РБК daily. Миров готовит законопроект / РБК daily. Режим доступа: [http: // www.rbkdaily.ru 30/07/2007]. По замыслу С.Миронова, государственная строительная корпорация нанимала бы в подряд строительные организации, которые строили бы жилье для предоставления его потом стоящим в очереди на получение квартир, а также жилье, которое будет потом предоставляться гражданам на условиях социального найма. По мнению вице-президента Ассоциации строителей России Владимира Пономарева, «не госкорпорация нужна сейчас, а государственная жилищная политика, где были бы четко зафиксированы дифференцированные по категориям граждан механизмы и достаточные объемы финансового участия бюджетов всех уровней. Без этого мы не переломим ситуацию в жилищной сфере, а пресловутый "жилищный вопрос" будет вечным уделом россиян»[ ИА «Альянс-Медиа». Спикер готовит законопроект / ИА «Альянс-Медиа». Режим доступа: [http: // www.allmedia.ru 01/08/2007].].

Таким образом, проанализировав параграф в целом, можно сделать вывод:

Выявление существенных условий договора строительного подряда необходимо не только для решения вопроса о его заключении, но и для установления применимого права. Существенными условиями данного договора являются условия о предмете, цене и сроке договора. Форма договора строительного подряда в большинстве случаев письменная, причем документ составляется в виде единого документа, подписываемого сторонами договора - подрядчиком и заказчиком. Участие третьих лиц на стороне заказчика и подрядчика не исключается, но тогда в данном случае становится значимой система генерального подряда, приводящая к тому, что на стороне подрядчика в выполнении строительно-монтажных работ могут выступать субподрядчики.

Рассмотрение элементов и выявление существенных условий договора строительного подряда позволяет определить предпосылки заключения, изменения и прекращения данного договора, чему посвящается следующий параграф нашего исследования.

2.2. Заключение, изменение и прекращение договора строительного подряда

В соответствии с действующим законодательством заключению договора строительного подряда предшествует формирование ряда формально-юридических предпосылок.

Организационно-правовыми основаниями строительства являются разрешение на строительство, наличие лицензии на строительную деятельность, разрешение собственника земельного участка и (или) здания, сооружения, наличие строительной документации, подтверждающей соблюдение публично-правовых требований, перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд[ См.: Гуев А.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2006. С.683.]. Возможны и другие правовые основания выполнения строительных работ.

Не изученность правовых предпосылок договора строительного подряда нарушает единство правового регулирования, не позволяет исследовать, оценить и учесть межпредметные взаимосвязи при осуществлении конкретных видов деятельности, в данном случае -- строительства, разрывает взаимосвязь частных и публичных интересов при выполнении строительных работ.

В основе заключения и исполнения договора строительного подряда лежат различные индивидуальные гражданско-правовые, административные и корпоративные акты, влияющие на существенные условия договора, права и обязанности подрядчика и заказчика.

Структурный анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие способы заключения договора строительного подряда: общий, который заключается в обмене заинтересованными лицами офертой и акцептом; специальный, заключающийся в учете результатов проведенных подрядных торгов; на основе обязанности заключить гражданско-правовой договор[ См.: Суханов Е.А. Гражданское право. М., 2006. С.204.]. Посредством обмена офертой и акцептом заключаются договоры строительного подряда, как правило, на выполнение небольшого объема и несложных либо с незначительной ценой исполнения строительно-монтажных работ. Несмотря на то, что форма договора строительного подряда подчиняется общим правилам о форме сделок, что делает возможным существование договора строительного подряда в устной форме, в большинстве случаев данные соглашения заключаются в письменной форме.

Односторонний отказ от исполнения договора строительного подряда в установленных законом или соглашением сторон случаях явно относится к группе односторонних сделок, однако правопрекращающие последствия возникают в сфере договорных отношений. Также и при заключении договора строительного подряда: никто не может в силу свободы договора понудить заключить тот или иной договор; в акцепте или оферте выражается воля одного лица; если оферта не устраивает будущего акцептанта, то он не обязан принимать оферту; только после получения оферентом акцепта договор считается заключенным[ См.: Абова Т.Е., Богуславская М.М., Кабалкина А.Ю. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2006. С.120.]. Следовательно, возможна и такая ситуация, когда оферта и акцепт не приведут к установлению договорных отношений, оставаясь односторонними сделками.

Сформулированные в итоге выводы соотносятся с содержанием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно статье 5 Закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются «осуществляемые в предусмотренном законом порядке действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»[ Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, №1, ст.40.]. Таким образом, в целях заключения соответствующих контрактов уполномоченные органы и заказчики совершают предусмотренные законом односторонние действия, а поскольку данные действия направлены на достижение гражданско-правового результата -- заключение государственных и муниципальных контрактов, то они не могут быть ничем иным, как односторонними сделками.

Подрядные торги как специальный способ заключения договора строительного подряда представляют собой форму выявления наилучшего акцепта. Обязанность по проведению подрядных торгов в форме аукциона или конкурса фиксируется лишь при размещении заказов на подрядные работы для государственных или муниципальных нужд при реализации соответствующих инвестиционных проектов, в остальных случаях заказчик самостоятельно решает вопрос о размещении посредством торгов своего заказа[ См.: Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. М., 2006. С.397.].

Что касается заключения гражданско-правовых договоров, содержащих подрядные элементы, связанные с выполнением строительно-монтажных работ и взаимосвязанных с ними услуг, то к настоящему времени сложилась довольно сложная и запутанная система установления договорных и контрактных отношений, содержание которой сводится к необходимости проведения соответствующих торгов. Основной нормой при этом является статья 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации,[ Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст.3823.] согласно которой все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно в рамках государственных или муниципальных контрактов. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами и включают в себя обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта. Согласно требованиям законодательства проведение торгов при заключении государственного или муниципального контракта на сумму до 2 000 минимальных размеров оплаты труда необязательно, но заказ должен быть.

Применительно к заключению государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для соответствующих нужд Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусматривает две разновидности торгов: аукцион и конкурс, что отвечает требованиям статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации. Без проведения торгов государственный или муниципальный контракт может заключаться путем запроса котировок как у подрядчика, так и на товарных биржах, а поскольку строительно-монтажные работы биржевым товаром не являются, то заключение государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для соответствующих нужд на товарной бирже невозможно[ См.: Абова Т.Е., Богуславская М.М., Кабалкина А.Ю. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2006. С.124.].

В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под запросом котировок понимается «способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта»[ Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, №1, ст.40.]. Таким образом, по своей правовой сущности размещение государственного или муниципального контракта путем запроса котировок представляет собой разновидность открытого аукциона, поскольку в запросе котировок может участвовать каждый.

Размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика) как способ заключения государственного или муниципального контракта носит исключительный характер, обусловленный тем, что он применяется только в случаях, прямо предусмотренных законом. В отсутствие аукциона или конкурса у исполнителя, подрядчика не возникает никаких обязанностей по заключению соответствующего контракта.

В предусмотренных законом случаях возникает обязанность той или иной стороны заключить договор строительного подряда. По действующему законодательству данная обязанность имеет место при публичности договора строительного подряда. В пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[ Российская газета, 1996, №28.] от 1 июля 1996 года разъясняется, что при разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора, необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги, возложено на коммерческую организацию.

Изменение и расторжение заключенного договора строительного подряда возможно по определенным правовым основаниям. Один из недостатков действующего гражданского законодательства состоит в том, что оно не содержит понятия изменения и расторжения договора строительного подряда, равно как и другого гражданско-правового договора. Исходя из смысла норм, закрепленных главой 29 Гражданского кодекса Российской Федерации, можно сформулировать понятие изменения гражданско-правового договора -- внесение в условия гражданско-правового договора уточнений, дополнений и поправок[ См.: Гуев А.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2006. С.685.]. Например, в практике договорных отношений часто возникает необходимость внесения изменений в договор долевого участия в строительстве объектов недвижимости в связи с колебаниями в рыночной конъюнктуре.

Что касается приостановления договора строительного подряда, то это пока неизвестная действующему законодательству категория. Так как приостановление договора строительного подряда не предусматривается действующим законодательством, то в случае принятия решения правомочного государственного органа об приостановлении или прекращении соответствующей строительной деятельности, гражданско-правовой договор, опосредующий такую деятельность прекращается, поскольку невозможно его исполнение.

Договор строительного подряда, как и любой гражданско-правовой договор, может изменяться и расторгаться по установленным законом и соглашением сторон основаниям и в предусмотренном порядке. Не совсем верно связывать изменение договора строительного подряда только с внесением изменений в проектно-сметную и техническую документацию, так как глава 37 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет разнообразные случаи изменения договора строительного подряда[ См.: Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. М., 2006. С.394.]. Изменение объекта и цены, безусловно, влияющее на права и обязанности сторон, более распространено на практике, чем иные случаи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.