на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Договор подряда в гражданском праве
p align="left">Иное значение придается условию о цене. В договоре бытового подряда, в отличие от многих других договоров <*>, за этим условием признается значение существенного, т.е. такого, по которому достижение согласия сторон является непременным. При этом, если цена устанавливается или регулируется компетентным органом, договор не должен ее превысить. В зависимости от обстоятельств интересы той или другой стороны защищаются тем, что условие договора о цене, которым нарушено указанное требование, признается ничтожным, а вместо него соответствующее условие будет действовать в редакции, которая воспроизводит утвержденную цену. Условие о цене и в этом договоре подряда может выражать смета. По требованию заказчика подрядчик обязан ее составить, с тем, однако, что она приобретает обязательную силу только с момента согласования ее с заказчиком. Как это предусмотрено и в Общих положениях о подряде, Правила различают твердую и приблизительную смету. Содержащиеся на этот счет в Законе и Правилах положения в основном совпадают с теми, которые предусмотрены в § 1 гл. 37 ГК (имеется в виду ст. 709 ГК).

Договор строительного подряда должен предусматривать, среди прочего, какая из сторон и в какой срок обязана предоставить техническую документацию. В случае если это должен сделать подрядчик, документация подлежит одобрению со стороны заказчика. Договор, по которому предоставление проекта составляет обязанность подрядчика, именуется "проектно-строительным контрактом" Кузнецова Н.Г. Подрядные договоры в инвестиционной деятельности в строительстве. Киев, Житня, 1993.- С.15.. Помимо распределения обязанностей по представлению проектно-сметной документации, в договоре должны быть установлены ее состав и содержание.

Таким образом, условия, определяющие, кто и когда обязан передать проектно-сметную документацию и каково ее содержание, относятся к числу необходимых, а значит, тем самым, в силу ст. 432 ГК и существенных условий данного договора.

Как и все иные подрядные договоры, договор на выполнение проектных и изыскательских работ имеет собственный материальный объект: им служит результат, который выражается в проектно-технической документации и полученных в результате проведенных изысканий данных.

Материальный объект рассматриваемого вида подрядных договоров обладает той особенностью, что выраженный в нем результат работ является лишь промежуточным. Имеется в виду, что конечный результат будет достигнут при реализации промежуточного объекта в материальном объекте другого договора - строительного подряда. А с этим связано то, что окончательная оценка проектной документации и данных, полученных в результате изыскательских работ, может проявиться в конечном счете при завершении строительства и последующей эксплуатации объекта, выстроенного в соответствии с проектно-технической документацией и с учетом проведенных изысканий. В этой связи законодатель возложил на того, кто выступал в роли подрядчика в настоящем договоре, последствия ненадлежащего составления технической документации и выполнения работ с недостатками, включая обнаруженные в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации созданного на основе проектно-технической документации объекта (п. 2 ст. 761 ГК). Еще одна особенность данного договора выражается в том, что он не всегда завершается передачей результата проектных и изыскательских работ. Имеются в виду ситуации, при которых проектант превращается в определенном смысле в участника строительства, прежде всего осуществляя авторский надзор за ходом строительных работ. По этой причине требования к авторскому надзору и последствиям их нарушения обычно закрепляются самим договором на выполнение проектных и изыскательских работ.

Содержанию государственного контракта посвящен п. 1 ст. 766 ГК. В нем предусмотрена необходимость включения в государственный контракт условий об объеме и стоимости подлежащих выполнению работ, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. Особые правила действуют на случай, если государственный контракт на размещение заказа на подрядные работы для государственных нужд заключается по результатам конкурса. Тогда в соответствии с п. 2 ст. 766 ГК содержание государственного контракта устанавливается с использованием двух источников. Первый - условия объявленного конкурса (они должны определяться в соответствии с федеральными и межгосударственными целевыми программами). Второй - объявленные условия конкурса и представленные на конкурс предложения, которые исходят от подрядчика, признанного победителем конкурса.

Перечисленные в п. 1 ст. 766 ГК условия являются по своему правовому значению обязательными и тем самым существенными для государственного контракта.

В силу ст. 72 Бюджетного кодекса РФ в государственный контракт должно быть включено обязательное условие о выплате неустойки на случай нарушения исполнителем договора. Круг условий государственного контракта в ряде случаев расширяется специальными законодательными актами. Так, ФЗ РФ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" выделяет возможность установления в контракте условий контроля со стороны государственного заказчика за ходом работ и оказания консультативной и иной помощи подрядчикам. При этом, однако, как в Законе подчеркнуто, без вмешательства в их оперативно-хозяйственную деятельность.

2.2 Иные условия договора подряда

Более подробно урегулирован вопрос о цене. Прежде всего, следует отметить, что, как вытекает из п. 1 ст. 709 ГК, содержащего отсылку к п. 3 ст. 424 ГК, цена, в отличие от срока, не является существенным условием договора подряда. При отсутствии цены в договоре и невозможности ее определения исходя из условий договора оплата должна производиться по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы. Значит, согласованной цены в подрядном договоре, как и во всех других договорах, для которых законом не установлено иное, может и не быть. Изложенной точке зрения не противоречит указание, содержащееся в п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8: "При наличии разногласий по условию о цене и недостижении сторонами соответствующего соглашения договор считается незаключенным". Применительно к подряду следует исходить из того, что данное указание относится только к случаю, когда стороны не только разошлись по вопросу о цене, но по крайней мере одна из них настаивала на включении данного условия. Именно по этой причине условие о цене, как и любое другое условие, относительно которого по заявлению стороны должно быть достигнуто соглашение, становится существенным.

Цена не относится к числу существенных условий договора подряда. При ее отсутствии в договоре цена определяется на основе цены, взимаемой за аналогичные работы при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК). Цена в договоре подряда состоит из суммы, компенсирующей издержки подрядчика (стоимость материалов, амортизация оборудования и т.п.), и вознаграждения за работу подрядчика. Если цена работы определяется путем составления сметы, последняя должна быть подтверждена заказчиком. Лишь после этого условие о цене считается согласованным и цена в виде сметы становится частью договора.

В п. 4 ст. 709 ГК установлена презумпция твердой цены работы, в том числе и в случае определения ее в виде сметы. Приблизительность цены должна быть обусловлена договором. Превышена в порядке, установленном в п. 5 ст. 709 ГК, может быть только приблизительная цена, и только при возникновении необходимости в проведении дополнительных работ, требующих дополнительных расходов. Твердая цена изменению не подлежит, за исключением случая, предусмотренного в ч. 2 п. 6 ст. 709 ГК, где предусмотрено право подрядчика требовать увеличения твердой цены, а в случае отказа заказчика - требовать в судебном порядке расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК).

Следует обратить внимание, что как твердая, так и приблизительная цена работы по договору подряда при наличии предусмотренных в ст. 709 ГК условий может быть изменена только в сторону ее увеличения. Уменьшена цена работы может лишь в случае, предусмотренном в п. 1 ст. 710 ГК.

По общему правилу ст. 709 и п. 1 ст. 710 ГК цена договора подряда не подлежит изменению в сторону ее уменьшения. Исключением является случай, когда экономия подрядчика оказывается обусловлена снижением качества работы. Бремя доказывания этого обстоятельства лежит на заказчике. Если иное не предусмотрено законом или договором, обязанность уплаты цены возникает у заказчика только после окончательной сдачи ему результатов работы. Следует обратить внимание, что досрочная сдача результатов работы допускается только с согласия заказчика (ст. 711 ГК).

При неисполнении заказчиком обязанности уплатить установленную цену либо иную сумму, причитающуюся подрядчику в связи с выполнением договора подряда, подрядчик имеет право на удержание в соответствии со ст. 359 и 360 ГК результата работ, а также принадлежащих заказчику оборудования, переданной для переработки или обработки вещи, остатка неиспользованного материала и другого оказавшегося у него имущества заказчика до уплаты заказчиком соответствующих сумм. Удержание представляет собой один из предусмотренных ГК способов обеспечения надлежащего исполнения обязательств. В данном случае удержанием обеспечивается исполнение денежных обязательств заказчика, вытекающих из договора подряда.

Цена в договоре подряда включает в себя компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК), и далее в законе не сказано о других формах определения цены по договору подряда. Законодатель лишь подчеркивает, что цена работы (сметы) может быть приблизительной или твердой. При этом различие между ними имеет важное практическое значение. Так, согласно п. 5 ст. 709 ГК, при приблизительной цене подрядчик вправе перед заказчиком ставить вопрос о повышении цены. В этом случае заказчик может отказаться от договора и уплатить подрядчику цену за фактически выполненную работу. Однако факт увеличения цены может иметь место:

а) если необходимо провести дополнительные работы, требующие существенного повышения цены;

б) либо когда необходимость повышения цены достаточно глубоко обоснована и об этом заранее предупрежден заказчик.

По смыслу абзаца 1 п. 6 ст. 709 ГК подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик - ее снижения, в том числе и в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. Пересмотр твердой цены, как исключение, допускается:

- при существенном изменении обстоятельств выполнения подряда (по правилам статьи 451 ГК РФ);

- при наличии экономии подрядчика (п. 1 ст. 710 ГК);

- при ненадлежащем качестве выполненных по подряду работ (п. 1 ст. 723 ГК);

- при неиспользовании подрядчиком для работ всего материала заказчика (п. 1 ст. 713 ГК).

Законодатель не раскрывает понятия "существенное возрастание стоимости материалов" (абзац 2 п. 6 ст. 709 ГК). На практике нам известен случай невиданного скачка цен, который в народе прозвали "черным вторником", когда произошло обвальное падение курса рубля Витрянский В.В. Договор: порядок заключения, изменения и расторжения, новые типы. Комментарий к ГК РФ. М.: Центр деловой информации, 1995. - С. 131. (17 августа 1998 г. - дефолт рубля). Такой взлет цен, приведший к сплошному удорожанию всех видов продукции и товаров, несомненно, можно отнести к понятию "существенное возрастание стоимости".

Непосредственное отношение к определению стоимости подрядных работ имеют статьи "Экономия подрядчика" (ст. 710 ГК), "Порядок оплаты работы" (ст. 711 ГК) и "Удержание" (ст. 712 ГК).

Полученная подрядчиком экономия никоим образом не должна негативно сказываться на качестве работ (п. 1 ст. 710 ГК). Второе: норма об экономии подрядчика имеет диспозитивный характер, поскольку договором может быть предусмотрено распределение экономии между сторонами подрядного договора (п. 2 ст. 710 ГК). Иначе говоря, вопрос о распределении экономии решается непосредственно по согласованию участников подрядного договора и должен быть зафиксирован в его условиях. Однако если в подрядном договоре отсутствует решение вопроса о распределении экономии подрядчика, она останется у подрядчика. Это правило вытекает также из буквального толкования договора (ст. 431 ГК).

Специфической особенностью подряда является порядок оплаты работ. Он применяется по правилам Кодекса лишь тогда, когда порядок оплаты (ее способ, время, аванс или задаток) не предусмотрен в самом договоре. Согласно п. 1 ст. 711 ГК, в случае отсутствия в договоре условий об оплате работ оплата производится после завершения работ при определенных отлагательных условиях, а именно:

а) после окончательной сдачи результатов работ;

б) при выполнении работ надлежащим образом;

в) при выполнении работ в срок, согласованный с заказчиком;

г) при выполнении работ досрочно, с согласия заказчика (п. 1 ст. 711 ГК).

В числе различных ситуаций, связанных с расчетами по договору подряда, возможна и такая: подрядчику в ходе выполнения работ не только не понадобилось дополнительных ассигнований со стороны заказчика, но им достигнута определенная экономия. И тогда возникает вопрос о том, какая из сторон имеет право на достигнутую таким образом экономию.

Кодекс (ст. 710) на этот случай предусматривает: если фактические расходы подрядчика оказались меньшими по сравнению с теми, которые учитывались при определении цены работы (в частности, подразумевается составленная и согласованная сторонами смета), подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, указанной в договоре. Правда, заказчик может возражать против этого, ссылаясь на то, что экономия повлияла на качество работ. Но тогда ему придется доказать наличие указанного обстоятельства. Ухудшение, о котором идет речь, отнюдь не означает непременно наличия недостатков в работе. Оно может быть и таким, которое к числу недостатков отнести нельзя, но все же качество работ оказалось ниже обусловленного в договоре (например, если в договоре были указаны требования к качеству более высокие, чем те, которые можно рассматривать как "обычные"). Сторонам предоставляется право отступить от приведенного выше решения, предложенного самим законодателем, предусмотрев распределение экономии в определенном соотношении между контрагентами (п. 2 ст. 710 ГК). Если стороны изберут именно этот вариант - смысл подобного решения состоит в том, что таким образом проявляется обоюдный интерес к экономии у обеих сторон - целесообразно, чтобы, не ограничиваясь воспроизведением самой нормы о распределении экономии между контрагентами, они предусмотрели в договоре, в каком соотношении это будет сделано. Если в договоре соответствующего условия не окажется, при возникновении спора перед судом возникнет необходимость установить размеры долей каждого из контрагентов, опираясь на учет конкретных обстоятельств. Один из возможных путей - выяснить, каким образом получена экономия, связана ли она с усилиями подрядчика, который использовал более эффективный способ выполнения работ, произошла ли в результате изменения задания заказчиком либо, наконец, по причинам, вообще не зависящим ни от одного из контрагентов (например, вследствие происшедшего изменения конъюнктуры рынка: изменения цен на отдельные элементы сметы - стоимости материалов, цены услуг и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.