на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Экологическое право как отрасль права
p align="left">12. Федеральное экологическое законодательство как источник экологического права. Конституция РФ. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

При анализе Конституции РФ как источника экологического законодательства можно выделить две группы норм:

- общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности,

- непосредственно экологические.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма имеет непосредственное отношение к экологическому праву, прежде всего в части обеспечения, соблюдения и защиты, экологических прав каждого. "Достойная жизнь человека", которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические аспекты.

Конституция устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9). Это положение может оцениваться как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов - природопользователей. Оно содержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов.

Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Одновременно с признанием субъективных экологических прав Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

С учетом федеративного устройства России Конституция определяет, какие вопросы в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (ст. 71). В основном вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72).

Важнейшим среди федеральных источников экологического права является Федеральный закон (ФЗ) «Об охране окружающей среды», принятый 10 января 2002 г. Это означает, что в вопросах охраны окружающей среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.

Закон определил правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

13. Понятие и система международного экологического права. Принципы международного экологического права

Международное экологическое право - это совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов в области ООС и рационального природопользования.

Систему международного экологического права образуют правовые нормы - определения, принципы, предписания, запреты, процедуры, условия, подлежащие обязательному соблюдению при осуществлении тех или иных видов деятельности и содержащиеся в двусторонних и многосторонних международных соглашениях, полностью или частично регулирующих межгосударственные и иные международные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Принципы международного экологического права Эти принципы можно разделить на две группы: основные и специальные. К основным относятся общие принципы международного права, которые имеют косвенное отношение к экологии и только при определенных обстоятельствах приобретают экологическое звучание. К ним относятся: 1) обобщающий принцип мирного сосуществования; 2) принцип поддержания мира и международной безопасности, из которого вытекают принципы территориальной целостности и нерушимости границ государств, запрещение применения силы и угрозы силы, мирное разрешение международных споров, международная ответственность стран; 3) принцип международного сотрудничества, из которого вытекает суверенное равенство государств и уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела и добросовестное выполнение международных обязательств; 4) принцип защиты прав человека, народов и наций, из которого следует уважение прав человека и его основных свобод и самоопределение народов и наций. Специальные принципы международного экологического права имеют прямое отношение к экологическим проблемам. К ним относятся: 1) принцип защиты ОС на благо нынешнего и будущего поколений; он означает обязанность государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества ОС; 2) общий принцип экологической безопасности отражает глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области ООС; 3) принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба, ограничивающий действия государств на своей территории, которые могут нанести ущерб состоянию ОС соседней страны, и означающий ответственность государств за нанесение экологического ущерба; 4) экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов планеты, пока что этот принцип в большой степени декларативен и не имеет четкого единообразного толкования, но его постепенное внедрение соответствует критериям Концепции устойчивого развития, связанным с использованием возобновляемых и не возобновляемых ресурсов; 5) принцип недопустимости радиоактивного заражения ОС, этот принцип касается как военной, так и мирной стороны использования ядерной энергии (примеры из отечественного законодательства); 6) принцип защиты экосистем Мирового океана обязывает страны принимать все требуемые меры по предотвращению загрязнения морской воды всеми возможными источниками; 7) принцип запрета военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по запрещению использования таких видов оружия, которые бы наносили необратимый вред природным экосистемам; 8) принцип контроля за соблюдением международных договоров по ООС предусматривает создание разветвленной сети не только национальных, но и международных органов мониторинга и контроля качества ОС; они должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе параметров и критериев, признанных на международном уровне; 9) принцип международно-правовой ответственности государств за нанесение ущерба ОС предусматривает ответственность стран на ущерб экосистемам за пределами национальной юрисдикции.

14. Подзаконные акты как источники экологического права. Экологическое законодательство субъектов РФ. Решения судебных органов

Подзаконные нормативные акты как источники экологического права представляют собой документы правового характера, принимаемые Правительством РФ, правительствами республик, органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов

Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, природопользование и охрану окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей региона.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах. В республиках-субъектах РФ - это конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов (например, Устав города Москвы), кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана), законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения.

В рамках достаточно широко распространенной практики заключения соглашений о взаимной передаче своих полномочий (ст. 78 Конституции РФ) между Российской Федерацией и ее субъектами имеются многочисленные примеры договоров в сфере природопользования и охраны окружающей среды (между Правительством РФ и правительствами Башкортостана, Свердловской области и др.).

В Конституции России предусмотрена система юридических гарантий экологических прав человека и гражданина. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

- судебная защита прав и свобод и т.д.

Согласно Закону "Об экологической экспертизе" заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке (ст. 18). К примеру, центральный районный суд г. Хабаровска признал недействительным с момента утверждения положительное заключение государственной экологической экспертизы по материалам проекта "Сахалин-1" о строительстве морского терминала и незаконным решение ГУПР МПР России по Хабаровскому краю об утверждении заключения.

Заявители - граждане (жители Ульчского района Хабаровского края) и ДВ МЭОО "Экодаль" доказали, что при проведении государственной экологической экспертизы были нарушены требования законодательства РФ и важнейшие принципы экологической экспертизы - гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения; комплексности оценки воздействия на окружающую среду; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.

Первоначально заявители оспорили решение об утверждении экспертизы по проекту, о котором они случайно узнали спустя полгода на Дне открытых дверей, который проводил ответчик - компания "Эксон Нефтегаз Лимитед". Когда же удалось ознакомиться с текстом самого заключения, истребованного судом, выяснилось, что при его подготовке и утверждении не принималось во внимание рыбохозяйственное значение залива Чихачева, где будет располагаться морской нефтеналивной терминал, а представители заинтересованного лица не смогли пояснить, на чем основано утверждение экспертной комиссии, что этот залив не относится к водоемам высшей рыбохозяйственной категории.

15. Правовой режим национальных и природных парков

С учетом специфики данного вида особо охраняемой территории и задач, которые на них возлагаются при создании, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:

- заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

- особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

- познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

- рекреационная, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;

- охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

- обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

- хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

В районах проживания коренного населения на специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы.

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов РФ и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В отличие от национальных парков, которые являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения, природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Решение об их образовании принимают органы государственной власти субъектов РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.