на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Экологическое право как отрасль права
p align="left">(ФЗ - Об особо охраняемых природных территориях Статья 2. Категории и виды особо охраняемых природных территорий)

26. Понятие и общая характеристика экологического управления

Экологическое управление - урегулированная нормами права деятельность специально уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также деятельность юридических лиц и граждан, направленная на создание конкретных правоотношений в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования, соблюдения экологических прав и исполнения экологических обязанностей.

Целью правового регулирования в экологическом праве является гармонизация отношений человека и природы, охрана окружающей среды и отдельных природных объектов, рациональное природопользование. Поэтому особое значение имеет специальная деятельность, направленная на достижение необходимого правового результата. Нормативного воздействия самого по себе не достаточно для эффективности для эффективности эколого-правовых норм, требуются управленческие воздействия административного, дисциплинарного, финансового и экономического характера, издание правоприменительных актов. Таким образом, экологическое управление - объективно необходимая деятельности, направленная на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

В зависимости от субъекта экологического управления можно выделить его различные виды:

· органы государственной власти и их должностные лица - государственное экологическое управление;

· органы местного самоуправления и их должностные лица - муниципальное экологическое управление;

· юридические лица, индивидуальные предпринимателя - производственное экологическое управление;

· граждане, общественные объединения - общегражданское экологическое управление.

В системе органов государственной власти в сфере экологического управления можно выделить:

1) органы общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ) - органы широкой компетенции, которая, в том числе, охватывает и вопросы экологического управления;

2) специально уполномоченные органы - органы государственной власти, специально созданные для осуществления государственных функций в сфере экологического управления;

3) иные органы, имеющие отдельные экологические функции - органы государственной власти, как правило, регулирующие смежные области общественной жизни (безопасность, охрана здоровья и т.п.), которые обладают отдельными функциями в сфере экологического управления.

27. Правовой режим памятников природы

Территории, занятые природными объектами и комплексами, объявленными памятниками природы, могут быть особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения. Они учреждаются решениями Правительства России и исполнительными органами субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды. Памятники природы находятся в ведении государственных органов, их учредивших. Но они могут быть переданы федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в ведение и под охрану иных лиц. При этом оформляются охранное обязательство, паспорт и другие документы.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства РФ или органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

На территории, на которой находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, которая влечет или может влечь нарушение сохранности памятников природы. На собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых находятся памятники природы, Законом возложена обязанность по обеспечению режима их особой охраны.

(Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы ФЗ -33 ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ)

28. Система и компетенция органов государственного экологического управления

В системе органов государственной власти в сфере экологического управления можно выделить:

1) органы общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ) - органы широкой компетенции, которая, в том числе, охватывает и вопросы экологического управления;

2) специально уполномоченные органы - органы государственной власти, специально созданные для осуществления государственных функций в сфере экологического управления;

3) иные органы, имеющие отдельные экологические функции - органы государственной власти, как правило, регулирующие смежные области общественной жизни (безопасность, охрана здоровья и т.п.), которые обладают отдельными функциями в сфере экологического управления.

Органы общей компетенции.

Президент Российской Федерации является гарантом и экологических прав человека и гражданина, закрепленных в статье 42 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование органов государственная власти, включая органы экологического управления.

Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан (статья 114 Конституции РФ).

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность (статья 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"), включая и федеральные органы исполнительной власти в сфере экологического управления.

Непосредственные полномочия Правительства РФ в сфере экологии и охраны природы закреплены в статье 18 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации":

· обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

· принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

· организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

· координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Федеральными законами Правительству РФ предоставлены полномочия по регулированию различных правоотношений в сферах охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Специально уполномоченные органы.

К специально уполномоченным органам можно отнести:

· Министерство экологии и природных ресурсов РФ;

· Федеральная служба по надзору в сфере природопользования РФ (находится в ведении Министерства экологии и природных ресурсов РФ);

· Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ (находится в ведении Министерства экологии и природных ресурсов РФ);

· Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ (находится в ведении Министерства экологии и природных ресурсов РФ);

· Федеральное агентство по недропользованию РФ (находится в ведении Министерства экологии и природных ресурсов РФ);

· Федеральное агентство водных ресурсов РФ (находится в ведении Министерства экологии и природных ресурсов РФ);

· Федеральное агентство лесного хозяйства РФ (находится в ведении Минсельхоза РФ);

· специально уполномоченные органы субъектов РФ (например, в Челябинской области - Министерство радиационной и экологической безопасности Челябинской области).

Иные органы, имеющие отдельные полномочия в сфере экологического управления

Отдельные полномочия в сфере экологического управления имеются у ряда органов государственной власти:

· Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации) - в части санитарно-гигиенического нормирования, экологии человека, надзора за состоянием среды обитания человека;

· Министерство обороны РФ - в части экологического обеспечения Вооруженных Сил в целях сохранения и восстановления в ходе повседневной деятельности и боевой подготовки войск (сил) окружающей природной среды, а также снижения воздействия экологически неблагоприятных факторов на личный состав и объекты военной и социальной инфраструктур и другие.

29. Меры охраны климатической системы

Климатическая система -- это не только атмосфера, она включает в себя и гидросферу (все океаны, моря, озера, реки), и криосферу (поверхность суши, снег, морской и горный лед, а также лед, содержащийся в материковых щитах Гренландии, Антарктиды и полярных островов), и, наконец, биосферу, объединяющую все виды живого..

Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и вследствие этого угроза существованию на Земле живых организмов, в том числе человека, потребовали решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования использования природных ресурсов. К таким мерам относятся создание безотходных технологий, очистных сооружений, упорядочение использования пестицидов, прекращение производства ядохимикатов, способных накапливаться в организме, рекультивация земель и пр., а также создание охраняемых территорий (заповедники, национальные парки и др.), центров по разведению редких и исчезающих животных и растений (в том числе для сохранения генофонда Земли), составление мировой и национальных Красных книг.

Природоохранительные меры предусмотрены в земельном, лесном, водном и другом федеральном законодательстве. Ответственность за нарушения в области охраны природы предусмотрена в гл. 26 УК РФ, гл. 8 КоАП РФ, а также установлена гражданская ответственность по некоторым видам правонарушений.

Сотрудничество с соседями привело Россию также к необходимости создания двусторонних с ними организаций, к иным формам двустороннего контактирования по проблемам: озера Байкал (с Монголией); подготовки кадров для заповедников и национальных парков (с США); строительства водоочистных сооружений и завода по переработке отходов; удаления серы и внедрению экологически чистых технологий (с Финляндией); утилизации отходов свинокомплекса и очистки сточных вод (с Данией); создания системы радиологического мониторинга (с Германией); комплексного управления качеством воды (с Канадой); охраны вод и защиты от паводков (с Китаем).

30. Основные управленческие функции в области охраны окружающей среды: правовое регулирование, нормирование

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции и специально уполномоченными органами в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Органами общей компетенции, осуществляющими государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, являются: Президент РФ; Правительство России; Советы министров республик в составе РФ; администрация иных субъектов РФ, а также органы местной администрации.

В соответствии со ст. 5 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г. к управленческим функциям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся (их много, некоторые из них):

· обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития РФ;

· разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

· разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития РФ;

· объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ;

· координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

· организация и проведение государственной экологической экспертизы;

· взаимодействие с субъектами РФ по вопросам охраны окружающей среды

· организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.