на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Европейское право - новая юридическая специальность
p align="left">Безусловно, правы те, кто сегодня в европейском праве видит в первую очередь регулирование экономических отношений на нашем континенте: торговли, банковских операций, создания совместных предприятий, инвестиционных операций. Но европейское право не сводится к регулированию только экономики. Оно охватывает в зна-чительной мере сферу гражданских прав и свобод, что особенно от-четливо проявляется в механизме действия Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Без глубокого знания европейского права невозможно разобраться во внешнеполитичес-ких отношениях, понять международную политику в сфере безопас-ности, правильно оценивать ход событий не только на Европейском континенте, по и во всем мире.

Европейское право стало неотъемлемой составной частью совре-менного общемирового правового потенциала. И хотя еще трудно дать полную и окончательную характеристику всего того нового и значительного, что внесено европейским правом в развитие юриди-ческой теории и практики, без него представить себе право в целом уже невозможно. Достаточно сказать, что в нраве сообществ успеш-но сосуществуют идеи и нормы континентального и общего нрава, принципы суверенитета и наднациональности, взаимосогласован-ность, с одной стороны, с международным, а с другой -- с националь-ным правом. С появлением европейского права открылся новый и очень важный этап всемирной истории государства и права.

Ныне европейское право -- большой и разветвленный комплекс (специалисты пользуются нередко понятием «правовой массив»), который включает нормы, относящиеся к различным отраслям права. Здесь переплетаются нормы публичного и частного права, традиционных и новых отраслей права. Европейское право отлича-ется и тем, что нередко отказывается от стандартных, привычных подходов и идет собственным путем. К его анализу часто трудно подходить с установившимися критериями и представлениями, ибо его принципиальная новизна требует серьезного пересмотра многих прежних взглядов. С известной долей условности можно говорить нс только о комплексном, но и о «гибридном» характере европейского права, которое, развиваясь, вбирает в себя все прогрессивное, достиг-нутое в самых разных отраслях права современного мира. Одновре-менно европейское право смело заглядывает в будущее, создает и проверяет на практике новые институты, процедуры, традиции

Европейское право в определенном смысле является собиратель-ным понятием, которое охватывает хотя и близкие и порой взаимо-связанные, но тем не менее разные правовые феномены. Строго гово-ря, одного, единого европейского права в природе не существует. Каждый раз, когда мы говорим о европейском праве, необходимо уточнять, о чем, собственно, идет речь, что именно имеется в виду. Ситуация осложняется нередко неодинаковым подходом к европей-скому праву в разных странах, что чаще всего отражает принципи-альные различия в отношении политического руководства той или иной страны к интеграции.

Наиболее широко распространено понимание европейского права в двух смыслах -- в широком и узком. Под европейским пра-вом в широком смысле понимается, как правило, правовое регулиро-вание отношений в Европе, охватывающих организацию и деятель-ность практически всех европейских международных организаций, всю совокупность экономических, социальных, политических, науч-ных и культурных отношений. Речь, таким образом, идет о регио-нальном праве, являющемся в своей основе не чем иным, как между-народным правом. Европейское право в узком смысле -- это право европейских сообществ, дополненное в определенной мере право-вым регулированием всего Европейского союза. Такое право уже во многом отошло от международного права и представляет собой осо-бый правовой феномен.

Европейское право как в узком, так и в широком смысле слова -- это понятия, требующие уточнения. Иначе могут возникнуть затруд-нения с. уяснением сути проблем, нуждающихся в правовом регули-ровании, и с выбором адекватных правовых актов и их применением. Особенно важно иметь в виду следующее.

Европейское право в узком смысле, как право сообществ, пред-ставляет собой отдельное, особое право, имеет не только свои грани-цы, но и свою собственную природу. Оно является новым правом, существенно отличающимся от традиционного международного права. Тот факт, что сообщества со своим правом входят в Европей-ский союз, служат его главной опорой, не меняет сути дела: ведь правовое регулирование, которое дополняет в рамках Европейского союза право сообществ, это право иного характера. Оно охватывает участки межгосударственного сотрудничества, выходящего за пре-делы сообществ. А самое главное отличие состоит в том, что по своей природе такое «дополнительное право» есть не что иное, как между-народное право.

Нуждается в уточнении и понятие права сообществ. Но прежде чем сосредоточить внимание на этом определении, необходимо предупредить читателя от часто встречающегося недоразумения, вы-ражающегося в том, что существует только одно, единое сообщество, чуть ли не вобравшее в себя все три существующих. На самом деле продолжают существовать три раздельные структуры: Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское сообщество -- быв-шее Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество но атомной энергии (Евратом). Ошибочные представле-ния порождаются зачастую тем, что Маастрихтский договор (1992) переименовал Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в Ев-ропейское сообщество, но это не привело к слиянию в нем всех трех существующих европейских сообществ.

Самым главным среди трех сообществ безусловно является Евро-пейское сообщество. Оно представляет собой самое широкое инте-грационное объединение, носящее общеэкономический характер. Что же касается ЕОУС и Евратома, то они, в отличие от Европейско-го сообщества, обеспечивают интеграцию стран-участниц лишь в от-дельных секторах экономики. Формально интеграция в этих секто-рах не входит в задачи Европейского сообщества, но его общая коор-динационная функция проистекает из его назначения и постоянно ощущается в ходе интеграции.

В странах, входящих в настоящее время в Европейский союз, европейское право является предметом повседневного практическо-го применения. Оно стало почти столь же важным и необходимым, что и внутригосударственное (национальное) право. Быть специа-листом по европейскому праву в странах Западной Европы означает возможность заниматься престижной и хорошо оплачиваемой юри-дической работой. Европейское право стало одной из обязательных дисциплин в программах многих юридических факультетов универ-ситетов стран Западной Европы. Существуют кафедры европейско-го нрава, по этому предмету написаны учебники и подготовлены другие учебные материалы, студенты сдают экзамены. В странах За-падной Европы регулярно проводятся теоретические дискуссии как по общим, так и по частным проблемам европейского права. Об этом праве пишут газеты, ведут полемику политики.

Однако европейское право не замыкается в пределах региона, на территории которого оно непосредственно действует. Оно активно применяется также в сфере отношений, развивающихся между Евро-пейским союзом и другими странами. Потому изучение европейско-го права становится практической необходимостью для тех, кто занимается бизнесом, политикой, развитием культурных связей, нс говоря уже о внешнеполитическом сотрудничестве с участием Евро-пейского союза в целом и отдельных стран, входящих в его состав. Характерно, что европейское право является ныне популярной учеб-ной дисциплиной в системе юридического образования в США и во многих других неевропейских странах.

Европейское право приобретает все более важное значение для России. Постоянно расширяются экономические связи нашей стра-ны с Европейским союзом и входящими в него государствами. Ев-ропейский союз сегодня -- это самый крупный экономический и в особенности торговый партнер России. Развитие таких связей обу-словливает необходимость в знании европейского права. Интерес к европейскому праву повышается в связи с разработкой согласо-ванных правовых основ отношений между Европейским союзом и Россией. Как уже говорилось, еще в 1994 г. наша страна и Евро-пейский союз заключили Соглашение о партнерстве и сотрудниче-стве, ратификация которого завершена в 1996 г. Для того чтобы стимулировать развитие экономических связей на основе этого Со-глашения не дожидаясь завершения длительного процесса его ра-тификации национальными парламентами всех подписавших его государств, в июле 1995 г. было заключено и еще до ратификации Соглашения 1 февраля 1996 г. вступило в силу Временное согла-шение между Россией и Европейским союзом о торговле и связан-ных с торговлей вопросах. Это соглашение включает те положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которые не требуют ратификации.

Ныне, когда торговля со странами, входящими в Европейский союз, составляет 35% всего внешнеторгового оборота России (вклю-чая государства ближнего зарубежья), знание европейского права становится одним из важнейших условий успешного ведения экс-портно-импортных операций, повышения конкурентоспособности российских товаров на рынке этих стран, инвестиционной деятель-ности в них. Как известно, в большом правовом массиве, сущест-вующем в Европейском союзе, несведущим участникам экономи-ческих отношений нетрудно заблудиться, а значит им придется нести серьезные потери в связи с последующими столкновениями с барьерами и ограничениями, закрепленными в праве Союза.

Европейское право и европейское единство

Европейское право имеет различные территориальные пре-делы действия. Как право сообществ и даже как право Европейского союза оно действует не на всей территории Европы, а лишь на западе континента и распространяется непосредственно на Европейский союз и на 15 его государств-членов. С расширением Союза расши-ряется география европейского права, но тем не менее границы про-должают существовать. Судя по заявкам о приеме новых государств-членов, в будущем предстоит продвижение Европейского союза на восток. «Зеленого света» для вступления в него ждут такие государ-ства, как Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, три балтий-ские республики, входившие ранее в состав СССР (Латвия, Литва, Эстония), и другие страны. Прежний, чисто западнический образ Союза уступает место новому, учитывающему его расширение на восток, хотя без участия России, других независимых государств, являвшихся в недавнем прошлом республикам бывшего СССР, он не в состоянии приобрести подлинно общеевропейский характер.

«Западничество» европейского права имеет свои исторические корни. Его территориальные рамки -- это в известной мере отраже-ние и итоги прошлого, когда Европа делилась, казалось, но географи-ческому, а па самом деле по политическому признаку -- на Западную и Восточную. В сфере экономики разделение Европы проявлялось в том, что на Западе капиталистическими странами были созданы ев-ропейские сообщества, а на Востоке существовал блок социалисти-ческих стран, объединенных в Совет экономической взаимопомощи. Между сообществами и СЭВ в последние годы существования бло-ков наводились определенные «мосты», устанавливались те или иные отношения, но в принципе обе организации развивались, если далеко не всегда как антиподы, то во всяком случае как носители многих взаимоисключавших друг друга принципов.

Развитие европейского права отражает позитивные процессы, ве-дущие в перспективе к единству всей Европы. Наглядным л убеди-тельным примером явилось принятие России в 1996 г. в Совет Евро-пы. Это очень авторитетная межгосударственная организация, целью которой является «достижение большего единства между ее членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, яв-ляющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу» (ст. 1 Устава Совета Европы). Свои цели Совет Европы призван достигать посредством рассмотрения вопро-сов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, куль-турной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.

Учрежденный еще 5 мая 1949 г. всего 10 участниками, Совет Европы насчитывает ныне в своем составе вместе с Россией 40 евро-пейских государств. Это -- Австрия, Албания, Андорра, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Голландия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хор-ватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. Еще ряд стран -- Азер-байджан, Армения, Белоруссия, Босния и Герцеговина -- имеют в Совете Европы статус специально приглашенного государства. Как видно, Совет Европы является сегодня по-настоящему общеевро-пейской организацией.

Если исходить не столько из Устава Совета Европы, сколько из его реальной деятельности, то можно сказать, что эта организация получила всеобщее признание прежде всего благодаря своей актив-ности в севере прав и основных свобод человека. Главным достиже-нием является принятая Советом Европы еще в 1950 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая в обиходе часто называется Европейской конвенцией о правах челове-ка. Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 г., число ее участни-ков постоянно растет, так как к ней присоединяются все новые госу-дарства -- члены Совета Европы.

Европейскую конвенцию трудно описать только в категориях традиционного международного права, хотя она отражает многие черты своего исторического предшественника -- Всеобщей деклара-ции прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Европейская конвенция нс только закрепила ос-новные права и свободы человека в соответствии с Всеобщей декла-рацией прав человека, но и пошла в этом направлении значительно дальше. Путем дополнительных протоколов перечень основных прав и свобод был заметно расширен. А самое важное состояло в том, что Европейская конвенция предусмотрела международный меха-низм, который предназначен для защиты прав и свобод человека. До этого международное право не знало ничего подобного.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.