на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Европейское право - новая юридическая специальность
p align="left">Участники Европейской конвенции учредили Европейскую ко-миссию по правам человека и Европейский суд по правам человека -- два института, составивших организационную основу между-народного механизма. И Комиссия, и Суд были наделены правом рассмотрения жалоб как государств, так и индивидуумов. Согласно Конвенции, «любая Высокая Договаривающаяся Сторона может передать в Комиссию через Генерального секретаря Совета Европы вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции другой Высокой Договаривающейся Стороной» (ст. 24). Далее ус-танавливалось, что Комиссия может получать петиции, направлен-ные в адрес Генерального секретаря Совета Европы от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые ут-верждают, что они являются жертвами нарушения одной из сторон их прав, изложенных в настоящей Конвенции, при условии, что договаривающаяся сторона, на которую подана жалоба, заявила, что она признает компетенцию Комиссии получать такие петиции. Те из договаривающихся сторон, которые сделали такое заявление, обязуются никоим образом не препятствовать осуществлению этого права (ст. 25).

Механизм обеспечения Европейской конвенции постепенно ук-реплялся и становился все более действенным. Страны -- участницы Конвенции распространили полномочия Комиссии по правам чело-века па Суд. В последние годы был принят ряд дополнительных актов, расширивших компетенцию последнего. Среди них следует выделить Протокол № II к Конвенции (1994), согласно которому индивидуум, неправительственные организации и группы лиц полу-чили право обращаться с петициями непосредственно в Суд. Роль Суда особенно возрастает в связи с тем, что Комиссия должна быть упразднена. Соответственно увеличивается нагрузка на Суд, струк-тура которого приспосабливается к новым условиям. Протокол всту-пит в силу через год после того, как он будет ратифицирован всеми участниками Конвенции.

Участие России в Совете Европы даст нашей стране возможность широко использовать опыт, традиции и стандарты, выработанные коллективными усилиями стран-участниц, органами Совета Евро-пы. Российские правовые реформы будут развиваться в значитель-ной мере в рамках общеевропейского правового пространства. В свою очередь Россия призвана ряд важных параметров собственного права привести в соответствие с подходами и стандартами Совета Европы. В Заключении Парламентской ассамблеи Совета Европы (№ 193, 1966) по заявке России на вступление в Совет Европы сказано: «Парламентская ассамблея принимает к сведению, что Рос-сийская Федерация полностью разделяет ее видение и толкование принимаемых на себя обязательств». В их числе -- обязательство продолжить проведение правовой реформы, с тем чтобы привести все национальное законодательство в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы; подписать и ратифицировать ряд кон-венций Совета Европы, включая Европейскую хартию местного самоуправления, хартию региональных языков, Рамочную конвен-цию о защите национальных меньшинств, Европейскую конвенцию о запрещении пыток или бесчеловечного или унижающего достоин-ство обращения или наказания, а также многое другое.

Позитивное значение имело некоторое оживление деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОВСЕ), возникшей па базе Заключительного акта, подписанного в Хельсин-ки в 1975 г.

История развивается далеко не просто. И все же можно сказать, что будущее у общеевропейского права безусловно есть. Более того, такое будущее уже сегодня представляется многообещающим. Осно-вания для такого вывода дают главные, определяющие тенденции развития интеграционных процессов не только в рамках Европей-ского союза, но и во всем мире. Эти тенденции говорят об усилении объединяющих начал, которые отражают расширение и углубление экономических, социальных, политических, культурных и прочих связей между странами и народами.

Интеграционные процессы развиваются, разумеется, не в аб-страктном, а в реальном мире, не свободном от обстоятельств, их сдерживающих, л нередко и искажающих. Современная история знает немало случаев, когда, казалось, вопреки объективным тенден-циям, обострялись межгосударственные и региональные противоре-чия, серьезно ослаблявшие интеграцию. Отсюда срывы, задержки, отступления и другие зигзаги, без которых, как известно, не обо-шлось развитие даже «показательного» участка интеграции -- евро-пейских сообществ и Европейского союза. Но если измерять время мерками истории, нельзя не признать, что все «минусы» представля-ют собой преходящие обстоятельства, отнюдь не способные решаю-щим образом повлиять па общий ход интеграции и тем более отме-нить или даже приостановить действие определяющих ее объектив-ных закономерностей.

Европейское право -- это феномен, характерный не только для сегодняшнего дня, но и для будущего. Его развитие несет на себе отпечаток времени. Во-первых, геополитические реальности еще да-леки от того, чтобы видеть в Европе целостный во всех отношениях организм. Во-вторых, предметом регулирования были и остаются в

первую очередь экономические отношения, хотя к ним и добавляют-ся права человека и многое другое. В-третьих, наднациональный ха-рактер европейского права проявляется далеко не повсеместно; мно-гие институты европейского права по-прежнему определяются нор-мами международного права. В-четвертых, европейское право все еще недостаточно обращено непосредственно к человеку, в том числе к человеку как к субъекту экономических и социальных отношений.

Со временем европейское право охватит новые сферы отноше-ний, новые страны и регионы. Оно может стать символом новой Европы, объединенной на базе общих интересов, достижений интег-рации. Это несомненно потребует немалых усилий государств, наро-дов, миллионов и миллионов простых людей. Интеграция станет успешной прежде всего тогда, когда в центре ее внимания окажется человек, а сама она будет осуществляться на демократических осно-вах. Что же касается ее форм и методов, то они наиболее эффективны при условии, что соответствуют ее принципам.

Европейское право -- учебная дисциплина

В российских высших юридических учебных заведениях до сих пор, как правило, не преподавался курс европейского права. Он еще не вошел в официально утвержденную обязательную программу дисциплин, подлежащих изучению будущими юристами. Соответст-венно ни в одном из юридических вузов не было кафедр европейско-го права, не было и учебников и учебных пособий по этому предмету. Непривычной была сама идея его преподавания.

Разумеется, студенты получают некоторые знания в сфере евро-пейского права. Отдельные проблемы, особенно связанные с созда-нием европейских сообществ и Европейского союза, рассматривают-ся в курсе международного права. Но делается это как бы походя, главным образом в связи с изучением региональных международных организаций. Определенное внимание проблемам сообществ и евро-пейского права уделяется в рамках новой самостоятельной юриди-ческой учебной дисциплины, посвященной правовому регулирова-нию международных экономических отношений. Однако и здесь тема европейского права растворилась в массе других проблем. В последнее время ряд общих вопросов развития европейских сооб-ществ и Европейского союза, в частности проблема конфедерализма и федерализма, стал затрагиваться в курсах общей теории государст-ва и права, а об институтах и праве сообществ и Европейского союза в сопоставительном плане начали говорить в курсах внутригосудар-ственного (национального) права, что, кстати, значительно облегча-ет их восприятие. Впрочем, удельный вес проблем европейского права не был, да и не может быть сколь-нибудь значительным, хотя здесь, пожалуй, больше аналогии с. национальным правом, чем с международным.

Примеры можно продолжить, но и приведенных выше достаточ-но для вывода о том, что, хотя некие знания в сфере европейского права студентам давались, они, эти знания, могли носить лишь отры-вочный, далеко не систематизированный, а то и просто поверхност-ный характер. И если с таким положением раньше приходилось ми-риться, отчасти в силу инерции старых подходов, а то и по причине шатаний в системе высшего юридического образования, то по мере наведения определенного порядка и обновления программ наступа-ет время пересмотра прежних позиций. Нельзя не замечать, что зна-ние европейского права постепенно превращается в условие квали-фицированной и продуктивной работы российского юриста во мно-гих сферах правового развития. В активные деловые отношения Рос-сии с Европейским союзом и государствами-членами включаются как сама Федерация, так и ее субъекты, как государственные учреж-дения и предприятия, так и частный бизнес.

В самое последнее время ситуация в сфере высшего юридическо-го образования начала меняться в лучшую сторону. В некоторых вузах, например в Академическом правовом университете при Ин-ституте государства и права Российской Академии наук, европей-ское право включено в программу обучения в качестве обязательно-го предмета. При Московском государственном институте междуна-родных отношений создается Центр европейского права. Можно ожидать, что на такой путь встанут многие другие юридические вузы России. Появился ряд интересных публикаций по проблемам евро-пейского права. Большая работа по изучению европейских проблем, в том числе правовых, проводится в Институте Европы Российской Академии наук. Эти и другие меры позволяют наладить подготовку специалистов по европейскому праву, которые становятся все более нужными в нашей стране.

Многоаспектность европейского права, его комплексный харак-тер, включение в его состав не только отдельных норм, но и объем-ных разделов из других отраслей права, как публичного, так и част-ного, наглядно подтверждают трудности, стоящие на пути препода-вания. В наше время очень трудно -- если вообще возможно -- быть одновременно специалистом по конституционному, административному, гражданскому, таможенному, налоговому, антимонопольному, трудовому, банковскому, страховому, международному н многим другим отраслям права. Между тем не только природу европейского права, но и особенно его функционирование невозможно раскрыть без того, чтобы не обращаться ко всему объемному разноотраслевому нормативному материалу.

Европейское право как учебная дисциплина для российских сту-дентов, бесспорно, должно отличаться по своему содержанию и стилю от своих аналогов, изучаемых в университетах стран, входя-щих в Европейский союз. В России, которая не является и, очевидно, еще длительное время не будет являться государством -- членом Европейского союза, преподавание европейского права должно кон-центрироваться главным образом на общих проблемах Союза, а также на тех «внешних» проблемах, которые связаны с развитием отношений между ним и Россией. Однако это не означает, что про-блемы внутренней организации и особенно правового регулирова-ния многообразной деятельности европейских сообществ и Евро-пейского союза должны полностью отойти на второй план и изла-гаться упрощенно. Дело обстоит иначе.

Изучение европейского права в России имеет многофункцио-нальное назначение. Разумеется, углубленные знания о сообществах и Европейском союзе нужны сегодня в первую очередь тем, чья дея-тельность в той или иной мере протекает в сфере торговых отноше-ний между Россией и ЕС. С расширением связей России с Европей-ским союзом и его государствами-членами численность тех, для кого знание европейского права составляет обязательное условие успеш-ной деятельности, будет постоянно расти. Процесс ратификации Со-глашения о партнерстве и сотрудничестве России с Европейским союзом идет к концу, а значит Соглашение вскоре будет действовать в полную силу.

Без знания европейского права сегодня невозможно грамотно за-ниматься вопросами европейской и мировой политики. Назначение и реальную роль сообществ, Европейского союза, других региональ-ных организаций в Европе можно раскрыть, только хорошо понимая их правовой статус, внутреннюю структуру, права и обязанности, формы и методы деятельности. Не случайно историки, политологи, экономисты в своих работах уделяют правовым аспектам интеграци-онных процессов самое пристальное внимание.

Наука европейского права

Как и само европейское право, наука о нем очень молода. Можно было бы сказать, что в России она находится еще в зароды-шевом состоянии, а в странах Европейского союза, где ее развитие началось на несколько десятилетий раньше, наука европейского права, пожалуй, достигла подросткового возраста. В нашей стране особенно очевидна диспропорция между потребностями в научных знаниях о европейском праве и результатами, достигнутыми иссле-дователями. С одной стороны, изучение европейского права, как и других сфер развития интеграционных процессов, становится в Рос-сии все более важным направлением не только в системе высшего юридического образования, но и в научных исследованиях. Это прямо связано с повышением роли Европейского союза в современ-ной экономике и политике в континентальном и в мировом масшта-бах и особенно в рамках экономических и внешнеполитических ин-тересов нашей страны. С другой стороны, в России еще не создан достаточно мощный самостоятельный центр по изучению европей-ского права, который объединил бы специалистов в данной отрас-ли науки.

Научные разработки проблем европейского права, главным об-разом права сообществ, в настоящее время наиболее развиты в Институте государства и права Российской Академии наук, где под-готовлен ряд монографий и сборников по этим проблемам. Среди них следует назвать работы Ю.М. Юмашева «Правовое регулиро-вание прямых иностранных инвестиций в ЕС» (1988), «Междуна-родно-правовые формы внешнеэкономических связей ЕЭС» (1989), И.С. Крыловой «Европейский парламент (правовые вопросы)»' (1987), Б.Н. Топорнина «Европейские сообщества: право и инсти-туты» (1992), «Евратом: правовые проблемы» (1992, ответственный редактор -- А.И. Иойрыш). За пределами Института вышли всего две правовые работы: М.Л. Энтина «Суд европейских сообществ: правовые формы обеспечения западноевропейской интеграции» (1987) и А.В. Клемина «Европейский союз и государства-участники: взаимодействие правовых порядков (практика ФРГ)» (Казань, 1996). Правда, имеется немало интересных статей, опубликованных по про-блемам права сообществ, но перечень монографических работ, к сожалению, на этом исчерпывается, что никак нельзя считать даже мало-мальски удовлетворительным итогом.

Что касается других разделов европейского права, то положение здесь не лучше. Оно облегчается лишь тем, что многие вопросы разрабатываются в рамках международного права. В последнее время заметно оживилась разработка проблем, связанных с вступлением России в Совет Европы. Об этом говорится в сборнике документов и материалов «Право Совета Европы и Россия», подготовленном С.А. Глотовым (1996). О Совете Европы написал монографию М.Л. Энтип (1996).

Юристы не одиноки в разработке проблем европейской интегра-ции. Многое делается экономистами, политологами, историками, представителями других отраслей науки. Разработка этих проблем была начата еще в 60-е годы прежде всего в Институте мировой экономики и международных отношений. В настоящее время одним из главных центров таких исследований является Институт Европы Российской Академии наук. Соответствующие разработки прово-дятся и в некоторых иных академических институтах, в Институте научной информации по общественным паукам, Институте всеоб-щей истории, Институте международных экономических и полити-ческих проблем и др. Научная работа по европейским проблемам развивается в ряде высших учебных заведений России, в первую очередь в Московском государственном университете им. М.В. Ло-моносова, Московском государственном институте международных отношений. Создана и успешно действует Ассоциация европейских исследований (АЕВИС), объединяющая высококвалифицирован-ных специалистов, изучающих проблемы развития Европы. В итоге сегодня можно говорить не только о количественном, но и качествен-ном приросте в комплексной научной дисциплине -- российской европеистике.

Путь, пройденный нашей наукой, был отнюдь не простым и не легким. Первые разработки начинались еще тогда, когда на исследо-вателя давил груз жесткой идеологизации обществоведения, что не-минуемо порождало штампы и стереотипы мышления. Во многих случаях не виной, а бедой ученых была строго контролируемая необ-ходимость следовать за официально признанными догмами и уста-новками, что практиковалось даже тогда, когда условия обществен-ного развития кардинально менялись. Отсюда проистекали упро-щенчество и схематизм, отсутствие глубокого анализа жизненных реалий. Длительное время, например, и в теории, и на практике абсо-лютизировалось и примитизировалось негативное отношение В.И. Ленина к выдвинутому в первой половине XIX в. и воспринято-му европейскими социал-демократами лозунгу Соединенных Шта-тов Европы'. На этой основе сам замысел западноевропейской интеграции объявлялся нежизненным и реакционным. При этом игнори-ровалось то, что Ленин делал свои выводы в совершенно иных исто-рических условиях.

Все это, может быть, в какой то мере объясняет, но, бесспорно, не оправдывает негативную позицию, занятую первоначально офи-циальной наукой по отношению к западноевропейской интеграции. В теоретическом плане это означало игнорирование объективной природы интеграционных процессов, неумение отделить сущест-венные, принципиальные черты общественного развития от кон-кретных и временных политических интересов. Неудивительно, что при таком подходе экономическое сообщество практически отожде-ствлялось с НАТО, а суть интеграции виделась в агрессии между-народного империализма.

На первое место при рассмотрении проблем интеграции выдвига-лись противоречия, которые якобы неминуемо приведут к развалу сообществ. Это была трансплантация столь распространенного в те годы тезиса о неизбежном обострении межимпериалистических про-тиворечий, которые ничто не может ни устранить, ни даже сущест-венно смягчить. Это была явная «зашоренность», мешавшая строго научному анализу. И дело не в одних лишь противоречиях: они дей-ствительно имели место и нередко заметно влияли на ход событий, преимущественно сдерживая и ограничивая развитие интеграции. Ошибка состояла в том, что вне анализа оставались факторы, способ-ствовавшие преодолению противоречий, поиску согласия и компро-мисса. К сожалению, запрограммированное выпячивание противо-речий можно отметить в научной и учебной литературе и в начале 90-х годов. Только этим можно объяснить, например, то, что согла-шения о принятии новых стран в Европейский союз на правах ассо-циированного членства трактовались как доказательство усиления традиционных и возникновения новых противоречий внутри «Об-щего рынка»'.

И все же серьезные разработки стали пробивать себе путь еще в 60-е годы. В последующие десятилетия вышел ряд содержательных монографий. Но только с преодолением догматизма и открытием широких возможностей для объективного анализа положение дел как в обществоведении в целом, так и в европенстике в частности существенно изменилось.

Нельзя не отметить, однако, что правовые проблемы западноев-ропейской интеграции не занимали большого места в работах, посивших исторический, внешнеполитический и экономический ха-рактер. Должной связи между юристами и их коллегами из смежных областей европсистики не было. Сотрудничество между ними толь-ко налаживалось. Вероятно, оно окрепло бы значительно быстрее, если бы российская наука не оказалась на рубеже 80--90-х годов в трудном положении. Особенно сильно била по науке нехватка фи-нансовых средств.

Неудивительно, что в этих условиях объем публикаций по про-блемам развития европейского права, равно как и по другим пробле-мам европеистики, заметно сократился -- особенно это коснулось монографических изданий. Однако, невзирая на трудности, ученые продолжили свои разработки. В центр внимания попали также во-просы, связанные с развитием самой России. Речь шла в первую очередь о том, насколько опыт европейских сообществ может быть полезен для формирования новых отношений России с бывшими советскими республиками, особенно в рамках СНГ. Отклоняя по-пытки механического заимствования опыта западноевропейской ин-теграции, ученые подчеркивали необходимость творческого освое-ния и применения базовых, основополагающих принципов междуна-родных отношений, имеющих универсальное значение. В этой связи была усилена разработка методологических проблем интеграции.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.