Финансово-правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов в РФ
84 Оглавление Введение...................................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы деятельности внебюджетных фондов Российской Федерации...........................................................................................5 1.1. Понятие и виды внебюджетных фондов........................................................5 1.2. Роль внебюджетных фондов в Российской Федерации..............................17 Глава 2. Финансово-правовой режим государственных внебюджетных фондов....................................................................................................................27 2.1. Финансово-правовой режим Пенсионного фонда Российской Федерации..............................................................................................................27 2.2. Финансово-правовой режим Фонда социального страхования Российской Федерации..............................................................................................................45 2.3. Финансово-правовой режим федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования Российской Федерации.................63 Заключение.............................................................................................................78 Список литературы................................................................................................80 Введение Одна из основных задач функционирования государства - социальная защита, в Российской Федерации на основе механизма перераспределения валового внутреннего продукта по единому социальному налогу, являющемуся новинкой в нашей стране. Единый социальный налог (взнос) зачисляется в три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначен для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих. Социальные внебюджетные фонды - самостоятельные финансово-кредитные учреждения, но эта самостоятельность имеет свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Государство определяет уровень социального налога, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. Данная тема выпускной квалификационной работы выбрана потому, что в настоящее время все вопросы, касающиеся взаимодействия предприятия с внебюджетными фондами, актуальны и для государства, и для налогоплательщика. Цель выпускной квалификационной работы - рассмотреть финансово-правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.Задачи:- рассмотреть понятие и состав внебюджетных фондов, их общую характеристику и классификацию,- проанализировать правовые основы государственных внебюджетных фондов;- выявить финансовые механизмы регулирования деятельности государственных внебюджетных фондов;- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.Глава 1. Теоретические основы деятельности внебюджетных фондов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1.1. Понятие и виды внебюджетных фондовОсновным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность внебюджетных фондов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются действующим законодательством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат. В соответствии с Бюджетным кодексом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственные внебюджетные фонды делятся на: 1. Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации был создан в соответствии с Положением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено Постановлением ВС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 декабря 1991г. №2122-1. Это Положение действует в настоящее время с отдельными изменениями и дополнениями. На основании данного постановления определен его правовой статус: Пенсионный фонд России (далее GAH) является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о ПФР, в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Согласно Положению ПФР его денежные средства находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Этим был определен целевой характер денежных средств Пенсионного фонда. Следует также отметить, что признание ПФР и пенсионных средств федеральной государственной собственностью (то же в отношении средств других отраслей социального и медицинского страхования) - одна из особенностей российской пенсионной системы. Данное Положение было подтверждено в п.1 статьей 16 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г. С 1 января 2001г. в Пенсионный фонд России страховые взносы работодателей зачисляются как суммы единого социального налога, уплачиваемые в порядке, установленном Налоговым кодексом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Основные задачи Пенсионного фонда Российской Федерации: - составлять проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и обеспечивать исполнение указанного бюджета; - регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости; - обеспечить целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием; - осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; - осуществлять регистрацию страхователей; - вести учет страховых взносов физических лиц, тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на: - выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; - доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; - финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов); - иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. - расходы, не предусмотренные бюджетом ПРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном порядке. Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) по части, зачисляемой на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляется в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке: - на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии; - на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год. Порядок использования временно свободных средств ПФР определяется федеральным законом. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств ПФР определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для обеспечения среднесрочной и долгосрочной перспективы финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета ПФР создается резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяется федеральным законом о бюджете ПФР. 2. Фонд социального страхования Российской Федерации (далее ФСС). Основными задачами Фонда являются: - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; - участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; - осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; - разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; - организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; - сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. Средства фонда образуются за счет: - страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); - страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; - страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; - доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ценные ликвидные государственные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период; - добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступление иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; - ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; - прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессивных требований к страхователям, и др.). Средства ФСС направляются на: -выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение; - оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения в государствах- участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|