на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Германское буржуазное право ХІХ века

Германское буржуазное право ХІХ века

2

КУРСОВАЯ РАБОТА:

Германское буржуазное право ХІХ века

Содержание

  • Введение
  • 1. Федеративная республика Германия
    • 1.1 Конституционная история Германии
    • 1.2 Особенности общественного строя
  • 2. Правовая система германской империи
    • 2.1 Германские государства до создания Германской империи (Второго рейха) в 1871 г.
    • 2.2 Конституция и государственный строй Германской империи (Второго рейха) 1871 г.
    • 2.3 Политический режим кайзеровской Германии
  • Заключение
  • Список литературы
Введение

История Германии столь же сложна, сколь и интересна. Следует остановиться лишь на одном ее аспекте, имеющем прямое отношение к конституционно-правовой проблематике -- это политико-территориальная организация государства.

На протяжении всей своей истории германские земли стремились к единению. И это меньше всего им удавалось. Хотя формально все германские земли были объединены в рамках Священной римской империи германской нации, но фактически они существовали в форме суверенных государств -- курфюршеств, или самостоятельных владений князей, епископов, а также вольных городов. Всего насчитывалось свыше 300 такого рода владений История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. Ч. 2. 2-е изд. М., 1999. С. 124.

В ходе исторического развития образовалось два центра «тяготения» -- Прусское королевство и Австрийское, каждое из которых перетягивало к себе, стремилось возвыситься, стать центром притяжения. Такое единоборство еще более усиливало раздробленность. Немало способствовали этому и личные амбиции двух династий -- Габсбургов (Австрия) и Гогенцоллернов (Пруссия). Лишь во второй половине XIX в. произошло объединение Германии «железом и кровью» по воле О. Бисмарка. Но и это еще было не окончательно. Последовали две мировые войны, закончившиеся двумя национальными катастрофами, разделом Германии, и только в последнем десятилетии XX в. Германия наконец-то стала единой.

В истории права XIX век нередко называют веком кодификаций. Пришедшая к политической власти буржуазия стремилась к законодательному оформлению своих основных юридических принципов: формального равенства, автономии личности, свободы и неприкосновенности собственности. в континентальной (романо-германской) системе права германский ГК наряду с французским является наиболее видающимся достижением буржуазной юридической мысли.

1. Федеративная республика Германия

1.1 Конституционная история Германии

Германия -- государство в Центральной Европе. Граничит с девятью государствами. Площадь страны составляет около 357 тыс. кв. км, население -- 81,9 млн человек (2002 г.). Религия в этой стране занимает далеко не последнее место. Большинство верующих (45%) -- протестанты, католики составляют 37%, мусульмане -- 2%. Государственный язык -- немецкий. Столица -- г. Берлин. Невинский В.В. Вводная статья к Основному закону ФРГ. Конституции государств Европейского Союза / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1997. С. 172.

Первая попытка разработать общегерманскую конституцию предпринималась еще в 1849 г. Тогда было созвано Общегерманское Национальное Собрание, но оно так и не смогло прийти к соглашению Конституции принимались в отдельных землях. В частности, в 1848 г. была принята первая конституция в Австрии, в 1850 г. -- в Пруссии, затем и в других королевствах.

Пруссия, будучи самым сильным из Германских государств, стала объединять германские государства. В сентябре 1862 г. На пост канцлера был назначен Отто фон Бисмарк, опытный политический деятель.

В результате войны с Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала Ганновер, Нассау, Франкфурт и другие земли Германии, увеличив свою территорию за счет лишения трех германских князей и тронов. В том же году был упразднен Германский союз и образован Северогерманский союз, в который вошли все северные и ряд западных и южно - немецких государств.

В 1867 г. Была принята Конституция Северогерманского союза, согласно которой президентом Союза стал прусский король и ему передавалась вся полнота исполнительной власти и ряд других важных полномочий.

В ходе войны с Францией в 1871 г. В пользу Германии отошли от Франции Эльзас и Лотарингия, а также была выплачена огромная контрибуция. В дни войны завершилось объединение Германии. В 1871 г. Германская империя получила Конституцию. Глазова Е.В., Терехова Л.Н. История государства и права зарубежных стран. СПб.:Питер, 2007, 110-111

Первая общегерманская конституция принимается уже при Бисмарке в 1871 г. -- Конституция Северо-Германского Союза, действовавшая до 1919 г., когда новая конституция была принята Национальным Собранием в Веймаре. Ее официальное название -- Конституция Германской империи, но закрепляла она фактически республиканский строй, широкие демократические права. Статья 1 этой Конституции устанавливала, что государственная власть исходит от народа. В ней содержались нормы, закреплявшие неприкосновенность частной собственности, равенство граждан перед законом. С точки зрения политико-территориального устройства Германия представляла собой федерацию, состоявшую из 18 земель. Во главе государства стоял Президент, избиравшийся всенародно сроком на семь лет.

Далее опять начинается «смутный» период истории Германии: приход к власти фашистов, развязывание Второй мировой войны, стремление к мировой гегемонии и еще одна национальная катастрофа в 1945 г. после разгрома фашизма -- очередной раздел Германии, получивший конституционное оформление в 1949 г., когда с перерывом в пять месяцев были приняты в Западном секторе Основной закон Федеративной Республики Германии (23 мая), в Восточном -- Конституция Германской Демократической Республики, закрепившая создание рабоче-крестьянского государства. В Западном секторе разработка проекта новой Конституции началась в сентябре 1948 г., когда в Бонне в Музее Короля собрались члены Парламентского совета, чтобы разработать Конституцию переходного периода для трех оккупационных зон Невинский В.В. Вводная статья к Основному закону ФРГ. Конституции государств Европейского Союза / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1997. С. 172.

Эволюцию германской государственности в период с 1806 по 1871 гг. представлена на рисунке

Рисунок. Эволюция германской государственности в период 1806 по 1871 гг. История государства и права зарубежных стран: Учебник. Под ред. К.ю.н. доцента М.М.Борисевича. - М.:Юриспруденция, 2001 г.

2

Авторы западногерманской конституции полагали, что конституция должна закреплять государственный строй единого Германского государства, и пока такого государства не было, должен был действовать Основной закон. Уже после объединения Германии в ноябре 1990 г. была образована комиссия, имевшая своей задачей определить целесообразность принятия новой общегерманской конституции. В марте 1993 г. комиссия высказалась в пользу внесения изменений в действующий закон, не проводя коренной конституционной реформы.

Основной закон ФРГ состоит из преамбулы, 12 разделов и 146 статей. Он закрепляет парламентскую форму правления -- В парламентскую республику с так называемым слабым президентом, т.е. ключевой фигурой в системе государственной власти является федеральный канцлер. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент. Более подробно система органов государственной власти будет рассмотрена далее. Следует отметить, что составной частью Основного закона ФРГ 1949 г. являются отдельные статьи Веймарской конституции, в частности ст. 136, 137, 138, 139 и 141, которые регулируют взаимоотношения государства и религии.

Основной закон ФРГ изменяется по жесткому способу. Закон о поправке должен быть принят Бундестагом и Бундесратом (палатами германского парламента) большинством в 2/з голосов. После подписания федеральным Президентом закон вступает в силу. В связи с этим следует заметить, что одно из последних изменений Основного закона было связано с защитой животных. Как отмечается в прессе, Германия стала первой страной в Европейском союзе, где защита животных возвышена до конституционного уровня. История государства и права зарубежных стран: Учебник. Под ред. К.ю.н. доцента М.М.Борисевича. - М.:Юриспруденция, 2001 г.

1.2 Особенности общественного строя

Экономическое и социальное положение Германии. Германия является членом Европейского союза и входит в число высокоразвитых стран. По совокупному уровню экономического развития Германия делит с Японией второе и третье места в мире.

Экономическая система страны характеризуется как социально ориентированная смешанная экономика. Основной закон Германии, признавая право собственности, закрепляет социальный щ рактер собственности: «Собственность обязывает. Ее использование должно одновременно служить общему благу» (п. 1 ст. 14). Закреплены также свобода труда и свобода выбора рода занятий, другие важные начала хозяйственной деятельности. По уровню экономического развития Германия входит в первую десятку высокоразвитых стран. ФРГ производит более 7% мирового ВВП. Статистические данные приводятся по: Страны и регионы. 2000. Статистический справочник Всемирного банка. М., 2001

В свое время экономические реформы Л. Эрхарда, проводившиеся в послевоенный период, позволили сформировать социально ориентированную экономическую систему, которая смогла обеспечить высокий жизненный уровень германского населения.

2. Правовая система Германской империи

2.1 Германские государства до создания Германской империи (Второго рейха) в 1871 г.

Падение «Священной Римской империи германской нации» и начало объединительного движения. В XVIII в. «Священная Римская империя германской нации» лишь формально представляла собой единое государство, в состав которого помимо непосредственных владений императора входили семь курфюршеств, являющихся суверенными государствами, 300 владений имперских князей, епископов и аббатов, вольные города, формально зависимые от императора, а фактически управляемые князьями, епископами, городскими советами, и множество других феодальных владений. Империя скреплялась не столько экономической общностью или общеимперскими органами управления, сколько культурным, языковым и прочим единством ее народов.

Фактором, все больше влияющим на внутриполитическую жизнь империи, становится крепнущее монархическое государство Пруссия, достигшее во второй половине XVIII в. ранга крупной европейской державы. Этому во многом способствовала проводимая при прусском короле Фридрихе II (1740--1786) прогрессивная по своей сути политика «просвещенного абсолютизма», сопровождаемая упорядочением государственных финансов и судопроизводства, ослаблением внутригосударственных таможенных, цеховых и других феодально-бюрократических ограничений, некоторым улучшением положения крепостных крестьян. Указы 1749--1764 гг. запрещали сгон крестьян с земли, а по Указу 1777 г. государственные крестьяне получили право наследственного владения своими земельными участками. Пруссия первой из всех германских государств ввела всеобщее обязательное начальное образование (1763) и унифицировала свое право.

При всей ограниченности эти реформы, которые не могли существенно затронуть устои феодально-бюрократической системы и коренные интересы юнкерства, способствовали началу буржуазного по своему характеру процесса модернизации страны. Развитие капиталистического предпринимательства стимулировалось и созданием крупных боеспособных вооруженных сил страны. Пруссия обладала в это время четвертой по величине армией в Европе, что поглощало 85% ее годового бюджета.

Падение «Священной Римской империи германской нации» стало прямым следствием победоносных наполеоновских войн, в ходе которых не только существенно была перекроена политическая карта Европы, но и дальнейший импульс получило развитие Германии по капиталистическому пути. Было ликвидировано множество мелких феодальных владений, которые объединились или вошли в состав более крупных монархий. При этом наибольшие территориальные приобретения получили непосредственно зависимые от Наполеона государства Баден, Бавария, Вюртемберг и Саксония. В 1807 г. было создано крупное королевство Вестфалия.

В 1806 г. 16 формально независимых прирейнских государств были объединены в Рейнский союз, впоследствии их число увеличилось до 36. Рейнский союз формально возник как союз монархий, не лишенных государственного суверенитета, но отношения их с Наполеоном строились скорее на сюзеренно-вассальных связях зависимости и протектората. Государства Рейнского союза объявили о своем выходе из «Священной римской империи германской нации», что и предопределило ее распад. В этих государствах были отменены сословные привилегии духовенства и дворянства, личная крепостная зависимость крестьян, реорганизованы судебная и правовая системы; введен в действие Французский гражданский кодекс 1804 г. Жидков О.А. Избранные труды / Отв. ред. Г. И. Муромцев, Е. Н. Трикоз. 2006

После сокрушительного поражения Пруссии в войне с Францией в 1807 г. процесс возрождения в развалившейся, лишенной половины своих территорий, обложенной огромной контрибуцией стране начался с новой серии буржуазных по своему характеру реформ. Самой значительной из этих реформ была отмена в 1807 г. личной зависимости крестьян и введение свободной купли-продажи земли. В 1811 г. был издан указ об условиях выкупа крестьянских платежей и повинностей, в том числе сохранившейся после реформы 1807 г. барщины. Дворянство получило право заниматься предпринимательской деятельностью. Было введено новое налоговое обложение, распространявшееся частично и на дворян, осуществлена секуляризация церковных земель, отменены цеховые ограничения.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.