на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Германское буржуазное право ХІХ века
ерхней палатой Империи являлся Союзный совет - бундесрат. количество представителей земель в бундесрате было установлено Конституцией. Бндесрат имел постоянный аппарат, который специализировался в различных областях государственной деятельности. Председателем Союзного совета был по положения канцлер Империи - прусский министр, назначенный прусским королем.

Рейстаг обладал значительно меньшими полномочиями, чем бундесрат. Он избирался сначала на три года, с 1887 г. - на пять лет. Досрочный роспуск мог был произведен простым постановлением Союзного совета. Глазова Е.В., Терехова Л.Н. История государства и права зарубежных стран. СПб.:Питер, 2007, 111

В гл. III «Союзный совет» были включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название «союза неравных». Бундесрат, формально призванный стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению, прежде всего, в силу неравного представительства входящих в федерацию 25 союзных государств (22 монархии и три вольных города). Пруссии как самому крупному по территории, населению, военной мощи и экономическому потенциалу государству было отведено в Бундесрате 17 из 58 мест. Это фактически определило ее господствующее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений федеральной Конституции, требовавшей для блокирования подобных предложений всего лишь 14 голосов. «Гегемонистская федерация» Германии представляла собой не союзное государство, а по сути дела союз династий. В Бундесрате были представлены не народы субъектов федерации, а представители местных монархов (королей, князей и герцогов).

Особое место Пруссии в Германской империи определялось и тем, что президентство в союзе закреплялось за прусским королем, который носил титул германского императора (кайзера) Он обладал по Конституции обширнейшими полномочиями. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи и прежде всего имперского канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Бундесрат и Рейхстаг, а также право «разработки и публикации» имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Бундесрата: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и т.д.

Представление о роли императора в конституционном механизме было бы неполным без выяснения положения имперского канцлера (рейхсканцлера), воплощавшего в своем лице правительство империи. Эту должность традиционно занимал министр-президент Пруссии, а в период с 1862 по 1890 г. -- бессменно Отто фон Бисмарк, ставший одной из крупнейших политических фигур Германии XIX в. Имперский канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем Бундесрата. При равенстве голосов в верхней палате его голос был решающим, если речь шла о ряде важнейших косвенных налогов, о военных вопросах либо о «сохранении существующих предписаний и установлений», касающихся административных положений, регулирующих исполнение общего законодательства (ст. 37 гл. VI «Таможни и торговля»). Кроме того, если общие расходы империи не покрывались соответствующими налогами и пошлинами, он имел право в целях пополнения федерального бюджета назначать дополнительные взносы с отдельных союзных государств пропорционально численности их населения (ст. 70 гл. XII «Финансы империи»).

Конституция 1871 г. не знала принципа ответственного правительства, ставшего лозунгом либеральной буржуазии, выступавшей против «мнимого конституционализма» Германской империи, за парламентскую монархию по «вестминстерской модели». На исполнительную власть по германской Конституции фактически не возлагалось никакой ответственности. Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь правом имперского канцлера на контрасиг-натуру. Но при подписании военных приказов, объявлении войны, заключении мира, в вопросах командования армией и флотом император не был связан контрасигнатурой канцлера. Канцлер также должен был ежегодно представлять Бундесрату и Рейхстагу отчет о расходах (ст. 72 гл. XII), но сместить его с должности мог только император, что фактически превращало министерскую ответственность в фикцию. Бесконтрольность императора и канцлера Германской империи опиралась на значительные конституционные полномочия Бундесрата с его прусским большинством. В Конституции при всей широте императорских полномочий даже не ставился вопрос о вето кайзера в законодательном процессе. В этом для правительства не было необходимости -- вето было прерогативой всегда послушного Бундесрата.

Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа народного суверенитета, который приходил в полное противоречие с консервативными представлениями правящих кругов (и в определенной мере массового сознания) о государственной власти монарха, воля которого является высшей. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц.

Рейхстаг, создаваемый на основе «всеобщих выборов с тайной подачей голосов», находился под контролем императора. Формально всеобщее избирательное право в действительности не было всеобщим из-за высокого возрастного ценза (25 лет), лишения избирательных прав лиц: пользующихся помощью для бедных; ограниченных в гражданских и политических правах по суду; а также находящихся на службе «нижних чинов» армии и флота и др. Бурные споры при создании Конституции вызвал вопрос о вознаграждении членов Рейхстага. Победила точка зрения Бисмарка, настаивавшего на том, что депутаты не должны получать за свою работу «никакого жалованья или вознаграждения» (ст. 32 гл. V «Рейхстаг»).

Конституционный механизм Германской империи создавался для наиболее эффективного решения под руководством Пруссии сложных внутри- и внешнеполитических задач, главным образом с помощью военной силы. В Конституции 1871 г. нет ни декларации, ни особой главы, посвященной правам и свободам немцев. Вместе с тем самые обширные гл. XI и XIII посвящены уставу о конфликтах и наказаниях и военному делу империи, где, в частности, закреплялась всеобщая воинская повинность (ст. 57 гл. XI) при принадлежности каждого немца, способного носить оружие, в течение семи лет (по общему правилу -- с 20 до 28 лет) к составу вооруженных сил (ст. 59 гл. XI), требование немедленного введения по всей империи прусского военного законодательства и подготовки всеобщего имперского военного закона с целью создания единой германской армии, «подчиненной императору, безусловно следующей его приказу» (ст. 64 гл. XI), право императора назначать, увольнять, перемещать всех высших чинов и использовать армию для полицейских целей (ст. 66 гл. XI), объявлять любую союзную территорию на военном положении, если что-либо «угрожает общественной безопасности» (ст. 68 гл. XI) и т. п.

2.3 Политический режим кайзеровской Германии

Сложные и противоречивые социально-экономические процессы на пути исторического развития объединенной Германии в XIX в. непосредственно влияли на частые изменения ее политического режима. Особую роль в этих процессах играл имперский канцлер и министр-президент Пруссии Бисмарк, с именем которого связывается проведение политики, определяемой в исторической литературе такими противоречивыми понятиями, как «революция сверху», «государственный социализм», «реакционный милитаризм», «бонапартизм» и др.

Действительно, в XIX в. была решена главная задача буржуазной революции в Германии -- объединение страны, способствовавшее ее бурному экономическому росту, развитию капиталистического предпринимательства, созданию множества акционерных компаний, банков, появлению новых отраслейпромышленности (судостроения, электроники, химической промышленности и проч.). Не случайно последнюю треть XIX в. в Германии называют временем грюндерства (нем. Griinder -- основатель, учредитель). Так, например, на основании Закона о банках 1875 г. в стране создается руководимый канцлером Центральный имперский банк, призванный осуществлять контроль над делами частных эмиссионных банков. Он становится мощным рычагом осуществления экономической политики имперского правительства. Вводятся единые таможенные тарифы, система меры и веса, патентное законодательство и т. д. В течение последующих двух-трех десятилетий Германия превращается в одну из самых передовых и индустриально развитых стран мира. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебник - М.: Юристъ, 2005 г., 255 - 267

Значительно усиливается политический вес немецкой буржуазии в стране и за рубежом, хотя по-прежнему в административно-бюрократическом аппарате, в дипломатической, военной и иных сферах задает тон консервативное юнкерство, ярким представителем которого был и сам рейхсканцлер.

Для первых лет канцлерства Бисмарка характерно преобладание либеральных методов и средств осуществления государственной власти. В это время не только снимается множество феодальных препон для развития предпринимательства и торговли, но и создается общеимперская партийная система, растут рабочие организации, оппозиционная печать.

Ведущей буржуазной партией, задающей оппозиционный тон деятельности Рейхстага, становится Национально-либеральная партия, под влиянием которой находилась в это время и значительная часть рабочего класса. Слева примыкала к ней мелкобуржуазная Прогрессистская партия, которая в 1884 г. сливается с ее левым крылом и образует Немецкую свободомыслящую партию. Особое место в политической системе занимает разношерстная центристская Католическая партия. Резко настроенная против Пруссии, она преследует партикуля-ристские цели. Глазова Е.В., Терехова Л.Н. История государства и права зарубежных стран. СПб.:Питер, 2007, 108-109

Вместе с ростом промышленного пролетариата в 1869 г. возникает и первая Социал-демократическая рабочая партия (СДРП). В 1875 г. в результате объединения СДРП и Всегерманского рабочего союза (эйзенахцев и лассальянцев) формируется реформистская Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), которая по мере достижения своей организационной и политической зрелости становится во главе международного рабочего движения. Социал-демократы избираются в Рейхстаг, их представительство со временем растет.

Исторические силы, которые пришли в действие благодаря объединению страны, были сильнее реакционных устремлении ее правящих кругов и лично Бисмарка, который, неизменно исповедуя принцип великодержавности императора (прусского короля), должен был как с неизбежным злом примириться и с всеобщим избирательным правом и с Рейхстагом, и с активностью в нем политических партий. Идя на союз с либеральной буржуазией, Бисмарк как бы перешагивал через самого себя, чтобы завершить дело объединения страны, ставшее главной исторической задачей «революции сверху».

Ситуация изменяется в 1878 г. с окончанием «либеральной эры» канцлерства Бисмарка. Застой в экономике, рост влияния социалистов, успехи оппозиционных партий на парламентских выборах приводят к реакционному повороту в политике имперского правительства. Бисмарк выдвигает проекты кардинальной финансово-экономической реформы, перехода от свободы торговли (главного требования либеральной буржуазии в сфере экономики) к протекционизму и усилению государственного вмешательства в экономику и другие сферы общественной жизни, пресечения с помощью репрессивного законодательства деятельности социалистов. В это время фактически решается вопрос об установлении в сфере экономики и политики «твердой руки» рейхсканцлера. Все, кто выступал против нового курса правительства Бисмарка, объявлялись противниками подъема экономики, роста занятости в промышленности, сторонниками «безумных идей» социал-демократов, «ведущих народ к бунту, крови и насилию».

Поводом для начала наступления на социал-демократов стали два безосновательно инкриминируемых им покушения на германского императора Вильгельма I в 1871 и 1878 гг. Бисмарк назвал в печати социалистов «бандой убийц». В 1871 г. после первого покушения он распустил Рейхстаг и начал массированную атаку против инакомыслия. В 1878 г., угрожая очередным роспуском и манипулируя общественным мнением с помощью мифа «о красном призраке», а также обвинений социалистов в покушении на собственность, в подрыве веры в Бога и проч., он добивается принятия ранее отклоненного Рейхстагом Закона против общественно опасных стремлений социал-демократов, названного впоследствии «исключительным законом против социалистов».

Закон 1878 г. запретил все организации, «имеющие целью посредством социал-демократических, социалистических и коммунистических стремлений свергнуть существующий государственный и общественный строй», что было широко использовано против профсоюзов, для разгона рабочих касс взаимопомощи и иных рабочих организаций. Запрещались также собрания и печатные издания, пропагандирующие «подобные стремления», сбор средств с этой целью и т. п. Фактически запрещалось распространение всяких социалистических идей. Нарушение предписаний Закона 1878 г. угрожало денежным штрафом, тюремным заключением, запрещением заниматься определенными видами деятельности и т. д. Полиции и местным властям по их усмотрению предоставлялось право запрещать собрания и распространение политической литературы, объявлять «малое осадное положение» и высылать лиц, «опасных для общественной безопасности», из мест их «вредной деятельности». На основании этих полномочий в 1878 г. было введено «малое осадное положение» в Берлине, в 1880 г. -- в Гамбурге, в 1881 г. -- в Лейпциге, что дало правительству право выслать из этих центров влияния социал-демократии 500 видных ее представителей. СЕПГ фактически была распущена, но ее фракция в Рейхстаге оставалась действующей. 1881 год был определен как год окончания действия Закона 1878 г., но под жестким нажимом канцлера Рейхстаг продлил его срок. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995.

Неэффективность репрессивных мер против социалистов проявилась сразу же после принятия этого исключительного закона. Чтобы лишить социал-демократов опоры в массах, Бисмарк вслед за продлением действия этого закона учредил фабричную инспекцию, надзирающую за условиями труда, продолжительностью рабочего дня и проч. Он также провел беспрецедентную по тем временам акцию путем введения в действие целого пакета тщательно разработанных законов 1883 г. о социальном страховании на случай болезни, старости и инвалидности и закона 1884 г. о страховании при несчастных случаях, что и явилось одним из ярких примеров неизменно проводимой им политики социального маневрирования («бонапартизма»). Действие Закона 1878 г. распространялось, однако, лишь на часть рабочих, за счет которых и проводилось само страхование. Это послужило основанием его резкой критики в Рейхстаге представителем социал-демократии А. Бебелем.

В конце 80-х гг., однако, проявилась со всей очевидностью бесперспективность управления общественной и политической жизнью Германии с помощью репрессивных законов и непоследовательных уступок рабочему движению. 1889--1890 гг. стали рекордными по количеству рабочих забастовок (более 1100), принимающих все более массовый характер. Социальная политика Бисмарка зашла в тупик.

Вильгельм II (1888--1918), претендуя на роль «народного монарха» и «творца новой социальной политики», связывая рост забастовочного движения с «отсутствием заботы о рабочих со стороны большинства промышленников», вопреки сопротивлению Бисмарка, отменил в 1890 г. «исключительный закон против социалистов», что стало непосредственной причиной отставки «железного канцлера» и последующей очередной либерализации политического режима. Законом 1899 г. были отменены также ограничения для всякого рода союзов, не выходящих за пределы империи, постановления отдельных германских государств, запрещающие вступление в союзы рабочих, в том числе и в избирательные союзы. С деятельностью Вильгельма II был связан и ряд так называемых «фабричных законов», запретивших труд детей до 13 лет, сокративших рабочий день для подростков и женщин, установивших обязательный еженедельный день отдыха и др. В деятельности германской социал-демократии после 1890 г. наступает важный этап борьбы в Рейхстаге за утверждение принципов социальной справедливости при разработке Германского гражданского уложения, принятого в 1896 г.

При всех сменах методов и средств осуществления внутригосударственной политики неизменным, однако, оставался внешнеполитический агрессивный курс полуабсолютистского государства Германии, ставший прямым следствием объединения страны «железом и кровью» под гегемонией Пруссии. «Рожденная в войнах нечестивая Германская империя прусской нации, -- писал великий немецкий писатель Т. Манн, -- могла быть только милитаристским государством. Таковым оно и жило, занозой в теле человечества».

Прусско-германский милитаризм создал в Европе тот тип международных отношений, который вошел в историю XIX -- начала XX в. под именем «вооруженного мира», сущностью которого стала систематическая подготовка к локальным войнам, а затем и к мировой войне. Германское правительство неуклонно готовилось к ней, создавая самую крупную агрессивную армию за счет увеличивающихся военных ассигнований. Это приводило к прямым нарушениям Конституции, сопровождаемым парламентскими кризисами. Такой кризис, например, разразился в начале 70-х гг., когда Рейхстаг, отклонив закон о «вечных», не вотируемых расходах на содержание армии, принял компромиссный закон 1874 г. о семилетнем сроке своего невмешательства в эту спорную сферу («правило септената») и тем самым лишил себя в значительной мере права финансового контроля над правительством. В 1900 г, этот закон был продлен еще на семь лет. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебник - М.: Юристъ, 2005 г., 249-267

Заключение

Буржуазные революции XVII-XIX вв. привели к кардинальным изменениям в области социально-экономических и политических отношений, к образованию конституционализма и права нового типа, которое способствовало развитию капитализма. Буржуазное право возникло как логическое и фактическое продолжение существовавших ранее систем рабовладельческого и феодального права. Оно, так же как и предшествующее право, функционировало в обществе, построенном на частной собственности, имущественном неравенстве и социальных противоречиях. Отрицание феодального права в ходе буржуазных революций и в последующие периоды происходило главным образом в той его части, которая противоречила экономическим и политическим интересам буржуазии. При конструировании нового правового порядка буржуазия смогла сохранить не только многие дореволюционные правовые нормы, но и целый ряд правовых принципов и институтов, форм и методов правового регулирования, которые давно уже были испытаны временем.

Германская буржуазия вела борьбу за создание единого немецкого национально - буржуазного государства в форме конституционной монархии. Левые радикалы призывали население к уничтожению сословных различий, улучшению материального положения беднейших слоев населения, провозглашению республики. Руководители прусской буржуазии предлагали вместо абсолютной монархии парламентскую.

Либеральная буржуазия сумела организовать и повести за собой дворянское большинство ландтага. Революция закончилась, но не решила стоящих перед ней проблем. Господствующие круги Германии пошли на проведение социально - демократических преобразований, способствующих развитию капитализма.

Список литературы

1) Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебник - М.: Юристъ, 2005 г., 255 - 267

2) Бисмарк О. Мысли и воспоминания. Под ред. А.С. Ерусалимского. Т.1-2. М.,1940.

3) Глазова Е.В., Терехова Л.Н. История государства и права зарубежных стран. СПб.:Питер, 2007

4) Жидков О.А. Избранные труды / Отв. ред. Г. И. Муромцев, Е. Н. Трикоз. 2006. 608

5) История государства и права зарубежных стран.: Учебник. Том II - 3-е издание/под. Ред. Д.ю.н. проф. Н.А. Крашенникова. - М.: Норма, 2005 г.

6) История государства и права зарубежных стран: Учебник. Под ред. К.ю.н. доцента М.М.Борисевича. - М.:Юриспруденция, 2001 г.

7) Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. Изд. 2-е. - М., 1995. - Лекц. 21.

8) Невинский В.В. Вводная статья к Основному закону ФРГ. Конституции государств Европейского Союза / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1997. С. 172

9) Савельев В.А. Германское гражданское уложение. Учебное пособие. М., 1983. 61 с

10) Статистические данные: Страны и регионы. 2000.

11) Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995.

Приложение

Хронологическая таблица. Государство и право Германии История государства и права зарубежных стран: Учебник. Под ред. К.ю.н. доцента М.М.Борисевича. - М.:Юриспруденция, 2001 г., 266

1806 г.

«Рейнский союз» - образовался после захвата Францией Германии и ликвидации «Священной римской империи германской нации»; в состав Р.С. вошло 16 монархий под протекторатом Франции.

1814-1815 гг.

Венский конгресс - съезд государств - победителей Франции.

1814 г.

Прусский закон об обязательной воинской повинности.

1815 г.

«Германский союз» в виде конфедерации 35 германских государств под эгидой Пруссии, получивший законодательное закрепление в «Союзном акте».

1848 г.

Буржуазная революция в Германии.

1850 г.

Конституция Пруссии.

1866 г.

«Северо-Германский союз» германских государств, получивший правовое оформление в Конституции Северо-Германского союза 1867 г.

1871 г.

Образование Германской империи, закрепленное Конституцией империи 1871 г.

1874 г., 1888 г.

Германские законы о всеобщей воинской повинности.

1890 г.

Германское гражданское уложение.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.