Глава государства
2 http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ). Саратовская государственная академия права Поволжский региональный юридический институт Учебная дисциплина - конституционное право зарубежных странКурсовая работаГлава государства (ВАРИАНТ IV) Выполнил: Саратов - 2001Содержание1. Глава государства - понятие и место в системе высших органов государственной власти 3 2. Виды главы государства, порядок замещения должности 5 3. Компетенция главы государства 14 Список литературы 23 1. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА - ПОНЯТИЕ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Глава государства - это конститу-ционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государ-ственности народа. В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его под-писи закон недействителен (монарх в Великобритании, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Германия. Ита-лия). Он может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, как президент Франции, единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия).11 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 1997. С. 268. Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некото-рые общие для всех стран полномочия. В отношении парламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда - право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представите-лей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятель-но, а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента (например, для назначения послов в США) или даже пра-вительства (в условиях парламентарной республики). В парламентар-ных республике и монархии, а иногда и в полупрезидентских респуб-ликах, для того чтобы некоторые акты президента или монарха дейст-вовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью (так на-зываемая контрассигнатура). Реже это может быть наряду с подписью премьера также подпись министра, ответственного за выполнение дан-ного акта президента или монарха. Компетенция главы государства более подробно будет рассмотрена в третьей главе данной работы. 2. ВИДЫ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА, ПОРЯДОК ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - постоянно действующий орган парламента, им избираемый. В прошлом это были президиумы высших представительных органов, постоянные комитеты, государст-венные советы в странах тоталитарного социализма - в СССР, Болга-рии, Венгрии, Польше и др. В настоящее время подобным органом явля-ется Государственный совет па Кубе, где нет президента (по конституции глава государства - председатель Государственного совета). В Китае по конституции главой государства является избираемый парламентом председатель республики, но многие (функции главы государства он вы-полняет совместно с Постоянным комитетом парламента, а некоторые такие функции осуществляет сам Постоянный комитет. В Иране эти полномочия разделены между Руководителем государства, избираемым особым образом из высших духовных лиц - мусульман, и президентом республики. В Швейцарии функции главы государства осуществляет правительство, а президент избирается парламентом на один годи суще-ственных полномочии не имеет. В ОАЭ существует «коллективный мо-нарх», в Малайзии - выборный монарх. Во многих странах британского Содружества (Австралия, Канада и т.д.) полномочия главы государства принадлежат британскому монар-ху. но осуществляет их генерал-губернатор - его представитель. Он утверждается монархом по рекомендации местного правительства, а в Папуа -Новой Гвинее избирается парламентом. После военных перево-ротов функции главы государства обычно принадлежат хунте (военному, революционному совету) и избираемому или назначаемому ею президен-ту. Так было во многих странах Латинской Америки, Африки, Азии. Иногда руководитель хунты сам провозглашает себя президентом. При коллегиальной форме президентуры основные полномочия главы госу-дарства осуществляются коллегией, а менее значительные, церемони-альные (например, прием верительных грамот иностранных дипломати-ческих представителей) - председателем коллегии или его замести-телем. Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. На деле, однако, вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной мо-нархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнитель-ной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства. Монарх - лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к административной, уголовной ответст-венности, против него не может быть обращен гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами политичес-кую ответственность несут его министры. Монарх имеет право на особый титул - король, султан и т.д. Иногда его официальный титул очень длинный, так как включает разные владе-ния монарха. Он имеет право на особое обращение «Ваше Величество», которое не может использоваться при обращении к другим лицам в дан-ном государстве, кроме супруги монарха. Монарх обладает государст-венными регалиями (трон, корона и др.), имеет свой двор - лиц, занятых обслуживанием его самого и семьи, но оплачиваемых из государственно-го бюджета. Для этого парламент ежегодно выделяет денежные средст-ва - цивильный лист. Монарх получает и передает свой пост по наслед-ству. Существует несколько систем наследования: 1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын), а женщины, в том числе дочери, исключаются из числа наследников престола (Бельгия, Норвегия. Япония к др.); 2) кастильская, когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если же есть младший сын и старшая сестра, то сын имеет преимущество (Великобритания, Дания с 1953 г., Испания, Нидерланды и др.); 3) австрийская (она существовала в прошлом), когда женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин (на практике, во всяком случае в последние столетия, жен-щины поданной системе пост монарха не занимали); 4) шведская, в соответствии с которой по закону 1980 г. женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами. В настоящее время 18-летняя дочь короля Швеции, у которого есть еще младший сын, является претендентом на трон и действует как заместитель короля во время его отъездов из страны (до принятия закона 1980 г. в этом государ-стве трижды правили королевы: в XIV, XVII и XV11I вв.); 5) мусульманская, когда трон наследует, по существу, не определен-ное лицо, а «благородная» правящая семья (часть династии), которая сама уже решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Ку-вейт, Саудовская Аравия и др.). Эта же семья при участии высших свя-щеннослужителей и мусульманских ученых (улемов) смещает короля и ставит на его место другого члена семьи (так было, например, в Саудов-ской Аравии вследствие обвинения короля в недостаточном благо-честии); 6) племенная, когда король рассматривается как главный вождь пле-мени, а его наследника определяет племенной совет из числа многочис-ленных сыновей покойного. В Свазиленде это делает племенной совет ликоко во главе с королевой-матерью, в чем сказываются пережитки матриархата. Последний раз он избирал короля в 1982 г. из числа более 150 сыновей покойного. Особенности наследования престола существуют в Непале, Бутане и некоторых других странах, когда трон хотя и наследуется определенной династией (в некоторых странах это записано в конституции), но король сам еще при жизни определяет будущего наследника - не обязательно старшего сына. В Малайзии король не наследственный, а выборный. Он избирается на пятилетний срок султанами монархических субъектов фе-дерации (есть и немонархические) и только из их числа. После наследования престола предусмотрен особый обряд корона-ции. Корона-ция означает окончательное воцарение монарха. Если престол наследует малолетний монарх, то до его совершенноле-тия один из ближайших родственников монарха или другое близкое к нему лицо с согласия семьи и по совету высших должностных лиц, иногда с утверждения парламента или по назначению правительства, становит-ся регентом. В некоторых случаях создается регентский совет из не-скольких человек. Регент и совет действуют от имени монарха. Если монархом (королевой) становится женщина, ее муж не становится коро-лем, он лишь ее супруг и имеет особый высший дворянский титул.11 Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Издательская группа «Форум-ИНФРА-М», 1999. С. 133. Рассмотрим институт президентуры. Существуют две её основные формы: единоличная (президент) и коллегиальная (Президентский совет, суще-ствовавший ранее в Йемене, Судане, Алжире и некоторых других стра-нах, Государственный совет на Кубе и др.). В Иране основные полномо-чия президентуры разделены между Руководителем государства и прези-дентом, это «двуглавая президентура». В Китае, есть глава государства (Председатель республики), но основные полномочия главы государства выполняет Постоянный комитет парламента, а в Швейцарии полномочия коллегиального главы государства и прави-тельства совмещены. Президент может занимать различное положение в системе государ-ственной власти: быть только главой государства (Германия), одновре-менно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Еги-пет, Франция). Со-гласно многим конституциям, президент пользуется неприкосновенностыо, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголов-ное наказание возможно только после отрешения президента от долж-ности (обычно путем импичмента). Однако президент, добровольно ухо-дящий в отставку, как правило, добивается принятия закона или соглаше-ния о его неответственности. Во многих странах к президенту может быть предъявлен гражданский иск. Гражданские иски к государству также могут быть обращены к президенту как представителю государства. Президент имеет определенные привилегии: свою резиденцию (обыч-но не одну), особый транспорт, включая самолеты, охрану, свои штан-дарт - флаг, являющийся символом президентской власти. По многих странах существует особое обращение к президенту - «Ваше превосхо-дительство». Денежное содержание президенту устанавливается зако-ном парламента и обычно является наиболее высоким среди должност-ных лиц. Полномочия президента часто сформулированы однотипно в прези-дентской, полупрезидентской, парламентарной республике, но на самом деле в их осуществлении существует огромная разница, связанная с особенностями формы правления. Президент избирается на определенный срок: три года в Латвии, четыре года в США, пять - в Бразилии, шесть - в Египте, семь - во Франции. Бывали, однако, и «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы. Для избрания на должность президента обычно выдвигаются следую-щие условия: гражданство данного государства (в Польше на выборах 1980 г. на пост президента баллотировалось лицо, имевшее кроме поль-ского еще два гражданства: канадское и перуанское), наличие полных гражданских и политических прав, достижение определенного возраста (обычно 35 лет, но в Никарагуа - 25, в Венесуэле - 30, в Китае - 45, в Италии - 50). Иногда устанавливается и предельный возраст (напри-мер, в Намибии - не старше 65 лет). Многие конституции устанавлива-ют для кандидата определенный срок проживания в данной стране (в Болгарии - 5 лет, на Украине - 10, в США - 14, в Грузии - 15). В ряде случаев требуется, чтобы кандидат был не натурализованным гражданином, а уроженцем данной страны или родившимся от ее граж-дан. В Нигерии кандидат на должность президента должен иметь среднее образование, в Турции, Азербайджане - высшее, на Филиппинах он должен уметь читать и писать. Есть и другие условия.
Страницы: 1, 2
|