p align="left">Кандидат в президенты может быть выдвинут группой избирателей. Во Франции это 500 граждан, но не рядовых, а являющихся членами парламента, региональных советов, генеральных советов департаментов (т.е. региональных органов самоуправления), территориальных собра-ний заморских территорий, мэрами городов. На Украине для выдвиже-ния кандидата должно быть созвано собрание избирателей не менее 500 человек; оно создает инициативную группу, которая и подает заявку о выдвижении кандидата, но для того, чтобы кандидат был зарегистрирован, необходимо собрать в его поддержку не менее 100 тыс. подписей избирателей, причем не менее 1500 в каждом из 2/3 избирательных округов. Кандидатура президента может быть также выдвинута полити-ческими партиями, избирательными объединениями, блоками. В Вен-грии кандидат выдвигается не менее чем 50 депутатами парламента, в Египте - 2/3 общей численности парламента (если кандидат не собе-рет 2/3, то большинством). Регистрация кандидата во многих странах обусловлена внесением повышенного избирательного залога (например, 10-кратного по сравнению с кандидатом в нижнюю палату парламента Франции). Существуют различные способы избрания президента: 1. Голосование в парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Для первого тура выборов обычно требуется квалифици-рованное или абсолютное большинство голосов, но при множественнос-ти кандидатов такой результат достигается редко, голоса распределяют-ся между разными кандидатами. В последующих турах требования сни-жаются, однако из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров. В Турции накануне принятия конституции 1982 г., снизив-шей требования, было проведено более 100 туров, в Италии в 1992 г. - 16. Теперь для выборов президента в Турции в первом туре требуется 2/3 голосов, во втором и третьем достаточно абсолютного большинства, на четвертый тур выносятся две кандидатуры, набравшие относительное большинство. Президентом становится получивший относительное большинство голосов. В Словакии для избрания президента, как и для смещения его парламентом, необходимы 2/3 голосов. Президент, из-бранный парламентом, обычно, хотя и не всегда, «слабый» президент: он получает свои полномочия не непосредственно от избирателей, а от пред-ставительного органа и не может противопоставлять себя ему. 2. Голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандида-тов, выдвинутых партиями (Аргентина, США, до 90-х годов Финляндия). При этом способе результаты выборов (имя будущего президента) стано-вятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеет за собой большинство выборщиков. 3. Избрание президента специальной избирательной коллегией, о которой говорилось выше (Федеральное собрание в Германии, состоя-щее из членов нижней палаты и такого же числа представителен земель, коллегия, состоящая из членов обеих палат парламента и делегатов об-ластных советов в Италии, коллегия из избранных членов обеих палат парламента в Индии и законодательных собрании штатов). 4. Избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция и др.). Переизбрание президента на следующий срок во многих странах ничем не ограничивается (Египет, Франция, Сирия и др.). В Германии, США одно и то же лицо может быть избрано в президенты только на два срока. В Аргентине можно избирать дважды, но первый раз - на шесть лет, второй - только на четыре года. В Мексике установлен только один срок - шесть лет. Конституция Мексики запрещает под каким-либо видом избирать одно и то же лицо на должность президента на второй срок; нельзя избирать и временного президента. Невозможно переизбра-ние президента также в Боливии, Никарагуа (с 1995 г.), Эквадоре. Пере-численные ограничения призваны воспрепятствовать возможному пре-зидентскому авторитаризму, ибо президенты, избиравшиеся в некото-рых странах Латинской Америки и Африки на седьмой и даже восьмой срок, сосредоточивали в своих руках непомерную власть. В настоящее время в некоторых странах Азии есть президенты, избранные на четвер-тый и пятый срок. Нередко президентами провозглашает своих руководителей военная хунта, захватившая власть. В 1994-1995 гг. в большинстве азиатских постсоциалистических стран (Туркменистан, Узбекистан и др.) вместо выборов были проведены референдумы о продлении срока действующего президента до 2000 г. В прошлом в некоторых странах социалистической ориентации президенты избирались съездом правящей партии (Конго), президенты провозглашались пожизненными (КНДР, Тунис, Уганда, Эк-ваториальная Гвинея и др.). Пожизненным президентом был И. Броз Тито в Югославии, в конституции которой говорилось, что президент избира-ется, но это правило не распространяется на Тито. В Иране руководитель государства (подлинный глава государства) в отличие от президента из-бирается не путем всеобщих выборов, а особой коллегией лиц, преиму-щественно духовных, которые в свою очередь избираются населением. Руководитель государства в Иране должен быть высшим духовным лицом - муфтием. В Швейцарии президент и вице-президент избирают-ся парламентом (Федеральным собранием) сроком на один год, но вопре-ки их титулам они не обладают основными полномочиями главы государ-ства: эти полномочия принадлежат коллегиальному органу - Федераль-ному совету.11 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 1997. С. 275. 3. КОМПЕТЕНЦИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА Главы государств в зарубежных странах в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. В области государственного управления полномочия главы государства невелики даже формально, на практике же они выглядят еще скромнее. Однако следует оговориться, что в некоторых парламентарных республиках ему предоставляются обширные полномочия, но в действительности все его консти-туционные права осуществляются правительством. Такая система действует, например, в Индии. Конституции всех парламентарных стран наделяют главу государства правом участия в формировании правительства. Так, ст. 92 итальянской конституции гласит: «Президент республики назначает председателя совета министров и по его предложению министров». Еще категоричнее говорит об этом конституция Дании: «Король назначает и увольняет премьер-министра и других министров. Он определяет их число и обязанности» (ст. 14). В Конституции Королевства Нидерландов (редакция 1983 г.) ска-зано: «Премьер-министр и другие министры назначаются и смещаются Королевским Указом» (ст. 43). Примерно в таком же духе трактуют этот вопрос конституции других парламентарных стран. На практике же роль главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Он может назначить премьером лишь лидера победившей партии или главу партийной коалиции (подробно о формировании правительства будет сказано в следующей главе). Назначение главой государства гражданских и военных чиновников также лишено реального содержания, так как все это делается правительством, но от имени главы государства. Полномочия главы государства как верховного главнокоман-дующего практически представляют собой почетную прерогативу, поскольку оперативное руководство вооруженными силами осуществляется генеральным штабом, министерством обороны, штабами родов войск, которые действуют согласно директивам правительства. Важное место в полномочиях главы государства занимает право объявления чрезвычайного положения па территории всей страны или части ее (ст. 16 конституции Франции, ст.352 консти-туции Индии). В законодательной области полномочия главы государства достаточно обширны. Он обладает нравами, позволяющими ему в случае необходимости активно воздействовать на парламент. Глава государства созывает парламент на очередные и чрез-вычайные сессии, может прервать при определенных условиях сессию парламента. Важнейшим орудием в руках главы государства является право роспуска нижней палаты (очень редко обеих палат) парламента. В случае роспуска парламента или исте-чения срока её полномочий глава государства назначает внеочередные или очередные выборы. (Президенты президентских республик обычно правом роспуска не обладают.) Государст-венное право конкретных стран по-разному определяет методы и формы участия главы государства в законодательном процессе. В ряде случаев президенту или монарху предоставляется в ограниченной форме право законодательной инициативы, которое обычно осуществляется ими в виде посланий (у монарха - тронная речь). Главы парламентарных государств редко используют свое право обращения к парламенту с посланиями. В президентских же республиках послания являются программой законодательной деятельности для парламента. В законодательной практике Соединенных Штатов приме-няются три вида президентских посланий - послание о состоянии Союза, экономический доклад и послание по бюджету. Каждое из них представляет собой законодательную программу для конг-ресса. С точки зрения чисто юридической президентские послания не имеют никакой обязательной силы, но на практике их воздействие на конгресс достаточно велико. Конституционная теория в ряде зарубежных государств рассматривает главу государства как непременного участника зако-нодательного процесса. Конституции некоторых стран (Вели-кобритания, Индия и др.) включают главу государства в состав парламента как его органическую часть. Юридическим выражением этой концепции является то, что законопроект получает силу только тогда, когда он санкционируется главой государства. Отказ дать санкцию - вето влечет за собой ряд серьезных пра-вовых последствий. Конституционное (государственное) право зарубежных стран знает три вида вето. Абсолютное, или резолютивное вето состоит в том, что отказ главы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя. Абсолютное вето - институт чисто феодальный, так как это право главы государства фактически сводит на нет все полномочия парламента. В настоящее время правом абсолютного вето обладают формально монархи Великобритании, Бельгии, генерал-губернаторы доминионов, входящих в Содружество наций. Од-нако абсолютное вето лишь числится в арсенале прерогатив монарха, но нигде не применяется. Юридически оно существует, фактически же оно пребывает в состоянии длительного летар-гического сна. Относительное, или отлагательное вето представляет собой такой запрет, налагаемый главой государства на законопроект, который либо может быть преодолен парламентом, либо носит временный характер. Принятый парламентом законопроект на-правляется для подписи главе государства, который в установ-ленный срок (иногда этот срок не определен) может либо подписать его, санкционировать, либо отказать в санкции, т.е. наложить вето. Сам акт наложения вето состоит в том, что глава государства составляет послание, в котором излагаются его возражения против законопроекта. Опротестованный законопро-ект вместе с посланием направляется главой государства парла-менту, который может поступить двояко: а) принять возражения главы государства, внести соответству-ющие изменения в законопроект и вновь отправить его для получения санкции (капитуляция); б) отклонить возражения главы государства, для чего необходи-мо повторное одобрение законопроекта квалифицированным большинством голосов. Отлагательное вето в руках президента президентской рес-публики является мощным действенным орудием, с помощью которого глава исполнительной власти активно вмешивается в законодательный процесс. Частое приме-нение вето в президентских республиках объясняется также тем, что правительства этих стран формируются внепарламентским путем, а поэтому возникает основа для коллизий между «двумя властями » - исполнительной и законодательной. Выборочное вето. Обычно глава государства может одобрить или опротестовать весь законопроект целиком, а не отдельные статьи его. Это создает массу неудобств, так как порою президенту или монарху приходится либо одобрять законопроект с неугодными ему статьями, либо опротестовывать в целом приемлемый законопроект из-за неугодных ему статей. Короче говоря, вето - оружие негибкое, так сказать, стратегическое. Этим иногда пользуются парламенты, включая в крайне необходимые правительству законопроекты статьи, которые, будь они сфор-мулированы в виде отдельного билля, были бы заведомо отвергнуты президентом. Предоставление главе государства права опротестовывать лишь отдельные статьи, одобряя законопроект в целом, т. е. права выборочного вето, сделало бы вето еще более действенным. Выборочное вето - явление довольно редкое. В США, например, этим правом пользуются лишь губернаторы некоторых штатов. Президент лишен такой возможности. В США неоднократно вносились предложения о предоставлении президенту права выборочного вето. Подобная новелла значи-тельно усилила бы роль президента в законодательном процессе, особенно по отношению к финансовому законодательству. В этом можно усмотреть общую для ряда зарубежных стран тенденцию к усилению исполнительной власти за счет парламента. Наиболее четкое выражение эта тенденция нашла в конституции V Французской Республики, ст. 10 которой предписывает: «Прези-дент республики обнародует законы в течение 15 дней, которые следуют за передачей правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей. В этом новом обсуждении не может быть отказано». К полномочиям главы государства в области законодательной относится также его право назначать в некоторых странах членов верхних, а иногда и нижних палат парламента. Внешнеполитические полномочия главы государства консти-туциями зарубежных стран определяются примерно одинаково, хотя имеется целый ряд частностей и деталей чисто нацио-нального характера. Глава государства является высшим представителем страны в сфере внешних сношений. Выезжая с официальными визитами за границу, он пользуется правом на особо торжественный прием, ему предоставляется целый ряд привилегий. Дипломатическая практика обычно не делает различий между монархом и пре-зидентом в этом отношении. Глава государства считается пред-ставителем своей страны но праву и не нуждается для этого в специальных полномочиях. Тем не менее и международное право, и дипломатическая практика знают различия в официальных и неофициальных визитах глав государств. Глава государства назначает послов, посланников и иных дипломатических агентов. Он принимает дипломатических пред-ставителей иностранных государств. Международной практике известны случаи, когда главы государств, особенно в прези-дентских республиках, посылают за рубеж с различного рода поручениями, иногда очень важными, специальных агентов и представителей, снабженных надлежащими полномочиями. Главе государства предоставлено право ведения междуна-родных переговоров; он заключает и ратифицирует (иногда с согласия парламента) международные договоры и соглашения. Обычно, хотя это и не предусмотрено конституциями, глава государства может сноситься с главами других государств по международным вопросам. Конституции многих стран предоставляют главе государства право объявления войны и заключения мира, хотя, как правило, для этого требуется санкция парламента. Ни то, ни другое не имеет, впрочем, существенного значения, так как это полномочие на практике целиком перешло к правительствам. В президентских республиках право объявления войны (фактически осуществляется президентом, хотя по букве кон-ституции оно входит в сферу исключительных полномочий парламента. С наибольшей очевидностью это проявилось в Соединенных Штагах Америки, где неоднократно использовались полномочия президента как верховного главнокомандующего вооруженными силами. Президент мало считался с тем, что право объявления войны принадлежит конгрессу, и действовал в силу обстоятельств, руководствуясь соображениями целесообразности. Глава государства обычно имеет также право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора; право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий; право присвоения почетных званий и титулов. Глава государства играет важнейшую роль в различного рода церемониях и празднествах, начиная от национальных торжеств и военных парадов и кончая открытием школ и университетов и спуском на воду судов. Участие в подобных актах - главное в повседневной, деятельности глав парламентарных государств. Конституции зарубежных государств наделяют главу госу-дарства свойством безответственности, юридическим выражением которого является институт контрасигнатуры. Любой акт (указ, прокламация, приказ, ордонанс и т. д.), исходящий от главы государства, приобретает юридическую силу только в том случае, если он получает скрепу (подпись) премьер-министра или соо-тветствующего министра, к ведомству которого этот акт отно-сится. Без скрепы акт главы государства ничтожен. Ответ-ственность за этот акт несет не глава государства, а подписавший его министр. Таким образом, ни один акт главы государства не получит юридической силы, если он не будет соответствовать воле правительства. Зарубежные конституции содержат по этому пово-ду самые категорические предписания. Так, конституция Австрии постановляет: «Все акты президента Союза нуждаются для своей действительности в контрасиг-новании канцлера Союза или соответствующего министра, поскольку иное не установлено конституционным порядком» (ст. 67.2). Аналогичные положения содержатся в конституции Бельгии: «Ни один акт короля не может иметь силу, если он не контрасигнован министром, который лишь в силу этого является ответственным за данный акт» (ст. 64), в конституции Италии; «Никакой акт президента республики не действителен, если он не контрасигнован предложившими его министрами, которые за этот акт ответственны. Акты, тлеющие силу закона, и другие, указанные в законе, скрепляются подписью также председателя совета министров» (ст. 89) и в конституциях ряда других стран. Институт контрасигиатуры является юридическим оформ-лением ограничения полномочий главы государства. Оценку подлинной роли главы государства но букве конституции дать нельзя, так как между тем, что записано в конституции, и действительностью - дистанция огромного размера. Юридически глава государства почти всемогущ и всесилен. Практически он низведен до положения некоего символа, ибо реальных возможностей воздействия на государственную политику он лишен. Этот разрыв между юридическим и фактическим положением главы государства характерен для всех парламентарных стран. В целом ряде зарубежных стран не существует юридических ограничений дискреционной деятельности главы государства, полномочия которого осуществляются правительством единст-венно в силу конституционного соглашения, формально не имеющего юридической силы. Отсюда возникает вопрос о воз-можности осуществления главой государства принадлежащих ему полномочий помимо и вопреки воле правительства. В таких странах, как Англия и Индия, а также в некоторых других никаких конституционных барьеров против этого не установлено. Конечно, в обычных условиях подобный бунт главы государства совер-шенно гипотетичен, тем не менее в новейшей истории подобные случаи были. В сложных условиях, при наличии острого политического кри-зиса возможно использование таких полномочии главы госу-дарства, как право роспуска парламента, вето, смещение прави-тельства. Сфера дискреционных полномочий главы государства в обычных условиях весьма незначительна, однако возможны ситуации, при которых глава государства может получить воз-можность действовать самостоятельно. Обычно такое положение возникает при расколе правящей политической партии.11 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Белые Альпы, 1996. С. 170. В случае выхода главы государства из повиновения правящая элита имеет различные средства - конституционные и некон-ституционные, с помощью которых она может обуздать не-покорного либо удалить неугодного президента или монарха. Очень часто в наше время президентов свергают силой. Этот способ - пронунциаменто - широко применялся в странах Латинской Америки и на других континентах. Наконец, конституции многих зарубежных государств закрепляют механизм смещения президента при наступлении определенных обсто-ятельств. Наиболее типична процедура импичмента, установленная аме-риканской конституцией. Президент США (и другие должностные лица федерации, кроме военных и законодателей) может быть подвергнут суду импичмента, если он совершит измену, взяточничество или другое тяжкое преступление. В этом случае палата представителей возбуждает дело и формулирует статьи обвинения. Дело по существу рассматривается сенатом под председательством главного судьи Верховного суда. В случае признания президента виновным - для этого необходимы две трети голосов присутствующих сенаторов - он отстраняется от должности.22 Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. - М.: Издательство «НОРМА», 1998. С. 155. Список литературы 1. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Издательская группа «Форум-ИНФРА-М», 1999. 2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.. Конституционное право России. М.: Юристъ, 1998. 3. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) - М.: Фонд "Правовая культура", 1996. 4. Конституции зарубежных государств: США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Япония, Канада. - М, 1997. 5. Конституционное право РФ. Лекции. Саратов. 1995. 6. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 года. 7. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. - М.: Издательство «НОРМА», 1998. 8. Мишин А.А. Центральные органы власти буржуазных государств. М.: Юридическая литература, 1972. 9. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Белые Альпы, 1996. 10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 1997.
Страницы: 1, 2
|