на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования
p align="left">Государственная Дума избирает первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы. Порядок их избрания урегулирован Регламентом Государственной Думы.

Внутренняя организация Государственной Думы включает в себя две структуры:

ь фракционную - объединения депутатов по партийной принадлежности и совпадающей политико-идеологической ориентации;

ь комитетскую -- объединения депутатов по профессиональным склонностям.

К депутатским объединениям относятся фракции и депутатские группы. Фракции и депутатские группы обладают равными правами.

Депутатская фракция - депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данной депутатской фракции. Депутатские фракции подлежат регистрации. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы. Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Какие именно комитеты и комиссии создаются и в каком количестве, определяется Регламентом Государственной Думы. Каждый депутат обязан принимать участие в работе одного из комитетов. Правовой статус депутата не зависит от его фракционной или комитетской принадлежности. В настоящее время существуют следующие комитеты:

· Комитет ГД ГД - Государственная Дума по конституционному законодательству и государственному строительству;

· Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

· Комитет ГД по труду и социальной политике;

· Комитет ГД по бюджету и налогам;

· Комитет ГД по финансовому рынку;

· Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству;

· Комитет ГД по собственности;

· Комитет ГД по промышленности;

· Комитет ГД по обороне;

· Комитет ГД по безопасности;

· Комитет ГД по международным делам;

· Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

· Комитет ГД по делам Федерации и региональной политике;

· Комитет ГД по вопросам местного самоуправления;

· Комитет ГД по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

· Комитет ГД по образованию;

· Комитет ГД по делам женщин, семьи и детей и другие.

Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Они формируются по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений.

Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют:

ь подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов;

ь организуют проводимые палатами парламентские слушания;

ь решают вопросы организации своей деятельности;

ь рассматривают иные вопросы, относящиеся к их ведению.

Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу.

Государственная Дума образует следующие комиссии: мандатную, по этике, для дачи заключения, предусмотренного частью 2 ст. 93 Конституции РФ, и другие. Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок полномочий Государственной Думы данного созыва и имеет статус комитета.

Численный состав комитетов и комиссий определяется Государственной Думой. Он не может быть менее 12 и более 35 депутатов.

За исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, все депутаты Государственной Думы обязаны состоять в одном из комитетов палаты. При этом депутат Государственной Думы может быть членом только одного комитета.

Основная форма работы комитетов и комиссий - заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания правомочны, если на них присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии.

Другой формой работы данных органов, являются парламентские слушания, конференции, совещания, семинары, проводимые в целях выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности, а также по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий.

Совет Государственной Думы - коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный с целью предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Глава 2 Статья 13 Регламента Государственной Думы В него входят руководители фракций и депутатских групп. Работу Совета Государственной Думы организует Председатель Государственной Думы.

В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы участвуют в работе Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса.

В число полномочий Совета Государственной Думы входят:

· формирование проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;

· формирование проекта календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц;

· формирование проекта работы Государственной Думы на очередное заседание.

b) Порядок избрания Государственной Думы

Государственная Дума - одна из двух палат российского парламента -- Федерального Собрания. Она формируется путем общенациональных прямых выборов и представляет население всей страны в целом.

Конституция РФ подробно не прописывает порядка избрания депутатов Государственной Думы, указывая лишь, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года, имееющий право участвовать в выборах и, что порядок выборов утверждается федеральным законом (назначает выборы Президент РФ).

Основные документы, регламентирующие порядок выборов депутатов Государственной Думы РФ - законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

На первое заседание Государственная Дума собирается на тридцатый день после избрания, хотя Президент РФ может созвать заседание Думы ранее этого срока. В соответствии со ст. 38 Регламента Государственная Дума собирается на сессии, как правило:

весеннюю - с 12 января по 20 июля;

осеннюю - с 1 октября по 25 декабря.

Государственная Дума правомочна начать свою работу, если общее число избранных в нее депутатов не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы ч.2 ст.49 Регламента. Продолжительность и порядок проведения заседаний палат определяются Регламентом Государственной Думы.

Открывает первое заседание Государственной Думы старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или заместителя Председателя поочередно на ее заседаниях председательствуют представители всех депутатских объединений по согласованию между ними.

Каждое заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих депутатов, которую проводит председательствующий. Заседание является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Регистрация осуществляется после каждого перерыва в заседаниях палаты.

Депутаты Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Все необходимые проекты документов и другие материалы предоставляются депутатам не позднее, чем за три дня до рассмотрения этих материалов на заседании палаты.

Следует подчеркнуть, что Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

Согласно статье 109 Конституции Российской Федерации, Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. А именно, статья 111 Конституции РФ гласит: «После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации распускает Государственную Думу и назначает новые выборы».

Вновь избранная Государственная Дума собирается не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей Госдумы.

Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания, а также, если ею было выдвинуто против Президента обвинение с момента выдвижения до принятия соответствующего решения Совета Федерации.

Кроме того, Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Полномочия Государственной Думы

Статья 96 Конституции РФ устанавливает срок полномочий депутатов Государственной Думы на пять лет Часть 1 в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», который вступил в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 года (Российская газета, 2008, 31 декабря). Применяется в отношении Государственной Думы, избранной после вступления в силу указанного Закона, что соответствует мировой практике, согласно которой общенациональные парламенты избираются, как правило, на 4-5 летний срок. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депутатам - увидеть практические результаты своей деятельности.

Закрепляя полномочия Государственной Думы, Конституция РФ исходит из того, что ГД Федерального собрания призвана представлять интересы различных групп населения страны. Регламентом Государственной Думы предусмотрен целый раздел (IV), посвященный вопросам, которые относятся к исключительному ведению Государственной Думы.

К исключительному ведению Государственной Думы относятся:

· дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации.

Согласно Регламенту ГД, в случае внесения в Государственную Думу Президентом РФ предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ Председатель Государственной Думы незамедлительно извещает об этом депутатов. Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство общего числа депутатов. Если Дума отклонит кандидатуру на должность Председателя Правительства, Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит предложение о новой кандидатуре. Независимо от числа представлявшихся кандидатов после третьего отклонения представленной кандидатуры Государственная Дума подлежит роспуску.

· заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

· решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации.

Вотум недоверия Правительству - правительственный кризис, который может быть разрешен отставкой Правительства и созданием нового, которое пользовалось бы доверием Государственной Думы. Или, роспуском Думы и избранием новой, с которой Президент нашел бы понимание в вопросе о правительственной политике.

· назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России.

Президент РФ представляет на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя Центрального банка РФ, который считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры, Президент РФ в течение двух недель вновь представляет кандидатуру для назначения на должность.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.