p align="left"> 14. Нормотворчество: понятие, принципы и стадии Под нормотворчеством понимают специальную деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене. Нормотворчество - это государственная деятельность, связанная не только с принятием новых норм права, новых нормативно-правовых актов, но также с изменением и отменой устаревших нормативно-правовых установлений. Принципы нормотворчества: 1) Демократизм - (должны учитываться пожелания граждан, общества). Законы должны приниматься легитимным высшим представительным органом, представляющим всё население страны, а не только его часть. 2) Законность - в соответствии с этим принципом нормативно-правовые акты должны приниматься строго в рамках правомочий, предоставленных правотворческому органу. 3) Гласность - деятельность по подготовке нормативных актов должна проходить гласно. 4) Научность. 5) Профессионализм - важное значение имеет профессионализм законодателей, знание ими основ законодательной техники и сложившейся системы права. 6) Плановость - у нас в Белоруссии осуществляется по специальным планам, утвержденным Президентом. Стадии нормотворческого процесса: 1)Принятие решения о подготовке проекта нормат. акта 2)Подготовка проекта норм. акта 3)Обсуждение и принятие проекта в нормотворческом органе 4)Опубликование норм. акта 15. Основные стадии нормотворческого процесса Порядок подготовки, оформления, принятия, опубликования нормативных правовых актов в Республике Беларусь установлен Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 4 января 2002 года). Нормотворческая деятельность как достаточно сложная и длящаяся во времени процедура имеет свои стадии, на которых решаются конкретные задачи. Принятие решения об издании нормативного акта. В соответствии со ст.99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит президенту, депутатам Национального собрания, Правительству, а также гражданам в количестве не менее 50 тыс. человек. Разработка проекта акта и его согласование. На этом этапе проводится экспертная оценка предложенного проекта, отработка его текста. Эта деятельность осуществляется в комиссиях парламента с привлечением специалистов-практиков. Обсуждение проекта и принятие нормативного акта. Рассмотрение проекта может осуществляться в нескольких чтениях. После принятия законопроекта в нижней палате парламента его передают на утверждение в верхнюю палату. Опубликование нормативного акта и введение его в действие. Подписанные главой государства законы публикуются в специальном издании «Ведомости Национального Собрания РБ». Акты Президента и Правительства публикуются в «Собрании декретов, указов Президента и постановлений Правительства РБ». Все нормативно-правовые акты подлежат опубликованию в Национальном реестре правовых актов РБ. 16. Систематизация нормативных актов: понятие и виды Под систематизацией нормативных правовых актов понимается целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных организаций по упорядочению, усовершенствованию нормативного правового материала, приведению его в определенную согласованную систему. Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т.п. Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида систематизации: кодификацию, инкорпорацию и консолидацию. Кодификация - такой вид систематизации, который предполагает коренную переработку нормативного правового материала или внесения в него новых существенных изменений и дополнений. В результате кодификации создается нормативный правовой акт, обладающий сводным характером. Он объединяет нормативный материал, отличающийся внутренним единством, регулирующий однородные общественные отношения и имеющий, как правило, сложную структуру. Примеры: кодексы, положения, уставы, правила. Инкорпорация - такое объединение действующих нормативных правовых актов по определенным признакам, при котором они полностью или частично помещаются (включаются) в различные сборники без изменения их содержания. Имеется два вида инкорпорации: официальная и неофициальная. Официальная инкорпорация предполагает издание сборников (собраний) правовых актов государственными органами. Примеры: Ведомости Национального Собрания РБ; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства РБ; Бюллетень текущего законодательства (для систематизации нормативных актов министерств и ведомств). Неофициальная - издание сборников правовых актов юр. учреждениями, отдельными юристами-учеными и гражданами. Консолидация как форма систематизации предполагает объединение в одном правовом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вод общественных отношений. 17. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц В Республике Беларусь указанные вопросы регулируются Законом. «О нормативных правовых актах РБ». Нормативно-правовые акты могут вступать в силу: а) с момента принятия; б) со времени, указанного в самом нормативном акте; в) по истечении установленного срока со дня опубликования; Утрата юридической силы происходит вследствие: а) истечения срока, установленного в самом нормативном акте; б) прямой отмены нормативного акта; в) замены акта другим, который устанавливает новые правила. Нормативные правовые акты вступают в силу со следующего времени: 1)законы РБ и декреты Президента РБ вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок; 2)указы Президента, постановления Совета Министров и иные нормативные акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики. НПА, касающиеся прав и свобод граждан (обязанностей) вступают в силу после официального опубликования. С действием нормативно-правовых актов во времени связано понятие «обратная сила закона», которое выступает исключением из правила. Обратная сила закона означает распространение действия акта на те отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу. По общему правилу, закон обратной силы не имеет, за исключением случаев: 1)если он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта; 2)если в самом акте прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Действие нормативно-правовых актов в пространстве: а)распространяются на всю территорию государства; б)применяются лишь на определенной части страны; в)в порядке исключения действуют за пределами государства. Действие нормативный актов по кругу лиц: распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, за исключениями (речь идет об иностранных гражданах, наделенных дипломат. иммунитетом). 18. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь Системность предполагает единство права и деление его на составляющие части, взаимосвязанные между собой. Системность права предполагает его следующие характеристики: 1) целостность; 2) наличие структуры; 3) наличие системообразующего фактора. Система права - это внутренняя организация права, которая выражается в единстве и согласованности юридических норм, их делении на отрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Система права представляет собой сложную, многоуровневую систему: 1) Норма права - правила поведения, регулирующие определенную разновидность общественных отношений; 2) Институт права - совокупность правовых норм, составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих конкретный вид общественных отношений (например, институт соучастия в уголовном праве); 3) Подотрасль - обособленная часть отрасли права, объединяющая нормы и институты, регулирующие специальные виды общественных отношений (например, наследственное право); 4) Отрасль права - совокупность правовых институтов, объединенных общностью предмета и методов правового регулирования. Систему права следует отличать от системы законодательства, которая представляет собой совокупность нормативных правовых актов, в которых выражаются содержательные и структурные характеристики права. Система права и система законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Между ними, однако, есть и различия. Первичным элементом системы права является норма права, а системы законодательства - статья нормативного правового акта. Отличие состоит и в том, что в системе права каждая отрасль имеет единый предмет и метод правового регулирования. Предмет регулирования отраслей законодательства не столь однороден. Нормативные правовые акты могут быть рассчитаны на регулирование не вида, а сферы общественных отношений (здравоохранение, культура, наука и т.п.). В системе законодательства могут создаваться по необходимости и такие структурные элементы, которые не совпадают с системой права. 19. Понятие и основные формы реализации права Реализация права - это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и организаций. Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя формы непосредственной реализации права и юридические механизмы реализации права Выделяют следующие формы непосредственной реализации права: 1) соблюдение - воздержание от действий, запрещенных нормами права; 2) исполнение - совершение действий, предписанных нормами права; 3) использование - реализация возможностей, предоставленных нормами права; В форме соблюдения реализуются запрещающие нормы, требующие пассивного поведения (воздержания от действий). В форме исполнения реализуются обязывающие формы, требующие активного поведения (действий). В форме использования реализуются управомочивающие нормы, которые предоставляют субъектам правоотношений возможности активного или пассивного поведения. Применение права представляет собой особую форму реализации права. Она осуществляется через властную деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц. Проявляется в подготовке и принятии индивидуально правовых актов на основе юридических фактов и конкретных правовых норм. 20. Применение права как форма его реализации: отличительные признаки Применение права - властная деятельность компетентных гос. органов и должностных лиц, которая выражается в подготовке и принятии индивидуально-правовых решений. Применение права является одной из форм его реализации. В тех случаях, когда для осуществления прав и обязанностей недостаточно одного лишь поведения субъектов права, в процесс правореализации включается такая его форма, как применение. Потребность в правоприменении возникает тогда, когда для полного осуществления прав и обязанностей субъектов требуется принятие компетентным гос. или по поручению государства негос. органом дополнительного решения. Такая потребность появляется, во-первых, в тех случаях, когда норма права сформулирована так, что для реализации субъективных прав и юридических обязанностей требуется ее конкретизация. Во-вторых, реализация права в форме применения необходима в тех случаях, когда субъекты не могут прийти к согласию по поводу определенных прав и обязанностей, и между ними возникает спор. В-третьих, потребность в правоприменении возникает тогда, когда не исполняются или исполняются не надлежащим образом обязанности. В-четвертых, применение как форма реализации права необходимо, если совершено правонарушение и возникает потребность в определении правонарушителю меры юридической ответственности. Отличительные признаки применения права: 1) осуществляется государственными органами и должностными лицами (органы дознания, следствия, суда). 2) руководители гос. и негосударственных предприятий (например, ректор и проректор). 3)носит государственно-властный характер, т.е. эта деятельность осуществляется или от имени государства или от имени правовых норм, на основании законодательства, которое наделяет полномочиями государственный орган. 4) осуществляется в установленных процессуальных формах (например, приказ о приеме на работу, руководствуясь положениями ТК). 5) выражается в издании индивидуально-правовых актов (приговор, приказ, решение и т.д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|