p align="left">Коль скоро концепция правового государства исходит из признания примата права, то оказываются совершенно неприемлемыми и трактовки права как норм, установленных государством, то есть якобы им порожденных и от него зависимых. Юридическое право как нечто признанное государством, закрепленное законом, есть лишь некая внешняя (пусть и необходимая) форма правовой системы страны, порожденной обществом на данной ступени его развития, в том числе и прежде всего существующей экономической системой: отношения собственности и есть правовое выражение производственных отношений. Однако чисто "экономический" подход к праву представляет собой вульгарный материализм, и лишь одностороннее выведение права из отношений собственности, в которых налицо самостоятельные, равные, свободные субъекты. И тут мы подходим к действительной основе основ права - к человеку. Социальное свойство, качество (одно из качеств) человека - право. Право есть сфера свободы личности, то, без чего человек не может быть личностью, не может самоопределиться и раскрыть свое творческое, деятельное начало. Но право не есть безграничная свобода, равнозначная вседозволенности и произволу. Право - мера (масштаб) социальной свободы, масштаб относительно справедливый и равный (формально). Право характеризует триединство: свобода, справедливость, равенство возможностей. Граница прав и свобод человека - право и свобода другого человека, других людей, тем самым права человека предполагают и его обязанности перед другими людьми (связь прав и обязанностей - правоотношение: генетическая клетка всей правовой действительности). Из сказанного вытекает фундаментальное исходное положение: каждый человек рождается свободным и равным другому человеку; каждый от рождения обладает неотчуждаемым кругом основных прав. Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство - политическую силу, главное предназначение которой -- охрана естественных и неотчуждаемых прав человека. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу - всем людям, его образовавшим и образующим нацию. Узурпация власти тиранами, диктаторами, вождями, элитами извращает природу государства, обращает силу государства против его граждан, государство превращается в диктаторский политический режим, в самодержавие, в господство бюрократии и милитаризма. Народ имеет право на революционное устранение такого подобия государства и на основе демократических выборов установить власть, связанную правом, установить правление закона и господство права. Но в настоящее время речь может идти только о мирной смене власти, насилие порождает насилие, разрушает культуру и цивилизацию, подавляет личность. Насилие, гражданская война, агрессия особенно недопустимы в современном мире при наличии средств массового уничтожения людей. Итак, государство по природе своей - правовой союз граждан, и служить оно должно обществу, безопасности человека, а свобода в государстве достигается лишь в том случае, когда власть ограничена правом и строится на принципе относительной самостоятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Тут уместно обратить внимание на то, что суд, правосудие выступает высшей гарантией прав и свобод человека. Судебную власть нельзя трактовать как орган борьбы с преступностью, как "правоохранительный" орган. Суд - это власть, действующая наравне с законодательной и исполнительной властями. Высший судебный орган должен обладать полномочиями охраны конституции, правом отмены решений парламента, президента, правительства, если эти решения противоречат конституции государства и нарушают права и свободы человека и гражданина. Таким образом, правовое государство - это такое демократическое государство, где обеспечивается господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения (обособления) законодательной, исполнительной и судебной властей. Можно выделить следующие основные черты и свойства правового государства, характеризующие его сущность и социальное назначение: * приоритет права во всех сферах общественной жизни; * гарантированный круг основных прав и свобод человека и гражданина как показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности государственных органов; * взаимную ответственность государства и личности; * осуществление государственной власти по принципу разделения властей; * осуществление конституционного надзора только судом. Одна из важнейших черт правового государства - характер взаимодействия между государственной властью и правом, при котором государство оказывается связанным правом и служит его охране. Правовое государство начинается там, где законодатель считает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми началами. Право и государство - это относительно самостоятельные явления общественной жизни. Между правом и государством существует функциональная связь, которая означает: государство не может нормально функционировать без права, а право -- без государства. Только при наличии правовой среды можно говорить о возможности и реальном существовании правовой государственности. Становление правовой государственности предполагает господство права в общественных отношениях, признание примата права в государственной политике, ограничение власти основами права и нравственности, правление правового закона. При установлении правовой основы общества право имеет приоритет над государством в том смысле, что государственная власть, политика подчиняются праву. Примат права над государством означает, что каждый человек обладает естественными и неотчуждаемыми правами и свободами, только народ имеет суверенное и неотъемлемое право определять форму и содержание деятельности государства, а также демократичность институтов государственной власти. Господство права во всех сферах общественной жизни предполагает сочетание двух аспектов: во-первых, в форме правовой организации системы государственной власти и, во-вторых, в виде верховенства правового закона. При этом необходимо иметь в виду тот факт, что правовая законность и правовая организация государственной власти должны быть таковыми не только по названию, но и по содержанию. Речь идет именно о приоритете правового закона, в основу которого положены принципы свободы, равенства и справедливости. В противном случае закон и законность могут служить поддержанию и оправданию антиправовых порядков. Почему употребляется именно термин "правовой закон"? Известно, что законодательство наиболее демократическая и современная форма выражения права, и потому нет ли тавтологии, когда говорят о правовом законе? Дело в том, что в обыденном сознании и догматической юриспруденции право и закон отождествляются. Между тем закон - волевой акт государства, обладающий политической направленностью, в то время как право коренится в общественных отношениях и не порождается властью. В силу тех или иных обстоятельств закон может санкционировать произвол законодателя и в этом случае будет антиправом. С таким положением сталкиваются тем чаще, чем менее демократичен политический режим, чем сильнее зависимость высшего представительного органа государства от аппарата управления и фактического господства бюрократии, чем настоятельнее закон подменяется актами исполнительной власти, которые неправомерно относят к разряду "законодательных актов" и которые фактически подменяют законы, регулируют важнейшие отношения вопреки закону, являясь тем самым явными актами беззакония и произвола. В правовом государстве должны действовать только правовые законы, адекватные правовой природе регулируемых общественных отношений. Не закон рождает право, а право требует законодательного признания, не государство господствует над правом, а право господствует над государством, подчиняя его обществу и его потребностям. Право и правопорядок существуют и развиваются только при демократическом политическом режиме функционирования государственной власти, там, где обеспечиваются и гарантируются основные права и свободы личности. Право как явление цивилизации и культуры формируется и совершенствуется постольку, поскольку оно в соответствии с принципами демократии ограничивает государственную власть, устанавливает порядок организации и деятельности системы государственных органов. Принцип верховенства правового закона означает, что закон как выражение воли народа находится во главе иерархии нормативно-правовых актов и имеет высшую юридическую силу. Однако не всякий закон может быть назван правовым. Под правовым законом понимается такой закон, который отвечает определенным правовым принципам и не противоречит естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека. "Закон - это не продукт произвольной деятельности государства, - пишет В.Н. Кудрявцев, - он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости". Правовое государство начинается там, где законодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежит свобода и равенство их участников. Исходя из этих критериев, и следует говорить о верховенстве права, его господстве в общественной жизни. Высшую юридическую силу имеет Основной закон государства, который устанавливает основы конституционного строя страны, правовое положение личности, порядок организации и деятельности высших органов государственной власти страны. Конституция страны имеет значение непосредственно действующего права. В ней необходимо закрепить и конкретизировать принципы верховенства права и механизмы его осуществления, для того чтобы избежать произвола и сохранить стабильный правопорядок. Верховенство права должно быть не только в законотворческой деятельности государства, но и в правоприменительной деятельности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны действовать строго в рамках предписаний законодательных актов. Соблюдение принципа законности - гарант стабильности и развития общества. Верховенство правового закона также означает его всеобщность, то есть его предписания в равной степени распространяются на все субъекты правоотношений. Закон -- один для всех, и в любой ситуации перед ним все равны. Ему обязан подчиняться и глава государства, обладающий большими полномочиями, и должностные лица в органах исполнительной власти, и каждый депутат, который в состоянии изменить закон только совместно с другими депутатами, в процессе особой и достаточно тщательной, длительной процедуры обсуждения и принятия нового проекта. Таков смысл требования принципа правления правового закона. Отступление от данного принципа приводит к различного рода злоупотреблениям, произволу, правонарушениям, что, в конечном счете, сказывается и на общем состоянии стабильного функционирования общества и государства. Истоком приоритета права в демократически устроенном обществе служат естественные, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, обусловленные социальной природой личности. Правовое государство зиждется на безусловном признании неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, на их конституционном закреплении и судебной защите. Люди от природы равны и свободны, имеют незыблемые права, из которых вытекают и их обязанности перед другими людьми и обществом. Права и свободы личности не являются особым даром власти, они коренятся в общественном строе, но непременно должны быть признаны и закреплены государством в Основном законе и им гарантированы. В настоящее время права личности достаточно определенно сформулированы в ряде важнейших международных правовых актов, под которыми стоит подпись и Российской Федерации. Внутригосударственное законодательство должно соответствовать международным пактам и договорам, провозглашающим основные права и свободы личности. Основные права и свободы российских граждан закреплены в Конституции Российской Федерации, однако они слабо гарантированы, требуют эффективной защиты со стороны государства. Из признания первичности прав человека вытекает правовой статус граждан, характер отношений между ними и государством. Отношения между гражданином и государством носят строго правовой характер, это отношения взаимных прав и обязанностей, обеспечивающие свободное развитие личности и подчинение государства обществу. Свобода каждого индивида - предпосылка свободного общества, которая превращает государство из аппарата публичной власти, стоящей над обществом, в организацию, подчиненную интересам общества и защите прав его членов. Не личность и общество служат государству, а государство должно служить человеку и обществу, не право служит государству, а государство должно служить праву. Становление правовой государственности предполагает и новый тип отношений между личностью и государством. Это принцип взаимной ответственности личности перед государством и государства перед личностью. Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития. Все отношения между гражданином и государством строятся только на основании закона, то есть гражданин несет ответственность перед государством только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в законодательных актах. Государство, определяя меру свободы личности, также ограничивает и себя в собственных действиях и решениях. В случае если орган государственной власти или должностное лицо своими действиями или бездействием причинили вред гражданину, государство должно возместить ущерб в полном объеме, независимо от вины конкретного причинителя вреда. Все споры по поводу права между гражданином и государством подлежат рассмотрению в суде. Государство на конституционном уровне устанавливает эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|