на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Государство и рыночная экономика
p align="left">В условиях жестко ограниченного спроса и кризиса сбыта даже доминирующие на рынке предприятия стали применять новые методы поддержания собственной конкурентоспособности, такие как:

организация лоббирования собственных экономических интересов посредством получения от органов власти разного рода законодательно оформленных льгот, квот на ограниченные ресурсы и пр.;

участие в процедуре лицензирования в целях недопущения и оттеснения конкурирующих субъектов с рынка;

негласные разделы рынков между крупными доминирующими предприятиями по территориальному принципу либо закрепление раздела рынка правовыми актами;

организация таможенного протекционизма для защиты собственных интересов и недопущения на рынок иностранных конкурентов.

Наличие реальных условий и для развития конкуренции на отдельных товарных рынках не всегда реализовывалось в силу слабого финансово-экономического положения многих предприятий, "выживающих" примитивными способами. Высокая инфляция и финансовая нестабильность как еще одна составляющая глубокого кризиса российской экономики препятствовали демонополизации, подъему производства и развитию конкуренции. Они создавали дополнительные входные барьеры на рынки для новых предприятий, особенно в части изыскания первоначальных инвестиций для развития производства и освоения новой продукции.

Некоторые предприниматели прибегают к активной конкурентной борьбе за увеличение доли на рынке, расширение производства и сбыта своей продукции. В то же время предприятия-доминанты не всегда бывают в состоянии воспользоваться своими преимуществами из-за низкой платежеспособности потребителей их продукции. В этих условиях вследствие монопольного эффекта от необоснованного удорожания продукции теряют потребители, и производство сокращается.

В России до настоящего времени не сформирован полноценный рынок факторов производства, что характеризуется неурегулированностью прав собственности на землю и объекты недвижимости, неразвитостью рынка труда и низкой мобильностью рабочей силы, кризисной ситуацией на рынке капитала. Кроме того, продолжают существовать значительные региональные ограничения свободного движения товаров, капитала и рабочей силы. В результате происходит локализация и региональная сегментация рынка, сопровождающаяся разнообразными проявлениями регионального монополизма со стороны как хозяйствующих субъектов, так и местных органов власти.

Отличительной особенностью российской экономики является региональная замкнутость многих рынков, которая усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием необходимых информационных систем, действиями местных администраций, вводящих те или иные ограничения на ввоз (вывоз) продукции из регионов, а также высокими тарифами на перевозку продукции. Это способствует воспроизводству базы монополизма.

Воздействие либерализации внешнеэкономических связей на состояние конкуренции также оценивается весьма неоднозначно. Иностранная конкуренция теоретически должна способствовать обновлению ассортимента и повышению качества российской продукции, насыщению рынков и развитию конкуренции. Однако на практике нередко наблюдалось быстрое вытеснение с рынка продукции отечественных производителей, в первую очередь товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, которое сопровождалось значительным сокращением производства.

Разумеется, открытие российского рынка для зарубежных компаний, в том числе транснациональных, привело к оживлению конкуренции. Вместе с тем значительная часть продукции российских предприятий оказалась неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В условиях кризиса, неплатежей, отсутствия финансовых средств и неразвитости механизмов государственной поддержки на многих сегментах рынка (как в отраслевом, так и в региональном разрезе) отечественные производители утратили свои позиции. Зависимость российской экономики от поставок отдельных видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но в значительной степени усиливается. Как показывает практика антимонопольных органов, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме приобретения контрольных пакетов акций российских предприятий в ряде случаев прямо направлено на последующее устранение этих предприятии с рынка.

В целом можно сделать вывод, что в ходе экономических реформ в России созданы необходимые предпосылки для развития конкуренции на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов и принятых государством мер по снижению доли государственного сектора в экономике, сокращению сферы государственного регулирования и административного управления предприятиями, демонополизации экономики и развитию конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности появились определенные условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Становление многих из них уже не требует постоянного и прямого вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем состояние конкурентной среды на различных региональных и отраслевых рынках крайне неоднородно. В наиболее важных для экономики структурообразующих секторах рынок является монопольным, олигопольным или находится в состоянии монополистической конкуренции. На многих рынках сохраняются существенные структурные и административные барьеры, защищающие действующие на них предприятия-доминанты от здоровых сил конкуренции (горизонтальное доминирование, вертикальная интеграция, региональная сегментация, исключительные, в том числе неформальные, отношения продавцов и покупателей, институционально-регламентационные ограничения на вход новых субъектов).

Разумеется, такая структура рынка неизбежно приводит к монополистическим действиям со стороны отдельных его участников в форме как индивидуальных злоупотреблений доминирующим положением, так и антиконкурентных соглашений. Например, рынки продукции нефтяной промышленности имеют различную степень развитости конкурентных отношений: от субъектов естественной монополии в области транспортировки нефти до рынка сырой нефти; который в национальном (и даже в мировом) масштабе можно оценивать как рынок с развитой конкуренцией. Однако наибольшую долю в объеме деятельности отрасли занимают переработка нефти и реализация нефтепродуктов. Если рассматривать этот рынок как национальный, его можно считать олигопольным, так как основными субъектами на нем являются вертикально-интегрированные нефтяные компании.

Стратегические задачи государственной антимонопольной политики Российской Федерации на данный момент таковы:

совершенствование системы конкурентного права, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования:

противодействие созданию новых монопольных структур, усиление контроля за отраслевой экономической концентрацией:

распространение требований антимонопольного регулирования и контроля на финансовые рынки, в том числе рынки банковских и страховых услуг, и рынок ценных бумаг:

усиление антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий:

разработка и реализация государственной политики демонополизации:

преодоление ведомственно-бюрократического характера монополизма:

применение защитных мер во внешней торговле и поддержка отечественных товаропроизводителей:

охрана объектов интеллектуальной собственности и предотвращение недобросовестной конкуренции в данной области:

усиление интеграции деятельности национальных и международных антимонопольных органов. В июле 2006 г. был принят Федеральный закон "О защите конкуренции". Глава вторая Закона, в частности налагает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением:

1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, правительство РФ делает все, чтобы устранить недостатки в экономике, связанные с конкуренцией, однако это не означает, что в России создана полноценная конкурентная среда и высокоэффективная правоприменительная система. Для дальнейшего поддержания курса на развитие конкуренции необходимы как усиление собственно антимонопольной политики и системы антимонопольных органов, так и реализация мер общеэкономической политики, способствующей созданию условий для развития конкуренции, облегчения входа новых субъектов на рынки и устранения структурного доминирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать следующие обобщающие выводы:

1. Государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами.

2. Отличительные признаки государства: территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах; публичная (государственная) власть; государственный суверенитет; неразрывная связь государства и права.

3. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан.

4. В экономической теории выделяют четыре основные рыночные структуры: совершенная конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая монополия. Основными стратегическими задачами государственной антимонопольной политики Российской Федерации являются: совершенствование системы конкурентного права, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования; противодействие созданию новых монопольных структур, усиление контроля за отраслевой экономической концентрацией; распространение требований антимонопольного регулирования и контроля на финансовые рынки, в том числе рынки банковских и страховых услуг, и рынок ценных бумаг; усиление антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий; разработка и реализация государственной политики демонополизации; применение защитных мер во внешней торговле и поддержка отечественных товаропроизводителей; усиление интеграции деятельности национальных и международных антимонопольных органов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. "Российская газета"

2. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ

3. Баженова В.С., Иохин В.Я. Экономическая теория. Микроэкономика - 1,2: Учебник/ под общ. ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф., д-ра экон. наук Г. П. Журавлевой. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004

4. Борисов Е.Ф., Экономическая теория: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005

5. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. М., 1989

6. Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 2006

7. Исаев И.А. История государства и права России: Учеб. пособие. - М.: Юрист, 2007

8. Ковалева Т.М. Экономическая политика в Российской Федерации: учебное пособие. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2006. - 208с

9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2008

10. Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. - М., 1989

11. Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории. М., 2005

12. Курс экономической теории: Учебник/Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2006

13. Макконнелл К. Р., Брю С. А. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. изд. - М.: ИНФРА - М, 2005

14. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. - М.: ИТД "КноРус", 2005

15. Морозова Л А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. 2006. № 6. С. 98-108

16. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Б.Н.Топорнин. - М.: Юристъ, 2007

17. Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 т. Т 1. 2-е изд. / Отв. ред. М.Н.Марченко М., 2006

18. Основы государства и права. / Под ред. В.А. Ржевского и В.Т. Гайкова. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2008

19. Основы рыночной экономики: учебное пособие. - К.: РВО "Полиграфкнига", 2005

20. Теория государства и права: Курс лекций / Отв. ред. Н. И. Матузов, А. В. Малько. 2008

21. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., ИНФРА, 2005

22. Экономика/Под ред. А.Г. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Кадыкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

23. Экономика: Учебник./ Под ред. Булатова А. С. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2008

24.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.