p align="left">- Вместе с тем идеология может быть рассмотрена как определенная система производства, распределения и потребления духовных продуктов, которая включает в себя систему идей, идеологические отношения субъектов по поводу создания и реализации элементов общей системы, деятельность идеологических институтов в процессе идеологического воздействия, а также объекта и субъекта идеологического воздействия - человека. В таком качестве идеология является элементом социально-психологической практики общества. Отличительной, качественной особенностью идеологии является ее знаковый характер. В качестве знаковой системы, идеология, в рамках процесса идеологического воздействия, осуществляет перевод структур общественного бытия в структурные компоненты индивидуального сознания. Посредством выполнения специфических функций, идеология обеспечивает процесс отображения действительности и процесс деятельностного ее изменения. Наконец, идеология, представляя собой, в качестве элемента более общей системы, инструмент формирования и регулирования сознания и поведения своих адептов, фактически может играть роль самостоятельного механизма в управлении реальными процессами на поверхности системы. Именно в единстве данных определений мы рассматриваем идеологию в организации. 2.4 Историко-философские корни созидательных идей. Созидательные идеи Заратуштры, Будды, Сократа, Платона, Конфуция, Амира Тимура и др. Платон родился на о. Эгина вблизи Афин. Его отец Аристон происходил из рода последнего царя Аттики Кодра. Настоящее имя Платон - Аристокл. Сильнейшее влияние на Платона оказал Сократ, после знакомства, с которым Платон уничтожил свои поэтические произведения и всю жизнь посвятил философии. Он много путешествовал, побывал в Египте, Южной Италии, на Сицилии. Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до наших дней, но проблема подлинности его сочинений существует и сейчас, из 34 диалогов некоторые считаются подделками. Изложение философии Платона следует начать с описания метода его философствования, который представляет собой развитый до совершенства метод сократовских бесед. Этим методом выступает диалектика, выражающаяся в том, чтобы правильно ставить вопросы, получать на них ответы и благодаря этому приходить к истинным определениям и выяснению сущности рассматриваемого предмета. Большое место в философском мировоззрении Платона занимают его взгляды на общество и государство. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил своё понимание государства. Платон рисует идеальный тип государства, который якобы существовал в древние времена. Платон - выдающийся представитель объективного идеализма, его основоположник, давший толчок развитию всей западной философии. Аристотель - величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Ещё находясь в платоновской Академии, Аристотель расходился с Платоном в своих философских воззрениях. Впоследствии он подверг критике платоновскую теорию идей, что имело важное значение для дальнейшего развития философии. Он полагал, что разделение на идеи и вещи не имеет рационального значения, так как идеи - это просто копии чувственных вещей и оттождественны им по содержанию. Аристотель в своих философских рассуждениях исходил, прежде всего из признания существования объективного, материального мира. Исходя из своей критики платоновских идей, находящихся вне вещей, Аристотель попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах. Важный вклад в философию внесён Аристотелем по проблеме понимания движения. Он различает 4 вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение свойств; 3) количественное изменение, т.е. увеличение или уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главный из этих видов для Аристотеля - движение в пространстве, которое выступает условием всех остальных видом движения и к которому сводятся все остальные. Исследуя движения в пространстве как таковое Аристотель выступал против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не существует, так как даже самая маленькая частица материи состоит и 4-х элементов, в противном случае эти частицы не обладали бы теми качествами, которыми обладает всё тело. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке вопросов логики. У него впервые в древнегреческой философии мы находим трактаты, специально посвящённые логики. Аристотель чётко сформулировал законы мышления: закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего. В развитие философии внесли значительный вклад наши великие предки - Ходжа Ахмад Яссави, Бахоуддин Накшбанд, Имам-аль-Бухари, Имам-ат-Термизи, Амир Тимур, Улугбек, Алишер Навои, Бабур. В своих знаменитых «Уложениях» Амир Тимур писал, что «власть, не опирающаяся на религию и законы, не сохранит на долгое время свое положение и силу. Она подобна нагому человеку, который заставляет других при встрече с ним опускать глаза, не внушая никакого уважения к себе. Можно также сравнить с домом, не имеющим ни крыши, ни дверей, ни ограды, в который может проникнуть самый презренный человек Сам Амир Тимур - разносторонне одаренный человек, прекрасно понимал, что духовный фактор крайне необходим и без него невозможно существование самого общества и любой человеческой цивилизации. Духовный фундамент имеет в империи Амира Тимура особое значение, на него опирается его мощь, сила, слава и величие. Патриотическое чувство, полководческая и воинская деятельность и созданная им своеобразная Восточная цивилизация - великолепное тому подтверждение. Деятели такого масштаба - редкость в истории человеческого общества. Амир Тимур хорошо понимал значение совета, состоящего из мудрых людей в управлении государством. В своих «Уложениях» он так писал об этом: «Десять долей государственных дел я решил с помощью совета и совещаний, и только одну долю - с помощью меча». В условиях строительства правового демократического государства и гражданского открытого общества эти высказывания мудрого государственного деятеля имеют большое практическое значение, и потому они своевременны и актуальны. В духовном наследии А. Тимура очень много полезного для современности. Изучение и использование его является одной из основных задач духовного обновления. В автобиографии Амир Тимур пишет о нравственных качествах человека как личности с огромным внутренним духовным богатством и красотой, которые сводятся к следующему: В основе нравственных качеств должна быть бескорыстность; Беспрекословное соблюдение религиозных догматов, уважать личности, почитаемые по воле аллаха; Всегда нужно делать больше пожертвований в пользу бедных, каждую ссору надо внимательно изучать и по мере возможности её надо решать положительно; Всю деятельность направлять к всеобщей выгоде и пользе. В этом деле без причины не обижать никого, оказывать посильную помощь тем, кто пришел к тебе за помощью; Выше ставить религиозные вопросы над обыденными, жизненными и светскими делами; Строго придерживаться справедливости; Никогда не обещать, если не в состоянии выполнить обещания; Никогда никому не вредить без причин; Себя считать слугой и рабом аллаха; Стремиться быть одинаковым и с простыми и с высшими слоями населения; Никогда не надо завидовать другому; Строго соблюдать принципы хадисов пророка и аллаха; Высоко поднимать знамя ислама, признать великую силу тариката веры: «Я слышал, что вера и сила рождены от одной матери. И потому сила, основанная на крепкой вере, будет великой»; Всегда надо почитать сайидов, беречь шейхов и мулл. «Всегда на моих совещаниях и мероприятиях они присутствовали. В книге по имени мудрого мыслителя поднебесной указано, что если в совещаниях участвуют религиозные деятели, то такого правителя никто не может победить Заратуштра по гречески Зороастр, его именем и названа эта религия, которая впоследствии послужила одним из источников основных догматов ислама. С ранних лет он был знаком с различными религиозными взглядами и учениями. Зороастр - выходец одного из племен Хорезмского оазиса - Спитама. Родиной зороастризма считают Центральную Азию., Мэри Бонс). Мэри Бонс написала четырехтомный труд по истории зороастризма. Она доказала, что родиной этой религии является Хорезм. Зороастризм не относится ни к национальным, ни к мировым религиям. Это специфичная религия основана на дуализме. Сущность ее в том, что в мире существуют два начала, между которыми идёт постоянная борьба, борьба между тьмой и светом, борьба между добром и злом. Доброе начало олицетворяет Ахурамазда, а злое Ариман. В конце концов, в этой схватке должно победить добро. Потом наступит долгое доброе существование в мире. В зороастризме особо подчеркиваются кроме двух богов, еще пять, которые как будто бы управляют различными естественными процессами. Следует подчеркнуть, что зороастризм освящает огонь, землю, воду и воздух. Их так обожествляли, что за малейшую порчу наказывали беспощадно. Например, за загрязнение воды без колебаний приговаривали к смертной казни. В Зороастризме было разработано учение об аде и рае, о двух мирах, о бессмертии души. По их представлениям после смерти душа человека будет жить самостоятельно. Следует отметить, что многие положения этого учения впоследствии вошли в ряд основных догматов иудаизма, христианства и ислама. Зороастрийцы большое внимание уделяли нравственному воспитанию человека. Мудрость, праведность и добродетель высоко ими почитались. Об этом свидетельствует нижеприведенный отрывок из «Авесты». «Воистину есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и действии - они оба, добрый и злой. Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет, в конце концов, тех, кто следует путем лжи - это самое худшее, а тех, кто следует путем добра, ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой - дух святейший, облаченный в крепчайший камень, выбрал праведность. Пусть это знают все, кто будет постоянно ублаготворять Ахурамазду праведными делами». Зороастр воплотил свой идеал в Ахурамазде. Более того, свои взгляды, мысли он выражал в вопросах и ответах, обращенных к Ахурамазде. Например, Зороастр обращался с вопросом о том, где находится место счастья и радости? Ахурамазда отвечал ему: «Это такое место, где люди строят дома, церкви, занимаются животноводством и земледелием, имеют детей. Я двумя руками поддерживаю тех, кто занимается созидательным трудом». По мнению Ахурамазды только трудом и земледелием можно бороться с темными силами, со всем плохим и мракобесием. Земледелием можно сделать очень многое и только трудом можно осчастливить людей. Производство материальных ценностей считалось основной чертой праведного человека. Для зороастрийцев огонь считался священным. У них имелся специальный храм огня. Вот почему их называли «огнепоклонниками». Но сами зороастрийцы с таким названием не были согласны. Для них огонь являлся только символом чистоты бога и света. 2.3 Возрастание потребности в национальной идее в условиях глобализации Термин «глобализация», имеет несколько смысловых значений. Это и длительный, главным образом объективный процесс складывания и углубления связей между странами и народами, результатом которого является нынешняя глобальная социальная система. Это и целенаправленная практическая деятельность, сознательная политика дальнейшего развития этих связей, углубления интеграционных процессов в интересах определенных социальных слоев, группы государств или одного государства. Речь идет о качественно новой роли субъективного фактора. Поскольку в интеграционных процессах важную, а нередко ведущую роль играет экономика, то глобализацию иногда определяют как «процесс развития интеграционного мирового хозяйства, в котором экономика отдельных стран составляет звено единого мирового целого». Здесь под глобализацией понимается период, когда уже сложилось мировое хозяйство. При этом имеется в виду, что глобализация не сводится к экономике, она охватывает практически все стороны общественной жизни, включая международные отношения. При анализе объективного процесса глобализации будем пользоваться понятиями «интеграция» и «интернационализация». Интеграция в широком философском смысле - это такая сторона процесса развития, которая связана с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Применительно к обществу она означает наличие упорядоченных отношений между индивидами, группами, организациями, государствами и т.д. Интеграция общества или отдельных государств может осуществляться на основе принуждения, взаимной выгоды или сходства социально-экономического строя, интересов, целей и ценностей различных индивидов, социальных групп, классов и государств. Интернационализация - это выход какого-либо явления за рамки нации, государства. Например, интернационализация капитала. Как же складывалась глобальная социальная система? Известно, что на заре человеческой истории существовали разрозненные, изолированные друг от друга и при этом весьма малочисленные социальные образования. Развитие производства, путей сообщения, рост численности населения вели к расширению исторического пространства и связей между отдельными народами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|