p align="left">собраны конкретные различные виды доказательств (показания обвиняемых, свидетелей, заключения экспертов, документы, вещественные доказательства); 3) при наличии предпо-сылки, что исчерпаны все возможности установления вида и размера похищенного имущества в каждом факте -- эпизоде продолжаемом хищения. Такой подход к определению размеров похищенного возможен при наличии следующих условий: - по делу достоверно установлено, что организованная группа на протяжения определенного времени систематически расхищала кон-кретное неоприходованное имущество; - по долу установлены конкретные факты -- эпизоды хищения опре-деленного имущества; - по делу установлены способы хищения, в частности источники хищений и приемы реализации похищенного; - в основу исчисления общих размеров похищенного кладутся не отвлеченные расчеты, а собранные в установленном порядке доказа-тельства Состав преступной группы, характеристика ее участников и их роль в хищениях устанавливаются в процессе выяснения события пре-ступления, способов его осуществлении, а также обстоятельств, характеризующих личность расхитителей, о чем уже говорилось. При этом одновременно устанавливаются обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого. Образ жизни расхитителей и конкретные факты, устанавливаемые в связи с этим обстоятельством, в сочетании с другими доказатель-ствами по делу имеют существенное значение для выяснения и со-бытия преступления, и размеров похищенного, и определения роли отдельных участников преступной группы. Имущество, ценности, нажитые расхитителем преступным путем, могут служить и доказательством виновности обвиняемого, и сред-ством обеспечения ущерба, причиненного хищениями. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством они рассматриваются как вещественные доказательства. Существенным является выяснение по делу обстоятельств при-обретения этого имущества, в частности времени в сопоставлении с временем совершения хищений. В тех случаях, когда ценности, имущество обнаруживаются не у самого расхитителя, а у его род-ственников или доверенных лиц, необходимо доказать обстоятельства, устанавливающие действительного владельца обнаруженного. Условия деятельности предприятия (учреждения), связанные с обеспечением сохранности имущества, непосредственно относятся к событию преступления, обстановке, в которой совершались хище-ния, а следовательно, и к обстоятельствам, устанавливающим винов-ность обвиняемого, В последнем случае весьма существенное значение имеет выяснение формы вины обвиняемого. Умышленное создание условий, облегчающих хищения, рассматривается как соучастие в этом преступлении. Преступные же действия, объективно способ-ствовавшие хищениям, квалифицируются соответственно конкретным обстоятельствам дела либо как злоупотребление служебным положе-нием, либо как халатность1. Выяснение указанных условий в то же время помогает установить причины и условия, способствовавшие хищениям. Выяснение рассматриваемых условий связано со следующими об-стоятельствами, относящимися к операциям с имуществом того вида, которое расхищалось: а) организация приемки, хранения и выдачи имущества; б) состояние учета хозяйственных, денежных и других операций. При этом важное значение имеет не только бухгалтерский учет, но и оперативный, в частности учет производственных операций; организация контроля за ввозом и вывозом имущества с тер-ритории предприятия; организация и осуществление администрацией предприятия (уч-реждения) контроля за сохранностью государственного (или обще-ственного) имущества, в частности реагирование на факты хищения, разбазаривания его; организация и систематичность проведения инвентаризаций; организация контрольно-ревизионной деятельности как с пози-ций своевременности проведения ревизии, так и качества их (глубина ревизий, применение необходимых методов анализа данных бухгал-терского и оперативного учета, внезапность и др.); подбор кадров на должности, связанные с материальной от-ветственностью за имущество, а также с распоряжением имуществом, учетом и контролем за его сохранностью. Вопрос3 Инвентаризация в системе обеспечения сохранности средств и профилактике экономических преступлений Нарушение установленных правил документооборота, запущенность и неправильная постановка учета, отсутствие надлежащего контроля за материально-ответственными лицами приводят к недостаточно четкому отражению хозяйственных операций. Одним из видов встречающихся учетных несоответствий на предпри-ятиях и организациях являются расхождения между бухгалтерскими доку-ментами и фактическим наличием товарно-материальных ценностей, имуще-ства или денежных средств. Такие расхождения могут возникнуть в резуль-тате описок, обмеров или хищений. В связи с этим имеется необходимость периодически сверять данные документального учета с фактическим наличи-ем имущества. С этой целью проводится так называемая инвентаризация и используются другие приемы фактического контроля. В связи с появлением многообразных форм собственности, и переходом на рыночные отношения документальная база доказывания преступлений на многих хозяйственных объектах сужена, и соответственно возросла роль методов фактического контроля как средств сбора доказательств при расследовании экономических преступлений. Поэтому знание инвентаризации и других ме-тодов фактического контроля не менее значимо для юриста, чем знание ме-тодов исследования документальных данных. В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтер-ской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Инвентаризацией называется установление фактического нали-чия имущества, средств предприятия, его финансовых обязательств путем пересчета, обмера, взвешивания ценностей, сверки расчетов и последующее сопоставление фактического наличия с учетными данными. Порядок проведения инвентаризации регламентируется "Ме-тодическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обя-зательств", утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 13 ию-ня 1995 г. №49. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Для целей ин-вентаризации под имуществом понимают: основные средства, нематериаль-ные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовую про-дукцию, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые ак-тивы. Под финансовыми обязательствами для целей инвентаризации по-нимается: кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того ин-вентаризации подлежат все виды имущества и запасов, не принадлежащие предприятию, но числящиеся в бухгалтерском учете предприятия (находя-щиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для перера-ботки), а также имущество, не учтенное по каким либо причинам. Основные цели инвентаризации: 1) выявление фактического наличия имущества; 2) сопоставление фактического наличия с учетными данными; 3) проверка полноты отражения в учете обязательств. В соответствии со ст. 12 ФЗ "О бухгалтерском учете", проведение ин-вентаризации обязательно: - при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарно-го предприятия; - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; - при смене материально-ответственных лиц; - при установлении фактов хищения, злоупотребления, а также порчи ценностей; - в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных си-туаций, вызванных экстремальными условиями; - при ликвидации или реорганизации предприятия перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса; в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. В соответствии с задачами, решаемыми посредством процедуры инвентаризации их принято классифицировать по следующим признакам. 1. По полноте охвата средств: - полная - инвентаризация всего имущества и финансовых обяза-тельств, например, при ликвидации предприятия или ежегодно перед состав-лением годового баланса; - неполная - инвентаризация отдельных видов имущества или финансо-вых обязательств, например, при смене материально-ответственного лица. 2. По характеру проведения инвентаризация бывает: - плановая - производится в предусмотренные сроки; - служебная - при смене материально-ответственного лица, в случае стихийных бедствий; - внеплановая - проводится по требованию оперативно-следственных органов, суда. Главное условие се проведения - внезапность. По виду средств, подлежащих инвентаризации: - основных средств; - нематериальных активов; - финансовых вложений; - товарно-материальных ценностей; - незавершенного производства и расходов будущих периодов; - животных и молодняка животных; - денежных средств, денежных документов и бланков документов стро-гой отчетности; - расчетов; - резервов предстоящих расходов и платежей и др. Порядок назначения и проведения инвентаризации по каждому виду указанных средств отражен в разделе 3 Методических указаний по инвента-ризации имущества и финансовых обязательств от 13.06.95 г. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, пе-речень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев обязатель-ного проведения инвентаризации. Ответственность за правильность проведения инвентаризации несут руководитель предприятия и главный бухгалтер. Общие правила проведения инвентаризации регламентируются Мето-дическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обяза-тельств от 13.06.95 г. Количество плановых инвентаризаций па предприятии, дата их прове-дения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем и оговаривается в приказе об учетной политике, кроме случаев обязательной инвентаризации, рассмотрен-ных выше. При проведении инвентаризации по требованию органа дознания, сле-дователя или ревизора при проведении ревизии руководитель предприятия создает комиссию с участием ревизоров, в состав которой включаются: представители администрации предприятия и органа, назначившего инвентаризацию; работники бухгалтерской службы (для осуществления подсчетов при инвентаризации); другие специалисты (инженеры, экономисты, техники); могут быть включены представители внутренней службы аудита предприятия, независимых аудиторских организаций; материально-ответственные и другие заинтересованные лица. Уча-стие материально-ответственного лица обязательно при проверке фактического наличия имущества. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными. Перед началом инвентаризации материально-ответственное лицо должно дать подписку о том, что им сданы в бухгалтерию все документы по операциям с инвентаризуемыми ценностями, для того чтобы исключить со-ставление бестоварных документов задним числом. Во время проведения ин-вентаризации все операции по приему и отпуску ценностей прекращаются. По результатам фактической проверки полученные сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Описи должны со-ставляться в момент проведения инвентаризации, при этом составление чер-новиков с последующей перепиской не допускается. Наименования инвента-ризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по но-менклатуре и в единицах, принятых в учете. Исправления должны быть ого-ворены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и мате-риально-ответственными лицами. В описях не допускается оставлять не-заполненные строки. По каждой странице инвентаризационной описи должен производиться подсчет количества и сумм по указанным ценностям. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутст-вии, об отсутствии к членам инвентаризационной комиссии каких-либо пре-тензий. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственных лиц обя-зательно до открытия склада, где проводилась инвентаризация. Результаты кон-трольных проверок правильности оформления инвентаризации оформляются актом контрольной проверки и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|