на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Исследование трасологических следов, образующихся при наезде транспортных средств на пешехода
p align="left">При осмотре следов вмятин, изломов, царапин, оставленных на неподвижных предметах (деревьях, столбах, стенах домов и т. д.), устанавливают их форму, размер, расположение и окраску. Полученные сведения позволяют судить о характере происшествия, а в некоторых случаях -- идентифицировать транспортное средство.

Кроме следов колес и следов, отобразившихся на неподвижных предметах, необходимо выявлять и другие вещественные доказательства:

- части транспортных средств (осколки стекла, разбитые фары и т. д.);

- краску, грязь и другие вещества, отделившиеся от транспортного средства;

- упавший или рассыпанный груз;

-пятна бензина, масла, тормозной жидкости.

По следам, оставшимся на месте происшествия, можно судить о повреждениях, влияющих на способность передвижения транспортного средства.

На самом транспортном средстве обнаруживают различные следы. К числу наиболее характерных из них относят деформацию деталей в виде вмятин и разрывов металла.

Так, при наездах на пешеходов часто образуются вмятины овальной формы на крыльях, облицовке радиатора, капоте, крыше кузова и дверцах.

Для столкновений и опрокидываний характерны вмятины неправильной формы с повреждением краски, разрывами металла, а также отделением деталей или их частей.

В ряде случаев на поверхностях выступающих частей автомобиля образуются следы от ткани одежды потерпевшего. Они обычно остаются на переднем бампере, капоте, крыльях, лобовом стекле, передних стойках.

На деталях автомашины обнаруживают также следы краски, крови, частицы мозгового вещества, волосы, обрывки или волокна одежды потерпевшего и другие следы, которые могут иметь силу вещественных доказательств.

Фиксация и изъятие следов. Выявленные следы транспорта необходимо зафиксировать путем описания в протоколе осмотра места происшествия, фотографирования, составления планов и схем моделирования и копирования.

При описании следов в протоколе осмотра должны быть отмечены неподвижные ориентиры, позволяющие установить местонахождение следов, указаны характер и состояние дороги (т. е. следовоспринимающей поверхности), вид, количество, взаимное расположение следов, результаты проведенных измерений и особенности, отобразившиеся в следах.

Однако даже в случае подробного описания обстановки места происшествия следователь может упустить определенные детали обстановки, неточно воспринять или не заметить их. В связи с этим фотографическая съемка места автотранспортного происшествия необходима для объективной, точной и всесторонней фиксации обстановки и представления суду наглядного доказательственного материала.

Фотосъемка на месте происшествия по делам данной категории имеет ряд существенных особенностей, обусловленных своеобразием самого места происшествия и механизмом случившегося события, К ним можно отнести, в частности, следующие обстоятельства:

а)место происшествия, располагающееся на проезжей части дороги, в ряде случаев имеет большую протяженность, причем отдельные следы порой находятся на значительном расстоянии от его центра, в том числе и за пределами проезжей части;

б)указанное место характеризует сложный рельеф, оно располагается на крутых спусках или подъемах, закруглениях или развилках дорог, железнодорожных переездах, в тоннелях и т. д.;

в)место происшествия при столкновениях, опрокидываниях транспортных средств, нередко сопровождающихся взрывом, пожаром или значительными разрушениями, может представлять хаотическое нагромождение различного рода деталей и агрегатов, трудно поддающихся точному описанию.

Отмеченные особенности затрудняют процесс осмотра места происшествия. Лицу, производящему фиксацию обстановки на нем, необходимо выбирать различные ракурсы фотосъемки, максимально увеличивать количество ее точек, применять особые приемы фотографирования и специальную аппаратуру.

Для того, чтобы получить наглядное представление не только о непосредственном месте происшествия, но и об окружающей его обстановке, которая по данной категории дел имеет весьма важное значение, следует сделать серию фотоснимков либо даже несколько серий.

Обычно фотографирование начинают с ориентирующей и обзорной съемки еще до начала осмотра места происшествия. Однако вопрос о времени производства различных видов съемки на месте происшествия должен решаться в зависимости от обстоятельств дела; момент съемки следует выбирать с таким расчетом, чтобы снимки, во-первых, показали взаиморасположение объектов в их первоначальном, неизменном виде и, во-вторых, запечатлели признаки, выявленные при осмотре.

Ориентирующая фотосъемка имеет целью не только запечатлеть непосредственно место происшествия и его окружающую обстановку, но и наглядно показать конкретные дорожные условия, в которых оно произошло (обзорность, наличие и месторасположение дорожных знаков, светофоров и т. д.).

Ориентирующую фотосъемку целесообразно производить с трех либо с четырех противоположных точек следующим образом;

а)В случаях наезда на пешеходов, на останавливающееся транспортное средство или другое препятствие делают два снимка с противоположных сторон из точек, расположенных в середине проезжей части дороги, так, чтобы показать сектор обзора водителя, дорожные знаки и т. д. по пути движения транспортного средства. Два других фотоснимка выполняют с двух противоположных сторон проезжей части дороги параллельно линии движения транспортного средства таким образом, чтобы были видны отрезки протяженностью 20--40 м до и после центра места происшествия, где могут находиться труп потерпевшего, столкнувшиеся автомашины и т. д.

б)При столкновении двух транспортных средств можно применить крестообразную ориентирующую съемку из четырех противоположных углов четырехугольника, который как бы ограничивает место аварии.

Ориентирующая фотосъемка обязательно производится и в том случае, если транспортное средство на месте происшествия отсутствует. При этом следует максимально полно запечатлеть характер проезжей части дороги, дорожную обстановку. Место наезда или столкновения отмечают табличкой с цифрой.

Величина охвата снимка при ориентирующей фотосъемке на месте происшествия зависит от способа фотографирования и применяемой аппаратуры.

Если при использовании обычного объектива этот охват минимальный, то при фотографировании широкоугольным объективом он будет значительно больше. В связи с этим целесообразно применять панорамную съемку.

В случае расположения объектов вдоль осевой линии дороги фотосъемку лучше производить по правилам линейной панорамы параллельно направлению движения транспортного средства. При расположении объектов под некоторым углом к осевой линии, особенно на поворотах, подъемах и спусках, целесообразно применять круговую панораму.

При обзорной фотосъемке место происшествия запечатлевается изолированно от окружающей обстановки крупным планом. В границы обзорных фотоснимков должно попасть то место, где произошли наезд на пешехода, столкновение и т. д. Обзорная фотосхемка места происшествия осуществляется, как минимум, с двух или четырех противоположных точек.

Отдельно обзорному фотографированию можно подвергнуть и следы транспортных средств, особенно в тех случаях, когда автомашина скрылась с места происшествия.

Обзорная фотосъемка предполагает применение измерительной фотографии. Натуральные размеры отдельных объектов на месте происшествия, а также их взаиморасположение определяются по фотоснимкам, где имеются постоянные, заранее известные ориентиры, либо с помощью измерительных лент, предварительно разложенных на месте происшествия перед фотосъемкой.

При обзорной фотосъемке можно изготовить фотоплан места происшествия. Его получают путем фотографирования всей или части обстановки места происшествия фотоаппаратом, поднятым на определенную высоту. Для этой цели используют какое-либо возвышение (естественное или искусственное), в зависимости от размеров участка места происшествия и его особенностей. Данная фотосъемка проводится с соблюдением правил измерительной фотографии.

Объектами узловой фотосъемки обычно являются центр места происшествия, который может состоять из нескольких узлов (автомобиля, трупа и т. д.), а также части транспортных средств и другие объекты, содержащие следы происшествия. К объектам узловой фотосъемки необходимо отнести и способствовавшие происшествию обстоятельства, установленные при осмотре: неисправность дороги и дорожных сооружений, неправильная расстановка дорожных знаков и т. д.

Все указанные объекты должны фиксироваться крупным планом. Фотографирование частей транспортных средств с имеющимися на них следами целесообразно производить с подсветкой, используя дополнительные источники освещения или экраны, что позволяет получать более рельефное изображение следов на снимке. При этом используют измерительные ленты с пяти- или десятисантиметровыми делениями, которые помещают рядом с объектами съемки.

В случае наличия на поверхности дороги четко видимых следов торможения необходимо зафиксировать их протяженность путем измерительной фотосъемки с глубинным масштабом.

Объектами детальной фотосъемки являются: следы протектора, различные повреждения (вмятины, царапины и т. д.) на транспортном средстве, отдельные детали транспортного средства, следы на зданиях, дорожных сооружениях, раны и повреждения на трупе, следы на его одежде, пятна крови на дороге и т. д.

Наличие на месте происшествия трупа требует, в первую очередь, фиксации его местоположения по отношению к транспортному средству и окружающим объектам. Далее фиксируют имеющиеся на нем следы. В случае необходимости возможно производство на месте происшествия панорамного фотографирования трупа.

Кроме фотографирования, при осмотре места происшествия может использоваться видеозапись. К ней предъявляются те же требования, что и к фотосъемке.

Дополнительным, помимо фотографирования, средством фиксации служит составление планов и схем места происшествия. Все заносимые в план (схему) объекты привязывают к устойчивым ориентирам, указывают размеры, чтобы впоследствии при необходимости можно было восстановить их местонахождение.

После описания и фотографирования с вдавленных следов изготавливают слепки (метод моделирования). В качестве слепочного материала при изъятии объемных следов применяются гипс, силиконовая паста К, синтетический каучук СКТН. Перед изготовлением слепков следы необходимо подготовить к моделированию. В следах колес, имеющих значительную протяженность, выбирают участок длиной 30--70 см с наиболее четко отобразившимися деталями. Пинцетом убирают посторонние предметы, попавшие в след после его образования. Вокруг него сооружают бордюрчик из грунта или из каких-либо подручных материалов.

Для изъятия следа на вертикальных и наклонных поверхностях необходимо изготовить так называемый «карман» из бумаги или картона, прикрепить его к поверхности со следами .и залить в него слепочную массу.

Следы на сыпучих грунтах предварительно укрепляют посредством опрыскивания быстротвердеющими растворами (например, лаком в аэрозольной упаковке).

При упаковке необходимо соблюдать ряд правил:

- способы, материалы и средства упаковки определяются спецификой изымаемых объектов;

- помещенные в упаковку предметы укрепляются в ней неподвижно;

- для предохранения хрупких и бьющихся объектов в упаковке должны применяться мягкие прокладки;

- пахучие, испаряющиеся (летучие) и подобные им вещества, а также предметы, подверженные влиянию внешней среды, помещают в герметически закрывающуюся стеклянную и металическую (эмалированную) посуду, которую затем упаковывают с соблюдением надлежащих правил;

- объекты, подверженные быстрому усыханию либо увлажнению, упаковывают в водонепроницаемые материалы;

- из множества однородных предметов, изъятых по одному и тому же уголовному делу, каждый упаковывают отдельно, маркируют и помещают, если это целесообразно, в общую упаковку с другими предметами;

- предметы одежды и подобные им объекты допускается помещать в мягкие упаковочные материалы, которые затем обертывают мягкой бумагой и обвязывают шпагатом;

- упаковка должна быть механически прочной, удобной для транспортировки и хранения;

- с наружной стороны упаковки делают пояснительные надписи (сколько объектов, когда и по какому факту изъято, кто производил упаковку). Упакованные объекты удостоверяются подписями лица, производившего изъятие вещественных доказательств, следователя и понятых;

- упаковка с находящимися в ней объектами обязательно должна быть опечатана;

- на упаковке целесообразно делать специальные пометки: «верх», «низ», «стекло», «жидкость», «не переворачивать» и т. д.; это обеспечивает аккуратность в обращении с объектами;

- выбранные способы упаковки нужно демонстрировать понятым и фиксировать в протоколе.

Предметы со следами протекторов транспортных средств, как и другие вещественные доказательства, упаковывают по общим правилам.

Осколки фарного стекла, обнаруженные на месте происшествия, обертывают по отдельности в чистую бумагу и помещают между слоями ваты в картонный или деревянный ящик. Если осколков мало, то для упаковки можно использовать пластмассовые или стеклянные пробирки, прочные бумажные пакеты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.