на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Избирательная система США в контексте ее демократичности и соответствия мировым стандартам
p align="left">Принцип тайного голосования обеспечивается применением избирательных бюллетеней или специальных машин для голосования. Избирательные машины упрощают технику голосования, затрудняют фальсификацию при подсчете голосов, обеспечивают надежную тайну голосования.

Избирательные законы федерации и штатов подробно регламентируют организацию и порядок проведения выборов. Центральные органы по проведению выборов в США не создаются. В пределах штатов выборами ведают секретари штатов, в некоторых штатах создаются на партийной основе избирательные комиссии. В избирательных округах общий контроль за выборами осуществляют избирательные комиссии, состоящие из представителей партий, чиновников штата, судей, членов Конгресса. В избирательных участках создаются избирательные комиссии (бюро) из представителей партий. Ведущая роль в организации и проведении выборов в границах избирательных участков принадлежит партийному аппарату. Избирательные округа в США одномандатные: от каждого округа избирается один депутат. Регистрация избирателей производится чиновниками. Во многих штатах избиратель должен явиться в избирательную комиссию и обосновать свое право на внесение в список избирателей. В 15 штатах регистрация избирателей может производиться не только в избирательных комиссиях, но и по месту работы, в государственных учреждениях. В списки избирателей не могут быть включены душевнобольные и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Для кандидатов на выборные должности конституция и законы США установили дополнительные условия: возрастной ценз (25-35 лет), срок пребывания в гражданстве США, проживание в момент избрания на территории того штата, от которого избирается кандидат. Ныне в США формируется новая норма конституционного права: кандидат должен проживать в том избирательном округе, от которого он избирается.

Процедура выдвижения кандидатов весьма разнообразна в США. Кандидатов на выборные должности могут выдвигать: партийные съезды (конвенты), избиратели путем петиций, общим собранием партийных фракций в Конгрессе и на основе праймериз. Самым распространенным способом выдвижения кандидатов является последний способ, который представляют собой первичные выборы, в ходе которых избиратели подают свои голоса за кандидата в кандидаты. Победитель на праймериз становится кандидатом, его имя вносится в избирательный бюллетень. Праймериз - демократическая система выдвижения кандидатов: сами избиратели помимо партийных боссов, партийного аппарата решают, кто должен быть кандидатом по их округу на предстоящих выборах.

Победители на выборах в США определяются по мажоритарной системе относительного большинства. При этой системе для завоевания депутатского мандата кандидату достаточно получить хотя бы на один голос больше, чем любой другой кандидат, независимо от общего числа проголосовавших избирателей. Из-за этого многие депутаты избираются незначительным большинством голосов.

Можно также выделить ряд серьезных недостатков мажоритарной системы относительного большинства:

1. Система значительно искажает результаты волеизъявления избирателей из-за неучета голосов, отданных за партии, которые проиграли;

2. Система несправедлива в отношении к невлиятельным политическим партиям;

3. Система негативно влияет на поведение избирателя (синдром

«утраченного голоса»);

Мажоритарная формула приводит к доминированию двоих (иногда троих) партий, впоследствии чего власть монополизируется большими партиями. Соответственно, шансы на представление малых и этнических групп очень незначительны.

Мажоритарная система склоняется к преувеличению результатов лидеров по сравнению с реально отданными за них голосами. Большая часть избирателей не может быть представлена из-за действия формулы «победитель получает все».

Формула большинства делает выборы менее проблемно ориентированными: партии и кандидаты воздерживаются от четко сформулированных позиций, для того, чтобы усилить свою привлекательность. В результате этого программы становятся общеидеологизированными, большинство из участников выборов оперируют одинаковыми программными решениями и стоят на одинаковых нечетких позициях.

Партийная система США относится к типично двухпартийной системе. Более того, она относится к так называемой совершенной двухпартийной системе, где основные партии набирают более 90% голосов. Третьи партии повлиять на распределение власти не могут.

Политические партии в США образовались в XIX веке: Демократическая - в 1828 г., Республиканская - в 1854 г. Демократическая партия была основана в южных штатах сторонниками сохранения плантаторских хозяйств с применением рабского труда. Республиканская партия, опираясь на сторонников в северных штатах, выступала за ликвидацию рабства и подневольного труда. С отменой рабства (1865 г.) существенные различия между демократами и республиканцами постепенно сглаживаются. Ныне их партийные платформы отличаются незначительными расхождениями.

Демократическая партия выступает за проведение кардинальных социальных программ внутри страны и оказание более широкой помощи развивающимся странам. Но так как эти мероприятия требуют значительных финансовых средств, то многие американские налогоплательщики выражают недовольство такой политикой.

Республиканцы выступают за режим экономии, против чрезмерных расходов на социальные программы (образование, медицину, пособия по безработице), за сокращение налогов на предпринимателей, против обширной финансовой помощи иностранным государствам. На промежуточных выборах (ноябрь 1994 года) республиканцы впервые за последние 40 лет завоевали большинство мест в обеих палатах Конгресса.

В целом США находились под контролем демократов до гражданской войны 1861-1865 гг. С гражданской войны и до 1932 года безраздельно доминировала республиканская партия (было 11 президентов-республиканцев и всего 2 демократа). Радикальный поворот произошел в результате экономического кризиса 1925-1933 годов, когда на первые позиции выходит демократическая партия и с 1932 года демократы 32 года подряд руководят Белым Домом.

Республиканская и Демократическая партии имеют наиболее широкую поддержку избирателей. Они попеременно приходят к власти. Одна партия у власти, другая - в оппозиции. Исход любых выборов не вызывает никаких опасений: президент, вице-президент, конгрессмены, губернаторы штатов обязательно будут представителями Республиканской или Демократической партий. Подобную партийную систему можно отнести к двухпартийной. Она обеспечивает стабильность и устойчивость государственного строя США.

Достаточно интересным есть вопрос о финансировании федеральных избирательных кампаний, который регламентирует вопросы финансирования политических партий в период выборов (Федеральный закон 1974 г.). На федеральном уровне многие стороны деятельности политических партий определяются судебными прецедентами: порядок проведения первичных выборов (праймериз), создание предвыборных партийных фондов, размеры финансовой поддержки партий частными лицами и некоторые другие партийные вопросы. В США избирательное право, в основном, регламентируется законами штатов. Конституции и законы штатов определяют порядок образования и деятельности политических партий, их организационно-структурные основы и некоторые другие вопросы. Вся эта регламентация связана с процедурой выборов.

Параллельно с проблемными вопросами мажоритарной избирательной системы относительного большинства, следует отметить основные недостатки президентской формы правления:

1. Негибкость сроков пребывания при власти (в случае выбора президента, который окажется совершенно некомпетентным и при этом не будет никаких оснований обвинить его и применить процедуру импичмента, то более не останется никаких конституционных способов устранить его с поста)

2. Ее мажоритарный характер (президент может позволить себе игнорировать интересы меньшинства)

3. Двойная демократичная легитимность (возможность конфронтации президента и парламента - каждый из них избирается народом и имеет основания приписывать себе представительство его интересов)

4. Внутренняя нестабильность, по мнению некоторых ученых (из-за наделения властью одного лица)

Раздел II. Критика избирательной системы США

В 2002 году Сенат Соединенных Штатов Америки проголосовал за реформу избирательной системы страны, необходимость которой стала очевидной после проведения президентских выборов 2000 года. Сенаторы одобрили законопроект, который вводит единый стандарт подсчета голосов для всей страны. Согласно нему оборудование, используемое во время выборов, и система регистрации избирателей должны были быть стандартизированы по всей стране к 2006 году. Избиратели также впервые получили возможность исправить ошибки, допущенные при заполнении бюллетеней, перед тем как опустить их в урну для голосования. Кроме того, предполагалось создание специального федерального агентства для недопущения нарушений избирательного законодательства и наблюдения за финансированием кампаний кандидатов. Эти меры, по подсчетам экспертов, должны были обойтись налогоплательщику в 3,5 миллиарда долларов.

Однако нужно отметить такой интересный факт, что победа Буша на выборах была обеспечена именно теми противоречиями в законодательстве, которыми и была продиктована необходимость данной реформы.

Бывший посол РФ в США, уполномоченный по правам человека в России, Владимир Лукин затянувшиеся выборы президента Соединенных Штатов назвал кризисом избирательной системы США. Вместе с тем, решение о возобновлении ручного пересчета голосов по выборам президента США, принятое Верховным судом штата Флорида, Владимир Лукин определил как "победу американской демократии, которая решает свои проблемы легальным судебным порядком, а не с помощью подковёрной борьбы с использованием грязных технологий и стрельбы по Конгрессу". "Это торжество демократии при определенной устарелости конкретной избирательной системы, когда президент, набравший большинство голосов, не может быть избранным из-за того, что в свое время отцы-основатели США не смогли договориться о механизме проведения самих выборов - общенародным голосованием или голосованием Конгресса - и остановились на компромиссном решении, результатом которого уже третий раз за историю США становится выборный тупик", - считает омбудсмен.

В то время как Соединенные Штаты Америки без устали внедряют демократию в других странах мира, саму Америку не переставая критикуют как раз за то же самое - недемократичность выборов, дающую широкое пространство для фальсификаций.

Наблюдатели от ОБСЕ, которые решили отрядить на выборы2004 года в США рекордное число наблюдателей - не менее 100, выразили глубокую обеспокоенность возможными нарушениями в ходе голосования.

Среди недостатков наблюдатели упомянули незаконченность избирательной реформы, начатой в 2002 году; использование машин для голосования, которые не позволяют подсчитывать и перепроверять бюллетени вручную; возможность присылать заполненные бюллетени по факсу в избирательный участок.

Кроме того, ОБСЕ обращает внимание на то, что процедуры голосования имеют различия не только в разных штатах, но даже и в пределах одного штата. Еще одним негативным фактором названо усиление полицейских мер безопасности на избирательных участках, что может быть воспринято представителями различных меньшинств как угроза.

Также наблюдатели обратили внимание на то, что 20% американцев собираются голосовать «открепительно», чем фактически нарушают принцип тайного голосования и статью 21 Всеобщей Декларации прав человека. (Кстати, именно существованием практики голосования по открепительным талонам американские наблюдатели бесконечно попрекают Украину.)

Несмотря на то, что именно США желали видеть у себя европейских надзирателей, эти заявления оказались неожиданными для администрации Буша и ряда конгрессменов. Один из высокопоставленных чиновников Белого дома по этому поводу заметил, что наблюдатели «ищут блох» в избирательной системе Штатов исключительно с той целью, чтобы массово отдохнуть во Флориде. А республиканец Кристофер Смит при этом посоветовал ОБСЕ не тратить деньги и время на Америку, а ехать лучше в… Украину, где, кратко говоря, все гораздо запущеннее.

Следует отметить, что и в самой Америке далеко не все и не так уж сильно верят в то, что американское государство проведет выборы без фальсификаций. В Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) обратились семь американских общественных политических организаций с просьбой направить международных наблюдателей на предстоящие выборы президента США во избежание возможных проблем. Не осталась в стороне американских выборов даже российская Госдума. Группа депутатов выступила с предложением помочь не допустить фальсификации выборов и даже подготовила документ «О защите демократии в США и о международном наблюдении за выборами президента США». Проект постановления предлагает нижней палате парламента выразить «глубокую озабоченность возможной фальсификацией предстоящих выборов президента США». Особенно обеспокоены авторы документа соблюдением законности в штатах Техас и Калифорния. Российские избранники даже предложили утверждать результаты выборов в США в Совбезе ООН.

Так или иначе, избирательная система США, по мнению не только наблюдателей и не только из ОБСЕ, морально устарела. Особо пристальное внимание на нее обратили после прошлых выборов президента США в 2000 году, когда подсчет голосов проводился буквально на пальцах, и Буш победил с сомнительным перевесом меньше чем в полтысячи голосов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.