так, становление института выборов в Украине прошло сложный путь. Исторический анализ свидетельствует, что украинская нация осуществила свой взнос в казну общечеловеческих достояний, таких как непосредственная демократия, свобода и т.п. На современном этапе понятие избирательного права используется для обозначения двух юридических явлений. Во-первых, объективное из-бирательное право - это система конституционно-правовых норм, ре-гулирующих общественные отношения, связанные с выборами форми-рование органов государственной власти и местного самоуправления. Во-вторых, субъективное избирательное право - это право граждан участвовать в выборах органов государства или местного самоуправле-ния. В свою очередь, субъективное право подразделяется на активное и пассивное. Активное избирательное право - это право избирать при голосовании на выборах. Пассивное избирательное право - это право быть избранным в выборные органы государства или самоуправления, право выдвигать свою кандидатуру или давать согласие на выдвиже-ние, право участвовать в формировании избирательных органов, в вы-движении кандидатов, оспаривать итоги выборов и т.д. Любые общественные отношения предусматривают четкое опреде-ление круга их участников, субъектов, их основные права и обязанно-сти. Субъектами избирательного права и отношений, связанных с ним, в Украине являются: физические лица, которые имеют право голоса, т.е. граждане Украины; органы государственной власти, которые назначают внеочередные выборы (Верховная Рада Украины, Президент Украины, Верховная Рада Автономной республики Крым); органы го-сударственной власти, которые организуют проведение выборов (Ка-бинета Министров, министерства и другие центральные и местные ор-ганы государственной исполнительной власти и органы местного само-управления); органы судебной власти; избирательные органы (комис-сии); кандидаты в депутаты и их доверенные лица; политические пар-тии и их блоки, выдвинувшие кандидатов в депутаты; официальные наблюдатели от партии и (блоков) - субъектов избирательного процес-са, от кандидатов в депутаты, от иностранных государств и междуна-родных организаций.[19] Все вопросы, связанные с выборами, в Украине регулируются Кон-ституцией и законами Украины. Данное законодательство определяет характер избирательной сис-темы в Украине, принципы избирательного права, стадии избиратель-ного процесса, устанавливает основания для привлечения к ответствен-ности за нарушение избирательного законодательства. Избирательная система - это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов государственной власти и мест-ного самоуправления, составляющие порядок выборов. Это способ рас-пределения мандатов в выборных органах в соответствии с результатами голосования. Известно 3 вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Общая характеристика мажоритарной избирательной системы При мажоритарной системе избранным является тот кандидат, который набрал установленное большинство голосов. Мажоритарная система предполагает, что для избрания кан-дидат должен получить большинство голосов избирателей данно-го округа или страны в целом (если речь идет о выборах прези-дента). Она может применяться в одномандатных округах, тогда каждая партия выставляет только одного кандидата, и избира-тель голосует за кандидата той или иной партии. Если система большинства применяется в многомандатных округах, партия вы-ставляет сразу целый список своих кандидатов, и избиратель го-лосует не за отдельных кандидатов, а за партийный список в це-лом. Партийный список, собравший большинство голосов, забира-ет все мандаты по данному округу. Мажоритарная система предусматривает распределение ман-датов таким образом, что кандидат или политическая партия, получившая в данном избирательном округе большинство голо-сов, получает мандат или все мандаты от данного округа. Мажо-ритарная избирательная система не в состоянии адекватно отра-зить действительную расстановку политических сил на выборах, поскольку ее основное назначение состоит в обеспечении стабиль-ности существующей системы. В зависимости от того, какого большинства требует закон, мажоритарная система может быть трех видов: относительного большинства; абсолютного большин-ства; квалифицированного большинства. По мажоритарной системе относительного большинства депутатом считается тот, кто на выборах получил больше голосов, чем любой из его соперников. Положительным в этой системе является то, что голо-сование осуществляется в один тур, а недостатком - утрата голосов, поданных против победившего кандидата. Мажоритарная система абсолютного большинства требует для из-брания абсолютное большинство голосов, т.е. больше половины (50% + 1 голос). Такая система применяется на выборах президентов в ряде латиноамериканских стран. На практике она малоэффективна и часто нерезультативна, поскольку для того чтобы собрать больше половины голосов избирателей, отдельному кандидату или политической партии необходимо обладать очень большим влиянием в избирательном округе или в целом по стра-не. Если никто из баллотирующихся кандидатов не соберет требу-емого большинства голосов, возможно проведение второго тура голосования, к участию в котором допускаются .два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов в первом туре голосо-вания. Из двух кандидатов победителем становится тот, который получил больше голосов, чем его соперник. Поскольку в данном случае другие кандидаты к баллотировке вторично не допуска-ются, победитель собирает абсолютное большинство голосов. В некоторых случаях законом может быть предусмотрено проведе-ние второго тура в виде повторных выборов. Такая процедура может иметь несколько разновидностей, в частности в перебалло-тировке могут участвовать все кандидаты из первого тура, или же лица, собравшие в первом туре менее установленного мини-мума голосов, могут быть исключены из бюллетеней. Избранным в данном случае считается тот, кто соберет больше голосов, чем любой другой, но не обязательно больше половины. Наконец, особым способом перебаллотировки считается такой, когда вместо проведения второго тура голосования проводится голосование в высшем законодательном органе власти. В данном случае для уча-стия в выборах допускаются два кандидата, собравшие наиболь-шее число голосов в первом туре голосования избирателей. Изби-рательные законы некоторых стран предусматривают гипотети-ческий случай, когда голоса во втором туре разделились бы абсолютно поровну: тогда или старший по возрасту становится победителем, или кандидатам предлагают бросить жребий. При этом, в зависимости от какого количества избирателей идет подсчет голосов, различают три вида мажоритарной системы абсолютного большинства: а) когда большинство голосов необходимо получить от общего числа зарегистрированных избирателей; б) когда его нужно получить от общего числа поданных голосов; в) от общего числа поданных действительных голосов. При данной системе также утрачиваются голоса, поданные за кандидатов, потерпевших пораже-ние на выборах, и она является нерезультативной, ибо с первого раза зачастую ни один кандидат не набирает абсолютное большинство голо-сов. Приходится использовать метод перебаллотировки, когда во вто-рой тур проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов. При осуществлении выборов по мажоритарной системе квалифици-рованного большинства депутатом считается тот, кто на выборах полу-чил большинство голосов, установленное законом, но обязательно пре-вышающее абсолютное (2/3 голосов, 75%, 90% голосов и т.д.). Общая характеристика пропорциональной избирательной системыСистема пропорционального представительства политических партий предполагает распределение мест в представительном органе между партиями, в зависимости от количества поданных за них голосов избирателей. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, тем самым дает относительно верное отражение в парламенте действительного соотношения политических сил. Это довольно демократично, однако создаёт сложные проблемы при формировании правительства. Она предусматривает распределение мест в парламенте или органах местного самоуп-равления между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за нее голосов избирателей. Эта система позволя-ет партиям быть представленными в выборных органах в соответ-ствии со своим влиянием в политической жизни страны и попу-лярностью среди избирателей. Распределение депутатских мест по пропорциональной сис-теме осуществляется в соответствии с устанавливаемой сразу после выборов избирательной квотой (избирательным метром). Избирательная квота определяется после подсчета общего количества поданных и признанных действительными голосов путем деления количества голосов на число выборных мест, приходящихся на данный избирательный округ. В некоторых странах" применяются определенные разновидности распределения оставшихся в изби-рательном округе мандатов на основании установленной квоты. Такие мандаты могут распределяться в соответствии с установ-ленными правилами в масштабе объединения округов (например, в Австрии), а в Италии на выборах в палату депутатов эти места распределяются в общегосударственном масштабе. В целом ряде стран {Исландия, Дания, Швеция и т. д.) помимо мест, распреде-ляемых по округам, также распределяется определенное число мест в общегосударственном масштабе. С целью более точного оп-ределения избирательной квоты применяют систему наибольшего среднего или систему Д'Ондта (по имени бельгийского математи-ка - изобретателя этой системы). В соответствии с этой системой число голосов, полученных каждым списком, делят последова-тельно на 1, 2, 3, 4 и т.д. до цифры, соответствующей числу списков (в нашем примере до 3). Затем полученные частные распределяют в порядке убывания: 55; 30; 27,5; 18; 15; 10; 7,5; 5. Частное, порядковый номер которого соответствует числу замещаемых мандатов (в нашем случае 18 ты-сяч), является общим делителем. Каждый список получает столько мест, сколько раз общий делитель укладывается в полученном этим списком числе голосов. В нашем случае партия А получит 3 манда-та, партия Б - 1 мандат, партия В не получит ни одного. Помимо системы Д'Ондта применяются различные ее разновидности, да-ющие более или менее приближенный к пропорциональному со-отношению голосов и замещаемых мест результат. Эти системы применяются в ФРГ, Италии, Португалии, Финляндии и т. д. Особая разновидность пропорциональной системы, применя-емая в практике многих стран, - система голосования по префе-ренциям. Это означает, что внутри списка избиратель против фамилии кандидатов проставляет цифрами свои преференции (1, 2, 3, 4 и т. д.), т. е. кого бы он хотел видеть избранным следую-щим, если его кандидат не получит достаточного для избрания количества голосов. Редко встречающейся разновидностью пропор-циональной системы является панаширование, т. е. одновремен-ное голосование за кандидатов из различных списков (Швейца-рия). Панаширование значительно искажает пропорциональную систему, поскольку главным в данном случае является не выбор между партиями и их платформами, а выбор между личными ка-чествами кандидатов, вне зависимости от их партийной принад-лежности. Как правило, панаширование используют избиратели, безразличные к характеру борьбы политических партий. Также редко встречающейся разновидностью пропорциональ-ной системы является система "единого передаваемого голоса" (Ирландия, Австралия, ряд индийских штатов). В данном случае голосование осуществляется по преференциям, и кандидат, на-бравший достаточное количество голосов по первым преференци-ям, объявляется избранным. Все остальные собранные им, но ока-завшиеся излишними голоса передаются кандидату, который по-лучил наибольшее после него количество отметок о преференции. Затем процедура может быть продолжена в отношении третьего кандидата и т. д. При этой математически довольно сложной сис-теме голоса избирателей не пропадают, а передаются как бы "по цепочке" от одного кандидата к другому. В данном случае такая система создает условия для искусственного образования необхо-димой избирательной квоты. Пропорциональная система и ее разновидности применяются в Скандинавских странах, в Бельгии, Греции, Италии, Австрии, Швейцарии, Израиле и т. д. В некоторых странах наряду с применением пропорциональ-ной системы действует законодательно установленный "загради-тельный пункт" или оговорка, в соответствии с которой обяза-тельным условием участия партии в распределении мандатов яв-ляется получение ею не менее определенного процента голосов избирателей. Если партия не смогла обеспечить себе на выборах определенный процент голосов, она не допускается к участию в распределении мандатов. Такая система действует в Италии, Да-нии, ФРГ, Израиле, Швеции и других странах. В ФРГ, чтобы партия получила право принять участие в распределении манда-тов, она должна собрать в масштабе всей страны не менее 5% признанных действительными голосов (пятипроцентная "загради-тельная" оговорка) или победить не менее чем в трех одномандат-ных округах. Подобного рода оговорки являются искусственными и довольно сильно искажают пропорциональную избирательную систему. Важное значение при пропорциональной избирательной сис-теме придается распределению мандатов внутри списка между кандидатами одной партии. Часть стран придерживается правил жестких списков, когда предложенные избирателям кандидаты получают мандаты в той последовательности, в какой они пере-числены в списке. В других странах (Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды) применяют систему полужестких списков, когда пер-вое место предназначено кандидату, стоящему первым в списке, но зато кандидаты, получившие большее число преференций, даже если их фамилии расположены в конце списка, могут быть передвинуты выше и получить мандат. И, наконец, в ряде стран (Швейцария, Италия) действует правило свободных списков, при котором решающее значение придается преференциям, простав-ляемым избирателями, в соответствии с которыми и осуществля-ется распределение депутатских мандатов.
Страницы: 1, 2, 3
|