p align="left">Пропорциональная система более предпочтительна для тех партий, которые имеют значительную поддержку избирателей, хотя распределение оставшихся мандатов по методу наибольших остатков не только искажает пропорциональную систему, но мо-жет и способствовать получению мест мелкими партиями. Смешанная система сочетает в себе элементы мажоритарной и про-порциональной системы. Применяется смешанная система с целью избежать или существенно смягчить недостатки и соединить преимущества каждой системы. Конституционные принципы избирательного права УкраиныПринципы избирательного права закреплены в ст. 71 Конституции Украины и статьях Закона Украины «О выборах народных депутатов». Из них следует, что выборы народных депутатов Украины являются свободными и проводятся на принципах всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы носят универсальный характер, они относятся ко всем видам выборов. Принцип всеобщности избирательного праваВсеобщность избирательного права - это важнейший демократиче-ский принцип. Он означает, что избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами. Однако это идеальный вариант, которого в жизни практически не бывает. Круг лиц, имеющих избирательные права, ограничиваются цензами, т.е. спе-циальными условиями. Цензы обязательно должны быть предусмотре-ны Конституцией. Первым таким условием в Украине является гражданство. В соот-ветствии с законодательством, что право избирать и быть избранным в Украине имеют граждане Украины. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в Украине, избирательного права не име-ют. Кроме того, в Украине существует ограничение пассивного избира-тельного права в отношении граждан, имеющих судимость за соверше-ние умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке (ст. 8 закона «О выборах»). Следующий избирательный ценз - возрастной. Он означает призна-ние за лицом избирательных прав по достижении определённого воз-раста. В Украине активное избирательное право предоставляется ли-цам, достигшим 18 лет, а пассивное избирательное право регламенти-руется несколько жёстче. Так, п. 1 ст. 8 Закона «О выборах народных депутатов Украины» гласит: «Депутатом может быть избран гражданин Украины, достигший на день выборов двадцати одного года, имеющий право голоса», а ст. 103 Конституции Украины устанавливает тридца-типятилетний возрастной ценз для кандидата в Президенты. Кроме то-го, добавляется ценз оседлости (т.е. проживание в Украине определён-ное время) для кандидата в народные депутаты пять лет, для кандидата в Президенты Украины - десять лет. Принцип несовместимостиК пассивному избирательному праву относится и такое ограниче-ние, как несовместимость. Оно заключается в том, что народные депу-таты осуществляют свои полномочия исключительно на постоянной основе. Народный депутат Украины не может быть депутатом другого представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а также находиться на государственной службе. Со-гласно Закону Украины «О статусе народного депутата Украины» ста-тус депутата несовместим с занятием какой-либо иной деятельностью по совместительству с получением материального вознаграждения, за исключением преподавательской, научной работы и литературной, ху-дожественной и иной творческой деятельности в свободное от работы время. Принцип несовместимости закрепляется в украинском законо-дательстве исключительно с целью освободить народных депутатов для исполнения ими сложных и ответственных депутатских обязанностей. По законам Украины права голоса не имеют граждане, признанные судом недееспособными. Кроме вышеперечисленных, какие-либо огра-ничения избирательных прав граждан Украины в зависимости от про-исхождения, социального и имущественного положения, расовой и на-циональной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических убеждений, рода и характера занятий запреща-ются. Конституционный Суд признал неконституционным положение нового Закона «О выборах народных депутатов Украины» 1997 г. о том, что осуществление избирательного права приостанавливается для лиц, которые по приговору суда находятся в местах лишения свободы - на время пребывания в этих местах, и новый закон о выборах такого положения уже не имеет. Принцип свободных выборовПринцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой форме. Избирателям обеспечиваются условия для свободного форми-рования своей воли и ее свободного изъявления при голосовании.[11] Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом. Абсен-теизм может быть как политическим, так и аполитичным. Аполитич-ным абсентеизм бывает, если избиратель не идет на выборы из-за бо-лезни, отъезда, либо потому, что его это просто не интересует. Полити-ческим абсентеизм бывает, когда избиратель использует своё неучастие в выборах как политическую демонстрацию, когда его не устраивают выдвинутые кандидаты, их позиции, когда он считает, что выборы не могут быть честными и т.д. Гарантией свободного волеизъявления гражданина при голосовании является и то, что в день голосования и во время подачи голосов в избирательных помещениях не допускается никакая выборная агитация. Равное избирательное право. Этот принцип предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Равенство избирательного права обеспечивается, прежде все-го, наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, что и у любого другого избирателя. Избиратель включается только в один спи-сок по одному избирательному округу, и каждый избиратель имеет один голос в многомандатном и один голос в одномандатном округах; обладает равным правом стать инициатором выдвижения кандидата; равным правом участвовать в предвыборной агитации. Для соблюдения принципа равного избирательного права необхо-димо, чтобы все голоса имели равный вес, т.е. равное влияние на ре-зультат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы пред-ставительства: на каждого депутата должно приходится одинаковое число жителей (с учётом этой нормы образуются избирательные окру-га). Избирательное право осуществляется на равных основаниях всеми гражданами независимо от их расы, цвета кожи, политических, религи-озных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхож-дения, имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков. Прямое избирательное право означает, что депутаты избираются непосредственно избирателями: каждый голосует лично (избиратель-ные бюллетени выдаются только на основании списка избирателей и лишь по предъявлении документа, удостоверяющего личность), голо-сование за других лиц не допускается. Принцип тайного голосованияПринцип тайного голосования состоит в исключении внешнего на-блюдения и контроля над волеизъявлением избирателя. Смысл его в том, чтобы гарантировать полную свободу этого волеизъявления.[12] Ст.: Зако-на Украины «О выборах народных депутатов» гласит: «Голосование на выборах депутатов является тайным: контроль над волеизъявлением избирателей запрещается». Обеспечивается тайна голосования соответствующим порядком создания избирательных участков, формой избирательного бюллетеня, которая исключает возможность установить, какой бюллетень опустил в избирательную урну данный избиратель, а также то, что избиратель заполняет избирательные бюллетени в закры-той от посторонних взоров кабине, затем опускает бюллетень в избира-тельный ящик. Реализация принципа тайного голосования обеспечива-ется также закрепленной в Законе ответственностью лиц, которые на-рушили тайну голосования. Принцип гласности и открытости избирательного процессаВажным моментом в подготовке и проведении выборов является гласность и открытость избирательного процесса (ст. 12). Избиратель-ные комиссии должны информировать граждан о своём составе, место-нахождении, режиме работы, об образовании избирательских округов и участков, знакомить их со списком избирателей, избирательными про-граммами (платформами) кандидатов в депутаты, партий и их избира-тельных блоков и т.д. Средства массовой информации объективно ос-вещают ход подготовки и проведения выборов депутатов. Гласность предполагает не только объективное освещение избирательного про-цесса, но и участие общественности в контроле за ходом проведения выборов, введение практики официальных наблюдателей. Официальными наблюдателями могут быть представители от ино-странных государств и международных организаций, от общественных организаций Украины и кандидатов в народные депутаты. Положение о статусе официальных наблюдателей разрабатывается и утверждается Центральной избирательной комиссией, которая определяет порядок аккредитации официальных наблюдателей; полномочия и гарантии их деятельности во время проведения избирательной кампании. Таким образом, избирательная система в Украине базируется на демократических принципах. Выборы являются свободным волеизъявлением народа. Подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно. Избирательный процесс и его основные стадииКак любой юридический процесс, избирательный процесс - это и определенная деятельность, и система правовых норм, регулирующая эту деятельность. Цель избирательного процесса - обеспечить законный ход выборов и объективные результаты голосования, гарантировать надлежащую реализацию гражданами конституционных прав на осуществление власти, сформировать легитимные органы власти в строго установлен ной законом форме и предписанными законом средствами и способами. Нам важна характеристика избирательного процесса как урегулированной законом деятельности людей, органов и организаций по проведению выборов в государственные органы власти и в органы местного самоуправления. Избирательный процесс состоит из ряда стадий. Основными ста днями избирательного процесса в Украине являются: составление и уточнение списков избирателей; образование избирательных округов; создание избирательных участков; создание избирательных комиссий; выдвижение и регистрация кандидатов; проведение предвыборной агитации; голосование; подсчет голосов избирателей и определение итогов голосования; определение результатов выборов и их официальное обнародование; прекращение деятельности избирательных комиссий[15] Если речь идет, например, о выборах президента, то здесь может иметь место второй тур голосования и окончательное определение и опубликование результатов выборов. А в целом, выборы Президента Украины могут быть очередными, внеочередными и повторными. Они назначаются Верховной Радой Украины, принятием соответствующего постановления. Верховная Рада Украины принимает также постановление о назначении очередных и внеочередных выборов Президента Украины на основаниях, определенных Конституцией Украины и законом о выборах Президента, и постановления о назначении повторных выборов, на основании письменного заявления Центральной избирательной комиссии. Выборы Президента проводятся по единому общегосударственному одномандатному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Украины.[13] Немаловажным является определение тех важнейших демократических принципов, основываясь на которых и должен осуществляться избирательный процесс. Главными среди них являются: соблюдение принципов избирательного права принцип законности и запрета незаконного вмешательства в избирательный процесс; принцип политического плюрализма и многопартийности; принцип публичности и открытости; принцип свободы предвыборной агитации, равного доступа всех кандидатов и партий (блоков) - субъектов избирательного процесса к средствам массовой информации независимо от их формы собственности, кроме средств массовой информации, учредителями (собственниками) которых являются политические партии; принцип непредвзятости органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, судей, предприятий, учреждений и организаций, их руководства, других должностных и судебных лиц к партиям (блокам) - субъектам избирательного процесса, кандидатам в депутаты. Субъектами избирательного процесса в Украине являются: избиратель; избирательная комиссия, образованная в соответствии с законом Украины «О Центральной избирательной комиссии»;[20] партия(блок), которая выдвинула кандидата в депутаты; кандидат в депутаты, зарегистрированный в порядке, установленном законом; официальный наблюдатель от партии (блока) - субъекта избирательного процесса. Организацию подготовки и проведения выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, а также всеукраинских референдумов обеспечивает Центральная избирательная комиссия, которая является постоянно действующим государственным органом. Согласно Закону Украины «О центральной избирательной комиссии» от 30 июня 2004 года комиссия осуществляет консультативно - методическое обеспечение выборов в городские советы, выборов сельских, поселковых и местных голов и проведение местных референдумов. Она возглавляет систему избирательных комиссий, которые образуются для подготовки и проведения выборов и всеукраинских референдумов, направляет их деятельность. Назначает на должность и прекращает полномочия членов Комиссии Верховная Рада Украины по представлению президента. Члены комиссии перед вступлением в должность приносят перед Верховной Радой Украины присягу. Срок полномочий члена комиссии составляет 7 лет. В упомянутом выше законе определены полномочия Комиссия касательно подготовки и проведения выборов Президента Украины, народных депутатов, всеукраинского референдума; она осуществляет финансовое обеспечение их подготовки и проведения. Закон также устанавливает правовой статус и полномочия членов комиссии, гарантии обеспечения деятельности Комиссии и ее членов. Порядок организации и внутренней работы Комиссии определяется также регламентом, который утверждается на заседании Комиссии. Работу комиссии обеспечивает Секретариат.[18] Центральная избирательная комиссия в установленном порядке обеспечивается законодательными и другими нормативно-правовыми актами, принятыми Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, а также официальными материалами, которые распространяются центральными органами исполнительной и судебной власти. Заключение Подводя итог всему сказанному, можно сделать определённые выводы. Для определения результатов голосования используются спе-циальные избирательные системы, т. е. установленный законом или другим нормативным актом способ определения результатов голо-сования и порядок распределения мандатов между партиями. Тра-диционными и наиболее распространенными избирательными сис-темами являются две: система пропорционального представитель-ства (пропорциональная) и система большинства (мажоритарная). Они в свою очередь имеют несколько разновидностей. В отдельных странах встречается смешанная система. Большинство стран ис-пользуют и ту и другую системы в зависимости от вида выборов. Мажоритарная система предполагает, что для избрания кан-дидат должен получить большинство голосов избирателей данно-го округа или страны в целом (если речь идет о выборах прези-дента). Она может применяться в одномандатных округах, тогда каждая партия выставляет только одного кандидата, и избира-тель голосует за кандидата той или иной партии. Если система большинства применяется в многомандатных округах, партия вы-ставляет сразу целый список своих кандидатов, и избиратель го-лосует не за отдельных кандидатов, а за партийный список в це-лом. Партийный список, собравший большинство голосов, забира-ет все мандаты по данному округу. Мажоритарная система предусматривает распределение ман-датов таким образом, что кандидат или политическая партия, получившая в данном избирательном округе большинство голо-сов, получает мандат или все мандаты от данного округа. Мажо-ритарная избирательная система не в состоянии адекватно отра-зить действительную расстановку политических сил на выборах, поскольку ее основное назначение состоит в обеспечении стабиль-ности существующей системы. Обычно мажоритарная система имеет две разновидности: абсолютного или относительного большин-ства. Мажоритарная система абсолютного большинства предусмат-ривает, что победитель на выборах должен получить больше по-ловины (50% плюс один голос) всех признанных действительными голосов в данном округе. Такая система применяется на выборах президентов в ряде латиноамериканских стран. На практике она малоэффективна и часто нерезультативна, поскольку для того чтобы собрать больше половины голосов избирателей, отдельному кандидату или политической партии необходимо обладать очень большим влиянием в избирательном округе или в целом по стра-не. В Украине, как известно, еще до недавнего времени, в том числе на парламентских и местных выборах, для подсчета голосов на выборах применялась мажоритарная система абсолютного большинства. Ныне эта система сохранена только на выборах Президента Украины. В Украине парламент избирается на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования по -пропорциональной системе. Всего избирается 450 депутатов. В период с 2002 по 2006 год Верховная Рада Украины приняла большое количество законодательных актов непосредственно связанных с изменением формы правления государства на парламентскую республику. В свою очередь подверглась изменению и сама избирательная система Украины: произошел переход от мажоритарно-пропорциональной модели формирования парламента к пропорциональной, что не могло не повлиять на другие институты конституционного права, на основании которых в большей степени и обновилась законодательная база всего конституционного права Украины. Список использованной литературы 1. Конституция Украины от 28.06.1996 года.- К.: Изд-во Верховной Рады Украины, 1996.c изменениями и дополнениями от 8.12.2004 2. Конституционное право зарубежных стран / под общ. ред. М.В.Баглая и др. - М.: НОРМА, 2000. - 832 с. 3. Конституция Италии от 27.12.1947 г. // Конституции зарубежных государств / сост. В. Маклаков. - М.: БЕК, 1999. - 584 с. 4. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М.: Юрист, 2001. - 600 с. 5. Конституционное право зарубежных государств. В 4 томах. Т.1,2/ под ред. Б.Страшуна. - М.: БЕК, 1996. - 947 с. 6. Кривенко Л. «Історико-порівняльний погляд на проблеми пар-ламенту». /Вісник Академії правових наук України/ №4-1999, с. 50 - 60, 7. Журавський В. Розвиток доктрини українського парламентаризму у XIX - на поч. XX ст.// Право України. - 2000. - № 5 - С.37-42 8. Закон "О выборах народных депутатов Украины" // Голос України, 2001, 11, 06.11.2001 N 205-206 9. Закон "О выборах Президента Украины" // Офіційний вісник України, 1999, № 12 (09.04.99), ст. 469 10. Закон "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов" // Відомості Верховної Ради України, 1998, N 3-4, ст. 15 11. Конституційне право України / за ред. В.Ф. Погорілка. - К.: Наукова думка, 1999.- 734 с. 12. Кривенко Л. «Регламентація діяльності парламенту і парламентська реформа в Україні». Юридический вестник №4. 1999. С. 13. Тодыка Ю. Основы Конституционного строя Украины. Харь-ков Факт, 1999, 239 с. 14. Конституційне право України / за ред. В.Я. Тація, В.Ф. Погорілка, Ю.М. Тодики - К.: Укр. Центр прав. студій, 1999. - 376 с. 15. Закон Украины «О выборах народных депутатов» от 25.03.2004 16. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М.: "Артикул", 1997. - 352 с. 17. Ведомости Верховной Рады Украины. - 2004. -№36. - ст. 448 18. Фрицький О. Ф. Конституційне право України: Підручник. - 3-є вид., перероб. і доп. - К.: Юрінком Інтер, 2006. - 512 с. 19. Гнилорибов В. В., Тихонов В. М. Г 56 Державне будівництво і місцеве самоврядування в Україні: Навчальний посібник. -Луганськ. - Видавництво - СНУ ім. В. Даля. - 2004 р. - 376 с. 20. Закон Украины «О центральной избирательной комиссии» от 30 июня 2004 г.
Страницы: 1, 2, 3
|