p align="left">И все же первым главой кабинета, который однозначно выступил в защиту по-добных перемен, стал именно Ч. Грей. Правда, при этом не стоит переоценивать реформаторский запал нового премьера и его последователей; вряд ли Грей - ”аристократ из аристократов” - и его составленный почти целиком из лордов ка-бинет покушались на радикальное изменение статус-кво История Европы в восьми томах с древнейших времён до наших дней. Т. 5. От Французской революции конца XVIII века до Первой мировой войны. М., 2000. С. 215. Премьер был сторонни-ком ограниченных реформ, не более того. По-прежнему речь не шла, например, о допуске в число избирателей представителей низших слоев или женщин. При условии сохранения существенной роли монарха в политической системе нема-лое значение имело отрицательное отношение Георга IV, а за ним и Вильгель-ма IV к серьезным переменам. Настроение политически активных кругов общества постепенно менялось в ином направлении. Очередная волна радикальных настроений опять-таки была связана с экономическими причинами - финансовым кризисом 1825-26 гг. и не-урожаями 1828-31 гг. Все это породило новый всплеск протестных выступле-ний, направленных главным образом на требование избирательной реформы. Во главе этого движения встал бирмингемский банкир Т. Атвуд, основавший в 1830 г. Бирмингемский политический союз. Он поставил цель объединить сред-ние слои и добиться с участием даже части пролетариата главной цели - укреп-ления положения представителей промышленного капитала. Атвуд подчеркивал общность интересов предпринимателей и наемных работников: по его собствен-ным словам, процветание хозяев благотворно сказывалось на рабочих и, напро-тив, их затруднения быстро приводили последних в бедственное положение. Обеспечение их интересов виделось в избрании в парламент предпринимателей. Вывод: Союз Атвуда быстро приобретал популярность, его митинги собирали по 50-100 тыс. участников. Были созданы также Северный политический союз в Ньюкасле и Национальный политический союз в Лондоне. Образованный там же в 1831 г. Национальный союз трудящихся классов из-за своего радикализма не стал массовым, но явился прямым предшественником чартистов. В целом трудя-щиеся демонстрировали несомненную поддержку идее Билля о реформе. Это оказало воздействие на палату общин, в конце концов поддержавшую подобный билль в сентябре 1831 г. И хотя верхняя палата сорвала тогда принятие закона, победа дела реформы была уже не за горами. 1.2 ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕФОРМА 1832 ГОДА В АНГЛИИ. Движение за реформу парламента в Соединенном королевстве Великобритании и Ирландии получило в конце 20-х гг. XIX в. новый импульс. В российской ис-ториографии (например, работы Т.С. Соловьевой) 1828-32 гг. в Англии рас-сматриваются как “конституционная революция”. Брожение началось в Ирлан-дии. Ирландская католическая ассоциация во главе с Даниелем О'Коннелом и Ричардом Шейлом развернула широкую агитацию за эмансипацию католиков - за равенство конституционных прав между католиками и протестантами. Существовавший в Ирландии избирательный ценз в 40 шилл. давал право католику участвовать в выборах, но, чтобы стать членом парламента, ему требовалось принести в письменном виде присягу верховной власти, от чего протестанты бы-ли избавлены. Неравенство проявлялось во многих сторонах общественной жиз-ни, в отправлении судебных дел, в армии. Так, в 1828 г. судебные дела вели 2023 протестанта и только 39 католиков. Массовые выступления за эмансипацию ка-толиков были первым организованным движением в Ирландии в общей борьбе за конституционные права. Ассоциация получила всенародную поддержку: каж-дый католик приносил один пенни в месяц к дверям церквей. В январе 1828 г. премьер-министром Великобритании стал герцог, виконт Артур Уэлсли Веллингтон - национальный герой, одержавший победу над Напо-леоном в битве союзнических войск при Ватерлоо и получивший в народе имя “Железного Герцога”. В парламенте и кабинете министров он представлял груп-пировку наиболее консервативно настроенных тори. Однако накал выступлений ирландских католиков, а также большой политический опыт службы в Ирландии на ведущих постах английской администрации подсказывали ему, что британские парламентарии должны пойти на уступки. Веллингтон опирался на поддержку одного из лидеров тори, Роберта Пиля, которого ввел в свою администрацию, учитывая его карьерные успехи. Пиль совсем недавно (в 1827 г.) ушел в отставку с поста министра внутренних дел и в течение шести лет был вторым лицом пос-ле наместника Ирландии. Веллингтон и Пиль убедили короля Георга IV принять требования католиков. В это время О'Коннел одержал победу на выборах и по-лучил место в парламенте. Билль об эмансипации католиков был подготовлен Пилем в марте 1829 г. Веллингтон употребил все свое влияние, чтобы билль прошел через палату лор-дов и стал законом в апреле 1828 г. Однако Пиль сумел ограничить действие это-го закона, который в то же самое время лишал избирательного права ирландских фригольдеров, пользовавшихся цензом в 40 шилл. Теперь ценз был повышен до 10 ф. ст. Таким образом, электорат сократился с 230 тыс. человек до 14 тыс. Между тем победа ирландских католиков вызвала большой резонанс в Анг-лии и оказала влияние на рост активности самых различных слоев населения. В ходе охватившего страну экономического кризиса 1829-30 гг. поднялась волна стачек и локаутов. Появились вооруженные группы рабочих, ходили слу-хи, что они проходят военное обучение. На фабриках изготовлялись пики. Вновь вспыхнуло аграрное движение в Ирландии. Только в одном 1832 г. было зареги-стрировано 9000 аграрных “преступлений”. К ним относились поджоги и порча скота, нападения на отдельных лиц и убийства. В непосредственной близости от столицы, в Южной и Юго-Восточной Англии, начались волнения сельскохозяйст-венных рабочих. Прядильщикам в 1829 г. удалось создать Великий националь-ный союз Соединенного Королевства, куда вошли рабочие этой отрасли не толь-ко в Англии и Шотландии, но и в Ирландии. Среди рабочих особой популярно-стью стали пользоваться идеи социалиста-утописта Роберта Оуэна. С 1829 г. движение за парламентскую реформу стало стремительно разви-ваться. Характерно, что в предшествующие годы (с 1824 до 1829 гг.) вопрос о пар-ламентской реформе практически не ставился, и в течение этого времени в пар-ламент не было представлено ни одной петиции по данному поводу. Самый горя-чий поборник реформы лорд Джон Рассел в своей речи, произнесенной в палате общин 3 мая 1827 г., отметил, что к возможной реформе многие относятся с большим равнодушием. Но очень скоро это бездействие сменилось взрывом энергии народа. На многолюдных митингах ораторы-радикалы настойчиво повторяли, что все бедствия страны происходят от преступного расходования народных средств: существовала практика подкупа парламентариев, раздача пенсий парламентари-ям никем не контролировалась, в качестве косвенного подкупа создавались доро-гостоящие синекуры, долг государства был непосильным, в то время как продолжали действовать совершенно ненужные учреждения. Вследствие отсутствия контроля, который мог быть установлен только при действенном представитель-стве народа, все эти злоупотребления достигли ужасающих размеров. Парламент не обращал внимания на пылкие выступления ораторов, на настроения в широ-ких слоях населения. На многочисленных митингах высказывалась мысль, все более понятная для масс, что действовать в истинных интересах народа может только такое правительство, которое будет избрано самим народом. В своих записках, представляющих бесценное свидетельство о времени борь-бы в Англии за первую парламентскую реформу, Френсис Плейс Френсис Плейс создатель памфлета - компиляции текстов Бентама - Not Paul, but Jesus ("Не Павел, а Иисус") 1823 г. писал: “Позор-ная коррумпированность парламента, сказавшаяся уже в 1793 г., еще больше уси-лилась в 1831 г., и народу пришлось вступить в борьбу против недостойной вла-сти и ее проявлений... Подкуп, взяточничество, клятвопреступление, широко раз-витая преступность и понижение нравственного уровня, которые правительство создавало, поощряло и поддерживало во всей стране, составляли зло гораздо бо-лее ужасное, чем все другие бедствия, как бы они ни были велики, - зло, которо-му с трудом поверит наше потомство” Айзенштадт М.П. Британский парламент и общество в 30-40-х гг. XIX в. М., 1997. С. 130. Описывая события того времени, Плейс говорил: “Все признавали существование крайней и повсеместной нищеты, а пре-ния в парламенте только подкрепляли это убеждение и усиливали тревоги в об-ществе. Если еще присоединить сюда впечатление, производимое шумными ора-торами вне стен парламента, то всего этого было более чем достаточно, чтобы в глазах людей, привыкших принимать все на веру, представить страну, стоявшую не только на краю, но уже на самом дне пропасти” Айзенштадт М.П. Британский парламент и общество в 30-40-х гг. XIX в. М., 1997. С. 130. Последствием всех этих на-строений было общее и крепко укоренившееся убеждение, что страна находится накануне важного переворота. О переменах в настроениях трудящихся масс свидетельствовали адреса, по-ступавшие на имя нового короля Вильгельма IV, взошедшего на престол 26 ию-ля 1830 г., после смерти Георга IV. Адреса и послания по случаю воцарения Виль-гельма IV содержали требования радикальных реформ. Новый король в ответ отсрочил 23 июля 1830 г. заседания парламента, а затем и вовсе распустил его. В то время как всеобщее внимание было сосредоточено на выборах, случи-лось событие, которое придало парламентской борьбе еще большую остроту, во Франции произошла революция. В июле 1830 г. правительство этой страны было низвергнуто, король изгнан из страны. Сторонники реформы в Англии со-чли эту революцию счастливым предзнаменованием. Предложенный вигами за-конопроект предусматривал некоторые существенные изменения в английской парламентской системе. По законопроекту ликвидировалось большинство “гни-лых” и “карманных” местечек. Часть мелких избирательных округов, которые прежде посылали в парламент по два депутата, сохраняли право лишь на одно ме-сто. В общей сложности освобождалось 143 депутатских мандата. Из них 13 мест предоставлялось Шотландии и Ирландии, а оставшиеся 130 мест делились поров-ну между городскими и сельскими округами. В целом 65 мест получали города, выросшие в годы промышленного переворота и ранее не представленные в пар-ламенте. Это означало, что землевладельческая знать лишалась монополии в по-литической жизни. Имущественный ценз в графствах повышался с 2 ф.ст. до 10, а иногда и до 50 ф.ст. В городах устанавливалась десятифунтовая цензовая ква-лификация. Таким образом, была сделана серьезная уступка промышленной буржуазии, представители которой теперь получили политические права. Билль о реформе несколько расширил число избирателей за счет слоев го-родской и сельской буржуазии. Компромисс 1688 г., затрагивавший в то время лишь верхушку финансовой и торговой буржуазии, был теперь распространен и на буржуазию промышленную. Она пришла к власти, но не революционным пу-тем, а вследствие нового компромисса с землевладельцами. Поэтому феодаль-ные пережитки в государственном строе Англии не были сметены. Реформа не коснулась палаты лордов. Земельная аристократия по-прежнему удерживала в своих руках министерские посты и ведущие позиции в государственном аппарате, армии и флоте. Тори пытались сохранить свое влияние в парламенте. Билль прошел боль-шинством в один голос, а при обсуждении деталей билля в комитете правитель-ство осталось в меньшинстве. Тогда правительство распустило палату и назначи-ло новые выборы. Сопротивление со стороны торийской реакции вызвало взрыв недовольства в стране. Во вновь избранном парламенте виги получили прочное большинство в 136 голосов, и билль сравнительно легко прошел в палате общин. Но палата лор-дов осенью 1831 г. почти без обсуждения отвергла законопроект. Казалось, в рамках действующей конституции билль обречен на провал. Возникла угроза общественного недовольства. Когда билль о реформе в третий раз был внесен в палату общин и принят ею, лорды прибегли к маневру: большинством в девять голосов они его приняли, но затем, при обсуждении по статьям, фактически отвергли все преобразования. Премьер-министр Грей в ответ на это подал в отставку. Учитывая обстановку в стране, король Вильгельм IV вынужден был вновь поручить Грею сформировать кабинет. Чтобы спасти билль о реформе, Грей ультимативно потребовал от ко-роля права на назначение такого количества новых лордов, какого будет доста-точно, чтобы обеспечить большинство сторонникам реформы. Король дал свое согласие, и лорды капитулировали перед этой угрозой. Верхняя палата утверди-ла билль, 7 июня 1832 г. он был подписан королем, т.е. стал законом. Промышленная буржуазия добилась успеха, получила открытый доступ к политической власти. Широкие же слои английского народа, которые приняли самое активное участие в борьбе за парламентскую реформу, - это прежде всего жители городов и сельской местности - избирательных прав не получили. Пло-дами победы воспользовались руководившие движением виги и радикалы. Вывод: Английские историки называют парламентскую реформу 1832 г. “великой”. И действительно, ее значение велико, ибо она положила начало созданию совре-менного гражданского общества в Великобритании, процесс которого в XIX в. был обозначен такими вехами, как парламентские реформы 1832, 1867, 1884-85, 1888 гг. Реформа 1832 г. была первым трудным шагом в этом демо-кратическом движении. ГЛАВА II. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В АНГЛИИ В 30-40-е гг. XIX в. 2.1 ДВИЖЕНИЕ ЗА ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|