p align="left">Причину своих бедствий чартисты видели во всесилии землевладельцев и промышленников, которое закреплялось законодательством. Они надеялись, что хартия, представляющая мнение большинства народа, заставит правящие классы пойти на уступки и провести реформу. От народных представителей ждали уста-новления контроля за законодательством, принятия актов, которые бы принесли улучшение жизни, снижение налогового бремени и отмену “Закона о бедных”. Вопрос о способах давления на правительство неоднократно стоял в повестке дня у чартистов. Однако сторонники “физического” давления, т.е. открытого высту-пления с оружием, пребывали в меньшинстве. Как правило, побеждали привер-женцы “морального” воздействия на парламент. Тем не менее возникали и заго-воры, и открытое противостояние с властями, например в Ньюпорте, Шеффил-де, Бредфорде, Дьюсбери, которые были жестоко подавлены. Само движение не было ни единым, ни однородным. В него вливались раз-личные слои населения: это и часть наиболее квалифицированных ремесленни-ков (печатники, портные, столяры-краснодеревщики), и мелкие лавочники, и фабричные рабочие, как правило, из текстильных районов страны; а также на-домные работники - ткачи, работавшие на ручных станках, вязальщики, изго-товители гвоздей и т.д. Широкий социальный состав отражал происходящие в стране экономические перемены, когда наряду с промышленным производст-вом еще было сильно развито ремесленное, а на большинстве фабрик труди-лось до 100 рабочих. При этом лидерство, как национальное, так и локальное, редко оказывалось в руках представителей рабочего класса. Во главе чарти-стов можно было встретить землевладельцев, врачей, торговцев, ремесленни-ков, мелких промышленников, учителей и журналистов. Почти одновременно чартизм зарождался и в старых регионах, где была распространена рассеянная мануфактура, и в новых развивающихся центрах промышленного производст-ва, и в экономически отсталых районах. Национальные организации были соз-даны в Шотландии, Англии и Уэльсе. Они имели свои фонды, их члены выпла-чивали регулярные взносы. Центрами зарождения чартистского движения стали Лондон, Бирмингем и Лидс, где были созданы наиболее крупные организа-ции и собственная пресса. Чартистам не удалось добиться немедленного осуществления своих требова-ний. Тем не менее движение не прошло бесследно. Важнейшим его результатом стало изменение социальной направленности политики правящих классов. Раз-мах выступлений и жалобы чартистов сыграли свою роль в том, что положение трудящихся становится важной темой на страницах прессы. В 40-е годы был при-нят ряд законов, касавшихся медицинского обслуживания населения и санитарно-го состояния городов, расширилось фабричное законодательство. Настойчивое требование радикальной парламентской реформы приводило к постепенному из-менению позиции и ведущих либеральных политиков по этому вопросу. Вывод: Началом движения Великобритании по пути реформ к современному демо-кратическому обществу стали 30-40-е гг. И в это время упрочиваются легаль-ные формы выражения недовольства, протеста, требований дальнейшего преоб-разования общества. Использовались права граждан на созыв митингов, на обра-щение в парламент и к королю с петициями. Немаловажное значение в становле-нии общественного мнения имела и отвоевавшая свое право на свободу слова пресса. Возможность открыто высказать свои требования, жалобы и недовольст-во как в прессе, так и участие в движениях, в значительной мере способствовала снятию социального напряжения. ГЛАВА III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. В ВЕЛИКОБРИТАНИИ. 3.1 РЕФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В 50-60-е гг. В 50-60-е гг. Англия занимала уникальное положение, являясь цент-ром, “сердцем” мирового хозяйства. Лондонская промышленная выставка 1851 г. поразила современников достижениями британской промышленности. Монопо-лия на мировом рынке, в морском судоходстве, финансах, обладание колониаль-ной империей содействовали ускорению темпов накопления капитала, росту на-ционального богатства. Национальный доход с начала 50-х по конец 70-х годов, увеличившись почти на треть, достиг 1 млрд ф.ст., что сказалось на росте дохо-дов населения. Весьма важным показателем изменения социальной картины стало сокра-щение числа совершавшихся преступлений и количества нищих, бедных, ко-торые получали помощь. Социальная структура общества претерпевала суще-ственные изменения. Формирование классов нового, капиталистического об-щества сопровождалось дальнейшим ростом численности городского населе-ния, превышавшего сельское. Характерной особенностью социально-полити-ческой жизни Великобритании в эти годы стало дальнейшее углубление тен-денции ослабления позиций лендлордизма, возрастания активности средних классов, лиц интеллектуального труда и появления так называемой “рабочей аристократии”. Подъем чартистского движения, рост промышленности и национального бо-гатства и, наконец, выставка 1851 г. сыграли важную роль в изменении отноше-ния общества к трудящимся, и в первую очередь к группе высококвалифициро-ванных рабочих и мастеров, т.е. “рабочей аристократии”, чьи доходы и образ жизни были сравнимы с доходами и образом жизни среднего класса. Заметим, что со временем доля “рабочей аристократии” увеличивалась. Реформы конца 40-х гг., касавшиеся санитарного состояния городов и ме-дицинского обслуживания, в 50-е и 60-е гг. приносили свои плоды. Изменялся облик городов, прокладывались водопроводы и канализация. Годы экономиче-ского процветания и относительной социальной стабильности закрепляли заро-дившуюся викторианскую мораль, традиции, образ жизни. А эти перемены, в свою очередь, определили как эволюцию “политической элиты” в сторону “демократизации”, так и характер дальнейших реформ. В 1858 г. отменен имущественный ценз для депутатов. А права и их привиле-гии - неприкосновенность личности и свобода слова в стенах парламента - с XIX в. практически не нарушались. Важной приметой времени стала и постепен-ная отмена завуалированного религиозного ценза. В 1866 г. новый текст присяги открыл доступ в парламент людям нехристианского вероисповедания. С этого времени сохранялись ограничения пассивного избирательного права, направлен-ные на то, чтобы избирались лишь те, кто имел свободное время, не запятнал своей чести и не был банкротом. Во второй половине XIX в. усиливается процесс организационного переуст-ройства либеральной и консервативной партий, имевший следствием придание политическим организациям вигов и тори характера современных политических партий. Одновременно с чисто организационным оформлением шел процесс ви-доизменения их социальной базы. И хотя он окончательно не завершился к исхо-ду XIX в., нетрудно выявить наметившиеся тенденции в ориентации английского электората, отразившиеся на позициях либералов и консерваторов на политиче-ской арене страны. Организационная структура либеральной и консервативной партий склады-валась в 60-70-е гг. XIX в., когда создавались их центральные органы. У кон-серваторов это были Федерация местных консервативных ассоциаций - Нацио-нальный союз консерваторов и Конституционные ассоциации. Их цели заключа-лись в том, чтобы эти ассоциации, во-первых, представляли центральные органи-зации консервативной партии и, во-вторых, являлись официальными средствами связи между членами партии, местными агентами и ассоциациями на территории всей страны. Организационная структура либеральной партии складывалась бо-лее медленно и оформилась к 1877 г. Вторая половина XIX в. отмечена в Англии значительными успехами в демо-кратизации представительного органа власти - палаты общин английского пар-ламента. Расширение избирательных прав англичан в ходе парламентских ре-форм 1867 г. и 1884 г. имело своим результатом вовлечение в политическую жизнь страны все новых слоев общества - средних, мелкобуржуазных классов и рабочих. А это, в свою очередь, не могло не отразиться на социальном составе двух ведущих политических партий - либеральной и консервативной. Вследствие парламентской реформы 1832 г. избирательных прав не получи-ли мелкая и отчасти средняя буржуазия, а также рабочий класс. Нерешенность этой проблемы постоянно обостряла политическую обстановку в стране. В кон-це 50-х гг. необходимость реформирования избирательной системы станови-лась очевидной для многих политических деятелей как либерального, так и кон-сервативного толка. Так, в 1859 г. консервативное правительство Дерби-Дизраэли предприняло попытку внести на обсуждение парламента проект парламент-ской реформы, имевший довольно ограниченный характер. Однако билль был отвергнут либералами и радикалами, не желавшими отдавать инициативу прове-дения парламентской реформы в руки тори. Обстановка первой половины 60-х гг. характеризовалась набиравшим си-лу движением рабочего класса и мелко- и среднебуржуазных слоев, основным требованием которого являлась реформа избирательного права. Со смертью в 1865 г. лорда Пальмерстона, главного противника парламент-ской реформы, движение за ее осуществление приобрело новый размах. Либера-лы во главе с лордом Расселом, находившиеся у власти, не могли не учитывать настроения в обществе. В 1866 г. они вносят на рассмотрение парламента билль, по которому избирательное право получали 400 тыс. человек. Несмотря на яв-ную его умеренность, законопроект встретил сопротивление со стороны не толь-ко консерваторов, но и части правых либералов. Однако необходимость проведения реформы понимали и дальновидные по-литики из партии тори. Уже в начале 60-х гг. Б. Дизраэли сформулировал ряд положений, которые должны были, по его мнению, учитываться при проведении реформы, в частности принципы перераспределения парламентских мест и уменьшения влияния графств в избирательной системе. При этом он подчерки-вал важность соблюдения интересов аристократии. Проведенная консервативным правительством Дерби-Дизраэли парламент-ская реформа 1867 г. знаменовала собой новый этап в отношении правящих по-литических партий Великобритании к избирателям, к вопросу о расширении сво-ей социальный базы. Увеличение числа избирателей после реформы 1867 г., в том числе и от трудящихся масс, потребовало от политических партий разработ-ки новой стратегии и тактики в отношениях с электоратом. Старые программ-ные установки, методы предвыборной работы, организационные структуры кон-сервативной и либеральной партий оказались малопригодными для решения но-вых задач, появившихся в результате качественных и количественных изменений среди электората. Либералам и консерваторам предстояло определить свое отно-шение к новым категориям избирателей и волновавшим их социальным пробле-мам, отразить его в программных документах, реорганизовать партийные орга-низации и овладеть новыми формами работы, ориентированными на массового избирателя. Политика социальных реформ либералов связана с именем выдающегося ан-глийского политика Уильяма Гладстона. Гладстон и либерализм - эти два поня-тия связаны в политической истории Великобритании второй половины XIX в. воедино. Гладстон, или “Великий старец”, как его называли современники, воз-главлявший либеральную партию на протяжении последних 30 лет XIX столетия, внес заметный вклад в разработку либеральных концепций и претворение их в практику политической жизни Англии. Путь Гладстона к посту лидера либераль-ной партии и к своему первому премьерству (1868 г.) был сложен. Он родился в 1809 г. в Ливерпуле в семье богатого купца и владельца крупных плантаций на Вест-Индских островах. Образование получил в аристократических учебных за-ведениях Итона и Оксфорда. Уже в молодые годы Гладстон отличался от своих сверстников повышенным интересом к политике, науке и литературе, глубокой религиозностью. Любовь к классикам и богословским учениям не покидала его всю жизнь. Но наряду с религиозными интересами и житейской практичностью молодой Гладстон обнаруживал и большие деловые способности, и ораторский талант, заставлявшие подозревать в нем неординарного парламентского деятеля. В 1832 г. он в возрасте 22 лет впервые изби-рается в парламент как кандидат от торийской партии, а уже в 1834 г. входит в состав консервативного правительства Р. Пиля. Гладстон не посрамил торийского знамени: он одобрял осадное положение в Ирлан-дии, защищал институт невольничества, боролся против отмены хлебных пошлин и введения тайного голосования на выборах. В 1838 г. он опубликовал трактат в защиту государственной церкви и окончательно за-крепил за собой репутацию ревностного охранителя основ. С начала 50-х гг. начинается поли-тическое соперничество между У. Гладстоном и Б. Дизраэли. Оставаясь все еще чле-ном торийской партии, Гладстон выступил против бюджета дорийского кабинета (1852 г.), министром финансов которого яв-лялся его политический соперник. Это бы-ла первая дуэль между ними. Гладстон одержал победу. Торийское правительство потерпело поражение, и Гладстон вошел в коалиционный кабинет вигов и пилитов (сторонников Р. Пиля) в качестве канцлера казначейства (1852 г.). Как ми-нистр финансов он фазу же обратил на себя внимание политических и деловых кругов Англии. Внесенный им (апрель 1853 г.) первый бюджет произвел впечат-ление своей решительной установкой на фритредерство. С падением кабинета лорда Эбердина он вошел в новый кабинет лорда Пальмерстона, но очень скоро покинул его. Гладстон отказывается войти в состав консервативного правитель-ства лорда Дерби (1858 г.), хотя Дизраэли предпринял попытку убедить его вновь присоединиться к тори. В 1859 г. окончательно становится ясно о переходе Гладстона на новые по-литические позиции, так как он входит в состав второго кабинета лорда Паль-мерстона, вполне вигского по составу. Разрыв с торийской партией становится окончательным. В новом правительстве Гладстон получил пост министра финан-сов, занимаясь вопросами упорядочения английской налоговой системы, пере-смотром тарифов, и во многом способствовал заключению торгового договора с Францией. За свой переход в либеральные ряды Гладстон лишается поддержки избирателей Оксфордского округа и во время парламентских выборов 1865 г. проходит в парламент благодаря избранию от округа Южного Ланкашира. Пос-ле смерти лорда Пальмерстона в 1865 г. Гладстон становится лидером либералов в палате общин и вновь министром финансов в кабинете лорда Рассела. В 1866 г. он вносит в парламент билль о реформе избирательного права, который был провален консерваторами, и либералы уходят в отставку, уступив последним бразды правления. Им и принадлежала заслуга в принятии второй парламентской реформы в Англии (1867 г.). Как лидер оппозиции, Гладстон сыграл важную роль в изменении характера закона, внося в него либеральные поправки. После падения кабинета Б. Дизраэли в 1868 г. представители всех политических напра-влений в либеральной партии (виги, пилиты, радикалы) отдали предпочтение У. Гладстону, и он становится главой либерального правительства (1868-74).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|