на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Компетенция Президента Российской Федерации
p align="left">По ряду главных позиций российская модель тяготеет к чисто президентской республике. Ее главная черта - контроль за формированием и деятельностью правительства, руководство им. Конституция США не предусматривает правительство как отдельный орган исполнительной власти. Его функции исполняет президентская администрация.

В Конституции России Президент характеризуется как глава государства [1], он определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решения об его отставке. Назначение председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы, но и здесь решающее слово остается за Президентом.

Тем не менее, говорить о полном соответствии российской модели организации власти чистой президентской республике было бы не вполне обоснованно. В России глава государства не является одновременно главой правительства, а право председательствовать на его заседаниях отнюдь не тождественно функции непосредственного руководства. Отличительная особенность взаимоотношений парламента и Президента в России - наличие элементов политической ответственности Правительства не только перед Президентом, но и перед парламентом. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, решение о котором принимается большинством голосов от общего числа ее депутатов.

Организация президентской власти в России основана на использовании элементов и полупрезидентской республики. Особенно много общего у президентской власти в России с моделью ее организации во Франции. В обеих странах президенты имеют сходные права: право направлять принятый закон на новое обсуждение, право роспуска законодательной палаты парламента и др.

Однако и здесь российская модель обладает рядом принципиальных особенностей.

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в то время как во Франции это прерогатива парламента.

Согласно ст.50 Конституции Франции, если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или декларацию об общей политике Правительства, то премьер-министр должен вручить Президенту заявление об отставке Правительства. По российской же схеме Президент РФ вправе не отправлять Правительство в отставку, но может при известных условиях распустить Государственную Думу.

Следовательно, институт президентства в России сочетает черты как президентской, так и полупрезидентской республики.

1.2 Место Президента России в системе федеральных органов государственной власти

Согласно ст.80 Конституции РФ Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина [1]. Ст.80 обращена к деятельности самого Президента, которая должна строго соответствовать Конституции и быть направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Выполняя названную функцию, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов Федерации неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Если же Президент считает акты Совета Федерации, Государственной Думы, представительных органов власти субъектов Федерации неконституционными, он не может их отметить или приостановить действие. Он вправе обратиться в Конституционный Суд с ходатайством о признании таких актов неконституционными и прекращении их действия.

Акты органов исполнительной власти, непосредственно подчиненных Президенту, он может по мотивам их несоответствия Конституции и нарушения прав и свобод человека и гражданина отменить либо приостановить их действие до решения вопроса соответствующим судом.

Все это свидетельствует о наличии у Президента полномочий по осуществлению контроля за соблюдением Конституции.

Выступая в роли гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Президент вправе с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов, а также руководителей тех государственных структур, по которым он вносит предложения о кадровых назначения.

Президент РФ обладает также рядом других правовых возможностей влиять на конституционную законность в стране. В послании Федеральному Собранию он может изложить свое видение этой проблемы и ориентировать парламент на реализацию первоочередных законопроектов в той или иной сфере общественной жизни. Реализуя право законодательной инициативы, глава государства может вносить проекты законов об изменениях и дополнениях Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов. В арсенале Президента и такие инструменты защиты прав граждан, как решение вопросов гражданства и политического убежища, осуществление помилования и др.

Конституция РФ связывает роль Президента как гаранта Конституции именно с его деятельностью по обеспечению основных прав и свобод человека и гражданина, поэтому главное в деятельности Президента - создание условий для осуществления конституционных прав и свобод человека. Безусловно и другое: реальное положение дел с правами и свободами граждан России - основной критерий оценки деятельности Президента.

Президент РФ в установленном Конституцией порядке обеспечивает охрану ее суверенитета, независимости и государственной целостности. Проблема защиты Президентом суверенитета и территориальной целостности России имеет как внешний, так и внутренний аспекты.

На деятельность Президента по охране и защите суверенитета, независимости и государственной целостности страны влияет незавершенный характер федеративных преобразований. С этим связаны были конфликтные ситуации, территориальные споры, стремление ряда субъектов Федерации повысить свой статус, в том числе и с нарушением соответствующих конституционных норм и процедур. Эта роль Президента наглядно проявилась в деятельности по подготовке и подписанию Федеративного договора, в урегулировании и разногласий между органами государственной власти Якутии и федеральными органами по поводу использования природных ресурсов первой и в других случаях.

Сейчас можно констатировать, что наиболее острый, чреватый угрозой распада России период федеративных преобразований прошел. Вместе с тем потенциал Конституции в сфере федеративного устройства не реализован, далек от завершения процесс формирования законодательства, разграничивающего полномочия федерального центра и органов власти субъектов Федерации.

Закрепляя анализируемую функцию Президента, Конституция РФ гласит, что она реализуется «в установленном Конституцией Российской Федерации порядке». Это означает, что перечень действий главы государства в данной сфере должен основываться на конкретных нормах Конституции, в том числе прямо устанавливающих его компетенцию.

Президент РФ в соответствии с Конституцией обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Разделение и самостоятельность властей не исключают необходимости координации их усилий, тесного взаимодействия при решении вопросов экономического и социального развития. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на Президента как на главу государства. Для этого он наделяется полномочиями, дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация наглядна при решении важнейших для страны кадровых вопросов. Президент взаимодействует и с Государственной Думой, и с Советом Федерации, и с Председателем Правительства. Безусловно, соответствующие полномочия Президента - это и его обязанности.

Необходимость подобной координации возникает и применительно к законодательной деятельности, где крайне важно использовать потенциал всех властей, соединить наработки и профессионализм исполнительной власти с возможностями депутатов высказывать решающее мнение о судьбе законопроектов. Вот почему президент наделен правом законодательной инициативы.

Наличие у Президента РФ широких полномочий, рычагов воздействия на все ветви власти дает основание говорить о его особом месте в общей системе разделения властей. Давая возможность обеспечить единство разделенных ветвей государственной власти, подобная организация института президентства в известной мере ослабляет систему «сдержек и противовесов» [11, c.17], контроля за деятельностью главы государства со стороны других федеральных органов. Для теоретического обоснования подобного положения была предпринята попытка обосновать наличие специальной ветви власти - «президентской».

В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Эта формулировка не означает, что Президент единолично решает вопрос о внутреннем и внешнеполитическом курсе России. Его выработка - результат сложного взаимодействия различных политических сил и ветвей государственной власти.

Основные параметры, направления государственной политики России определены в ее Конституции, которая является не только юридическим, но и отправным политическим документом, выражающим компромисс различных политических сил. Поэтому деятельность Президента, нацеленная на определение основных направлений государственной политики, ограничена Конституцией. Важным механизмом выработки политики государства является Федеральное Собрание, в котором представлены не только различные политические партии и движения. Основной инструмент определения политики российского государства парламентом - законодательная деятельность. Посредством закона решаются крупные вопросы экономической, социальной политики, проблемы межнациональных отношений, борьбы с преступностью. Деятельность Президента должна соответствовать законам, что тоже ограничивает его влияние на государственную политику.

Вместе с тем Президент обладает большими полномочиями в области определения основных направлений внутренней и внешней политики России.

Они касаются кадровой политики, руководства внешнеполитической деятельностью, участия в формировании правовой политики, руководства текущей социально-экономической политикой.

Отмеченные черты конституционного статуса Президента РФ во многом характеризуются специфику организации и функционирования института президентства в России. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, то она отражает общепринятую мировую практику [15, c.344].

2. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА СОГЛАСНО КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Классификация полномочий Президента России

Условно полномочия Президента России моно разделить на следующие группы:

в области обеспечения согласованного функционирования органов государственной власти и кадровой политики;

в законодательном процессе и при назначении референдума;

в области обороны страны и обеспечения ее безопасности;

в области внешней политики;

в отношениях с участием граждан [14, c.307].

Президент наделен обширными функциями. Они закреплены в Конституции, а также в ряде иных статей, регулирующих деятельность других государственных органов. В Конституции нет нормы, предусматривающей возможность закрепления полномочий главы государства в текущих законах, иных нормативных актах. Вместе с тем практика идет по этому пути. Вероятно, по мере укрепления правовой основы государственного механизма встанет вопрос о необходимости отказа от «саморегулирования» Президентом своих полномочий.

Полномочия по формированию исполнительной власти и руководства - взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент имеет наиболее тесные контакты с властью исполнительной. Объем полномочий Президента по отношению к ней, а также широко распространенная практика решения им конкретных управленческих вопросов дают основание говорить о Президенте как о главе не только государства, но и исполнительной власти. Обширен круг полномочий Президента по формированию Правительства и контролю за его работой. Именно Президент назначает председателя Правительства, но поскольку такое назначение осуществляется с согласия Государственной Думы, глава государства при этом должен учитывать расстановку политических сил.

Президент полномочен назначать остальных членов Правительства. По предложению председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя Правительства, федеральных министров. Согласия Государственной Думы на проведение кадровых перестановок не требуется.

Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента и Правительства является его право принять решение об отставке Правительства. Решение о недоверии Правительству может вынести Государственная Дума, но оно не является для Президента обязательным.

Неограниченное право главы государства отправлять в отставку Правительство может привести к нестабильности исполнительной власти, смене Правительства по конъюнктурным либо субъективным мотивам. Во избежание каких-либо негативных последствий необходимо в Конституции более четко прописать основания для принятия такого решения Президентом, а в Федеральном конституционном законе о Правительстве - урегулировать процедуру его обсуждения и принятия.

Роль Президента как фактического главы исполнительной власти проявляется не только в его взаимоотношениях с Правительством. Президент назначает своих представителей в федеральные округа, каждый из которых включает несколько субъектов Федерации. Полноценные контакты Президента с палатами парламента должны обеспечивать его полномочные представители в Федеральном Собрании. Имеется представитель Президента и в Конституционном Суде России.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.