на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Комплексное исследование и определение самостоятельного места таможенного права в системе отраслей права
p align="left">Таможенное право является комплексной отраслью права, и в этой отрасли можно выделить две составные части - Общую и Особенную части.

Общая часть таможенного права включает положения, имеющие общее значение для данной отрасли таможенного законодательства, и раскрывает следующие институты: понятие, особенности, методы и предмет таможенного права; правовой статус таможенных органов и их должностных лиц; источники таможенного права.

Особенная часть таможенного права посвящена правовым основам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и содержит такие институты, как производство таможенного оформления, помещение товаров под определенный таможенный режим, виды таможенных процедур, порядок уплаты таможенных платежей, формы таможенного контроля.

Таким образом, к существенным особенностям российского таможенного права относится следующее. Эта правовая отрасль формируется и функционирует в условиях возникновения и развития рыночных экономических отношений и углубления приватизационных процессов. Она развивается с учетом и на базе интеграции российской экономики в мировое хозяйство, оказывающей значительное влияние на развитие внутриэкономических процессов и характер внешнеэкономической деятельности страны. И таможенное дело, и таможенное право в России развиваются в направлении сближения с общепринятыми международными нормами и практикой. Интернет-интервью с Ю.Ф. Азаровым, Статс-секретарем - заместителем председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации: «Новый Таможенный кодекс»// Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru/

1.2 Соотношение таможенного права с другими отраслями права

таможенное право

Конституционное право выступает, бесспорно, базовой, ведущей отраслью в системе права. Учитывая, что таможенное право преследует публично-правовые интересы, основы государственных отношений, изучаемых конституционным правом, представляют собой фундамент для всего таможенного механизма. Конституционные положения, содержащие нормы, относящиеся к области таможенного дела, развиваются далее в отрасли таможенного права.

Некоторые нормы конституционного права, не теряя такого своего значения, одновременно входят в состав таможенного права. Это, например, часть 1 статьи 74 Конституции о недопущении установления на территории России таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература, 2003. .

Таможенное право должно развиваться в соответствии с нормами и положениями конституционного права. Возможности такого развития имеются. Уже сейчас можно определить некоторые его основные направления. Но в Таможенном Кодексе по существу ничего не сказано о роли субъектов Российской Федерации в таможенном регулировании, что является очевидным пробелом. Конституционные положения призваны стать правовыми стимуляторами обновления Таможенного Кодекса, привести к его дополнениям и изменениям. Нуждаются в изменении в соответствии с Конституцией и другие крупные акты таможенного законодательства, например, законы «О таможенном тарифе», «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Рассмотрим теперь соотношение между уголовным и таможенных правом. Будучи комплексным по характеру и структуре, таможенное право вбирает в себя нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Речь идет о формировании в Таможенном Кодексе статей о контрабанде, других преступлениях в сфере таможенного дела. Санкции за совершение таких преступлений в Таможенном Кодексе не устанавливаются - в нем содержатся отсылочные нормы к Уголовному Кодексу. Основной источник данной отрасли Уголовный кодекс РФ содержит глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», предусматривающий пять видов таможенных преступлений (контрабанда и др.). Сотрудники таможенных органов, осуществляя предварительное расследование по данным преступлениям, руководствуются нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года с изменениями и дополнениями на 27.05.2008. - URL: http://www.consultant.ru/

Административное право наиболее тесно среди всех других отраслей соприкасается с таможенным правом. Административное право нередко называют управленческим правом, акцентируя внимание на предмете его правового регулирования. Таможенные органы, как и другие органы исполнительной власти, функционируют с ними на единых принципах. Как и административному праву, таможенному праву присущ императивный метод регулирования. Нормы материального административного права и административно-процессуальные нормы занимают доминирующее, ведущее положение в системе правовых норм таможенного права. Кроме того, нарушения таможенных правил представляют собой разновидность административных правонарушений, поэтому, осуществляя правоохранительную деятельность, служащие таможенных органов обращаются к нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ с изменениями и дополнениями на 23.11.2009 г. - URL: http://www.consultant.ru/

Однако это не означает, что таможенное право поглощается административным правом. Хотя административно-правовые нормы занимают центральное место в таможенном праве, последнее вследствие многообразия и неоднородности регулируемых им отношений не растворяется в административном праве, сохраняет свою специфику, будучи одной из комплексных отраслей современного российского права.

Финансовое право изучает общественные отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Таможенные органы наряду с правоохранительными, осуществляют и финансовую деятельность. Прежде всего, такая деятельность выражается в формировании доходной части государственного бюджета. Доходы от внешнеторговой деятельности - немалая составляющая казны Российской Федерации. Финансово-правовые аспекты таможенных отношений регулируются путем использования положений, установленных в нормах важнейших источников финансового права: Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, других федеральных законов.

Гражданское право, являющееся одной из профилирующих отраслей права, регулирует обширную область имущественных и личных неимущественных отношений. В области таможенного дела субъекты внешнеэкономической деятельности используют и нормы гражданского законодательства. Договоры об оказании услуг, о перевозке грузов, о хранении товара, залоговые обязательства -- все это сфера регулирования гражданского права. Таможенное законодательство содержит бланкетные нормы, отсылающие лиц к области цивилистики.

Таким образом, в системе отраслей права таможенное право тесно связано с другими отраслями, но в то же время отграничивается от них в связи со спецификой предмета правового регулирования.

Глава 2. Правовое регулирование таможенного дела в современной России

2.1 Источники таможенного права

В системе таможенного права можно условно выделить две составные части - внутреннее (национальное) таможенное законодательство, которому и будет посвящен первый раздел данной главы, и международно-правовые договоры и соглашения, касающиеся таможенных вопросов, одной из сторон в которых является Российская Федерация, рассмотренные нами во втором разделе.

Таможенное законодательство -- одна из новых и динамичных отраслей законодательного регулирования. Реализация таможенной политики должна осуществляться в соответствии с таможенно - правовыми нормами.

Таможенно - правовые нормы - это устанавливаемые государством правила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Совокупность таможенно - правовых норм и составляет таможенное право как комплексную отрасль российского законодательства.

Для того чтобы то или иное таможенное правило стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Под источниками (формами) таможенного права следует понимать внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в результате которой устанавливаются нормы таможенного права.

Источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, который содержит общие правила в таможенном деле. Таким образом, источник таможенного права должен носить нормативный характер. Поэтому различные приказы руководителей таможенных органов о перечислении средств, отмене незаконного акта нижестоящего органа и др. не являются источниками таможенного права, так как не содержат общих правил, то есть юридических норм. Такие акты по конкретным вопросам называются индивидуальными. Индивидуальные правовые акты выступают в качестве юридических фактов - порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения в таможенной сфере. Индивидуальный характер правовых актов может проявляться в конкретности предписаний, определенности субъектов, регулировании конкретных отношений, однократности реализации (применения, исполнения) и др.

Источники таможенного права составляют единую целостную систему, элементы (составные части) которой находятся в отношениях субординации и иерархической подчиненности в соответствии с логикой правового регулирования таможенного дела.

Основными принципами построения системы источников таможенного права являются конституционность и законность. Конституционность в данном случае предполагает строгое соответствие всех источников права основным принципам таможенного регулирования, закрепленным в Конституции РФ. Законность означает обязательное соответствие подзаконных актов предписаниям законов, на основании и в развитии которых принимались данные подзаконные акты. В случае нарушения этого требования подзаконные акты в установленном законом порядке признаются ничтожными, то есть никогда не действовавшими. Комментарий к Таможенному кодексу РФ (по главам). //Под ред. А.Н.Козырина. - М., 2000, с . 39 .

К основным элементам системы источников таможенного права России относятся:

внутреннее таможенное законодательство;

международно-правовые договоры и соглашения с участием России, касающиеся таможенных вопросов.

Следует отметить, что большое влияние на правовое регулирование таможенных отношений оказывают судебная практика и обобщаемая практика административной юстиции, накопленная при разрешении таможенных споров. Анализ судебной практики по таможенным вопросам публикуется в юридических журналах.

Практикуется рассылка информационных писем судебных органов: Информационное письмо Верховного Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1993 года № С-13/ОСЗ-214 «О применении Закона РФ О вывозе и ввозе культурных ценностей» Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1993 г. № С-13/ОСЗ-225 в связи с принятием Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей». - URL: http://lawrussia.ru/, Информационное письмо Верховного Арбитражного Суда РФ от 25 августа 1993 года N С-13/ОСЗ-269 «В связи с принятием Закона РФ О таможенном тарифе».

Правовой обычай в практике регулирования таможенных отношений в Российской Федерации применяется ограниченно. В то же время его использование не запрещено. По общему правилу обычное право действует тогда, когда нет соответствующих указаний закона, то есть имеются пробелы законодательства. В некоторых случаях нормативный акт сам апеллирует к обычаям, сложившимся в данной сфере общественных отношений, санкционируя тем самым применение обычных норм.

Конституция занимает особое место среди других источников таможенного права. Будучи основным законом России, она предопределяет характер таможенного права в целом. В этом состоит главная особенность Конституции как источника таможенного права. Конституция является не только юридической базой для последующего развития таможенного права, как, впрочем, и ряда других правовых отраслей.

Конституция, будучи основным источником таможенного права, содержит достаточно ограниченное число юридических норм, непосредственно относящихся к таможенному праву. Это ст.74 ч.1 Конституции, в соответствии с которой на территории Российской Федерации «не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература, 2003.; ст.71 пункт «ж», в соответствии с которым таможенное регулирование отнесено к ведению Федерации Там же.

В соответствии с Конституцией какие-либо ограничения перемещения товаров и услуг (ст. 74 ч.2) могут вводиться в соответствии с федеральным законом (а не каким-то иным правовым актом) и только в тех случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Данное положение является гарантом демократичности и стабильности таможенного права, в то же время, допуская определенную гибкость.

К законодательству о таможенном деле относятся Таможенный кодекс, Закон РФ «О таможенном тарифе», а также иные законодательные акты РФ, принятые в соответствии с Таможенным Кодексом (ст. 5).

Таможенный Кодекс и Закон РФ «О таможенном тарифе» занимают центральное место в механизме правового регулирования таможенных отношений, затрагивают все основные правовые вопросы, возникающие в таможенной практике Российской Федерации. По юридической силе они уступают только Конституции РФ и являются той правовой базой, на которой строится и развивается все таможенное законодательство.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.