на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Комплексное исследование и определение самостоятельного места таможенного права в системе отраслей права
p align="left">Особенности применения отдельных норм этих таможенных законов определены специальными постановлениями законодательного органа - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1993 года «О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации» и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая 1993 года «О введении в действие Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».

Как сказано в преамбуле, Таможенный кодекс РФ определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Он является законодательным актом сводного характера, предусматривающим четкий механизм реализации декларируемых в нем норм, и составляет правовой фундамент всей внешнеэкономической деятельности и организации таможенного дела в стране, реально сближающий отечественное законодательство с мировой практикой.

Другим базовым законом в системе источников таможенного права является Закон РФ «О таможенном тарифе». Закон РФ о таможенном тарифе (с изменениями и дополнениями на 5 февраля 1997 года) - URL: http://www.topzakon.ru/ Этот закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

К «чисто таможенным законам» относится также и Федеральный закон РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Государственного Таможенного Комитета России, а также основы правового положения должностных лиц таможенных органов.

Немаловажное место в системе источников таможенного права занимает Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности. В нем раскрываются также основные принципы внешнеторговой деятельности, к которым относятся единство внешнеторговой политики Российской Федерации, единство ее таможенной территории, приоритет экономических методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, равенство ее участников, исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность и др.

Анализ законодательства позволяет отнести к числу источников таможенного права также ряд федеральных законов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них можно выделить следующие:

Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который имеет целью сохранение культурного наследия народов России и, направлен на защиту культурных ценностей от незаконного ввоза в Россию, вывоза за пределы России и передачи права собственности на них. К компетенции таможенных органов относится контроль, за установленным данным Законом порядком вывоза и ввоза в страну культурных ценностей, а также привлечение виновных лиц к ответственности за незаконный ввоз, незаконный вывоз либо невозвращение временно вывезенных культурных ценностей.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», который определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.

Федеральный закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», который устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств. К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ отнесены и таможенные органы России в пределах предоставленных им полномочий.

Федеральный закон РФ «Об оружии», который регулирует правоотношения, возникающие при обороте (в том числе и незаконном через таможенную границу) гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории России.

Комплексный характер таможенно-правовых отношений обуславливает использование в качестве источников таможенного права правовых норм, содержащихся в законодательных актах ряда иных отраслей российского права: уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и др.

Важную роль в механизме таможенно-правового регулирования играют подзаконные акты. Их подзаконность означает, что они принимаются во исполнение и развитие законов и должны им соответствовать. Организационно-правовой гарантией этого является требование регистрации нормативных подзаконных актов в Министерстве юстиции РФ. В случае обнаружения расхождения между нормами закона и подзаконного акта Минюст отказывает в регистрации до тех пор, пока замеченное несоответствие не будет устранено. Без получения регистрационного номера в Минюсте подзаконный акт не вступает в законную силу.

По количественным параметрам подзаконные акты - наиболее многочисленный вид источников таможенного права. Этому способствует большое число отсылочных норм в текстах таможенных законов.

Среди текущих правовых актов верховенство имеют нормативные указы Президента РФ, а также утверждаемые его указами положения, так или иначе затрагивающие таможенно-правовую сферу. Они издаются при наличии пробелов в существующем законодательстве и утрачивают силу с принятием федеральных законов по соответствующим вопросам.

Особое место среди указов Президента РФ, являющихся источниками таможенного права, занимает Указ от 25 октября 1994 г., утвердивший Положение о Государственном Таможенном Комитете России - нормативно-правовой акт, достаточно полно и детально регламентирующий группу вопросов, касающихся правового статуса, организации и деятельности центрального федерального органа, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в стране, его специальные функции и некоторые права, а также полномочия лица, его возглавляющего - председателя ГТК. Примерами нормативных указов Президента РФ по вопросам таможенного дела могут служить Указ «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» № 788 от 18 июля 1992 года, предусматривавший комплекс мер по установлению таможенной границы с бывшими республиками СССР, не подписавшими соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 года или же присоединившимся к нему, а также по укреплению и совершенствованию таможенной службы в Российской Федерации, включая вопросы об условиях труда, правовых и социальных гарантиях работников таможенной службы; Указ от 24 октября 1992 года, которым было утверждено Положение о порядке присвоения персональных званий должностным лицам таможенных органов и организацией таможенной службы, и ряд других указов.

Следующую ступень в иерархии подзаконных нормативно-правовых актов - источников таможенного права, занимают постановления Правительства РФ.

Нормативным является, например, постановление Совета Министров Правительства РФ «О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации» от 24 мая 1993 года, которым таможенным органом совместно с органами исполнительной власти республик, краев, областей и автономных образований предписывалось осуществлять мероприятия по усилению таможенного контроля, определить зону таможенного контроля вдоль границы с государствами - республиками бывшего СССР; провести переговоры с таможенными органами указанных государств по определению мест расположения таможенных пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации. В этом постановлении решались вопросы развития инфраструктуры, укрепления кадрами таможенных органов, в частности, увеличения численности работников таможенных органов за счет внеплановых доходов таможенных органов. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 года № 808 «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности» были предусмотрены единые ставки таможенных платежей и упрощен порядок перемещения указанными лицами названных товаров.

За правительственными постановлениями в череде источников таможенного права подзаконного характера следуют ведомственные нормативно-правовые акты, издаваемые Федеральной Таможенной Службой во исполнение положений и норм, содержащихся в Таможенном кодексе, других федеральных законах, указах Президента и правительственных постановлениях. По количественным параметрам ведомственные нормативно-правовые акты -- это наиболее многочисленный элемент в системе источников таможенного права.

В этих правовых актах устанавливаются нормы и правила, имеющие значение не только для таможенного регулирования, но и для других областей, например, для сферы финансовой деятельности. Такие акты в равной мере обязательны для руководства и исполнения работниками как таможенной системы, так и других соответствующих структур и исполнительной власти, например, Министерства финансов.

Приказ Федеральной Таможенной Службы - наиболее распространенный вид нормативного акта, посредством которого осуществляется непосредственное регулирование разнообразных по характеру вопросов таможенного дела. Они являются наиболее многочисленными нормативными актами, регулирующими как крупные блоки таможенного дела, так и его отдельные части. Например, приказ Федеральной Таможенной Службы от 29.04.2005 года № 399 «О ставках ввозных таможенных пошлин» утверждает отмену ввозных таможенных пошлин на руды и концентраты цинковые, машины для офсетной печати.

Федеральная Таможенная Служба издает положения - нормативные правовые акты, имеющие сводный, модификационный характер и структуру, определяющий функции и компетенции таможенных органов. Положение, как правило, рассчитано на длительное применение. Например, введенное приказом от 14 мая 2005 г. № 445 Положение о Центральном экспертно- криминалистическом таможенном управлении утверждает юридический статус этого органа.

Федеральная Таможенная Служба издает инструкции по различным вопросам, относящимся к правовому регулированию различных участников таможенной деятельности. Например, приказом Федеральной Таможенной Службы от 4 марта 2010 г. № 434 утверждена и введена в действие Инструкция по организации взаимодействия подразделений таможенной инспекции с подразделениями экономического блока таможенных органов при проведении таможенного контроля целевого использования условно выпущенных товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.

Общие правила - вид нормативного правового акта, утверждаемого Федеральной Таможенной Службой, по вопросам регулирования конкретных блоков и участков таможенного дела. Например, в целях реализации Федерального закона от 18.07.2005 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» письмом ФТС России от 26.07.2005 № 01-06/25300 «О порядке перемещения валюты и ценных бумаг» вводятся изменения в правила перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации иностранной валюты, валюты Российской Федерации (рублей) и ценных бумаг.

Типовая технологическая схема - вид нормативного акта, предусматривающего технологию осуществления отдельной таможенной операции. Например, в целях недопущения фактов недоставления, выдачи товаров и транспортных средств ЦТУ приказом от 29.04.2009 г. № 62 ввело типовую технологическую схему взаимодействия отдела контроля за таможенным транзитом товаров, отдела административных расследований и других подразделений Центрального таможенного управления при выявлении фактов недоставления, выдачи (передачи) без разрешения таможенного органа товаров и транспортных средств.

Помимо приказов, положений и инструкций руководство Федеральной Таможенной Службы издает указания и информационные письма. Эти документы издаются с целью разъяснения порядка применения тех или иных норм таможенного законодательства, их единообразного применения территориальными органами таможенной системы, новых норм не содержат и, следовательно, в число источников таможенного права не входят.

Кроме издаваемых самой ФТС России нормативно-правовых актов, в систему источников таможенного права входят также и совместные нормативные акты ФТС России с другими министерствами и ведомствами России. Например, Приказ Федеральной таможенной службы, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.09.2009 г. № 1774/171/453/797н «Об утверждении Порядка информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при осуществлении контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

2.2 Международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству

Исключительно важное значение для таможенного права имеет положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Исходя из этого, можно констатировать, что международные договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенного права России.

В соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации становятся составной частью прямого действия и применения норм международного права органами власти, в том числе органами правосудия. Заинтересованные лица могут при разрешении споров ссылаться непосредственно на нормы международного права.

В той же статье Конституции РФ закрепляется: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература, 2003..

Соответствующая норма была воспроизведена и в таможенном законодательстве - в комментируемой статье Таможенного кодекса РФ, а также в статье 38 Закона РФ «О таможенном тарифе».

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации установлен Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» № 101-ФЗ Принят Государственной Думой 16 июня 1995 года - URL: http://www.gsnti-norms.ru/. Этот законодательный акт применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол и т.д.).

Вместе с тем не все вопросы, относящиеся к международным договорам, полностью урегулированы Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации», поэтому данный Закон должен применяться в единстве с двумя Венскими конвенциями о праве международных договоров (одна из них - Конвенция 1969 года - касается договоров с участием государств, другая - Конвенция 1986 года - касается договоров с участием государств и международных организаций) и нормами международного обычного права, которые регулируют вопросы, не нашедшие своего решения в положениях Венских конвенций.

Нормы, регулирующие таможенные отношения, могут содержаться как в специальных таможенных конвенциях (таможенная конвенция - двустороннее или многостороннее международное соглашение, регулирующее вопросы таможенного обложения, таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц), так и в различных договорах и соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается таможенных вопросов.

Примером могут служить международные торговые договоры и соглашения. Так, в статье 2 Торгового соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины (Москва, 22 октября 1992 года) устанавливается, что Договаривающиеся Стороны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации в том, что касается таможенных пошлин и сборов, применяемых в отношении экспорта и импорта, включая методы взимания таких пошлин и сборов, положений, относящихся к таможенной оценке и т.д.

Отдельные таможенные нормы могут содержаться не только в двусторонних договорах, но и в многосторонних конвенциях. Например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года в статье 36 предусматривает освобождение от таможенного обложения предметов, ввозимых дипломатами для личного пользования. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает ряд таможенных льгот для государств, не имеющих выхода к морю, и т.д.

Разнообразные соглашения по таможенному сотрудничеству заключаются на двустороннем уровне (например, Соглашение от 16 декабря 1994 года между Правительством РФ и Правительством США о порядке таможенного оформления и беспошлинного ввоза товаров, перемещаемых в рамках российско-американского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях).

Россия участвует более чем в 80 двусторонних соглашениях по таможенным вопросам.

Заключение

В результате изучения темы «Таможенное право в системе российского права» в рамках данной курсовой работы нами сделаны следующие выводы.

Изучение таможенного дела и таможенной политики в настоящее время, уяснение сущности таможенных правоотношений как необходимого элемента внешнеэкономической деятельности приобрело в последние годы несомненную актуальность. Значимость таможенного права в системе российского права более чем очевидна.

На территории России действует единое таможенное законодательство, регулируемое нормами федерального уровня. К существенным особенностям российского таможенного права относится следующее:

Эта правовая отрасль формируется и функционирует в условиях возникновения и развития рыночных экономических отношений и углубления приватизационных процессов.

Она развивается с учетом и на базе интеграции российской экономики в мировое хозяйство, оказывающей значительное влияние на развитие внутриэкономических процессов и характер внешнеэкономической деятельности страны.

И таможенное дело, и таможенное право в России развиваются в направлении сближения с общепринятыми международными нормами и практикой.

В системе отраслей права таможенное право тесно связано с другими отраслями, но в то же время отграничивается от них в связи со спецификой предмета правового регулирования.

В систему источников таможенного права входят законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере таможенного дела. К этим законам относятся такие, в нормах которых закрепляются обязанности государственных органов и общественных организаций, юридических и физических лиц -- субъектов таможенного права, а также формулируются меры ответственности за их нарушение.

Исключительно важное значение для таможенного права имеет положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Исходя из этого, можно констатировать, что международные договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенного права России.

Список используемых источников и литературы

Нормативные акты

1. Конституция РФ, 1993 г.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28мая 2003 года/ № 61-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 23.12.2003 №186-ФЗ, от 19.12.2006 № 238-ФЗ, от 24.07.2007 № 198-ФЗ, от 24.11.2008 № 205-ФЗ, от 28.11.2009 № 290-ФЗ).

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года с изменениями и дополнениями на 27.05.2008. - URL: http://www.consultant.ru/.

4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ с изменениями и дополнениями на 23.11.2009 г. - URL: http://www.consultant.ru/.

5. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I Закон РФ о таможенном тарифе (с изменениями и дополнениями на 5 февраля 1997 года) - URL: http://www.topzakon.ru/.

6. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»- URL: http://www.topzakon.ru/.

7. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» № 101-ФЗ Принят Государственной Думой 16 июня 1995 года - URL: http://www.gsnti-norms.ru/

8. Указ президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе».

10. Приказ Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 16.12.96 года № 762 «Об особенностях декларирования подакцизных товаров, подлежащих маркировке» - URL: http://www.bestpravo.ru/.

11. Приказ Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации «Об утверждении общих положений о таможенных органах РФ». Таможенный вестник. 1996 г. № 2.

Литература

1. Андриашина Х.А. Таможенное право - ЗАО «Юстицинформ».//Закон сегодня. Информационный образовательный юридический портал.

2. Бакаева О.Ю. Таможенное право. М., 2003.

3. Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России: Учебник/ Отв. Ред. Н. И. Химичева.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 2007

4. К. Г. Борисов Международное таможенное право. Издание второе, дополненное. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 2001

5. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

6. Габричидзе Б.Н., Максимцева В.А. Комментарии к Таможенному кодексу Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

7. Гравина А.А. Таможенное законодательство: практикум. - М.: Юрист, 2007.

8. Интернет-интервью с Ю.Ф. Азаровым, Статс-секретарем - заместителем председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации: «Новый Таможенный кодекс»// Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru/.

9. Комментарий к Таможенному кодексу РФ (по главам). //Под ред. А.Н. Козырина. - М., 2000, с. 39.

10. Романова Е.В. Таможенное право.- СПб.: Питер, 2006

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.