на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конституционное право Франции
авенство граждан нашло свое дальнейшее закрепление не только в формуле равенства перед законом и судом, но и в рав-ном Доступе к занятию мест на государственной службе, равном праве на образование, равном праве на безопасность и т. п. Кон-ституционные тексты особо подчеркивают действие принципа не-дискриминации и равенства граждан независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений, со-циального и имущественного положения.

Конституционные тексты содержат сравнительно ограничен-ный перечень основных прав и свобод, классифицируемых в каче-стве основополагающих принципов. Вместе с тем конституционная значимость прав и свобод, содержащихся в других источниках пра-ва, может быть подтверждена решениями органа конституционно-го контроля, который в своей практической деятельности при про-верке конституционности акта, принимаемого Парламентом впра-ве рассматривать их не только с точки зрения формального соответствия тексту Конституции, но и с точки зрения их соот-ветствия основополагающим принципам, содержащимся в органи-ческих законах и текущем законодательстве. В то же время, по мнению французских государствоведов, конституционная значи-мость придается в этом случае только самим принципам, но от-нюдь не тем юридическим актам” в которых они сформулированы и изложены.

Юридические гарантии прав и свобод

Основным гарантом осуществления прав и свобод человека и гражданина является независимая судебная власть. Статья 66 устанавливает: "Никто не может "быть произвольно лишен свободы.

Судебная власть-- хранительница личной свободы.-- обеспе-чивает уважение этого принципа в условиях, предусмотренных законом.

Посягательства на права и свободы человека со стороны ад-министрации являются предметом рассмотрения в специальных административных трибуналах. Административная юстиция как бы нацелена на осуществление мер, призванных пресечь неправо-мерные действия администрации. Органы административной юс-тиции, используя свои особые формы судопроизводства, вправе отменить любое решение административных органов или должно-стных лиц государства, если они посягают на права и свободы человека.

Защита прав и интересов человека от посягательств со сто-роны других лиц, а равно от действий государства, наносящих ущерб имущественным интересам, возлагается на суды общей юрисдикции. Эти суды осуществляют уголовное и гражданское судопроизводство, а также судопроизводство по специальным вопросам путем создания коммерческих трибуналов, судов по трудовым спорам, судов по делам несовершеннолетних и др. тактика показывает, что судебная система Франции сравни-тельно эффективно справляется с осуществлением своих функ-ций по защите прав человека. Вместе с тем опыт работы Евро-пейского Суда по правам человека показывает, что и француз-ская судебная система не застрахована от ошибок и нарушений. В частности, это касается процессуальных сроков рассмотрения дел и их чрезмерного затягивания, что, по мнению Европейско-го Суда по правам человека, представляет собой нарушение требований, вытекающих из Конвенции по защите прав челове-ка и основных свобод,

Конституция возлагает функции по защите основных прав и свобод и на некоторые другие государственные органы. Так, Пре-зидент Французской Республики в качестве гаранта Конституции обязан не допускать принятия актов либо совершение действий, нарушающих права человека. Ему, в частности, предоставлено в этих целях право отлагательного вето на законопроекты, приня-тые Парламентом, право обращения в Конституционный совет, а равно право использования чрезвычайных полномочий, предусмот-ренных статьей 16 Конституций. Кроме того, Президент Республи-ки является гарантом независимости судебной власти, а следова-тельно, должен принимать меры к тому, чтобы обеспечить незави-симое функционирование судебных учреждений и неукоснительное исполнение их предписаний как гаранта прав и свобод человека. В Конституции Франции предусмотрено и существование специального уполномоченного по правам человека (медиатора). Од-нако он обладает относительно скромными полномочиями, глав-ное из которых - привлекать внимание общественности и обра-щать внимание административных органов на решения или действия, нарушающие права человека. Активность медиатора во Франции сравнительно невелика и не идет ни в какое сравнение с деятельностью омбудсманов во многих европейских странах. В какой-то мере, очевидно, это объясняется тем фактом, что более эффективным средством защиты человека от посягательств со сто-роны администрации во Франции выступает административная юстиция.

Заключение

Францию не случайно называют "лабораторией кон-ституции", а французов "великими потребителями кон-ституции". Действительно, за годы Нового и Новейшего времени во Франции было принято 16 конституций. Ныне действующая Конституция Французской республики была принята в 1958 г. .на референдуме, состоявшемся 28 сен-тября, и оформила создание во Франции Пятой Респуб-лики. До этого во Франции были: Первая Республика (1793--1802 гг.); Вторая Республика (1848--1852 гг.); Тре-тья Республика (1875--1940 гг.); Четвертая Республика (1946--1958 гг.).

В преамбуле Конституции провозглашается привер-женность Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и преамбуле Конституции 1946 г. В соответствии с реше-нием Конституционного совета Франции, принятым в 1970 г., за Декларацией и преамбулой была признана та-кая же юридическая сила, что и за основным текстом Конституции 1958 г., и они стали органической ча.стью этой Конституции.

Структурно Конституция Франции состоит из пре-амбулы, которая содержит также первую статью, в кото-рой Франция провозглашается неделимой, светской, со-циальной, демократической республикой; обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия про-исхождения расы и религии; утверждает все вероиспове-дания.

Конституция содержит 17 разделов, включающих 89 статей, два раздела отменены: раздел I. О суверените-те; раздел. II. Президент Республики; раздел III. Прави-тельство; раздел IV. Парламент; раздел V. Об отношениях между Правительством и Парламентом; раздел VI. О меж-дународных договорах и соглашениях; раздел VII. Консти-туционный совет; раздел VIII. О судебной власти; раздел IX. Высокая Палата правосудия; раздел X. Об уголовной от-ветственности членов Правительства; раздел XI. Эконо-мический и социальный совет; раздел XII. О местных "кол-лективах; раздел XIII. О сообществе (был отменен консти-туционным законом от 4 августа 1995 г.); раздел XIV. О сог-лашениях об объединении; раздел XV. О Европейских Сообществах и Европейском Союзе; раздел XVI. О пере-смотре Конституции; раздел XVII. Переходные положе-ния (был отменен конституционным законом от 5 августа 1995г.).

Далее идут: преамбула Конституции Французской “Республики 1946 г. и Декларация прав человека и гражда-нина, принятая Национальным собранием 26 августа 1789 г.

Предусмотре-но два способа пересмотра Конституции.

Первый -- проект или предложения пересмотра Кон-ституции должны быть приняты в идентичной редакции обеими палатами. Пересмотр является окончательным пос-ле его одобрения референдумом.

Второй вариант заключается в том, что проект пе-ресмотра не выносится на референдум, а Президент ре-шает передать его на рассмотрение Парламента, созываемого в качестве Конгресса. В этом случае проект пере-смотра считается одобренным, если соберет 3/5 поданных голосов. В качестве бюро Конгресса выступает бюро На-ционального собрания. Содержится положение о том, что процедура пересмотра не может быть начата и продол-жена при посягательстве на целостность территории; не подлежит пересмотру республиканская форма правления.

В Конституции нет специального раздела, посвящен-ного правам человека. Содержится лишь несколько статей по этим вопросам. Например, статья 1 фиксирует равен-ство перед законом; свобода образования политических партий провозглашается в статье 4; свобода личности устанавливается в статье 66. Большинство прав и свобод регулируется Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулой Конституции 1946 г.

Декларация 1789 г. провозглашает и утверждает сле-дующие права человека и гражданина:

-- люди рождаются и остаются свободными и равны-ми в правах;

-- обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению; ' ^

-- свобода состоит в возможности делать все, что не" приносит вреда другому. Осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь. те границы, которые;

обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами;

-- закон может воспрещать лишь деяния, которые вредны для общества;

-- все граждане равны перед законом; им в равной мере открыт доступ ко всем общественным должностям,

местам и службам сообразно их способностям и без ка-ких-либо иных различий, кроме обусловленных их доб-родетелями и способностями;

-- никто не может подвергнуться обвинению, задер-жанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом; '

-- каждый гражданин, вызванный органами власти или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться, в случае сопротивления он подлежит от-ветственности;

-- закон может установить наказание лишь строго и бесспорно необходимое. Никто не может быть наказан иначе как в силу закона;

-- каждый предполагается невиновным, пока не ус-тановлено обратное;

-- никто не должен испытывать стеснений в выра-жении своих мнений, даже религиозных, поскольку это выражение не нарушает общественного порядка;

-- свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый человек мо-жет высказываться, писать и печатать свободно/ под уг-розой ответственности лишь за злоупотребление этой сво-бодой в случаях, предусмотренных законом;

-- обеспечение прав человека и гражданина влечет необходимость применения вооруженной силы; эта сила установлена в интересах всех, а не в частных интересах;

-- на содержание вооруженной силы и на расходы по содержанию администрации необходимы общие взносы, они должны распределяться равномерно между всеми граж-данами сообразно их состоянию;

-- все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения; свободно давать согласие на его взимание; следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания;

-- общество имеет право требовать отчета у каждо-го должностного лица по вверенной ему части управле-ния.

Собственность есть неприкосновенное и священное право, никто не может быть ее лишен иначе как в случае, установленном законом.

В преамбуле Конституции 1946 г. были провозгла-шены следующие экономические, политические и соци-альные принципы:

-- равенство прав мужчин и женщин;

-- право всякого человека, преследуемого за свою деятельность в пользу свободы, на убежище на террито-рии Республики;

-- обязанность каждого работать и право на получе-ние занятия;

-- право каждого человека защищать свои права и свои интересы с помощью профсоюзной организации;

-- право стачек, которое осуществляется в рамках закона;

-- право каждого трудящегося через посредство сво-их делегатов принимать участие в коллективном опреде-лении условий работы и в руководстве предприятием;

-- всякое имущество предприятия, имеющее нацио-нальное и общественное значение или характер факти-ческой монополии, должно стать собственностью общества;

-- обеспечение личности и семье необходимых усло-вий для их развития;

-- гарантия ребенку, матери и престарелым труже-никам охраны здоровья, материального обеспечения, от-дыха и досуга;

-- равный доступ к образованию, приобретению про-фессии и культуре; организация общественного бесплат-ного и светского образования всех ступеней провозглаша-ется долгом государства.

Список литературы

1. Е.М Ковешников Основы конституционного права зарубежных стран М.Инфа 2002.

2. М.в Баглай конституционное право зарубежных стран НОРМА 2002.

3. Л.Н Энтин конституционное право зарубежных стран .учебн. пособие . Юрист 2001.

4. Конституция ФР

5. Справочное пособие по конституции зарубежных стран. Юрист 2002.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.