p align="left">Таким образом, криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений может быть определено как особая организационно-функциональная система, направленная на формирование и поддержание на определенном уровне постоянной готовности работников правоохранительных органов к систематическому использованию в практической деятельности криминалистического арсенала средств борьбы с преступностью (макроуровень, научно-дидактический уровень), а также на реализацию этой готовности в каждом случае раскрытия и расследования преступления, обусловливаемом конкретной оперативно-розыскной или следственной ситуацией (микроуровень или исполнительский уровень). Рассматривая КОРРП как деятельность, необходимо определить субъектов ее реализации, к которым относятся лица, осуществляющие управляющие воздействия, направленные на формирование криминалистической готовности кадров правоохранительных органов и создание условий для ее реализации. К этим лицам относятся носители криминалистических знаний: сотрудники управленческих структур правоохранительных органов, их научно - исследовательских институтов, учебных заведений, занимающиеся разработкой криминалистического арсенала средств борьбы с преступностью, их внедрением, криминалистической подготовкой и воспитанием кадров. Субъектами КОРРП являются также практические работники (прокуроры-криминалисты, следователи, оперработники, эксперты-криминалисты), деятельность которых направлена на формирование и поддержание на определенном уровне криминалистической готовности других практических работников и оказание им помощи при проведении конкретных следственных и иных действий. В этом случае необходимо отличать особенности их положения, определяемые уровнем системы КОРРП: 1) как субъектов системы КОРРП макроуровня, деятельность которых направлена на формирование криминалистической готовности других сотрудников правоохранительных органов; 2) как субъектов микроуровня, являющихся непосредственными исполнителями криминалистических рекомендаций, деятельность которых направлена на оказание помощи другим практическим работникам при производстве конкретных действий. Например, на сотрудников экспертно-криминалистических подразделений правоохранительных органов возложены задачи как разработки современных криминалистических методов, приемов и средств борьбы с преступностью, обобщения и распространения передового опыта их использования и т.п., так и непосредственной практической реализации криминалистических рекомендаций в ходе раскрытия и расследования преступлений в ходе осмотров мест происшествий, других следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий, при проведении специальных исследований и экспертиз. Тем самым, характер осуществляемой указанными лицами деятельности определяет их положение в качестве субъектов КОРРП преступлений соответствующего уровня. Рассмотрение системы криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений под углом зрения исследования ее функциональной структуру позволяет в рассматриваемой системе выделить ее функциональные подсистемы. Понимая под функциями наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности, служащие интересам достижения целей управляющего воздействия, можно отметить, что функционирование системы криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений направлено на формирование готовности кадров правоохранительных органов к решению следующих основных видов задач - организационно-криминалистических, технико-криминалисти-ческих и тактико-криминалистических задач, а также на реализацию этой готовности в каждом конкретном случае раскрытия и расследования преступления посредством использования соответствующих этим задачам организационных, технических и тактических средств их решения. Функциональная структура системы криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений характеризует функциональную активность её субъектов. Каждая из названных основных функций системы КОРРП, отражая общую направленность этой системы, вместе с тем характеризуется особенностями своего предмета, содержания и способов реализации. Предмет каждой функции системы КОРРП указывает те стороны, аспекты деятельности кадров правоохранительных органов, которые подлежат определенному управляющему воздействию с использованием соответствующих средств. Содержание каждой функции КОРРП определяется конкретными задачами управляющего воздействия на деятельность сотрудников правоохранительных органов и пределами такого воздействия. Способ реализации указанных функций характеризуется особенностями используемого арсенала средств управляющего воздействия на кадры правоохранительных органов. Если понятие технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений получило широкое распространение в криминалистической литературе, то понятия организационно-криминалистического и тактико-криминалистического обеспечения относятся к числу малоисследованных. Организационно-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений, на наш взгляд, направлено на формирование условий, необходимых для создания оптимальной структуры раскрытия и расследования преступлений, его этапов и отдельных действий. Если технико-криминалистическое и тактико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений направлены прежде всего на повышение эффективности деятельности по поиску, обнаружению, исследованию и использованию информации, содержащейся в её материальных и личностных источниках, то организационно-криминалистическое (или структурно-криминалистическое) обеспечение раскрытия и расследования преступлений призвано оптимизировать структуру самой этой деятельности, эффективное функционирование составляющих ее элементов, их взаимосвязь и взаимодействие. Термин «тактико-криминалистическое обеспечение» активно используется в криминалистической литературе. Однако, до настоящего времени не дано четкого определения этого понятия, не исследовано его содержание. Рассмотрение вопросов тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений во многом осложняется тем, что многие проблемы криминалистической тактики относятся к числу дискуссионных и настоятельно требуют дальнейшего исследования. Самостоятельное изучение вопросов тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений обусловлено необходимостью исследования факторов, влияющих на эффективное использование практическими работниками тактического арсенала средств борьбы с преступностью, основанным на закономерностях возникновения, существования и использования информации о преступлении, содержащейся в её личностных носителях, человеческом сознании (психике). Значение тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений заключается в формировании готовности практических работников применять на практике тактический арсенал и создании необходимых условий для ее реализации в интересах решения тактических задач раскрытия и расследования преступлений с учетом складывающихся конкретных ситуаций. Таким образом, под тактико-криминалистическим обеспечением раскрытия и расследования преступлений следует понимать сложную организационно-функциональную систему, направленную на формирование и поддержание на уровне, отвечающем потребностям практики, постоянной готовности работников правоохранительных органов к систематическому использованию в практической деятельности тактического арсенала средств борьбы с преступностью (макроуровень, научно-дидактический уровень), а также на реализацию этой готовности в каждом конкретном случае для решения возникающих тактических задач (микроуровень, исполнительский уровень). Тактико-криминалистическая готовность работников правоохранительных органов, как результат функционирования системы тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, представляет собой адекватную требованиям профессиональной деятельности характеристику их личности, включающую следующие основные компоненты: 1 - познавательные (или интеллектуальные) - тактико-криминалистические знания, навыки, умения; 2 - мотивационные - стремление стать работником соответствующей юридической профессии, успешно выполнять служебные обязанности, добиться успеха в работе т.п.); 3 - эмоциональные - чувство ответственности за результаты служебной деятельности, уверенность в своих силах и т.п.; 4 - волевые - способность проявлять сознательное усилие и овладевать собой, преодолевать сомнения и мобилизовывать свои силы и т.п.. Только в единстве функционирования познавательных, мотивационных, эмоциональных и волевых компонентов проявляется тактическая готовность практических работников. Система тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений призвана обеспечить интеграцию научно-исследовательской, учебно-воспитательной (дидактической) и сервисной криминалистической деятельности, подчиняющихся задаче соединения в единый процесс планирования научных исследований, получения соответствующего запросам практики нового тактико-криминалистического знания, его распространения, подготовки и воспитания работников, способных практически применять и развивать это знание, помощи практическим работникам при реализации определенного тактического средства при раскрытии и расследовании конкретного преступления. Тактико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений имеет три основных взаимосвязанных аспекта функционирования, которые условно можно назвать как научно-исследовательский, дидактический и операционный (практический). Научно-исследовательский аспект системы отражает необходимость: 1) разработки и совершенствования тактико-криминалистического арсенала средств борьбы с преступностью, 2) обеспечения внедрения указанного арсенала в практическую деятельность на основе познания закономерностей криминалистической инновационной деятельности. Дидактический аспект заключается в обеспечении синхронизации развития науки и образования. Требуется определить характер и содержание конкретных задач, которые должны решаться в ходе учебно-воспитательного процесса, в частности, фактический объем криминалистических знаний, которые должны быть усвоены кадрами правоохранительных органов, набор определенных умений, навыков, способностей, качеств, которыми они должны обладать в результате их криминалистического образования, включая развитие способностей творчески подходить к работе. Операционный аспект системы заключается в создании необходимых условий практическим работникам при раскрытии и расследовании конкретного преступления в выборе и непосредственной реализации определенного способа направленного тактического воздействия в интересах решения возникшей тактической задачи. При раскрытии и расследовании конкретного преступления уполномоченное должностное лицо несет полноту ответственности за свои действия: определение тактических задач; конкретизацию обстоятельств, подлежащих установлению; выбор методов и средств решения этих задач; планирование их использования; создание оптимальных условий для реализации криминалистических средств получения информации в рамках производства следственных и иных действий и непосредственную реализацию выбранного способа решения тактической задачи. Вместе с тем, требуется наличие такой развитой службы криминалистического сервиса, которая была бы способна оказать в случае возникновения у практического работника затруднений необходимую помощь при решении им тактической задачи. Эта помощь может заключаться в диагностике лиц, на которых планируется осуществить тактическое воздействие, создании необходимых условий для реализации направленного тактического воздействия, интерпретации полученной в результате реализации тактического средства информации вербального и невербального характера и т.п.. В связи с этим, представляется узким высказанное в криминалистической литературе мнение, что в задачу криминалистической службы входит лишь технико-криминалистическое обеспечение, заключающееся «в непосредственном участии специалистов-криминалистов в следственных действиях и оперативных мероприятиях, в оказании помощи следователю и оперативному работнику в эффективном применении криминалистической техники и в предоставлении им информации, полученной в результате обнаружения и исследования материальных объектов». Полагаем, что организация служб криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений не ограничивается только технико-криминалистическим сервисом, а включает также и организацию тактико-криминалистического сервиса, удобного практическим работникам при проведении следственных и иных действий. Это создаст необходимые предпосылки для повышения эффективности деятельности практических работников и уменьшения тактических ошибок в процессе раскрытия и расследования преступлений. §2. Система криминалистического обеспечения процесса раскрытия и расследования противоправной экономической деятельностиОбвальный рост преступности, изменение ее качественной и возрастной структуры, коррумпированность во властных структурах, усиление влияния преступных сообществ в сфере предпринимательства, торговли и обслуживания при одновременном снижении раскрываемости преступлений, и прежде всего особо опасных, естественно вызывают обострение социальных процессов и повышенное внимание ко всем аспектам деятельности органов внутренних дел, в том числе и к проблеме их криминалистического обеспечения.Сегодня стало совершенно очевидно, что органам внутренних дел без организованной и эффективно функционирующей системы криминалистического обеспечения их деятельности по выявлению, предотвращению, раскрытию и расследованию преступлений удовлетворить предъявляемые обществом требования по обеспечению социальной, правовой и физической защиты жизни, здоровья и имущества граждан не удается. В связи с этим правильное, научно обоснованное определение понятия криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел, его структуры, содержания и задач приобретает не столько теоретическое, сколько прикладное, организационное значение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|